Автор: Синкина Олеся Александровна
Должность: логопед
Учебное заведение: МКУ СРЦН "Теплый дом"
Населённый пункт: Беловского городского округа
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Дыхательные упражнения как средство коррекции произносительной стороны речи у несовершеннолетних
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное учреждение «Социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних «Теплый дом» Беловского городского округа
Логопед Синкина О.А.
Консультация для родителей на тему: «Дыхательные упражнения как
средство коррекции произносительной стороны речи у
несовершеннолетних»
Уважаемые родители!
Вам, конечно, приходилось наблюдать, как
ребенок рассказывает о событиях, оказавших на него сильное впечатление:
быстро, тараторя, отрывочными фразами, помогая себе жестами, стараясь
скорее
поделиться
своими
чувствами.
Кому
–
то
такая
речь
покажется
непонятной. Потому что мысли ребенка бегут быстрее, не успевая облекаться
в слова; ему не хватает воздуха, чтобы внятно и правильно их произнести, а
переполняющие его эмоции не позволяют построить правильную, понятную
другим фразу.
Это следствие несформированного правильного речевого дыхания.
Несколько советов:
При
выполнении
дыхательных
упражнений
необходимо
соблюдать
следующие требования:
- не заниматься в пыльном непроветренном или сыром помещении;
- одежда не должна стеснять движений;
- не заниматься сразу после приема пищи;
- не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в
острой стадии.
Начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:
- дутье через соломку в стакан с водой;
- надувание воздушных шаров;
- дутье на разноцветные вертушки;
- игра на духовых музыкальных инструментах например дудочке;
- пускание мыльных пузырей.
Игры на развитие дыхания
«Подуй в трубочку»
Сделать глубокий вдох через нос, слегка задержать дыхание, затем плавно и
длительно подуть в «трубочку» из вытянутых губ и просунутого между ними
языка насколько хватит взятого воздуха. При выполнении упражнения не
допускается производить вдох ртом, а при выдохе раздувать щеки.
«Фокус – Покус»
Широкий язык прижать к верхней губе, как бы потянувшись к носу. На
кончик носа положить маленький кусочек ваты, затем, сохраняя заданное
положение языка, сильно и плавно подуть на ватку, чтобы она полетела
вертикально вверх. При выполнении упражнения не допускается выдыхания
на губу и запрокидывании назад головы. Если ребенок хорошо справляется с
этим заданием, его можно усложнить, постепенно передвигая ватку с кончика
носа на его «спинку» и на лоб.
«Попади ваткой в ворота»
Соорудить широкие «ворота» из детского конструктора «Лего», перед ними
положить
небольшой
кусочек
ваты.
Затем,
слегка
наклонившись,
чтобы
воздух попадал под ватку, длительно и плавно подуть вперед, чтобы ватка
вошла
в
«ворота»
(при
необходимости
менять
направление
воздушной
струи).
По
мере
тренировки
упражнение
можно
усложнить,
постепенно
сужая «ворота».
«Бабочка»
Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать
нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. В
слух произнести приговорку:
Бабочка – коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке!
Затем взрослый предлагает ребенку подуть на бабочку, «чтобы она полетела».
Ребенок делает длительный плавный выдох.
«Кораблик»
Взрослый и ребенок вместе делают из бумаги кораблик. Кораблик опускают в
таз с водой. Таз должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на
кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно
дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного
выдоха. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют.
Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги – реки!
«Шторм в стакане»
Для
этой
игры
необходима
соломинка
для
коктейля
и
стакан
с
водой.
Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в
стакан
с
водой.
Ребенок
дует
через
соломинку,
чтобы
вода
забурлила.
Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
«Подуй на предмет»
Оборудование: легкие пластмассовые предметы, например, ручка, катушка,
бусинка.
Взрослый кладет предмет на стол, а ребенок, сделав глубокий вдох носом,
должен подуть на него.
«Фрукт или овощ»
Оборудование: овощи и фрукты, которые имеют ярко выраженный запах,
например, чеснок, лук, апельсин, мандарин.
Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть овощи и фрукты,
понюхать их. Далее нужно попросить ребенка закрыть глаза и попытаться
определить запах. Взрослый должен смотреть за тем, чтобы вдох через нос
был плавным и глубоким.
«Аромат»
Взрослый предлагает ребенку представить, что он нюхает знакомый ему
цветок. Ребенку нужно глубоко втянуть носом воздух и плавно выдохнуть
через рот. Перед началом игры взрослый должен показать ребенку, что нужно
делать.
«Надуй шарик»
Оборудование: воздушные шарики, надутые неплотно.
Взрослый дает ребенку шарик и предлагает его надуть, плавно выдыхая
воздух в отверстие. Игру можно провести как соревнование.
Список используемой литературы
1. Асташина И.В. Логопедические игры и упражнения для детей. – М.:ООО
Издательство «ДОМ. ХХХI век», 2008.
2. Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю. Логопедические игры для
детей. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010.