Напоминание

Дыхательные упражнения как средство коррекции произносительной стороны речи у несовершеннолетних


Автор: Синкина Олеся Александровна
Должность: логопед
Учебное заведение: МКУ СРЦН "Теплый дом"
Населённый пункт: Беловского городского округа
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Дыхательные упражнения как средство коррекции произносительной стороны речи у несовершеннолетних
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение «Социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних «Теплый дом» Беловского городского округа

Логопед Синкина О.А.

Консультация для родителей на тему: «Дыхательные упражнения как

средство коррекции произносительной стороны речи у

несовершеннолетних»

Уважаемые родители!

Вам, конечно, приходилось наблюдать, как

ребенок рассказывает о событиях, оказавших на него сильное впечатление:

быстро, тараторя, отрывочными фразами, помогая себе жестами, стараясь

скорее

поделиться

своими

чувствами.

Кому

то

такая

речь

покажется

непонятной. Потому что мысли ребенка бегут быстрее, не успевая облекаться

в слова; ему не хватает воздуха, чтобы внятно и правильно их произнести, а

переполняющие его эмоции не позволяют построить правильную, понятную

другим фразу.

Это следствие несформированного правильного речевого дыхания.

Несколько советов:

При

выполнении

дыхательных

упражнений

необходимо

соблюдать

следующие требования:

- не заниматься в пыльном непроветренном или сыром помещении;

- одежда не должна стеснять движений;

- не заниматься сразу после приема пищи;

- не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в

острой стадии.

Начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

- дутье через соломку в стакан с водой;

- надувание воздушных шаров;

- дутье на разноцветные вертушки;

- игра на духовых музыкальных инструментах например дудочке;

- пускание мыльных пузырей.

Игры на развитие дыхания

«Подуй в трубочку»

Сделать глубокий вдох через нос, слегка задержать дыхание, затем плавно и

длительно подуть в «трубочку» из вытянутых губ и просунутого между ними

языка насколько хватит взятого воздуха. При выполнении упражнения не

допускается производить вдох ртом, а при выдохе раздувать щеки.

«Фокус – Покус»

Широкий язык прижать к верхней губе, как бы потянувшись к носу. На

кончик носа положить маленький кусочек ваты, затем, сохраняя заданное

положение языка, сильно и плавно подуть на ватку, чтобы она полетела

вертикально вверх. При выполнении упражнения не допускается выдыхания

на губу и запрокидывании назад головы. Если ребенок хорошо справляется с

этим заданием, его можно усложнить, постепенно передвигая ватку с кончика

носа на его «спинку» и на лоб.

«Попади ваткой в ворота»

Соорудить широкие «ворота» из детского конструктора «Лего», перед ними

положить

небольшой

кусочек

ваты.

Затем,

слегка

наклонившись,

чтобы

воздух попадал под ватку, длительно и плавно подуть вперед, чтобы ватка

вошла

в

«ворота»

(при

необходимости

менять

направление

воздушной

струи).

По

мере

тренировки

упражнение

можно

усложнить,

постепенно

сужая «ворота».

«Бабочка»

Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать

нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. В

слух произнести приговорку:

Бабочка – коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На березовой ветке!

Затем взрослый предлагает ребенку подуть на бабочку, «чтобы она полетела».

Ребенок делает длительный плавный выдох.

«Кораблик»

Взрослый и ребенок вместе делают из бумаги кораблик. Кораблик опускают в

таз с водой. Таз должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на

кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно

дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного

выдоха. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют.

Ветер, ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги – реки!

«Шторм в стакане»

Для

этой

игры

необходима

соломинка

для

коктейля

и

стакан

с

водой.

Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в

стакан

с

водой.

Ребенок

дует

через

соломинку,

чтобы

вода

забурлила.

Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

«Подуй на предмет»

Оборудование: легкие пластмассовые предметы, например, ручка, катушка,

бусинка.

Взрослый кладет предмет на стол, а ребенок, сделав глубокий вдох носом,

должен подуть на него.

«Фрукт или овощ»

Оборудование: овощи и фрукты, которые имеют ярко выраженный запах,

например, чеснок, лук, апельсин, мандарин.

Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть овощи и фрукты,

понюхать их. Далее нужно попросить ребенка закрыть глаза и попытаться

определить запах. Взрослый должен смотреть за тем, чтобы вдох через нос

был плавным и глубоким.

«Аромат»

Взрослый предлагает ребенку представить, что он нюхает знакомый ему

цветок. Ребенку нужно глубоко втянуть носом воздух и плавно выдохнуть

через рот. Перед началом игры взрослый должен показать ребенку, что нужно

делать.

«Надуй шарик»

Оборудование: воздушные шарики, надутые неплотно.

Взрослый дает ребенку шарик и предлагает его надуть, плавно выдыхая

воздух в отверстие. Игру можно провести как соревнование.

Список используемой литературы

1. Асташина И.В. Логопедические игры и упражнения для детей. – М.:ООО

Издательство «ДОМ. ХХХI век», 2008.

2. Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю. Логопедические игры для

детей. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010.



В раздел образования