Автор: Сергеев Дмитрий Вячеславович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Ытык-Кюель, Таттинский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ в преподавании истории и обществознания
Раздел: среднее образование
Использование ИКТ в преподавании истории и обществознания
Вашему вниманию предлагается творческий отчет, посвященный применению ИКТ
в преподавании истории и обществознания. Цель работы любого учителя - создание
эффективной
системы
развития
интеллектуальных
способностей
учащихся.
Среди
многочисленных
современных
педагогических
технологий,
которые
призваны
совершенствовать образовательный процесс, не последнее место занимают ИКТ.
За последние несколько лет серьезно изменились возможности обучения детей.
Происходит
переоценка
традиционных
методов
обучения.
Современные
технологии
врываются в повседневную жизнь, не оставляя в стороне и школу. Компьютер сегодня не
роскошь и не игрушка, это инструмент получения информации и накопления знаний.
ИКТ призваны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной
работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать
обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс
обучения и развивать самостоятельность учащегося.
В
условиях
информационного
общества
изменилась
и
деятельность
учащихся.
Традиционно вид информационной деятельности обучаемого был ограничен известным
набором: восприятие (при прослушивании, просмотре) в процессе объяснения обучающим
нового учебного материала определенного конкретного объема; запоминание, заучивание
самим
обучаемым,
как
правило,
только
части
представленного
учебного
материала;
воспроизведение (вербально или в письменной форме) обучаемым усвоенного материала.
Появление
интерактивных
средств
обучения
обеспечивает
такие
новые
формы
учебной
деятельности,
как
регистрация,
сбор,
накопление,
хранение,
обработка
информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших
объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на
экране моделями различных объектов, явление, процессов.
В обучении истории огромное значение играет фактор наглядности. В своё время
было
выпущено
большое
количество
всевозможных
картин
к
уроку,
диафильмов
и
слайдов. Но теперь этого мало, а показ диафильмов затруднен неприспособленностью
кабинетов,
отсутствием
специальной
техники.
Сегодня
на
помощь
приходят
мультимедийные программы, презентации, видеофильмы.
Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более
интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической
эпохи,
создать
иллюзию
соприсутствия,
сопереживания,
содействует
становлению
объемных и ярких представлений о прошлом.
Можно
выделить
наиболее
существенные
преимущества
использования
мультимедийных средств обучения в преподавании истории:
- Мультимедийные технологии позволяют интегрально представлять исторические
знания. Мультимедийное учебное пособие в состоянии представлять исторические факты,
события, документы, комментарии и интерпретации во взаимосвязи, т. е. представлять их
в интегральном, а не разобщенном виде. Здесь открываются возможности для соотнесения
знаний об историческом предмете, накопленные в разные исторические времена и в
разных исследовательских школах.
- Знания представлены в определенном контексте. Контекстом служат не только
комментарии, но и многие другие сюжеты (рисунки, звуковые вставки анимация, портреты
и пр.), раскрывающие предмет с разных сторон. Создается сетевая структура информации,
обладающая большой информационной насыщенностью и дополнительным смысловым
потенциалом, чем отдельно взятые предметы в своей сумме.
- Знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным)
они лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.
- Восприятие, интерпретация и освоение исторических знаний на базе мультимедиа
реализуется не только когнитивным способом, но и созерцательным путем. Реконструкция
истории, как важнейший шаг в выработке исторического сознания, может пользоваться
наглядными
примерами
виртуально
реконструкции
в
компьютере,
что
облегчит
интеллектуальную деятельность учащегося.
-
Современный
образовательный
процесс
предполагает
развитие
у
обучаемых
творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся
с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной
продукции.
Решению
данной
задачи
способствует
развитие
проектных
технологий
в
изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания
информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.)
и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным
инструментом в руках учащихся.
C
помощью
ИКТ
информационное
взаимодействие
между
субъектами
информационно-коммуникативной
предметной
среды
становится
более
интенсивным,
результатом является формирование более эффективной модели обучения.
Таким
образом,
информационно-коммуникационные
технологии
способны:
стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный,
творческий,
исследовательский
характер,
во
многом
способствовать
обновлению
содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и
развивать самостоятельную деятельность школьников.
С помощью ИКТ можно не только проводить уроки, но и распространять опыт
работы.
В сети Интернет есть огромное количество сайтов, где выложены результаты работы
с ИКТ учителей истории и обществознания.
Кроме
того,
диалог
с
коллегами-единомышленниками,
ознакомление
и
распространение
инновационных
методических
и
дидактических
идей
можно
осуществлять с помощью сетевого взаимодействия – сайт творческих учителей.
Новые возможности для подобного обмена опытом дает техника, обеспечивающая
спутниковые и наземные каналы связей для проведения конференций. Благодаря этому
оборудованию
устанавливаются
сотрудничество
и
профессиональны
контакты
с
ОУ,
осуществляется
обмен
информацией
по
разработке
и
внедрению
в
образовательный
процесс новых образовательных технологий, в том числе и информационных. В режиме
on-line
организуются
и
проводятся
семинары
по
различным
проблемам
развития
образования и т.п.
Будем надеяться, что и наша школа в скором времени получит доступ к оборудованию,
которое
позволяет
проводить
интегрированные
уроки
с
другим
ОУ,
в
котором
есть
подобное оборудование.
Настоящим
творческим
стимулом
для
учителя
является
создание
уроков-
презентаций, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Есть
уроки, где нужно на доске вычерчивать большое количество схем и опорных сигналов, для
этого требуется много времени и места. Данная задача успешно решается с помощью
компьютера
и
экрана.
Презентации
помогают
удовлетворить
творческие
амбиции
учителей и пополняют базу методических разработок уроков.
Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объемный материал,
формулировать
свои
мысли
предельно
кратко
и
лаконично,
систематизировать
полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта.
Конечно,
из
вышеизложенного
не
следует,
что
теперь
необходимо
все
уроки
перенести в компьютерный класс и все изложение учебного материала перепоручить
компьютеру. Учитель на своем, им самим выстроенном уроке может и должен чередовать
разнообразные методические приемы. Это сделает урок менее скучным, однообразным,
более динамичным, интересным и, как следствие, поможет ученикам быстрее и глубже
усвоить курс. Например, часть урока преподаватель «с помощью подручного материала»
может объяснить сам, другую часть — перепоручить своему «электронному помощнику»,
затем устроить викторину и т. д.
Учитель истории и обществознания МБОУ «Ытык-Кюельская СОШ №2 имени
Д.А.
Петрова»
МР
«Таттинский
улус»
Республики
Саха
(Якутия)
Сергеев
Дмитрий
Вячеславович