Автор: Казакова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДСКВ №28
Населённый пункт: Ленинградская область Всеволожский район
Наименование материала: методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Тема: Путешествие по народным сказкам
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе МАДОУ
ДСКВ №28
Конспект составила: Казакова И.В.
Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Образовательная область: речевое развитие.
Участники: Воспитатель и дети подготовительной группы.
Возраст: 6-7 лет.
Тип занятия: Комбинированное.
Цель: Фиксирование знаний детей о русских народных сказках и их героев.
Задачи:
Образовательные: Развивать умение узнавать сказку по иллюстрациям,
загадкам, эпизодам; тренировать способность детей пересказывать сказки
используя сложные речевые обороты.
Развивающие: Стимулировать речевую и познавательную активность,
развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность,
умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
Воспитательные: Воспитывать интерес к русской культуре посредством
сказок.
Оборудование:
Шкатулка, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, книги, несколько
разноцветных страниц, конверты с загадками, письма.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа в формате ответы и вопросы;
побуждение обращаться к личному опыту детей; загадки; педагогическая
оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: воспроизведение сказки; решение проблемной ситуация;
поиск решения проблемной ситуации; дидактические игры;
здоровьесберегающие технологии (эмоциональная разрядка, пальчиковая
гимнастика, зрительная гимнастика, физминутка).
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя»,
«Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций
к ним; рассказ сказок; дидактическая игра «Узнай героя сказки по описанию».
Предполагаемый результат:
- воспитанник имеет представление о сказках, узнает героев сказок и их
названия.
- развивает диалоговую речь, способность рассуждать, высказываться,
пополняя словарный запас.
- применяет полученные знания в самостоятельной деятельности.
- формируются практические навыки работы с разнообразными материалами.
1. Организационный момент:
Дети становятся в круг.
Игра психологического здоровья.
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, какой сегодня замечательный
день?
Этот день пусть будет ясным,
Добрым, солнечным, прекрасным,
И улыбок миллион
Нам с тобой подарит он!
2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Воздушный поцелуй»
2. Основная часть:
Воспитатель:
- Ребята, а что нас с детства учит, что добро побеждает зло? (Ответы детей)
- Конечно это сказки! Почему вам так нравится из слушать? (Ответы детей)
- Как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому
что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому.
Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Воспитатель:
- Ребята, я принесла вам книгу сказок. Посмотрите, какая она красочная,
наверно в ней много интересных сказок! (рассматриваем, выясняется, что все
страницы книги исчезли).
- Ребята, как вы думаете, куда пропали страницы из книги? (дети
высказывают свои предположения).
- Здесь письмо. От кого оно пришло как вы думаете? Давайте, прочитаем.
«Здравствуйте, детки! Я Баба Яга! Очень люблю пошалить, я, друзья. Я
попросила Могучего Ветра развеять страницы по сказок стране! Да, вредная,
грубая и не жалею! Ходите, ищите, а мне все равно!»
Воспитатель:
Не может Баба Яга жить, чтобы никому не вредить. Очень сложное задание
нам досталось: нужно найти все страницы этой книги, и мы обязательно ее
прочитаем. Как же узнать дорогу в Страну Сказок – мы не знаем. Как туда
попасть? Кто покажет нам путь? (высказывания детей.)
Воспитатель: В русских народных сказках есть замечательный волшебный
предмет, который показывает дорогу героям. Что это за предмет, ребята?
Конечно – волшебный клубок. У меня как раз есть такой клубок, он мне
достался в подарок от знакомой волшебницы. Спрятан он в этом чудесном
мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята,
вот беда! Баба Яга и здесь успела навредить, она запутала весь клубок. Что
же делать, как же быть? Как вернуть волшебство клубка? Я знаю одно
средство – я делаю один моток, а вы вспоминаете русские народные сказки.
Чем больше вспомним, тем больше волшебных сил будет у клубка.
Игра «Любимые сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая
нить и называя сказку).
Воспитатель:
- Посмотрите, какой большой клубочек получился? Что ему помогло стать
таким большим? (ответы детей).
- Да, это потому, что вы вспомнили много сказок! Наш клубок укажет дорогу
в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова:
«Клубок, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к
шкатулке).
- Здесь для нас задание. Я расскажу вам сказку, вы послушайте меня и
найдете ошибки в сказке.
Сказка «Настя и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Настенька. Пошла она одна в лес и
заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила
семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Настя в дом и начала там
хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла
спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай
возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум,
выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке
побывал.
(Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а
медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)
Воспитатель: Вот и нашли мы первую страницу!
Воспитатель: Клубок, помоги нам отыскать остальные страницы нашей
книги! (Клубок приводит детей к письму от Бабы Яги «Задание первое было
не сложным, дорогу нашли, и страничку одну. Вот только не радуйтесь,
деточки, очень, а загляните-ка лучше в конверт. Я перемешала сказки и ваших
любимых героев. Сумеете узнать героев, из какой они сказки, получите еще
одну страницу!» (Моделирование сказок: «Маша и медведь», «Курочка-Ряба»,
«Репка», Дети называют сказку, героев).
Воспитатель:
- А вот еще одна страница нашлась!
- Давайте осмотримся вокруг себя и поищем, может где-нибудь рядом
спрятаны оставшиеся страницы?
Гимнастика для глаз: «Посмотрим направо, налево и вниз нарисуем глазами
клубок».
Воспитатель: Нет не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше,
покажи нам дорогу!
Воспитатель: Вот еще одно письмо, на конверте написано «Спасите!».
Только я не могу понять, кому же нужна наша помощь? (Открываю конверт,
достаю карточки).
Игра «Помогите!».
Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться
помочь им).
«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)
«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)
«Помогите! Я превратился в козленочка!» («Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»)
«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)
«Помогите! Я превратилась в облачко!» (Снегурочка»)
Воспитатель:
- Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась.
- Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!
- Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш
пусть отдохнет!
Физкультурная минутка "Репка"
В огороде дедка репку посадил (присели)
И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся)
Расти, расти, репка, и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка всем на удивленье (подняли плечики)
Большая – пребольшая, всем хватит угощенья (руки в стороны)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Воспитатель:
- Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он
покатится. (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам).
– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? -
показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят"
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь,
слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает
иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему
гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и
речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает
иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)
- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая.
Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила,
она пожалела их и снесла им другое яичко.)
- Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? (Зеленого и
голубого).
- А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с
загадками)
- Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет
нам еще одну страницу!
Баба била — не разбила. Слабовата бабья сила! Да не смог разбить и дед.
Ведь ему сто лет в обед. Кликнули они норушку — Та разбила, как игрушку,
и сбежала под крыльцо. Что разбила-то? … (Яйцо)
Баба била — не разбила, Дед ударил — не разбил. Баба очень загрустила. Кто
же бабе подсобил? Прибежала в дом малышка. Вмиг яйцо разбила (Мышка)
Родилась у мамы дочка из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто! С
дюйм была малышка ростом. Если сказку вы читали, знаете, как дочку звали.
(Дюймовочка)
В поле появился дом. Поселились в доме том: Мышка по имени Норушка, и
лягушечка Квакушка, Ёж, Лисица и Зайчишка. А ещё лохматый Мишка
Позже поселился тут. Как все домик-то зовут? Вьётся над трубой дымок. Этот
домик — … (Теремок)
Свой дом зимою, в холода Она слепила изо льда. Но дом стоял прекрасно в
стужу, весной же превратился в лужу. Дом лубяной построил Зайка. Теперь,
читатель, вспоминай-ка, Кого прогнал Петух в леса? Кто Зайца обманул?
(Лиса)
Дед и баба вместе жили, Дочку из снежка слепили, но костра горячий жар
превратил девчурку в пар. Дед и бабушка в печали. Как же их дочурку звали?
(Снегурочка)
Что за сказка: кошка, внучка, Мышь, ещё собака Жучка Деду с бабой
помогали, Корнеплоды собирали? (Репка)
Воспитатель:
- Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна страница.
- Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем
собрать нашу книгу.
- Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.
Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям,
называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот
герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».
Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…;
Лошадь… - ; Молодцы!-
Воспитатель:
- Вот и последняя страница нашлась!
- У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все.
Красный, оранжевый, …., фиолетовый.
- Что вам напоминают эти цвета? (Ответы детей).
- Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу
сказок. Нам поможет наша волшебная шкатулка. Давайте положим книгу в
шкатулку и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо
произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза
разными способами:
• удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
• лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
• весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.
(Дети выполняют вместе с воспитателем)
Рефлексия:
3. Воспитатель: Давайте заглянем в нашу шкатулку! Посмотрите, какую
книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у
меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок,
самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит,
сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. (Дети
получают в подарок из шкатулки раскраски). Это вам Баба Яга прислала
подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам.
Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе
рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку,
он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу
группу.
Воспитатель:
- Чему нас учат сказки?
- Какие бывают сказки?
- Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)
- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы
очень хорошо знаете русские народные сказки.