Автор: Дышекова Фатимат Асхадовна
Должность: Воспитатель Доу
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: а.Хабез Хабезского района
Наименование материала: Сценарий открытого занятия
Тема: НОД "Воздух"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
открытого
занятия
по
опытно-экспериментальной
деятельности в старшей группе «Невидимка воздух»
Воспитатель: - Дышекова Ф.А.
Программное содержание: Формировать представление о воздухе, его
свойствах (бесцветный, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли
воздуха в жизни живых существ.
Задачи:
- Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
- Развивать мышление.
- Учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.
Материалы и оборудование: воздушные шары; стакан с водой на каждого;
трубочки для коктейля; пустой стакан на каждого; прозрачная емкость с
водой; банка; веера на каждого; целлофановые пакеты на каждого; мыльные
пузыри ; карточки - обозначения свойств воздуха; игрушка Машенька,
воздушные шары в связке.
Предварительная работа: Беседа «Живая и не живая природа»;
рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за
ветром.
Словарная работа: воздух( хьэуа),настроение( нэжэгужагъэ),
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята,поздороваемся.
Здравствуйте ладошки хлоп- хлоп- хлоп
Здравствуйте ножки топ- топ- топ
Здравствуйте щечки плюх- плюх- плюх
Здравствуй дружок(дети здороваются и обнимаются)
В – Ребята,сегодня мы с вами узнаем что –то очень интересное. У нас новое
задание, оно вот в этой красивой шкатулке. Вы хотите узнать,что в шкатулке?
( открывает шкатулку- она пустая)
Д- Шкатулка пустая ,в ней ничего нет.
В – Я с вами не согласна,она не пустая.В ней что- то есть, а что. Вы узнаете,
если отгадаете загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый и все же,
Без него мы жить не можем
Дети: Воздух.
В- правильно ребята это воздух.По- черкесский – это хьэуа . Фыкъедэу1
Усэ ц1ык1у хьэуам щхьэк1э.
Пщэджыжь нэмэзым укъыщ1эк1ауэ
Уэ хьэуа къабзэр зыжьэдэпшамэ
Уи узыншагъэм ар и сэбэпщ
Нэжэгужагъэми зыкъиэ1тынщ
В. Без воздуха мы можем дышать?
Д- нет.
В- Он необходим для жизни человека. Скажите, а для кого еще воздух
необходим?
Д - Воздухом дышат люди,растения.животные.
В - А теперь зажмите одной рукой рот а другой носик и попробуйте мы
можем дышать или нет ?
Д – Нет
В- Без воздуха нам дышать очень трудно,также трудно и животным и
растениям..
В - А для чего мы проветриваем группу, муз зал.
Д – Чтобы мы дышали свежим воздухом.
В – А как вы думайте есть воздух вокруг нас?Вокруг Тимура ( имена детей)
Да.
В- А чтобы это узнать мы с вами должны воздух почувствовать .Возьмите
ладошки и подуйте на них ,что вы чувствуйте?
Д – Холодный воздух.
В – Да,ребята воздух приводим в движение и получается ветер.
Движение воздуха с веером.
В - Давайте вспомним, что относится к живой природе (люди, животные,
растения)?
А что относится к не живой природе (камни, вода, воздух, почва, звезды)?
Молодцы!
В - Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.
(Из-за дверей доносятся звуки)
Машенька - Ой, помогите, спасите, лечу!!
Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери)?
(В комнату на воздушных шариках залетает Машенька.
В – Ребята, скажите кто это?
Д – Это Машенька
В - Из какого мультика Машенька?
Д – Маша и медведь
Здравствуй Машенька! Как ты к нам попала?
М - Здравствуйте ребята! Я гуляла с шарами, но вдруг ветер подхватил меня
и понес, понес и принес к вам в детский сад.
Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?
Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о
воздухе.
М - О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышала, но никогда с
ним не встречалась. Может, его вовсе нет?
В – Погоди Машенька. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он
вокруг нас.
М - Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
В - Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Машеньке, что воздух
действительно есть. Ребята,сегодня мы с вами поговорим о воздухе,как
ученные исследователи.
В – А где работают ученные?
Д – В лабараториях.
В – какие правила надо соблюдать в лабараторий.
Д – Соблюдать тишину,не перебивать друг – друга.работать аккуратно.
внимательно,ничего не трогать руками без разрешения воспитателя.
В – Сечас одеваем халаты и чепчики и отправляемся в лабораторию.
Чтоб природе другом стать
Тайны все ее узнать
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать
Будем вместе развивать
Качество внимательность
А поможет все узнать
Наша наблюдательеность.
Опыт №1 «Как поймать воздух».
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и наберите воздух и
закройте пакеты.. Что произошло с пакетами? Какой стал пакет?
Д –Пакет стал толстый, надутый.
В – А чем мы наполнили пакеты?
Д – Воздухом.
В – Мы узнали, что воздуху можно придать форму.
М - Я уверена, что там ничего нет!
В - Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно
проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы
чувствуете?
(Воспитатель подносит пакет к Машеньке).
М - Я его не вижу, но чувствую.
В - Молодец Машенька! Ты сама сделала правильный вывод, что воздух
нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Опыт №2 «Что в стакане?»
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он
пустой?
М - Это же всем понятно, что в нем ничего нет.
В - Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот
стакан.
Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду.
Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.
Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?
Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?
(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).
Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?
Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем
немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде?
Д - Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
В - Какой можно сделать вывод?
При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух,
занимая его место.
Опыт № 3 «Воздух легче воды»
Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля.Сейчас
мы с вами попробуем увидеть воздух. Вставьте трубочки в воду и подуйте в
них. Что вы видите?
Д - Появились пузырки.
В – А что это значит?
Д – это значит, что внутри нас есть воздух, мы через нос дышим воздухом и
выпускаем воздух через трубочку в виде пузырков. Попробуйте еще раз.
В- Положите в стакан с водой горошеньку или гречку и что вы видите?
Д- Появились пузырки
В – Что мы видим?Появились пузырки.Это значит,что в наших горошеньках
тоже есть воздух и он выходит в виде пузырьков. А как мы можем оживить
наши горошеньки?
Д – Подуть трубочкой.
В- Мы дуем в трубочки и приводим в движение наши пузырьки и наши
горошеньки шевелятся.Что мы из этого опыта узнали?
Д – Что в нас есть воздух и он выходит в виде пузырьков.
М - А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
В - Потому, что воздух легче воды.
Давайте поставим на мольберт еще одну карточку - обозначение свойства
воздуха «Воздух легче воды».
Ребята, Машенька ! У меня для вас есть небольшой сюрприз.
(Воспитатель достает мыльные пузыри).
Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко
поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом
наоборот.
Физминутка «Мыльные пузыри».
Или Я с утра сегодня встал
Шар радужный с полки взял
Начал дуть я и смотреть,стал мой шар вдруг толстеть
Я все дую, шар все толще дую –толще,дую – толще
Вдруг услышал я хлопок, лопнул шарик мой дружок
А теперь пройдемте в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!
М - А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?
В - Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?
Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха»
М - Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами?
В- Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но
двигаясь, может доносить его до наших носов.
М - Он еще и двигаться умеет?
В - Скажи , как ты сегодня оказалась у нас в гостях?
М - Меня ветер принес.
В- Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?
Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение
воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут
облака, крутится вертушка, пар изо рта).
Опыт № 4 «Движение воздуха»
В – А вы знайте, что с помощью воздуха можно рисовать.С помощью воздуха
можно нарисовать вот такие картины. Мы будем рисовать сегодня с помощи
воздуха, кисточки, краски. осеннее дерево
В –Наблюдаем- берем кисточку,мокаем в гуашь и капаем на листочек, чтобы
капелька большая была.Берем трубочку и раздуваем нашу капельку.С
помощью такой техники можно нарисовать разные рисунки Это техника
называется кляксография.( Дети повторяют) Открываем гуаши, берем
трубочки, капаем и раздуваем,рисуем дерево и украшаем листочами.( дети
работают под музыку).
В- Красивые получились рисунки? Чем мы сегодня рисовали?
Д - воздухом
В - Как называется это техника?
Д – Кляксография . Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много
узнали нового, и надеюсь, много запомнили.
Рефлексия.
Давайте вспомним по карточкам-обозначениям все, о чем мы говорили на
занятии.
1. Воздух не имеет цвета.
2. Воздух легче воды.
3. Воздух не имеет запаха.
4. Воздух движется.
5. Мы дышим воздухом. Он часть природы.
Машенька: Спасибо вам ребята за такое интересное занятие. Теперь я самая
умная Машенька на свете!
В - Машенька, приходи к нам обязательно еще.
М - Я хочу подарить вам эти шарики. Теперь я знаю, почему их называют
воздушными!!!
До свидания, дети!