Автор: Ишутина Ольга Михайловна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Кемеровская область город Полысаево
Наименование материала: Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема: Воздух вокруг нас
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе: «Воздух вокруг
нас».
Цель: систематизировать знания детей о воздухе, его свойствах и качествах в процессе
экспериментирования.
Задачи:
1.
Сформировать у детей представления о том, что воздух окружает нас повсюду, его
можно почувствовать, увидеть и услышать.
2.
Способствовать умению самостоятельно проводить исследования, анализировать,
обобщать результаты опытов.
3.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами
воздуха и его использованием в процессе экспериментирования.
4.
Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам.
Материалы и оборудование: стеклянная баночка с водой на каждого ребенка, коктейльная
трубочка, кусочки мела, целлофановый пакет, кусочек ваты, пропитанный мандариновым
маслом, вентилятор.
Ход НОД.
В. – Ребята, сегодня утром я получила письмо из Солнечного города от Знайки. Вы помните, кто
живет в Солнечном городе?
Д. – Малыши и малышки.
В. – Да, верно. И самого умного малыша зовут Знайка. У него есть много друзей. Вы знаете, как
их зовут?
Д. – Винтик, Шпунтик, Пилюлькин, Незнайка, …
В. – Незнайка очень умный, он много знает и готов поделиться своими знаниями с вами. Он
приглашает вас в свою лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?
Д. – Это такая комната, где проводят эксперименты и опыты.
В. – Вы готовы отправиться в путь?
Д. – Да!
В. – Закрывайте глаза, я скажу волшебные слова и мы окажемся в солнечном городе.
(Дети закрыли глаза, воспитатель включает вентилятор)
«Мы летим под облаками,
Мы с закрытыми глазами,
Мы полмира облетели,
К Знайке в гости прилетели».
В. – Посмотрите, ребята, кто вас встречает. Вы его узнали?
Д. – Да, это Знайка!
В. – Конечно это знайка. А вы знаете, почему его так зовут?
Д. – Потому что он умный.
– Он много знает.
В. – Здравствуй, Знайка, мы получили твое письмо.
З. – Здравствуйте, ребята. А как вы добрались до Солнечного города?
Д. – Мы прилетели по воздуху!
З. – А как вы поняли, что летели?
Д. – Мы чувствовали, как воздух нас обдувает.
– Он прикасался к нам.
З. – Делаем вывод, что воздух вокруг нас и его можно почувствовать.
В. – Верно.
З. – А еще воздухом мы дышим. У нас в груди есть легкие. Когда мы вдыхаем, они наполняются
воздухом, а когда выдыхаем – сдуваются. Давайте попробуем сделать глубокий вдох.
(Дети делают глубокий вдох и шумный выдох)
З. – Делаем вывод: в нас тоже есть воздух. Мы им наполнены. А хотите увидеть воздух?
В. – Ребята, а можно воздух увидеть?
Д. – Нет.
З. – Я помогу вам увидеть воздух. Я приглашаю вас в свою лабораторию. Но перед тем, как мы
займемся опытами, мы немного разомнемся.
Физкультминутка.
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бег на месте)
Чистого пречистого воздуха найду (потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянуться вверх на носках)
Самого кристального воздуха найду (фонарики)
(Дети садятся за столы)
Опыт 1
З. – У каждого на столе стеклянная баночка с водой. Ребята, посмотрите внимательно, вы что-
нибудь видите в ней?
Д. – На стенках банки есть пузырьки.
З. – Пузырьки на стенах – это воздух. Какой можно сделать вывод?
Д. – Воздух есть в воде.
Опыт 2
З. – Ребята, воздух есть абсолютно во всех предметах. Не верите? Воздух есть, например, в
меле. Возьмите кусочек мела и бросьтеего в баночку с водой. Что вы видите?
Д. – Небольшой фонтанчик.
З. – Это воздух выходит из него. Какой можно сделать вывод?
Д. – Воздух есть в предметах.
Опыт 3
З. – А хотите услышать воздух? Возьмите трубочку, опустите в воду и дуйте. Что происходит с
водой?
Д. – Вода бурлит и булькает.
З. – Какой можно сделать вывод?
Д. – Воздух можно услышать.
Опыт 4
З. – А еще воздух можно почувствовать носом. Сейчас, ребята, вы закроте глаза, а когда
откроете по моей команде, то скажете мне, что вы почувствовали.
(Воспитатель проводит перед лицами детей ваткой, пропитанной запахом мандарина)
З. – Что вы чувствуете?
Д. – Пахнет мандарином.
З. – Какой можно сделать вывод?
Д. – Воздух можно понюхать.
Опыт 5
З. – Ребята, вы знаете, что воздух прозрачный, но его можно поймать. Ребята, возьмите пустой
целлофановый пакет и помашите им, взяв его двумя руками. Что с ним произошло?
Д. – Он надулся, наполнился воздухом.
З. – Закройте его. На что пакет стал похож?
Д. – На воздушный шарик.
З. – Какой можно сделать вывод?
Д. – Воздух можно поймать.
В. – Ну что, ребята, вы поняли, что такое воздух? Расскажите, что нового вы узнали о нем.
Д. – Воздух есть в воде. Воздух можно услышать. Воздух можно поймать. Воздух можно
понюхать. Воздух есть в предметах.
З. – Вы замечательно поработали и я хочу вам подарить воздушные шарики. Наполните их
воздухом и они помогут вам вернуться в детский сад. А я с вами прощаюсь, до новых встреч в
моей лаборатории.
В. – До свидания, Знайка. Спасибо. Мы обязательно еще вернемся. А теперь надуваем шарики
и возвращаемся в детский сад.