Автор: Кобелева Ольга Геннадьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: муниципальное бюджетного общеобразовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" "Средняя школа № 73"
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: Организация проектной деятельности по географии
Тема: Проект самостоятельного пешеходного туристического маршрута по городу Архангельску "Синяя линия"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка коллективной проектной и исследовательской работы по
краеведению.
Самостоятельный пешеходный туристический маршрут по г. Архангельску «Синяя линия».
Учитель географии МБОУ СШ № 73
Кобелева О.Г
« Один из самых простых способов любить город, в котором живешь, – время от времени
смотреть на него глазами чужака»
Макс Фрай
Введение
Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края, его ценностей,
народных
обычаев
и
традиций.
История
каждого
населенного
пункта
уникальна
и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны.
Задача современной школы - привить любовь к малой Родине. А через нее - любовь,
и уважение к необъятной и многонациональной России. Практический внеурочный проект
«Синяя линия» формирует в сознании учащегося научно-объективную картину родного края
и
одновременно
воспитывает
его
как
личность,
готовую
к
активной
деятельности
и применению приобретённых знаний и умений в жизненных ситуациях.
По доминирующей деятельности учащихся проект является информационно – творческим.
Он включает в себя сбор информации, создание информационной среды класса, а также
предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, а
именно
–
создание
карты
самостоятельного
пешеходного
туристического
маршрута
по г. Архангельска.
По комплексности – это монопроект, проводится, в основном, в рамках предмета географии,
но
может
быть
использована
информация
из
других
областей
знания
и
деятельности.
Руководителем проекта выступает учитель-предметник. Интеграция осуществляется в данном
случае на этапе подготовки продукта и презентации.
По характеру контактов между участниками проект является внутришкольным.
Проект осуществляется в течение 2-3 месяцев.
Цель проекта:
1.Способствовать
формированию
ценностного
отношения
к
историческому
прошлому
и
настоящему города Архангельска.
2.Способствовать воспитанию толерантности в отношении детей к окружающим их людям.
3.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к истории
родного края.
4.
Способствовать
овладению
умением
применить
полученные
знания
о
малой
Родине
в
практической деятельности.
Задачи:
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать стремление, к разумной организации своего свободного времени.
2. Развивать познавательный интерес в области истории и географии родного края .
3.Формировать умение и навыки учащихся в работе.
4.Развивать творческое воображение учащихся.
5.Формирование нравственных качеств, сплочение детского коллектива.
6. Воспитывать любовь и привязанность школьников к родному краю, пробудить интерес к
родной культуре.
7. Помочь школьникам осознать себя частью жизни родного Поморского края.
Развивающие задачи:
1. Приобщать детей к культурным ценностям.
2. Способствовать развитию личностного самообразования через создание ситуации успеха,
творческих и мыслительных способностей детей.
3. Способствовать развитию авторских идей.
4. Развитие самостоятельности.
5. Углубленное изучение документов, источников.
6. Развивать интерес к изучению родного края
7. Развивать практические навыки исследовательской работы учащихся с краеведческим
материалом.
Изучение Поморского края:
- через знакомство с историей и географией г. Архангельска, его достопримечательностями;
- через сбор фотоматериалов;
- через посещение краеведческих музеев нашего города;
- через проведение опроса, интервью.
Основные участники данного проекта – являются учащиеся 8-9 классов. Основной смысл
проекта - практическая деятельность. Объектом этой деятельности становится история и
географические особенности города Архангельска и Архангельской области. Все задания
имеют практическую направленность и требуют от учащихся разнообразной деятельности,
как в школе, так и вне ее стен.
Ресурсное обеспечение:
1. Печатные издания и электронные источники географической информации из домашних
и школьной библиотек.
2. Материалы экспозиций в Северном морском музее» и в Архангельском краеведческом
музее.
3. Фото и видеоматериалы по краеведению.
4. Карта Архангельской области, г. Архангельска.
Литература:
1. Попов Г.П. Старый Архангельск .Научно-популярное издание. — Архангельск: Правда
Севера, 2003.
2. Прошлое города Архангельска, 1584-1884 гг. Коллектив авторов. — Архангельск: Правда
Севера, 2008.
3.
Седова Е.Е. Черевково - Ракулка. Материалы к краеведению .Архангельск, 2006
Методическое обеспечение.
- Техническое оснащение.
- Набор памяток по составлению маршрута.
- Методическая литература. Подборка материала.
Условия реализации проекта
- Информационно-методическое обеспечение программы.
-
Умелое
использование
педагогом
наиболее
эффективных
форм
работы
по
развитию
личности обучаемых.
- Творческое отношение.
- Новые технологии.
Перспективный план реализации проекта
Проект осуществляется в несколько этапов:
Первый
этап.
Проблема
проекта:
перед
учащимися
8-9
класса
ставится
проблема
–
провести мероприятие «Маршрут по родному городу».
Второй этап. Планирование.
Учащимся предлагается составить маршрут по городу Архангельску. Что нужно для этого
сделать?
Ребята
намечают
план
действий,
сформировывают
проектные
группы,
распределяют обязанности.
Приблизительный план:
Выяснить, какие достопримечательности есть в городе.
Собрать фотоматериалы. Назначаются 5 человек. (Определяется время для выполнения
задания).
Изучить историю достопримечательностей:
- 2 недели. – школьная и городская библиотека. Составляются индивидуальные планы
работы. Определяется время для выполнения задания.
- 1 месяц . – Посещение краеведческих музеев города, осуществляется в сопровождении
учителя
или
самостоятельно.
Имеет
ознакомительный
и
исследовательский
характер.
(Определяется время для выполнения задания)
- 2 недели. – оформление и презентация
ТОР-10 из достопримечательностей нашего
города (Определяется время для выполнения задания)
- 2 недели – конкурс логотипа проекта «Синяя Линия», общественное голосование.
Третий
этап.
Поиск
информации
для
создания
информационных
стендов
к
каждой
из
достопримечательностей нашего города. С аудио сопровождением.
Учащимися осуществляется поиск информации по составленному плану. Ребята с помощью
учителя
корректируют,
контролируют,
направляют
поисковую
деятельность.
Учитель
проводит индивидуальные и групповые консультации. На этом этапе создается Штаб, в
который
входят
наиболее
активные
учащиеся.
В
задачи
Штаба
входит
назначать
и
проводить
Совещания
участников
с
предоставлением
собранной
информации,
которая
затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
На этом этапе активно осуществляется исследовательская деятельность участников проекта.
В обязанности Штаба входит так же составление Портфолио, т. е. папки, в которой собраны
все рабочие материалы проекта.
Четвертый этап. Продукт.
На этом этапе создается
картосхема буклета для туриста, который сможет совершить
самостоятельную пешую прогулку по городу Архангельску и благодаря синей линии узнать
историю и познакомиться с культурой Поморского края.
Пятый этап. Презентация.
Проведение
игры
«Маршрут
по
родному
городу»
в
5
классе.
Учащимся
8-
9
класса
проводится
мероприятие
по
сценарию
(составляется
с
помощью
учителя),
с
использованием собранного материала. Ребята планируют дальнейшую деятельность.
Приблизительный план:
1. Дополнить сценарий конкурсами.
2. Распределить обязанности (подготовка раздаточного материала, презентации, выбор
ведущих и т.д.)
3. Проведение мероприятия.
4. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
5. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной
работе.
Ожидаемые результаты.
В
процессе
работы
над
проектом
у
учащихся
формируется
целостное
представление
об
алгоритме
проектной
деятельности.
Осуществляется
овладение
элементарными
технологическими
навыками,
соответствующими
каждому
этапу
творческой
деятельности.
Формируется устойчивый интерес к истории, культуре родного города. Учащиеся овладевают
умением применить полученные знания о малой Родине в практической деятельности. Участие
в проекте служит мотивацией к дальнейшему исследованию и познанию родного края.