Автор: Мазгарова Тансылу Ягануровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ Русскинская СОШ
Населённый пункт: д.Русскинская, Сургутский район
Наименование материала: статья
Тема: Качество мыслительной деятельности как средство повышения качества знаний
Раздел: полное образование
Развитие мыслительной деятельности как средство повышения
качества знаний.
В основе обучения должна лежать активная мыслительная
деятельность детей. В настоящее время нужны люди, способные
самостоятельно мыслить. Дети должны адаптироваться в жизни в
любой социальной среде.
Задачи развивающего обучения: - учить мыслить логично, научно,
творчески;
- сделать учебный материал доказательным, убедительным;
- формировать прочные знания;
- научить детей самостоятельно добывать знания, умения
применять в жизни;
- формировать и развивать положительное отношение к учебному
предмету;
- формировать навыки исследовательской работы.
Среди различных форм активации учебного процесса центральное
место занимает «проблемное обучение», цель которого научить
ребенка мыслить.
Проблемное обучение предполагает последовательное и
целенаправленное решение поставленных задач.
Таким образом у детей появляется внутренняя мотивация – залог
успеха.
Метод проектов - как средство повышения качества обучения.
Важное место занимает организация учебных
проектов по биологии.
Повышение качества образования при использовании учебного
проекта будет происходить наиболее эффективно, если:
- учебный проект носит творческий характер;
1
- деятельность детей предполагает создание нового объекта
внешнего или внутреннего мира;
Включение регионального содержания становится важным
средством обучения и воспитания детей. В течение 2-х лет с
детьми ведется исследовательская работа по темам:
1) Лесные ягоды.
2)Лекарственные растения
3) Северный олень
4) Йододефицит у подростков.
5) Факторы, влияющие на изменение артериального давления.
Таким образом, целью проектной деятельности является
создание технологии устойчивого развития качества образования,
разработка инструментария образовательной деятельности
участников образовательного процесса на пути к качеству.
Качество знаний – это полнота, глубина, оперативность,
гибкость, конкретность, системность, прочность знаний, то над
чем предстоит работать, постоянно учиться самому, чтобы
успевать идти “в ногу со временем”.
Качество образования — это востребованность
полученных знаний в конкретных условиях и местах их
применения для достижения конкретной цели и
повышения качества жизни выпускника.
«Банк слагаемых» качественного образования:
- деятельность учителя, направленная на повышение
качества знаний;
- рациональная организация учебного труда школьника
как средство повышения качества знаний учащихся;
- использование информационных технологий в целях
повышения качества знаний учащихся;
- роль мотивации в повышении качества знаний
учащихся;
- личностно ориентированный подход;
2
- работа со слабоуспевающими учащимися;
- роль мониторинга обученности, личных достижений,
личностного роста каждого учащегося, коррекция знаний
по результатам в повышении качества знаний учащихся.
При этом развитие качества образования предполагает
постоянное совершенствование трех составляющих:
-организации образовательного процесса;
-образовательных результатов;
-квалификации педагогических работников.
Качественным можно считать образование, если
определенные достижения имеют не только учащиеся, но
и педагоги как участники образовательного процесса.
Как же повысить качество образования? Что для
повышения качества знаний может сделать
педагогический коллектив?
Современный ученый педагог Марк Поташник
определяет:
Качество образования – это соотношение цели и
результата, мера достижения целей (результата), притом,
что цели заданы только оперативно, прогнозированы в
зоне потенциального развития школьника. При этом
результаты образования обязательно должны включать в
себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти
результаты достигнуты.
Что это означает? Это означает достижение не любых, не
случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что
сами по себе получаются, а вполне определённых, заранее
спрогнозированных результатов в зоне потенциального
развития учащегося, то есть речь всегда идёт о
3
наивысших, возможных для конкретного школьника,
оптимальных результатах
В идеале - каждый учащийся движется по своему
образовательному маршруту.
Качество образования – совокупность показателей,
характеризующих эффективность деятельности
образовательного учреждения, способных удовлетворить
потребности самих школьников, общества, заказчиков на
образование.
Качество образования, особенно качество школьного
образования – это специфическая область качества
вообще, так как оно чрезвычайно зависимо от конкретных
людей, с которыми взаимодействует обучающийся
человек, будь то первоклассник, или старшеклассник
Повышение качества образования учащихся зависит и от
качества преподавания.
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он
может сыграть в формировании личности учащегося.
Проблема качества образования неразрывно связана с
проблемой создания развивающей среды в классе. Задача
учителя – создание в классе такой среды.
Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому
предмету, содержание учебного материала должно быть
таким, чтобы школьники умели выходить за рамки
образца.
Во-вторых, осуществлять индивидуально-
дифференцированный подход к обучению.
В-третьих, строгий контроль знаний.
4
Чрезвычайно важной задачей по обеспечению качества
образования является освоение учителем различных
образовательных технологий. От того, как и какими
технологиями обучения владеет педагог, насколько гибко
он может изменить свои методы в зависимости от тех или
иных особенностей учащихся, зависит качество
обученности и обучаемости учащихся.
5