Напоминание

Качество мыслительной деятельности как средство повышения качества знаний


Автор: Мазгарова Тансылу Ягануровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ Русскинская СОШ
Населённый пункт: д.Русскинская, Сургутский район
Наименование материала: статья
Тема: Качество мыслительной деятельности как средство повышения качества знаний
Раздел: полное образование





Назад




Развитие мыслительной деятельности как средство повышения

качества знаний.

В основе обучения должна лежать активная мыслительная

деятельность детей. В настоящее время нужны люди, способные

самостоятельно мыслить. Дети должны адаптироваться в жизни в

любой социальной среде.

Задачи развивающего обучения: - учить мыслить логично, научно,

творчески;

- сделать учебный материал доказательным, убедительным;

- формировать прочные знания;

- научить детей самостоятельно добывать знания, умения

применять в жизни;

- формировать и развивать положительное отношение к учебному

предмету;

- формировать навыки исследовательской работы.

Среди различных форм активации учебного процесса центральное

место занимает «проблемное обучение», цель которого научить

ребенка мыслить.

Проблемное обучение предполагает последовательное и

целенаправленное решение поставленных задач.

Таким образом у детей появляется внутренняя мотивация – залог

успеха.

Метод проектов - как средство повышения качества обучения.

Важное место занимает организация учебных

проектов по биологии.

Повышение качества образования при использовании учебного

проекта будет происходить наиболее эффективно, если:

- учебный проект носит творческий характер;

1

- деятельность детей предполагает создание нового объекта

внешнего или внутреннего мира;

Включение регионального содержания становится важным

средством обучения и воспитания детей. В течение 2-х лет с

детьми ведется исследовательская работа по темам:

1) Лесные ягоды.

2)Лекарственные растения

3) Северный олень

4) Йододефицит у подростков.

5) Факторы, влияющие на изменение артериального давления.

Таким образом, целью проектной деятельности является

создание технологии устойчивого развития качества образования,

разработка инструментария образовательной деятельности

участников образовательного процесса на пути к качеству.

Качество знаний – это полнота, глубина, оперативность,

гибкость, конкретность, системность, прочность знаний, то над

чем предстоит работать, постоянно учиться самому, чтобы

успевать идти “в ногу со временем”.

Качество образования — это востребованность

полученных знаний в конкретных условиях и местах их

применения для достижения конкретной цели и

повышения качества жизни выпускника.

«Банк слагаемых» качественного образования:

- деятельность учителя, направленная на повышение

качества знаний;

- рациональная организация учебного труда школьника

как средство повышения качества знаний учащихся;

- использование информационных технологий в целях

повышения качества знаний учащихся;

- роль мотивации в повышении качества знаний

учащихся;

- личностно ориентированный подход;

2

- работа со слабоуспевающими учащимися;

- роль мониторинга обученности, личных достижений,

личностного роста каждого учащегося, коррекция знаний

по результатам в повышении качества знаний учащихся.

При этом развитие качества образования предполагает

постоянное совершенствование трех составляющих:

-организации образовательного процесса;

-образовательных результатов;

-квалификации педагогических работников.

Качественным можно считать образование, если

определенные достижения имеют не только учащиеся, но

и педагоги как участники образовательного процесса.

Как же повысить качество образования? Что для

повышения качества знаний может сделать

педагогический коллектив?

Современный ученый педагог Марк Поташник

определяет:

Качество образования – это соотношение цели и

результата, мера достижения целей (результата), притом,

что цели заданы только оперативно, прогнозированы в

зоне потенциального развития школьника. При этом

результаты образования обязательно должны включать в

себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти

результаты достигнуты.

Что это означает? Это означает достижение не любых, не

случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что

сами по себе получаются, а вполне определённых, заранее

спрогнозированных результатов в зоне потенциального

развития учащегося, то есть речь всегда идёт о

3

наивысших, возможных для конкретного школьника,

оптимальных результатах

В идеале - каждый учащийся движется по своему

образовательному маршруту.

Качество образования – совокупность показателей,

характеризующих эффективность деятельности

образовательного учреждения, способных удовлетворить

потребности самих школьников, общества, заказчиков на

образование.

Качество образования, особенно качество школьного

образования – это специфическая область качества

вообще, так как оно чрезвычайно зависимо от конкретных

людей, с которыми взаимодействует обучающийся

человек, будь то первоклассник, или старшеклассник

Повышение качества образования учащихся зависит и от

качества преподавания.

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он

может сыграть в формировании личности учащегося.

Проблема качества образования неразрывно связана с

проблемой создания развивающей среды в классе. Задача

учителя – создание в классе такой среды.

Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому

предмету, содержание учебного материала должно быть

таким, чтобы школьники умели выходить за рамки

образца.

Во-вторых, осуществлять индивидуально-

дифференцированный подход к обучению.

В-третьих, строгий контроль знаний.

4

Чрезвычайно важной задачей по обеспечению качества

образования является освоение учителем различных

образовательных технологий. От того, как и какими

технологиями обучения владеет педагог, насколько гибко

он может изменить свои методы в зависимости от тех или

иных особенностей учащихся, зависит качество

обученности и обучаемости учащихся.

5



В раздел образования