Автор: Назарова Светлана Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ N° 55 "Сказка" комбинированного вида
Населённый пункт: г.о. Щёлково
Наименование материала: Консультация
Тема: "Советы по развитию лексико- грамматического строя языка"
Раздел: дошкольное образование
Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5лет.
Советы по развитию лексико – грамматического строя языка.
Средний дошкольный возраст - очень важный этап в речевом развитии
вашего
ребенка.
В
следующем
году
ему
предстоит
открыть
для
себя
увлекательный мир звуков родной речи заново, но уже вполне осознанно! В
старшей группе начнётся подготовка ребенка к новому этапу в его жизни -
подготовка к школе, а от ее успешности будет зависеть очень многое, начиная
от успеваемости и заканчивая успешной социализацией вашего малыша в
новом, незнакомом коллективе. Ведь именно овладение чтением и письмом,
которое так затруднительно при нарушениях в речевом развитии, -та основа,
на которой строится весь процесс обучения. Вот почему так важно уже
сейчас прислушаться к речи вашего малыша .
Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:
словарный запас,
грамматический строй речи,
связная речь,
речевой слух.
Опыт
работы
с
детьми
4-5
лет
позволил
мне
выделить
основные
затруднения, которые возникают практически у всех детей при освоении
программных требований (которые, как мы понимаем, основаны на речевой
норме).
Словарный запас. Обращайте особое внимание в играх с детьми на
признаки предмета - то есть на то какой предмет (по форме, цвету, величине,
какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то как это свойство можно выразить
словом.
Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети
в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но
ведь
и
у
других
зверушек
есть
детки)
В
совместном
общении
уделите
внимание временам года, названиям профессий. Объясните кем работает
мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это
знать.
Грамматический строй речи. Уделите особое внимание ошибкам детей,
так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного числа
(игра "Один-много": это - дерево, а это - деревья; это -ухо, а это-уши) и при
образовании Родительного падежа множественного числа
(игра "Чего не
стало?": были деревья - не стало деревьев, были платья-не стало платьев).
Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный
речевой образец , или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет
допускать ребенок в школе.
Связная
речь.
Потренируйтесь
составлять
небольшие
рассказы
по
серии
сюжетных
картинок
(достаточно
взять
2-3
простые
картинки),
предложив
перед
этим
ребенку
подумать
и
разложить
их
в
нужной
последовательности слева направо.
Речевой
слух.
В
4-5
лет
ребенок
должен
уметь
выделять
первый
гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного),
находить
в
какой
из
картинок
"спрятался"
заданный
звук.
Обратите
внимание,
что
о
буквах
речь
пока
не
идет,
первоначально
дается
представление о "звуке". Из звуков состоят слова, которые мы слышим и
поэтому, как не странно, в этом возрасте звуки менее абстрактны, чем буквы.
Буква - это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот
букву Ъ услышать трудно.
Конечно,
правильная
речь
-
это
не
самое
важное
в
жизни.
Но
подумайте,
если
у
ребенка
беден
словарный
запас,
речь
изобилует
аграмматизмами, предложения состоят из 2-3 слов и он не умеет выделять из
речевого потока отдельные звуки, легко ли ему будет заниматься и играть в
следующем году, когда программа усложнится? Легко ли ему будет овладеть
грамотой? Помните, что от владения этими умениями зависит насколько
быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт
к безошибочному письму.
Все родители хотят , чтоб их дети умели правильно говорить. Но для этого
недостаточно выговаривать все звуки, нужно иметь достаточный словарный
запас, уметь правильно выстраивать предложения.
Рассмотрим основные трудности на пути к красивой речи.
Объем активного словаря детей отстает от пассивного, то есть они понимают
большое
количество
слов,
но
сами
в
речи
их
не
употребляют,
трудно
усваивают слова с обобщающим значением, как и обозначающие оценку,
состояние, качество и признак предмета.
Возникают
сложности
и
при
словообразовании
и
словоизменении.
Дети
неправильно образуют названия детенышей животных, птиц. Например, как
называется
малыш
у
медведицы?
–
медведик.
Ребята
затрудняются
образовать
форму
множественного
числа
от
слова,
предъявленного
в
единственном числе, и наоборот. Например: лев – левы, пень – пени….
Как
правило
дети,
испытывают
трудности
при
употреблении
антонимов.
Например, при подборе антонима к слову крупный, называют прилагательное
маленький, а к слову низкий – большой.
Грамматические
ошибки
выражаются
в
пропуске
членов
предложения,
неправильном
порядке
слов,
затруднениях
в
применении
предлогов,
в
отсутствии сложноподчиненных конструкций.
Эти
ошибки
очень
стойкие.
Ребенку
с
общим
недоразвитием
речи
недостаточно просто услышать языковую норму, для введения ее в активный
словарь
нужны
многократные
упражнения,
как
на
занятиях,
так
и
в
повседневной жизни: на прогулке, во время игр.
Сегодня я расскажу вам, как можно развивать грамматический строй речи в
процессе
обычных
дел,
не
усаживая
ребенка
на
специальные
занятия.
Большинство
таких
игр
не
требуют
специальной
подготовки,
их
можно
использовать на кухне или по дороге в детский сад.
Всегда и везде можно считать предметы. Главное в этих упражнениях –
обращать внимание на правильное окончание. По дороге в детский сад или
из детского сада можно считать деревья, дома, машины и т. д. Например:
одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин…
Поднимаясь или спускаясь по лестнице, можно считать ступеньки. Накрывая
на стол можно посчитать посуду: ложки, тарелки, вилки, кружки, ножи и т. д.
Собирая урожай можно считать фрукты и овощи. Играя вместе, вы можете
посчитать игрушки: кубики, кукол, машинки, матрешек и т.д.
Можно
давать
ребенку
задания
на
согласование
имен
прилагательных
с
существительными.
Использовать эти задания можно
в разных местах:
дома,
в
магазине,
на
улице.
Главное
здесь
–
обращать
внимание
на
правильные окончания. Попросите ребенка найти предметы определенного
цвета, формы или вкуса. Например: какие ты видишь предметы синего цвета?
Это могут быть синие сапоги, синяя машина или скамейка, синее ведро.
Можно дать задание найти круглые предметы. Это могут быть круглый мяч,
круглое яблоко, круглый клубок… Подбирайте предметы и по вкусу: сладкий
сахар, сладкая конфета, сладкий торт и т. д. Если это оказалось просто ,
попросите найти что - то твердое, гладкое, тяжелое и т.д.
На кухне можно поиграть в игру «что из чего?» Попросите ребенка ответить,
какой
суп
или
салат
получится
из
мяса,
рыбы,
гороха,
фасоли
и
т.
д.
Например, из гороха получится гороховый суп, из молока – молочный…
Также можно спросить, какой компот или варенье получится из каких –
нибудь ягод и фруктов. Например, из яблок можно сварить яблочный компот
или яблочное варенье. После съедобного можно перейти к несъедобному.
Вспомните вместе с ребенком, из каких материалов сделана посуда и мебель,
образуйте качественные прилагательные. Например, если стакан из стекла, он
какой? – стеклянный. Разделочная доска из дерева, значит она какая? –
деревянная.
Загадывайте
друг
другу
загадки
по
описанию,
при
составлении
которых
используются только имена прилагательные. Например, пушистая, ласковая,
усатая, зеленоглазая (кошка).
Для закрепления названий детенышей животных поиграйте в игру «У кого
кто?» Например, как называется малыш у слонихи? – слоненок.
Игра «Скажи наоборот» поможет расширить словарь антонимов. Подбирайте
слова разных частей речи, прилагательных, наречий, глаголов. Длинный, а
наоборот короткий. Весело – грустно и т. д.
Поиграйте
в
очень
простую
игру
«Один-много».
Например,
машина
–
машины, дом – дома.
По пути в детский сад можно поиграть в «Четвертый лишний». Ребенок
должен
не
только
назвать
лишнее
слово,
но
и
объяснить
свой
выбор.
Например: стол, шкаф, кукла, кресло. «Лишнее» слово – кукла, потому что
это название игрушки, а остальные слова – названия мебели.
Дети
будут
обязательно
допускать
ошибки
при
выполнении
этих
упражнений.
Никогда
не
повторяйте
неправильно
сказанную
фразу,
а
просите «сказать красиво».
Помните,
что
вы
сами
можете
помочь
своему
ребенку
сделать
шаг
к
правильной и красивой речи.