Автор: Харужева Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Детский сад № 782"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: консультация для педагогов ДОУ
Тема: "Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников"
Раздел: дошкольное образование
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 782»
Консультация для педагогов
«Особенности общения воспитателя с
родителями воспитанников»
Подготовила:
Харужева И.А.
Москва, 2020
Консультация для педагогов
«Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников»
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет
ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей,
передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения
дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем
просто место, где учат и развивают детей.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный
подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей
самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов
определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые
имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные
черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Основные задачи взаимодействия воспитателя с родителями являются:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических
возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом,
на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении
воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель
взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель
не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с
родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него
зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное
доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо
больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2.Индивидуальный подход
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию,
настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и
педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и
вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3.Сотрудничество, а не наставничество
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные,
осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих
собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды
педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.
Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки
семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация
заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи
и искреннее желание помочь.
4.Готовимся серьезно
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями
необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество,
а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут
негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5.Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не
функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро
реагировать на изменения социального состава родителей, их
образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от
этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Также при организации совместной работы дошкольного образовательного
учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать
такие принципы как:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается
возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы
к развитию личности в семье и детском коллективе;
диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально
помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и
обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
развитие интересов и потребностей ребенка;
распределение обязанностей и ответственности между родителями в
постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
поддержка открытости во взаимоотношениях между разными
поколениями в семье;
выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к
нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
воспитание уважения к детству и родительству;
взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-
педагогической компетентности родителей;
оказание практической и теоретической помощи родителям
воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и
формирование умений и навыков практической работы с детьми;
использование с родителями различных форм сотрудничества и
совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного
подхода к семьям.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:
1.
Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение
экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только
сообщить родителю о том, что дошкольное учреждение хочет делать с его
ребенком, но и узнать, чего он ждет от дошкольного учреждения. При
этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами
заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для
игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует
использовать для дальнейшей работы.
2.
Установление между воспитателями и родителями доброжелательных
отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую
предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный
образ ребенка.
3.
Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и
правильного его восприятия посредством сообщения им знаний,
информации, которые невозможно получить в семье и которые
оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть
информация о некоторых особенностях общения ребенка со
сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных
видах деятельности.
4.
Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На
этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют
здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи
воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах,
отрицательном в поведении ребенка.
5.
Совместное с взрослыми исследование и формирование личности
ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы,
выбираются формы сотрудничества.
Уважаемые педагоги, помните:
Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений
типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)»,
так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего
порождают протест со стороны родителей.
Не поучайте. Не подсказывайте решения. Нельзя навязывать
собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей,
так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют
самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя
должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не
умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в
поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают
родителей и настраивают против вас.
Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся
педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает
взаимопонимание между семьей и детским садом.
Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне
сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы
эти сведения стали достоянием гласности.
Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных
ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все
вышеперечисленные правила общения с родителями.
Желаем удачи во взаимодействии с родителями!