Напоминание

Средства развития логического мышления у старших дошкольников


Автор: Удовенко Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Средства развития логического мышления у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Средства

развития

логического

мышления

у

старших

дошкольников

Получение знаний – обязательное условие развития мышления детей.

Одни знания дети получают из общения с взрослыми, другие из собственной

деятельности.

Мышление

ребёнка

наиболее

активно

развивается

в

ходе

педагогического процесса. К средствам деятельности относится вся

деятельность, обеспечивающая педагогический процесс

Средства

деятельности

классифицируются

по

пяти

группам:

материальные, информационные, языковые, логические и математические.

К материальным средствам развития мышления дошкольников мы

можем

отнести

организацию

предметно-развивающей

среды

это

специально

выделенные

и

ограниченные

пространства,

к

которым

относится

не

только

игровая

среда,

но

и

среда

для

развития

всех

специфических видов детской деятельности.

У старших дошкольников мышление, приобретая некоторые черты

обобщённости,

остаётся образным и опирается на реальные действия с

предметами

и

их

заместителями,

поэтому

предметно-развивающая

среда

должна

обеспечивать

интересы

и

потребности

ребенка,

а

ее

элементы

(оборудование, игры, игрушки, дидактический материал) - его развитию.

Устройство групповых помещений должно обеспечивать детям свободный

доступ к играм, игрушкам, а также к материалам и орудиям для

занятий

продуктивными видами деятельности.

Информационные средства развития мышления дошкольников – это

использование

в

работе

с

детьми

компьютерных

игр,

игрушек,

мультимедийного

оборудования,

что

позволяет

замотивировать

ребёнка,

повысить его активность.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать

логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается

способность к прогнозированию результата действий.

Ребёнок начинает

мыслить.

Современные исследования педагогов и психологов, направленные на

изучение

различных

аспектов

обучения

детей

дошкольного

возраста,

показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом

зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им

знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции

самого ребенка, его активности.

Деятельность дошкольника должна быть максимально разнообразной,

только в этом случае, возможно, его всестороннее развитие.

Языковым средством развития мышления является вербальное

общение детей как друг с другом, так и с взрослыми.

При вербальном

общении мысли оформляются и выражаются посредством языка.

Когда дошкольника побуждают подробно, развернуто объяснять

явления

и

процессы

в

природе,

социальной

жизни,

то

рассуждение

превращается в способ познания и решения интеллектуальных задач.

Развитие связной речи у ребенка способствует развитию логического

мышления, придавая ему обобщенный и осознанный характер. Для того

чтобы слово стало употребляться ребёнком как самостоятельное средство

мышления,

которое

позволяло

бы

решать

умственные

задачи

без

использования

образов,

ребёнку

необходимо

усвоить

выработанные

человечеством понятия, т.е. необходимы знания об общих и существенных

признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах.

К логическим средствам развития мышления дошкольников можно

отнести

использование

дидактических

и

развивающих

игр

определённой

направленности

-

игры

способствующие

решению

умственных

способностей, основанные на моделировании, процессе поиска решений.

Логическое мышление формируется на основе образного и является

высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный

и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления

требует

не

только

высокой

активности

умственной

деятельности,

но

и

обобщенных

знаний

об

общих

и

существенных

признаках

предметов

и

явлений

действительности,

которые

закреплены

в

словах.

Психолого-

педагогические исследования учёных доказали, что логические умения на

элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста.

Ребёнок по своей природе очень любознателен, педагоги и родители

учитывая

это

качество,

могут

предоставить

ему

множество

способов

самостоятельно открыть причину происходящего, понять принцип, истину и

логику поставленной задачи.

Для создания у детей положительного отношения к познавательной

деятельности рекомендуется применять «стратегию формирования успеха».

Необходимо учитывать предпочтения ребенком того, или иного содержания

обучения.

Приучать

ребёнка

к

мыслительной

работе

на

том

учебном

материале, который ему интересен, следует отбирать те задания, которые он

объективно может выполнить хорошо, это повысит его самооценку, улучшит

настроение,

поднимет

готовность

участвовать

в

учебной

работе,

что

способствует

формированию

положительного

отношения

к

учению.

Содержание учебного материала должно быть интересным, эмоциональным,

использовать различные формы коллективной деятельности. Должен быть

качественный

анализ,

подчеркивание

всех

положительных

моментов,

адекватная реакция взрослого на ошибки ребёнка.

Математические

средства

развития

мышления

в

дошкольном

образовании тесно переплетаются с логическими средствами, так как все они

относятся

к

образовательной

области

«познание»

и

включают

в

себя:

комплекты

наглядного

дидактического

материала

(сенсорные,

моделирующего

характера,

специально

придуманные

педагогами

для

обучения детей); развивающие игры; оборудование для самостоятельных игр

и занятий детей.

Все

представленные

выше

средства

служат

одной

цели

цели

познания окружающей действительности, обобщения и преобразования уже

полученных знаний и умений и как результат - получение новых знаний.

Важно помнить, что учат и воспитывают не только образовательное

учреждение,

но

и

семья,

общение

со

сверстниками,

средства

массовых

коммуникаций, технические средства

обучения, и главная задача помочь

ребёнку адаптироваться в этой среде, использовать её как базовую площадку

для развития мышления. Помочь ребёнку сформироваться как личности, и

впоследствии, как индивидуальности.



В раздел образования