Напоминание

"Использование технологических проектов в ДОУ"


Автор: Посельская Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п.Тикси, Булунский район РС (Я)
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование технологических проектов в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО» П. ТИКСИ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУЛУНСКИЙ УЛУС (РАЙОН)»

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Использование технологических проектов в ДОУ

Воспитатель: Посельская Т.Н

ВКК

Тикси, 2020г.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если

прямое

действие

в

той

или

иной

ситуации

оказывается

невозможным.

Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого

карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не

будет

считаться

проектной-

все

действия

ребенок

выполнил

в

рамках

традиционной продуктивной деятельности.

В

ходе

проектной

деятельности

дошкольник

исследует

различные

варианты

решения

поставленной

задачи,

по

определенным

критериям

выбирает оптимальный способ решения. Например, ребенок хочет сделать

подставку для карандашей или кисточек, реализация этой задачи в случае

проектной деятельности

не осуществляется сразу. Сначала дошкольник

пытается

представить

несколько

вариантов

изготовления

подставки.

Поскольку

в

дошкольном

возрасте

доминирует

образное

мышление,

то

варианты

выполнения поставленной задачи могут быть представлены в

форме рисунка. Создав несколько изображений, ребенок удерживает в своем

сознании

целый

ряд

вариантов.

При

наличии

нескольких

вариантов

появляется возможность их анализа путем сопоставления друг с другом,

выявления их достоинств и недостатков. Фактически каждый такой вариант

позволяет дошкольнику лучше понять то, что он собирается делать и уяснить

последовательность действий. При изготовлении подставки ребенок может

использовать

различный

материал.

Поэтому

при

сопоставлении

рисунков

может учитываться материал будущей поделки. Кроме того, при сравнении

рисунков могут приниматься во внимание люди, которые будут участвовать в

совместном проекте. При организации проектной деятельности необходимо

учитывать

тот

факт,

что

в

дошкольном

возрасте

замысел

ребенка,

как

правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим

взрослые, в первую очередь родители должны оказать помощь дошкольнику

при

реализации

замысла.

Совместная

деятельность

позволяет

детям

и

родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут

столкнуться со следующими проблемами.

Несоответствие

между

традиционной

формой

организации

образовательного процесса и характером проектной деятельности .

Традиционная

педагогическая

деятельность

осуществляется

в

нормативном пространстве- она ориентирована на разработанные конспекты

занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т.п.

Проектная

деятельность

ориентирована

на

исследование

как

можно

большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение

заранее

заданного

известного

педагогу)

пути.

Естественно,

что

воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать

новые

нестандартные

подходы

к

образовательному

процессу.

Поэтому

каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.

Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка.

Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен

предлагать

свои

варианты

решения

задачи.

Иначе

ребенок

окажется

в

объектной позиции.

В

проектной

деятельности

под

субъективностью

подразумевается

выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом

субъектность ребенка может проявляться по-разному. Так, ребенок может

высказать

оригинальную

идею

(то

есть

ранее

не

высказанную

другими

детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В

этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразии

идеи ребенка.

Приведем пример. При обсуждении подарков к 8 Марта один мальчик

предложил нарисовать маме открытку. Другой поддержал его идею, сказав,

что еще можно нарисовать открытку сестре. С точки зрения взрослого, был

озвучен одинаковый замысел: создание открытки. В этом случае педагог

может сказать: «Вася уже сказал про открытки. Попробуй придумать что-

нибудь

другое».

Более

продуктивным

является

другой

путь:

можно

поддержать

инициативу

второго

ребенка,

подчеркнув,

что

про

открытку

сестре еще никто не говорил. В этом случае взрослый, во-первых, открывает

новое

пространство

для

творческой

деятельности

(можно

выяснить,

чем

различаются

открытки

длят

мамы

и

сестры,

еще

можно

вспомнить

о

бабушках,

воспитателях

и

т.д),

а

во-вторых,

поддерживает

инициативу

ребенка ( она получает позитивный опыт высказывания и в следующий раз,

скорее всего, тоже выскажет какую-нибудь идею). Из сказанного следует, что

нужно поддерживать и позитивно отмечать сам факт высказывания, даже

если оно повторяет высказывание другого ребенка. Это особенно важно для

пассивных

детей,

не

имеющих

положительного

социального

опыта

проявления инициативы.

Необходимость формирования субъектной позиции педагога.

Невозможно

развивать

субъектность

ребенка,

оставаясь

в

жестокой,

фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта и

образования имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и

нужно поступать в различных ситуациях. Но задача педагога заключается

вовсе

не

в

том,

чтобы

дожидаться

необычного

решения.

Он

должен

посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с

точки зрения пространства возможностей.

Проектная

деятельность-

сложноорганизованный

п р о ц е с с ,

предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных

занятий, а в системные преобразования всего учебного и воспитательного

процесса. Очевидно, что подобные изменения не могут быть инициированы

только

воспитателем.

Они

требуют

активного

участия

администрации

дошкольного учреждения.

В

первую

очередь

изменения

касаются

режима

образовательного

процесса.

Проектная

деятельность

предполагает

различные

формы

активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации

замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в

детском саду.

Для занятий проектированием удобнее всего выделять один день две

недели.

В

этот

день

изменяется

режим

жизни

детей:

творческая

работа

начинается в 11 часов (после завтрака и прогулки). При этом желательно,

чтобы в проектной деятельности участвовали оба воспитателя, поскольку на

первых

порах

она

должна

реализовывать

в

ходе

занятий

с

детьми

по

подгруппам

(

по

5-9

человек).

Таким

образом,

каждая

подгруппа

детей

занимается своим проектом.

Поскольку

проектная

деятельность

предполагает

активную

аналитическую и рефлексивную работу воспитателя ( о чем подробнее будет

рассказано

ниже),

администрация

должно

способствовать

выделению

времени и места для специальных встреч педагогов, а также участвовать в

этих собраниях.

Внедрение проектной технологии в образовательный процесс требует

от администрации больших организационных усилий, но при этом позволяет:

Повысить

профессиональный

уровень

педагогов

и

степень

их

вовлеченности в деятельности, сделать педагогический коллектив более

сплоченным;

Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками

образовательного

процесса

(дети

вовлекают

в

проект

родителей,

общаются между собой и с воспитателем);

Развивать

у

детей

такие

качества,

как

социализированность

и

активность;

Создавать продукты, которые можно предъявлять социум ( возрастает

уровень

их

оригинальности

и

социальной

значимости,

что

способствует

более

успешному

позиционированию

дошкольного

учреждения).

Создание

творческой

группы

должно

быть

инициировано

старшим

воспитателем при поддержке заведующей. Для этого необходимо выявить

степень готовности педагогов к участию в проектной деятельности, обратив

внимание на то, хочет ли воспитатель:

Осваивать дополнительную литературу;

Организовывать новые формы активности детей;

Участвовать в специальных встречах с коллегами;

Систематически

анализировать

и

фиксировать

результаты

своей

деятельность (вести дневник и т.п.).

Нужно

оценить

способность

педагога

работать

в

ситуации

неопределенности,

отказываться

от

привычных

схем

деятельности.

При

отборе педагогов в творческую группу можно опираться на уже имеющийся

опыт работы с ними, а так на письменный или устный опрос, который

выявляет

степень

согласия

воспитателя

на

включение

в

новые

виды

деятельности.

Сформированная

творческая

группа

должна

быть

особым

образом

позиционирована как среди воспитателей (как группа, которая занимается

развитием

образовательного

пространства

детского

сада),

так

и

в

глазах

родителей (как группа, занимающаяся развитием инициативности детей и их

социализацией).

Когда мы говорим о создании творческой группы, мы не имеем в виду

формирование

списка

педагогов,

каждый

из

которых

будет

заниматься

проектной деятельностью со своей группой детей. Речь идет от создании

профессионального объединения, в рамках которого происходит освоение

проектной

технологии

и

оформление

стратегии

ее

внедрения

в

жизнь

дошкольного

учреждения.

Полноценная

творческая

группа

должна

реализовать две основные функции: осуществлять мониторинг проектной

деятельности

и

способствовать

формированию

личностной

философии

профессиональной деятельности педагогов.

Формирование

личностной

философии

профе ссиона льной

деятельности педагогов в большей мере связано с пониманием собственной

роли в организации совместной деятельности с детьми, своего отношения к

ситуации, с открытием новых профессиональных возможностей. Как уже

говорилось, реализация проектной деятельности предполагает перестройку

привычных форм взаимодействия в группе, а значит, требует от педагога

переосмысления собственной деятельности и даже некоторых ценностей.

Специально

организованные

встречи

проектной

деятельности:

кто

стал

реальным автором замысла проекта (на конкретном занятии)? Что помогало

(препятствовало) проявлению инициативности детей на занятии? В какой

мере было освоено пространство возможностей (в конкретной ситуации)?

Для

осуществления

мониторинга

и

проведения

рефлексивных

обсуждений используется материал из дневниковых записей, видеосъемок

проектных занятий и творческих отчетов педагогов. Однако один и тот же

материал анализируется в разных позиций.



В раздел образования