Автор: Гурова Ирина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с №4
Населённый пункт: г. Межгорье Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Гурова ИД., воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 4 г. Межгорье
За последние несколько лет в современном дошкольном образовании произошли значительные
изменения
в
организации
образовательного
процесса.
Во
всех
дошкольных
образовательных
организациях был внедрён ФГОС ДО, который впервые обозначил ряд обязательных требований к
дошкольному
образованию
и
сформулировал
целевые
ориентиры
развития
системы. Именно
с
внедрением стандарта, речевое развитие было заслужено выделено в отдельную образовательную
область, которая включает в себя весь спектр речевых задач: владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической
и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и инто национной культуры
речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Отметим, что совершенствование речевых навыков детей происходит не только в коммуни-
кативной, но и в других видах деятельности ребенка: двигательная, познавательная, игровая, тру довая,
художественная, восприятие художественной литературы, конструирование, музыкальная. Развитие
речи является одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования.
Согласно целевым ориентирам, прописанным в стандарте, ребёнок на этапе завершения до -
школьного образования овладевает устной речью в достаточном объёме, умеет чётко выражать свои
мысли и желания, способен построить речевое высказывание в ситуации свободного общения, умеет
выделять звуки в словах, у него сформированы предпосылки к грамотности.
На
сегодняшний
день
к
выпускникам
дошкольных
организаций
предъявляются
достаточно
высокие требования. Поэтому, проблема формирования готовности детей к школе занимает значи-
тельное
место
в
современной
педагогике.
При
организации
образовательного
процесса
в
нашем
детском саду мы обращаем особое внимание на речевую готовность детей, т.к. исследователи и
практики отмечают огромное значение развития фонематического слуха для подготовки дегей к школе.
Ребенок с развитым фонематическим восприятием легко осваивает навыки письма и чтения, вступает в
общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желание. Под речевой
готовностью,
мы
вслед
за
О.Цаплиной,
склонны
понимать
взаимосвязь
множества
компонентов,
основными
из
которых
являются
звукопроизношение,
фонематический
слух,
звуковой
анализ,
словарный запас, грамматический строй, связность речи, а также элементарное осознание строения
речи, осознание его словесного состава.
Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенци-
альных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности
дошкольного
детства
и
его
значимости
для
всего
последующего
развития
личности,
социально -
культурные процессы, происходящие в современном обществе, все эти факторы приводят к необ-
ходимости искать более эффективные и разнообразные методы для подготовки старших дошкольников
к
обучению
грамоте.
Дети,
не
умеющие
различать
и
выделять
звуки
на
слух
и
правильно
их
произносить, затрудняются в овладении навыками письма, что может привести к серьезным про блемам
в
последующем
обучении.
Осознание
звукового
состава
слова,
словесного
состава
предложения
подводит детей к порогу овладения грамотой и, главное, - закладывает основы нового отношения к
языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успеш ного школьного
обучения
(Ф.А.
Сохин).
Данные
слова
ученого,
как
нельзя
лучше
подчёркивают
необходимость
формирования у детей осознания состава речи, умения различать звуки на слух, устанавливать их
последовательность.
Развитие
речи
в
дошкольном
детстве
как
овладение
родным
языком
является
процессом
многоаспектным по своей природе. Это овладение составляет необходимую базу формирования таких
форм детского мышления как наглядно-действенное и наглядно-образное.
В своей работе при выборе метода обучения, мы остановились на методе моделирования. На наш
взгляд,
метод
наглядного
моделирования
дает
возможность
ребенку
зрительно
представить
абстрактные понятия (звук, слово, текст, предложение), научиться практическим действиям с ними.
Это особенно важно для дошкольников, т. к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с
преобладающей
ролью
внешних
средств,
наглядный
материал
усваивается
лучше
вербального.
Практика
показала,
что
моделирование
как
метод
обучения
обладает
огромным
потенциалом:
сопутствует развитию у ребенка способности к звуковому анализу и синтезу, способности размышлять
и мыслить образно, сформированности готовности к школе.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс
применения наглядных моделей (Л.А Венгер, О.М.Дьяченко и др.). Научные исследования и практика
подтверждают,
что
именно
наглядные
модели
являются
той
формой
выделения
и
обо значения
отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С. Л.М. Хализева и др.).
Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование
условных обозначении, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить
заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают
взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. На использовании наглядных
модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников
грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование
наглядной модели (схемы) звукового состава слова.
Формирование
навыков
наглядного
моделирования
происходит
в
определенной
последова -
тельности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе. Практика
показывает:
это
очень
трудоемкая
и
ответственная
работа,
требующая
определенной
системы
и
терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.
В ходе использования приема наглядного моделирования в нашем детском саду дети знакомятся
с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей
высыпают символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения
предметов (условные
обозначения,
силуэты,
контуры,
пиктограммы),
силуэтные
и
предметные
картинки.
На начальном этапе, основной акцент в работе делается на переориентировку детей со смы-
словой стороны речи на звуковую. Воспитанники знакомятся со звучащим словом, многообразием
языковых
форм;
узнают,
что
слова
могут
одинаково
звучать
и
по-разному,
знакомятся
с
протя -
женностью слов, овладевают способом интонационного выделения звуков в слове, учатся выде лять и
определять
первый
и
последний
звуки
в
слове.
И
на
данном
этапе
работы
модель
становит ся
бесспорным помощником в расширении знаний дошкольников о словах и звуках. Например, для
анализа понятия «слово», нами разработана дидактическая игра в интерактивном формате «Распредели
картинки по корзинкам», где дети распределяют карточки со схематическим изображением слов по
трем корзинам (тихие, громкие, звонкие). Для этого введены условные обозначения категорий слов:
микрофон - громкие слова, зачеркнутый микрофон - тихие, колокольчик - звонкие.
При ознакомлении детей со звуковым составом слова, для демонстрации принципа линейно сти,
последовательности звуков, нами используется модель - звуковая линейка. За основу был взят принцип
звуковой линейки № 2 Г.А. Тумаковой. В процессе работе мы её видоизменили, добавив еще один ряд
открывающихся окошек квадратной формы (модели слогов). Это было сделано для формирования
более четкого осознания детьми состава слова (например, слово кот, слог один, поэтому при анализе в
первом ряду нужно открыть только одно квадратно окошечко, а звуков три, соответственно открываем
три круглых окна). Использование данной модели, позволяет выявить и наглядно продемонстрировать
разницу между слогами и звуками, а также их количеством в одном слове. Ещё один вид звуковой
линейки
был
введен
для
формирования
понятий
«длинное»
-
«короткое»
слово.
Например,
дети
выкладывают в первом ряду короткое слово «шар», во втором ряду - длинное «шарик», считают
количество звуков, сравнивают.
Также для решения данной задачи (различие длинных и коротких слов) мы используем игры
«Найди верную дорожку» (две дорожки - к дому и к магазину, какая из них длиннее, «Подари ма ме
бусы»
(бусинки
синего
и
красного
цвета
нанизываются
на
шнурок
в
определенном
порядке
и
получается модель анализируемого слова, читается количество, сравнивается с предыдущим (здесь
также решаются задачи сенсорного воспитания).
При работе с составом предложения мы используем стандартный прием графического изо-
бражения слов в виде полосок (линий), что позволяет сформировать понятие линейности и после-
довательности слов в предложении; игру «Живые слова» в различных ее интерпретациях, игры с
мячом, а также «Придумай предложение» (в заранее приготовленное панно с карманчиками рас-
кладываются картинки с условным обозначением того или иного слова и ребенок должен составить
предложение
по
заданной
модели).
Затем
порядок
картинок
меняется
и
получается
другое
предложение, иногда даже не сходное по смыслу. По этому же принципу зашифровываются из-вестные
детские стихотворения, слова заменяются на условные картинки и предлагаются детям, чтобы они
угадали стихотворение. В данном случае принцип моделирования позволяет показать всю важность
последовательности
слов
в
предложении
и
дать
понятие
«длинное»
-
«короткое»
предложение.
Ориентируясь на модель, дети легко придумывают различные варианты предложения, меняют слова
местами, экспериментируют, развивая логическое мышление и воображение.
Для обучения старших дошкольников слоговому анализу активно пользуемся карточками со
слоговыми моделями, звуковой линейкой, сюжетными картинками т.д. Детям, например, нравится игра
«Собери
паровозик».
Работа
ведется
в
группах
или
индивидуально,
ребенку
предлагается
на бор
картинок в количестве 24 штук и паровозик с определенным количеством окон в вагонах (один, два, три
- сколько окошек в вагоне паровозика, столько и слогов), он должен выбрать толь ко те картинки,
которые состоят из заданного количества слогов. Также активно пользуемся упражнениями «Кто
быстрее дошагает» (шаги по количеству слогов), «Найди верную дорожку » и т.д.
При знакомстве детей со звуками, также применяем модели: гласные звуки мы обозначаем
кругом
красного
цвета,
а
согласные
звуки
квадратом
синего
цвета.
Затем
по
мере
расширения
представлений детей о классификации звуков, вводим обозначения следующего характера: синий
квадратик - твердый согласный звук, зеленый — мягкий, На начальном этапе обучения вводим такой
игровой прием, как «оживление» звуков, т.е. символическое изображение гласных звуков в виде девочек
в красной одежде, а согласных в виде мальчиков, соответственно, в синей одежде. Также «оживляя»
звуки,
переносим
понятие
«слог»,
на
понятие
«пара»
(мальчик-девочка).
Таким
образом,
при
знакомстве со звуками дети получают двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем
такую зрительную, которая легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и,
следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом. Для формирования звукового
состава слова используем по возможности весь спектр игр и моделей, разработанных на данный
момент, привнося в каждый из них свою интерпретацию. К примеру, игру «Если б я был художник...»
проводим в виде коллективной аппликации. Детям дается задание, например, подобрать кукле одежду, в
названии
которой
присутствует
звук т (штаны, свитер, кофта, жилет, пальто, перчатки и т.д.) и
приклеить на заранее подготовленный шаблон. Также дети с помощью родителей сочиняют сказки и
загадки со звуками: «Как гласные потерялись», «Где живут звуки» и т.д. Особое внимание уделяем
звуковому анализу, используя фишки, символы, схемы, модели. К примеру, звуковой анализ слова
проводим, используя, геометрические фигуры шар красного цвета (гласные) и куб синего (согласные).
Тем самым подводим ребенка к усвоению как звуковой, так и слоговой стороны слова, что является
подготовкой к развитию у детей навыка слогового чтения. Здесь используем звуковую линейку и
пособие «Звуковые часы». Дидактическая разработка «Звуковые часы» позволяет закрепить знания о
звуковом и слоговом строении слова, развить фонематическое восприятие, умение анализировать.
Пособие обладает возможностью обращаться к нему периодически по мере усвоения новых знаний.
«Звуковые часы» представляют собой разновидность часов, на табло разложены схемы слов или
картинки к этим схемам, детям даются задания: найти слова с одинаковым количеством слогов,
подобрать к слову рак слово, похожее/не похожее по звучанию, указать стрелочками на два самых
корот- ких/длинных слова, указать слова, начинающиеся со звука л/заканчивающиеся на звук к и т.д.
Спектр заданий по «Звуковым часам», довольно широк и позволяет закрепить и расширить зна ния, как
о
слоговом,
так
и
звуковом
анализе,
о
понятии
«слово»,
сформировать
умение
определять
местоположение звука в слове.
Одним из самых сложных моментов в формировании осознания старшими дошкольниками
состава речи, является способность выполнять не только анализ, но и синтез того или иного слова. Для
решения
поставленной
задачи
нами
разработана
игра
«Кто,
где
живет?»
Вниманию
ребенка
предоставляется три картинки животных и три домика с разным количеством окон, он должен со -
отнести животное с домиком, проведя звуковой анализ слов.
Методика
наглядного
моделирования
обладает
мобильностью,
гибкостью,
высокой
вариа -
тивностью, результативностью, благодаря этому поддерживается высокий темп работы на занятиях.
Динамичность
проведения
речевых
игр
и
упражнений
позволяет
не
злоупотреблять
«сидячим»
положением детей, а проводить их сидя на ковре, за стульчиками.
Проводимая до и после диагностика показывает, что работа но подготовке детей к обучению
грамоте, основанная на методе моделирования даёт хорошие результаты и позволяет развивать у детей
способность к звуковому анализу и синтезу, способность размышлять и мыслить образно.
Литература:
1.
Гасанова Р.Х, Петренко Г.Р. Осознание состава речи детьми старшего дошкольного
возраста.—Уфа, 2006.
2.
Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М., 1974.
3.
Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками/ Подготовка детей к школе в детском саду. - М.:
Педагогика, 1978.
4.
Цаплина О.Н. Речевая готовность ребенка к школе// Детский сад от А до Я . № 2. - 2005.
I