Напоминание

Воспитание любви к природе родного края


Автор: Торопова Марина Ильясовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с №4
Населённый пункт: г. Межгорье Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание любви к природе родного края
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ

Торопова М.И., воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №4 г. Межгорье

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в дошкольном возрасте

закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение

взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У ребенка дошко льника

формируются

основы

отношения

к

себе

ик

ближайшему

окружению,

включая

разнообразный

и

манящий мир природы.

С целью формирования у детей умения видеть и понимать красоту природы, бережного от-

ношения ко всему живому, осознанного правильного отношения к природным явлениям и объектам, т.е.

решения

задач

экологического

образования

дошкольников,

в

нашем

детском

саду

проводится

систематическая и планомерная работа. На основе программ «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Наш

дом - природа» Н.А. Рыжовой, «Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой» Л.И.

Марченко, педагогическим коллективом ДОО была разработана и издана программа и методическое

пособие

«Колыбель

моя

-

земля

Кармаскалинская»

[1].

Программа

является

частью

основной

образовательной программы ДОО, формируемой участниками образовательных отношений. Отрадно,

что разработанная нами программа нашла широкое практическое применение в работе педагогических

коллективов ДОО всего Кармаскалинского района.

Содержательное насыщение программы и методического пособия составляют конспекты ор-

ганизованной образовательной деятельности, сценарии праздников и развлечений, образовательные

проекты педагогов. В программе большое внимание уделяется вопросу воспитания любви, заботливого

и бережного отношения к природе родного края. Раздел «Природа родного края» ори ентирован на

детей

младшего

и

старшего

дошкольного

возраста.

Так,

у

младших

дошкольников

расширяются

представления о животном и растительном мире ближайшего окружения, о правилах безопасного

поведения в природе, т.е. формируются элементарные экологические представления. Дети старшего

дошкольного возраста знакомятся с природными достопримечательностями всего Кармаскалинского

района, которые являются памятниками природы Республики Башкортостан - Карламанская пещера,

Голубое озеро, Озеро Большой Толпак, озеро Киешки Аксаковское. Благодаря системному знакомству

детей с этими и другими достопримечательностями происходит расширение и углубление границ

познания природы любимого родного края.

Задачи экологического образования реализуются педагогами в стенах ДОО через:

а)

организованную

образовательную,

совместную

с

детьми

или

самостоятельную формы

организации

работы,

включающиетакие виды

организации,

как:экскурсия,

беседа,

наблюдение,

экспериментирование, игра, выставка, конкурс и пр.;

б) различные виды

деятельности

детей:

познавательная,

коммуникативная,

музыкальная,

изобразительная, самообслуживание или элементарный труд, двигательная и пр.;

в) средства

и

технологии

экологического

образования:

предметно-пространственная

среда

группы, проектные работы, ИКТ и пр.

Так, с дошкольниками проводятся реальные и виртуальные экскурсии по селу, в парк, на луг, на

поляну

-

, к речке и на плотину. Во всех группах эстетично оформлен центр природы, где имеется

материал (соответствующий возрасту детей и требованиям СанПиН) как для изготовления поделок из

природного материала, оборудование для детского труда и ухода за комнатными растениями, так и

инструменты для детского экспериментирования: лупы, микроскопы, пипетки, мерные ложки», наборы

для детских опытов и экспериментов «Вода и воздух», «Живая и неживая природа», «Свет и звук»,

«Волшебный магнит», «Юный химик», центр воды и песка. Между группами проводятся смотры-

конкурсы на «Лучший центр природы», «Лучший центр исследований и экспериментов». В старших

группах проводится Конкурс экологических плакатов «Родной дом нам беречь» и пр.

Вместе с тем, постоянно идет поиск новых средств в формировании начал экологической культуры у

детей. Одним из таких средств является создание образовательных экологических проектов, которые

нашли

широкое

применение

в

деятельности

наших

педагогов.

В

каждой

группе

педагогами

разработаны и реализованы такие образовательные экологические проекты, как «Водичка, водичка...»,

«Дикие

животные

наших

лесов»,

«Зачем

ежику

иголки?»,

«Летят

птицы»,

«Удивительный

мир

насекомых», «Деревья на участке нашего детского сада», «Первоцветы», «Пчелка», «Наши пернатые

друзья», «Птицы - наши друзья», «Природа родного края», «Родной свой край люби и воспевай»,

«Шестиногий народец», «Мы в ответе за тех, кого приручили». Каждая тема проекта «проживается» и

осознается

детьми,

т.е.

происходит

накопление

не

только

когнитивного

ментального,

но

и

практического опыта экологического образования детей в течение определенного промежутка времени

(чаще в течение недели) во всех перечисленных выше формах и видах деятельности. Логическим

завершением реализации данных проектов, является создание в группах временных экспозиций или

мини-музеев в соответствии с темами проектов, в создании которых принимают участие все участники

образовательных

отношений.

Так,

особый

интерес

у

детей

вызвали

макет

«Памятники

природы

Кармаскалинского района», «Муравейник», «Деревья нашего участка», «Пасека», «Ежи».

Следующим,

очень

важным

средством

экологического

образования

детей

считаем

использование

информационно-коммуникационных

технологий.

Применение

ИКТ

способствует

повышению

заинтересованности, активности, развитию познавательных интересов детей. В детском саду был

проведен

смотр-конкурс

электронных

образовательных

ресурсов,

созданных

педагогическим

коллективом

видеофильмов,

виртуальных

экскурсий

«Карламанская

пещера»,

«Музей

леса»,

ин -

терактивных дидактических игр «Найди детеныша», «Времена года», «Зимующие птицы», «Найди

лишнее», «Что растет на грядке»* «Четвертый лишний», которые находят широкое применение в

работе с дошкольниками. Суть этих электронных игр заключается не только в обогащении пред-

ставлений

и

более

глубоком

ознакомлении

детей

с

предметами

и

явлениями,

находящимися

за

пределами собственного опыта ребенка, но и развитии креативности ребенка; а умение оперировать

символами на экране монитора способствует оптимизации перехода наглядно-образного мышления к

абстрактному.

Отрадно,

что

по

итогам

муниципального

конкурса

«На

лучшую

автор скую

дидактическую игру» электронные ресурсы наших педагогов были отмечены как лучшие.

В работе с детьми педагоги ДОО широко используют экологический лэпбук, который является

одним из эффективных средств формирования экологической культуры.Лэпбук — это не просто метод,

помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать

непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю

жизнь. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая дошкольникам не только

знания, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески

подходить

к

вопросу

организации

и

подбору

информации.

Дошкольники

узнают

и

делятся

информацией

о

многообразии

растительного

и

животного

мира,

их

взаимосвязях,

проблемами

в

экологии родного края, развивают умение поиска информации, пробуют отстаивать свою точку зрения,

на основе материала, который они нашли и отобразили в лэпбуке.

Создана копилка методических разработок, пособий, материалов и литературы по экологи -

ческому воспитанию дошкольников, библиотека для педагогов «Экологическое воспитание в ДОО». В

образовательный

процесс

по

экологическому

развитию

активно

вовлекаются

и

родители

воспитанников.

Они

помогают

в

создании

костюмов

и

декораций,

участвуют

в

таких

смотрах-

конкурсах, как «Зеленый наряд детского сада», «Дары осени», «Природа и фантазия». Совместно с

родителями

организовываются

выставки

творческих

работ

«Парад

шляп»,

«Экология

от

Кутюр»,

«Малая скульптура своими руками», «Парад невест», «Огородная хороводная», «Зимняя карусель».

Более

того,

при

непосредственном

активном

участии

родителей

в

детском

саду

проводятся

экологические акции «Посади дерево», «Елочка-зеленая иголочка», «Берегите воду!», «Вторая жизнь

пластиковой

бутылки»,

мероприятия

«День

птиц»,

«Конкурс

экологических

сказок»,

Ве сенний

праздник «Карга буткаhы», Праздник Науруз. Все эти мероприятия способствуют формированию у

детей познавательных интересов, воспитанию бережного отношения к природе. Участие детей в пении,

играх,

хороводах,

плясках

укрепляет

и

развивает

детский

организм,

а

самое

главное

-

дети

приобщаются к национальным традициям башкирского и русского народа, форми руются дружеские

взаимоотношения,

чувство

уважения

к

людям

разных

национальностей,

воспитываются

чувства

патриотизма и любви к родной природе. Через народные праздники закрепля ются и расширяются

представления

детей

о

явлениях

в

природе,

у

детей

формируется

эстетическое

отношение

к

окружающему' миру, воспитывается гуманное отношение ко всему живому, закладываются основы

экологической культуры личности, экологического сознания.

Педагоги вместе с родителями организуют экологическое пространство детского сада: ве дется

работа по благоустройству группы и озеленению территории ДОО. Ежегодно проводятся Месячники

благоустройства

территории

детского

сада,

Месячник

экологии

в

ДОУ.

Суть

этих

ме роприятий

заключается

в

оздоровлении

экологической

обстановки,

повышении

экологической

культуры

всех

участников образовательных отношений, воспитании любви к своему селу.

Своим опытом работы наши педагоги делятся на районных семинарах, совещаниях, прово дят

мастер-классы, открытые мероприятия. В апреле 2017 года на районном семинаре для руководителей

ДОО в форме круглого стола на тему «Реализация ФГОС ДО: опыт, проблемы, перспек тивы» были

проведены

открытые

мероприятия

по

теме

«Весна

пришла.

Природа

родного

края»:

ООД

по

художественно-эстетическому

развитию

«Заколдованная

весна»

в

средней

группе,

«Памятники

природы родного края»в старшей группе, где дети совершали виртуальную экскурсию по памятникам

природы Кармаскалинского района. Воспитанники средних групп участвовали в дефиле «Времена

года», демонстрировали изготовленные из разных материалов красочные, яркие костюмы. А в ноябре

2017 года наши педагоги участвовали во П Всероссийском экологическом марафоне, посвященном Г

оду экологии в РФ с представлением своих проектов и заняли призовые места.

Наши педагоги заняли первые места в Республиканском конкурсе «Дизайнеры на защите

планеты» в номинациях «Гармония ландшафта», «Экология от Кутюр», «Ярмарка аксессуаров». Были

отправлены

результаты

работ

педагогов,

детей

и

родителей

по

проведенным

акциям

в

виде

фотоматериалов: скульптуры из пластиковых бутылок, костюмы и аксессуары из бросового и при-

родного материала. Заслуженным итогом такой системной работы считаем наградынаших педагогов

дипломами I и II степени Всероссийского конкурса «Зеленая планета».

Многолетний опыт систематической приоритетной деятельности коллектива ДОО в данном

направлении позволяет нам утверждать, что только при совместной работе с семьей можно воспи тать

патриотов, по-настоящему любящих свою Родину, свой родной край и его природу.

Литература:

1.

Диарова

Н.Т.,

Шайбакова

Ф.Ф

Колыбель

моя

-

земля

Кармаскалинская:

Программа.

-

Уфа,

Издательство ИРО РБ, 2016г.



В раздел образования