"Умножение обыкновенной дроби на натуральное число"
Автор: Лапыгина Елена Валерьевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 26" Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: конспект Тема: "Умножение обыкновенной дроби на натуральное число" Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26»
Урок
по математике
в 5 класс по теме
«Умножение обыкновенной дроби на натуральное число»
Выполнил:
Лапыгина Е. В,
учитель математики
Новокузнецк, 2016
Технологическая карта
проблемно-диалогического урока
в 5 классе по теме «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число»
по учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича
Цели урока
Деятельностная цель урока
(по линиям развития личности):
Содержательная цель урока
(обязательный минимум содержания):
Предметная – формирование умения умножать обыкновенную дробь на натуральное число.
1)
знать правило умножения обыкновенной дроби на нату-
ральное число;
2)
знать правило сложения дробей с одинаковыми знаменате-
лями;
3)
уметь выделять целую часть из неправильной дроби;
4)
уметь сокращать дроби;
5)
знать понятие обыкновенной дроби и её компонентов (чис-
литель, знаменатель, дробная черта).
Этапы урока,
ситуации
3–5 минут
—Вот вам еще одно задание – выполните дей-
ствие:
5
6
1
—Ребята, почему получилось столько вариан-
тов ответа?
—А какой из этих ответов правильный?
—Предполагаемые ответы:
30
5
или
6
5
или
30
1
—Потому что не умеем умножать дробь
на число.
—Мы не знаем какой ответ правильный.
В центре доски:
5
6
1
30
5
или
5
6
1
6
5
или
5
6
1
30
1
Коммуникативные
личностные (важ-
ность познания ново-
го)
Формулирова-
ние проблемы
(темы и целей
урока)
1–2 минуты
—Следовательно, чему сегодня надо научить-
ся?
—Как называются такие дроби?
—А как называется число, на которое умножа-
ли?
—Тогда какова тема нашего урока?
—Запишем тему урока в тетрадях и на доске.
—Сегодня
надо
научиться
умножать
дробь на число.
—Такие
дроби
называются
обыкновен-
ными.
—Такое число называется натуральным.
—Умножение
обыкновенной
дроби
на
натуральное число.
Классная работа.
Умножение обыкновенной дроби
на натуральное число.
Регулятивные (обна-
руживают и формули-
руют учебную
проблему)
Открытие но-
вого знания
3–5 минут
—Рассмотрите фигуру и ответьте на вопрос:
какая часть фигуры закрашена?
—А если закрасить в 5 раз больше квадрати-
ков, то тогда какая часть фигуры будет закра-
шена?
—Какую математическую модель можно со-
ставить для данной ситуации?
—Есть ли в устной работе такой пример на
сложение, который можно записать с помо-
—Закрашена
6
1
часть фигуры.
—Ученики закрашивают ещё 4 квадрати-
ка и дают ответ: теперь закрашено
6
5
фигуры.
—На доске (в центре) выбирают правиль-
ную модель из трех записанных и запи-
сывают в тетрадях:
5
6
1
6
5
—Да, есть. Это примеры 1) и 5).
В правом углу доски:
По ходу урока появляется:
5
6
1
6
5
Познавательные (вы-
полняют сравнение,
анализ)
Этапы урока,
время
Учитель
(наиболее общие действия, типичные фразы
диалога с учениками)
Ученики
(ожидаемые действия в ходе диалога с учи-
телем)
Доска и оборудование
Формируемые УУД
щью умножения?
—Как это сделать?
—Сравните ответы, которые получились сна-
чала при сложении, а потом при умножении?
—Сделайте
вывод:
как
умножить
дробь
на
число?
—А знаменатель?
—Два ученика по очереди записывают на
доске, остальные в тетрадях:
1)
7
6
2
7
3
7
3
7
3
5)
2
1
8
4
4
8
1
8
1
8
1
8
1
8
1
—Ответы получаются одинаковые, толь-
ко записи разные.
—Надо умножить только числитель.
—А знаменатель остаётся без изменений.
В левом углу доски, где записа-
ны устные упражнения, продол-
жают примеры 1) и 5):
1)
7
6
2
7
3
7
3
7
3
5)
2
1
8
4
4
8
1
8
1
8
1
8
1
8
1
Формулирова-
ние нового
знания
1–2 минуты
—Где можно посмотреть точную формулиров-
ку данного правила?
—Правильно. Тогда откройте учебник, найди-
те правило и назовите страницу.
—Перепишите правило в тетрадь, а затем в
паре проговорите его друг другу.
—В учебнике.
—На странице 130. (Один ученик читает
правило вслух.)
—Записывают в тетрадях и проговарива-
ют в паре:
Чтобы умножить обыкновенную дробь на
натуральное число, надо её числитель
умножить на это число:
b
an
n
b
a
В правом углу доски появляется
ещё одна запись (записывает
учитель, пока дети проговарива-
ют друг другу правило):
b
an
n
b
a
Коммуникативные
(читают вслух и про
себя текст учебника)
Первичное
применение
нового знания
2–3 минуты
—Применим новое правило при выполнении
№ 481 в учебнике.
—Два ученика по очереди выполняют у
доски (по два примера):
А)
7
1
2
7
15
7
3
5
3
7
5
Б)
2
1
2
5
10
5
5
2
5
5
2
Г)
7
6
7
2
3
2
7
3
Д)
15
1
1
15
16
15
4
4
4
15
4
Критерии самооценки (для уче-
ников, работающих у доски):
-самостоятельность выполнения;
-наличие комментариев по ходу
решения;
-была
ли
помощь
учителя
или
учеников по ходу решения;
-были ли ошибки в решении.
Остальным ученикам дается за-
дание учителем – найти ошибки
в решении ученика у доски.
Регулятивные (опре-
деляют степень
успешности своей ра-
боты)
Этапы урока,
время
Учитель
(наиболее общие действия, типичные фразы
диалога с учениками)
Ученики
(ожидаемые действия в ходе диалога с учи-
телем)
Доска и оборудование
Формируемые УУД
Самостоятель-
ная работа
3–5 минут
—А теперь проверим, как вы усвоили новое
правило. В самостоятельной работе два зада-
ния.
—Разработаем критерии оценивания работы:
-выполнили умножение по правилу (по 1 бал-
лу в каждом примере);
-сократили дробь (1 балл);
-выделили целую часть из неправильной дро-
би (1 балл);
-запись
в
тетради
соответствует
образцу
(1
балл).
Итого: максимум 5 баллов – оценка «5»,
4 балла – оценка «4»,
3 балла – оценка «3»,
2 балла – оценка «2».
—Приступаем к проверке. На доске написан
правильный вариант решения. Оцените свою
работу по данным критериям.
Ученики выполняют примеры по вариан-
там:
В-1
1)
3
15
4
2)
2
7
6
В-2
1)
2
10
3
2)
7
9
2
На обратной стороне доски обра-
зец выполнения.
В-1
1)
5
4
15
12
15
3
4
3
15
4
2)
7
5
1
7
12
7
2
6
2
7
6
В-2
1)
5
3
10
6
10
2
3
2
10
3
2)
9
5
1
9
14
9
7
2
7
9
2
Регулятивные (плани-
рование, самооцени-
вание)
Рефлексия.
Итог урока
1–2 минуты
—Урок подходит к концу. Давайте посмотрим,
а мы цели достигли? В начале урока вам были
выданы
оценочные
листы.
По
следующим
критериям оцените свою работу на уроке.
—Подпишите и сдайте оценочные листы.
По желанию учащихся учитель выставляет эти
оценки в журнал.
—Работают с оценочным листом, выстав-
ляют себе оценки за урок.
Перевод баллов в оценку:
13 баллов и больше – оценка «5»;
10-12 баллов – оценка «4»;
7-9 баллов – оценка «3»;
6 баллов и меньше – оценка «2».
Критерии для оценочного листа:
-организационный момент (готов
– 1 балл, не готов – 0 баллов);
-устная работа (за правильный и
полный ответ – по 1 баллу за
пример);
-открытие нового знания (за каж-
дый устный правильный ответ на
задания учителя – плюс 1 балл);
-формулирование нового знания
(понял тему – 1 балл, не понял –
0 баллов);
-первичное
применение
нового
правила
(самостоятельно,
без
доски
решал
все
примеры
-
4
балла, минус 1 балл за каждый
списанный с доски пример);
-самостоятельная работа (макси-
мум 5 баллов).
Личностные (лич-
ностная саморефлек-
сия)
Этапы урока,
время
Учитель
(наиболее общие действия, типичные фразы
диалога с учениками)
Ученики
(ожидаемые действия в ходе диалога с учи-
телем)
Доска и оборудование
Формируемые УУД
Домашнее за-
дание
1–2 минуты
—Откройте дневники, запишем домашнее за-
дание: выполнить № 482 и выучить правило
на странице 130.
—Это было домашнее задание для всех, а те-
перь творческое задание на дом по желанию:
составить свои пять примеров на умножение
обыкновенной дроби на натуральное число,
решить их и красиво оформить на формате А4.
Таким
образом
мы
составим
свой
задачник
примеров, например, для устной работы.
—Записывают домашнее задание в днев-
ники.
В правом углу доски учитель за-
писывает:
Д/З:
№ 482 и правило.
+
Творческое задание по желанию.
Познавательные
(самостоятельно со-
поставляют и отбира-
ют необходимую ин-
формацию из разных
источников)