Напоминание

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста


Автор: Миронова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1
Населённый пункт: г. Великие Луки, Псковская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности формирования культурно-гигиенических навыков

у детей младшего дошкольного возраста

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое

условие для здорового образа жизни.

Культурно-гигиенические навыки - это не что иное, как привычки. Как

известно,

самые

прочные

привычки,

как

полезные,

так

и

вредные,

формируются в детстве, вот почему так важно с самого раннего возраста

воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы

они со временем стали привычками и постоянно совершенствовались.

Культурно-гигиенические

навыки

в

своем

онтогенезе

оказываются

неразрывно связаны с развитием волевых качеств. Ребенку, который еще

ничего не умеет делать, любое действие дается с значительным трудом и

требует

усилий.

Именно

поэтому,

маленькие

дети

часто

не

испытывают

желание завершать начатое дело до конца, особенно в тех случаях, когда

действие не получается. Требуются немалые волевые усилия для того чтобы

качественно выполнить действие, не нарушив последовательности отдельных

его элементов .

Начиная

с

самого

раннего

детства,

у

детей

начинают

развиваться

представления о гигиене, основные правила ее соблюдения, формируются

первоначальные их навыки. В процессе развития данных умений у совсем

еще маленького ребенка закладывается основа для будущего формирования

культуры

поведения,

правила

личной

гигиены,

здорового

образа

жизни,

опрятности.

Ребенок

начинает

понимать,

что

неприятно

касаться

чужой

грязной руки, неприятно смотреть на человека, который неряшливо одет, не

умыт, не причесан. Наблюдая такие отрицательные примеры, ребенок, как

существо индивидуальное, начинает следить за внешним видом и сравнивать

себя с остальными, стремиться к тому, чтобы максимально быть принятым в

обществе, и понимать, что для этого необходимо выглядеть аккуратно, быть

чистым, следить за своим здоровьем.

1

Образовательная деятельность по развитию культуры и гигиены так же

служит формированию предпосылок этикета и культурного поведения. В

процессе еды, сидя за столом, дошкольники учатся пользоваться столовыми

приборами, тихо себя вести во время еды, никому не мешать, перед едой

обязательно мыть руки, пропускать девочек вперёд за стол и в умывальную

комнату, говорить спасибо после завтрака обеда или ужина. С самого раннего

возраста

в

детском

саду

предусмотрена

работа

по

обучению

детей

правильной

сервировки

стола.

Практика

показывает,

что

это

занятие

вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, дошкольники с

удовольствием не только накрывают на стол, аккуратно раскладывают посуду

и столовые приборы, но, также, с большим аппетитом потом за ним едят.

Кроме этого известным остается тот факт, что то, что сделано своими руками

всегда ценится больше, поэтому дети не только самостоятельно накрывают на

стол, но и впоследствии следят за его частотой, отсутствием под ним крошек

и остатков пищи .

Для детей младшего возраста в основной образовательной программе

детского сада предусматриваются свои специфические задачи.

Наиболее

целесообразной

формой

при

развитии

культурно-

гигиенических навыков является игра, по этом содержание должно иметь

направленное содержание, и включать и наглядный, и словесный способы

донесения информации. Для достижения цели, воспитателю следует иметь

специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском

саду,

разнообразные

сюжетные

картинки,

алгоритмы,

символические

обозначения действий и предметов.

Формирование навыков гигиены является первой ступенью воспитания

культуры

поведения.

Работа

по

формированию

у

детей

данных

навыков

включает в себя два направления: образовательная деятельность с детьми и

взаимодействие с родителями.

Одна из задач программы обучения младших дошкольников - создание

предпосылок

нравственного

воспитания

и

гигиенических

навыков.

Дети

2

трех-четырех

лет,

имеющие

небольшой

опыт

жизни

в

саду,

отличаются

уровнем воспитания, имеют различные семейные условия для этого, владеют

разным

набором

сформированных

навыков

и

только

начинают

адаптироваться к новой для них социальной обстановке. Исходя из этого, для

детей

данного

возраста

важным

условием

является

реализация

индивидуального подхода в работе воспитателя.

Воспитание

культурно-гигиенических

навыков

в

младших

группах

детского

сада

включает

в

себя

формирование

навыков

опрятности,

аккуратности, культуры поведения за столом и приема пищи. Для того, чтобы

сделать

образовательный

процесс

максимально

интересным

для

детей

младших

групп,

педагог

должен

тщательно

подбирать

методический,

предметный материал для занятий и практических упражнений. Предлагать

игры или задания стоит ненавязчиво, учитывая настроение ребенка в данный

момент, непродолжительное время такой деятельности. Следует помнить, что

дошкольники 3 лет хотят быть максимально самостоятельными, поэтому

стоит давать им свободу выбора, способа выполнения задания, лишь иногда

направляя его действия комментариями и подсказками .

К четырем годам требования образовательной программы несколько

усложняются, в их содержание включаются нравственно направленные игры-

занятия,

игры-упражнения,

инсценировки.

Строиться

они

должны

таким

образом,

чтобы

каждое

последующее

упражнение

опиралось

на

приобретенный ранее опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое

и прочное усвоение навыка.

Разными

авторами

подчеркивается

необходимость

формирования

гигиенических

навыков

культуры

поведения.

Ю.

А.

Афонькина

и

Г.

В.

Урунтаева

для

младшего

дошкольного

возраста

определили

следующие

задачи:

1.

Обеспечить постоянное, ежедневное выполнение норм и правил

личной гигиены, культуры еды, опрятности. Данная задача предполагает, что

в

процессе

образовательной

деятельности

педагог

всегда

напоминает

3

дошкольникам о том, что необходимо следить за своим внешним видом,

чистотой рук и тела, правильным и аккуратным хранением вещей в шкафчике

и всё это должно происходить каждый день, независимо от того хватает ли

времени раздеться и правильно сложить одежду, начисто вымыть руки перед

обедом. Самое главное, по мнению авторов, тщательно выполнить то, что

относится к культурно гигиеническим требованиям.

2.

Донести

до

детей

значение

выполнение

гигиенических

требований. Ребёнок должен знать, почему руки должны быть чистыми,

почему важно молча тщательно пережевывать пищу во время еды, как влияет

чистый опрятный вид на принятие человека окружающими людьми.

3.

Следует

позволить

ребенку

самостоятельно

получить

опыт

практических действий по самообслуживанию. Педагог не должен торопить

ребенка

или

препятствовать

желанию

не

своевременно

помыть

руки,

переодеться

или

навести

порядок

в

шкафчик.

Стоит

помнить,

что

формирование

навыков.

связанных

с

личной

гигиеной

происходит

постепенно

по

мере

тренировки

и

до

конца

дошкольного

детства

воспитателю

всё

равно

придётся

напоминать

детям

о

правильности

выполнения каких-либо действий. Только в старшем дошкольном возрасте

дети смогут самостоятельно осуществлять контроль за личной чистотой и

опрятностью.

4.

В

содержание

образовательной

деятельности

стоит

включить

беседы, упражнения, которые будут способствовать формированию четкого

понимания, что мыть руки необходимо перед едой и после нее, а также по

мере несвоевременного их загрязнения. В процессе режимных моментов

часто возникают ситуации, которые также требуют частоты рук тогда, когда

основной массе дошкольников она не требуется. Например, в случае, если

ребенок является дежурным и накрывает на стол. Данную ситуацию так же

стоит

обговорить

с

детьми

и

дать

возможность

каждому

воспитаннику

попробовать

хоть

раз

хотя

бы

раз

накрыть

на

стол,

чтобы

практически

усвоить это правило.

4

5.

Начиная

с

младшего

дошкольного

возраста,

детям

необходимо

прививать навыки гигиены полости рта. Уже в трехлетнем возрасте малыши с

утра в детском саду учатся пользоваться зубной щеткой и пастой, правильно

полоскать рот. При взаимодействии с родителями их знакомят с информацией

о том, что чистить зубы стоит ещё и перед сном.

6.

Учить

пользоваться

расчёской,

следить

за

опрятностью

своей

прически, Начиная с 4 лет детей учат и следить самим за предметом, который

очищают от волос и загрязнений.

7.

Учить пользоваться носовым платком при насморке, объяснять

правила того, что одним и тем же платком нельзя пользоваться двум разным

детям, он должен быть только индивидуальным, при этом всегда чисто мы

аккуратно

сложным

в

карман.

Если

ребенок

пользуется

одноразовыми

носовыми

платочками,

то

педагог

обучает

его,

как

вытащить

платок

из

упаковки,

как

правильно

сложить,

и

как

и

куда

выкинуть

после

использования.

8.

Формировать

культуру

еды,

следует

учить

детей

правильному

поведению

за

столом,

аккуратному

приёму

пищи,

тщательному

её

пережевыванию. Маленьких детей учат пользоваться салфеткой, не крошить

хлеб,

подносить

ложку

ко

рту,

не

разливать

на

себя

суп

или

напитки.

Заострять внимание детей на том, что после еды обязательно следует помыть

руки,

а

после

вытереть

салфеткой

рот

и

поблагодарить

младшего

воспитателя.

И.

Н.

Курочкина

отмечает,

что

основополагающим

условием

эффективного

формирования

у

дошкольников

культурно-гигиенических

навыков является рационально организованная предметно-пространственная

среда,

четкий

распорядок

дня

и

грамотное,

ненавязчивое

руководство

воспитателя.

Рационально

организованная

предметно-развивающая

среда

представляет

собой:

чистое,

достаточно

просторное

помещение

с

необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных

5

элементов

(умывание,

питание,

сон,

непосредственно

образовательная

деятельность и игры).

Для

детей

особое

значение

имеет

постоянство

условий,

знание

назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в

умывальной

комнате

должно

быть

достаточное

количество

раковин

небольшого

размера,

на

каждой

из

которых

лежит

мыло;

раковины

и

полотенца

размещаются

с

учетом

роста

детей;

на

вешалке

над

каждым

полотенцем

-

картинка

в

младшем

возрасте

и

геометрическая

фигура

с

среднего возраста. Это повышает интерес детей к умыванию и закреплению

знаний геометрических фигур.

Режим

дня

обеспечивает

ежедневное

повторение

гигиенических

процедур

в

одно

и

то

же

время,

что

способствует

постепенному

формированию

навыков

и

привычек

культуры

поведения.

Упрочение

их

происходит в играх, труде, непосредственно образовательной деятельности, в

быту.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под

руководством

взрослых

-

родителей,

воспитателя.

Поэтому

должна

быть

обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения

и семьи.

Чтобы научить ребенка культурно есть, детей учат овладеть целым

рядом

действий,

осуществляемых

в

определенной

последовательности

(правильно

сидеть

за

столом,

не

разговаривать,

пережевывать

пищу

с

закрытым ртом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Для

постепенного

формирования

требуемых

навыков,

детей

упражняют

в

совершении одних и тех же действий под постоянным контролем.

По

мере

усвоения

культурно-гигиенические

навыки

обобщаются,

отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую,

воображаемую

ситуацию

(«У

Мишки

грязные

лапки»,

«Кукла

Маша

простудилась», тем самым влияя на становление нового вида деятельности

игры.

6

В

творческой

игре

(«Семья»,

«Парикмахерская»)

дети

отражают

взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок

так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В

игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым

закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр., а так же

отражают правила, которые стоят за выполнением культурно - гигиенических

навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить

красиво.

Навыки культуры и гигиены развиваются не только в процессе детской

игровой деятельности, но и активно формируются посредством трудовой

деятельности

по

самообслуживанию.

Вместе

с

тем,

воспитание

навыков

культуры еды, аккуратности, личной гигиены является основой дальнейшего

развития

физически

здорового

ребенка.

Культурно-гигиенические

навыки

представляют

собой

элементы

самообслуживания,

и

являются

начальной

ступенью трудового воспитания. Работа по развитию элементов культуры и

гигиены,

своего

рода,

носит

и

дисциплинарный

характер.

Дети

учатся

внимательно следить за своим внешним видом, исправлять его недостатки.

При

выполнении

действий

самообслуживания

педагогам

закладываются

правила

обязательно

выполнять

все

начатое

до

конца,

в

процессе

еды

действовать не отвлекаясь и не мешать остальным. В младшем дошкольном

возрасте

контроль

за

выполнением

вышеперечисленных

условий

производится воспитателем, тогда как к старшему периоду ребенок уже сам

вполне способен контролировать и себя и сверстников. Таким образом, в

процессе

работы

по

воспитанию

культурно-гигиенических

навыков

у

дошкольников формируется самоконтроль дисциплина выносливость сила

воли аккуратность.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к

тому,

чтобы

выполнение

правил

личной

гигиены

стало

для

них

естественным,

а

гигиенические

навыки

с

возрастом

по стоянно

совершенствовались.

Гигиеническое

воспитание

и

обучение

неразрывно

7

связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене

прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов

деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти

благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают

формироваться культурно - гигиенические навыки - важная составная часть

культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица,

тела,

прически,

одежды,

обуви,

продиктована

не

только

требованиями

гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что

в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому

человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную

одежду. В этом случае, для воспитания дошкольников огромное значение

имеет

пример

взрослого

(воспитателя,

родителя),

а

для

более

старшего

возраста - и сверстника.

1.

Авсюкевич

Н.

И.

Формирование

культурно-гигиенических

навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности /

Авсюкевич Н. И., Башкатова И. А. - 2015. - №24. - С. 901-903.

2.

Белостоцкая Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до

7 / Е. М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова. - М.: АСТ, 2012. - 187 с.

3.

Бочкарева

О.

И.

Организация

деятельности

по

формированию

культурно-гигиенических навыков и этикета. Младшая и средняя группы /

Бочкарева О. И. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2018. – 96 с.

4.

Буре Р.С. Воспиталель и дети / Буре Р.С., Островская А.Ф. - М.:

Просвещение, 2016 - 143 с.

5.

Волчкова

В.

Н.

Развитие

и

воспитание

детей

младшего

дошкольного

возраста:

Практическое

пособие

для

воспитателей

детских

садов / Волчкова В. Н., Степанова Н. В.. - Воронеж: Учитель, 2011. – 139 с.

6.

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста /

под. ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. - М.: Логос. 2012. - С. 86 – 97.

7.

Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с

папой слушаем / Гурина И. В. СПб.: Феникс, 2017 - 34 с.

8

8.

Дергунская В. А. Игры - эксперименты с дошкольниками: Учебно -

методическое

пособие

/

Дергунская

В.

А.

М.:

Центр

педагогического

образования, 2013 - 64 с.

9



В раздел образования