Напоминание

«Групповой сбор - современная технология для речевого развития дошкольников».


Автор: Евшукова Олеся Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №34
Населённый пункт: город Новороссийск Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: «Групповой сбор - современная технология для речевого развития дошкольников».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Групповой сбор - современная технология речевого развития

дошкольников».

автор-составитель

Евшукова Олеся Леонидовна

воспитатель МБДОУ №34

г.Новороссийска

Реализация образовательной программы происходит в течение всего вре-

мени пребывания детей в дошкольной организации, в том числе и в режим-

ных моментах. Применение технологии группового сбора в утренний отрезок

времени обеспечивает связь между академическими знаниями, практически-

ми умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в се-

мье, детском саду, школе, в профессии, в жизни общества.

Цели и задачи утреннего сбора:

- установление комфортного социально - психологического климата в дет-

ском коллективе;

- создание условий для межличностного и познавательно-делового общения

детей и взрослых;

- развитие навыков культурного общения, (приветствия, комплименты и т. п.),

планирования собственной деятельности и т. п., умения объяснять словами

свое эмоциональное состояние;

- развитие умения формулировать суждения, аргументировать высказывания,

отстаивать свою точку зрения и делать выбор из личного опыта наиболее зна-

чимых, интересных событий, рассказывать о них кратко, последовательно и

логично.

Что же представляет собой групповой сбор?

Групповой сбор это время, когда мы собираемся вместе, это возможность

несколько минут побыть вместе, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Групповой сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творче-

ства, что помогает развитию у детей чувства взаимного уважения и доброты.

Во время группового сбора формируются ключевые компетентности ребенка:

- Коммуникативная;

- Социальная;

- Информационная;

- Деятельностная;

- Здоровьесберегающая.

Сам групповой сбор состоит из четырех основных этапов:

- Приветствия;

- Обмена информацией;

- Групповой деятельности;

- Ежедневных новостей.

Задачи, которые мы решаем во время проведения группового сбора с детьми

старшего дошкольного возраста, следующие:

Формировать умение детей инициировать разговор, включаться в него,

поддерживать общение;

Поощрять стремление обращаться к источнику получения знаний, заяв-

лять о своих представлениях, знаниях;

Упражнять в умении принимать разные социальные роли и действовать

в соответствии с ними в контексте ситуации;

Развивать умение управлять своим поведением и способами общения

Формировать умение анализировать действия и поступки, прогнозиро-

вать результаты действий и поступков, разрешать конфликтные ситуа-

ции.

Подготовка к утреннему сбору

1.

Выбор удобного места

2.

Согласование сигнала

3.

Подготовка «информационного поля» или «паутинки»

4.

Продумывание вопросов для начала группового сбора- подбор «риту-

альных» вопросов

5.

Размещение участников группового сбора (круг)

Групповой сбор мы начинам с «позывного». Позывной мы выбира-

ем для себя самостоятельно, т.е. собственную традицию для оповещения

детей о начале утреннего сбора, это может быть определенная весёлая му-

зыка, звон колокольчика, речёвка. Позывные, можно, связать с темой неде-

ли или темой группового сбора. Для себя мы с детьми выбрали звон коло-

кольчика.

Далее идет организация круга. Почему именно сбор проходит в

кругу, да потому, что круг – это открытость, внимание детей друг к

другу и чувство единства в коллективе. После того, как дети услышали

звон колокольчика, все собираются в круг. Сбор проходит в виде круга,

где дети вместе с взрослыми сидят на стульчиках, на подушках на коле-

ночках …..,каждая группа сама вправе определить традицию организации

круга и порядок расположения детей в кругу может меняться. Наши ро-

дители пошили всем детям подушки, и сбор в виде круга проходит на

подушках.

Групповой сбор мы начинаем с приветствия, которое адресовано каждому

ребенку, который находится в круге. Здесь мы и пользуем самые разнооб-

разные формы, например: сначала садятся в круг мальчики, а затем между

ними занимают места девочки (или наоборот); сначала садятся дети в крас-

ной одежде, потом в синей одежде и так далее; мальчик выбирает себе девоч-

ку, в пару и садятся рядом в круг.

После этого пускаем по кругу рукопожатие «здравствуй» – т.е. пожимаем

руку сидящего рядом ребёнка, он после этого пожимает руку своему соседу и

так до тех пор, пока приветствие не вернётся обратно к воспитателю; также

используем стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками,

плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры

которые создают эмоционально - положительный настрой на весь день.

В группе есть картотека с играми - приветствиями, например «Давай поздо-

роваемся», «Опиши друга», «Настроение» и прочее.

Далее у нас идет обмен информацией - это второй этап группового сбора,

основной темой которого являются «Добрые дела». Дети стремятся поделить-

ся всем, что переполняет их: домашними событиями, удачами и достижения-

ми. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их

жизни. Дети делятся своими достижениями с детьми группы, в свою очередь

сами принимают активное участие в обсуждении, задают вопросы и коммен-

тируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого

диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется их

словарный запас. Если время ограничено, мы используем некоторые хитро-

сти, например: сегодня достижениями или событиями предыдущего дня де-

лятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И,

конечно предлагаем детям самим решать, кто будет сегодня рассказывать о

событиях и достижениях.

Следующий этап группового сбора – это групповая деятельность.

на этом этапе мы проводим игры. Сбор проходит быстро, легко, поэтому мы

стараемся не превращать игры в учебные действия, но используем при этом

разнообразные игры: пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-цепочки,

игры-шутки, артикуляционная гимнастика и др. Важно чтобы игры для детей

были интересными и привлекательными по содержанию.

Ежедневные новости – четвертый этап группового сбора, он настраивает

детей на активное общение между собой. В ходе этого этапа мы сообщаем де-

тям различную информацию: о календарных событиях, об особом событии в

группе, о плане деятельности на текущий день. В ходе этой работы сообщаем

детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагаем подумать и ре-

шить, чем они будут заниматься сегодня.

Далее идет работа в центрах, которая заменяет традиционные занятия и

осуществляется в соответствии с выбором ребенка

- Выбор центра - обязательная процедура с использованием технологии выбо-

ра, которой заканчивается групповой сбор

- На доске выбора ребенок фиксирует (обозначает) свой выбор с помощью

условных обозначений, фото и т.д.

- Дети свободно перемещаются между центрами

- Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ре-

бенка

По мере продвижения работы в Центрах к получению результата я ори-

ентирую детей во времени.

Воспитатель работает с детьми в одном из Центров, основанием для

выбора воспитателем центра служит: сложность в организации работы цен-

тра, необходимость решения учебных задач, необходимость ведения коррек-

ционно - развивающей работы с конкретным ребенком.

В непопулярном для детей Центре воспитатель сам может организовать

работу

Некоторые Центры могут быть временно закрыты (если в непопуляр-

ных Центрах предлагаются значимые для развития материалы, но дети их иг-

норируют, можно на 1 день закрыть тот центр, который отвлекает детей) .

Результаты работы группового сбора

- Включенность, эмоциональный настрой детей на игру, познание;

- Ощущение общности и внимания к каждому ребенку;

- Тренинг коммуникативных умений детей;

- Индивидуальные планы детей на день.

Таким образом, групповой сбор – это один из способов организации

свободного общения и развития речи воспитанников.



В раздел образования