Автор: Евшукова Олеся Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №34
Населённый пункт: город Новороссийск Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: «Групповой сбор - современная технология для речевого развития дошкольников».
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Групповой сбор - современная технология речевого развития
дошкольников».
автор-составитель
Евшукова Олеся Леонидовна
воспитатель МБДОУ №34
г.Новороссийска
Реализация образовательной программы происходит в течение всего вре-
мени пребывания детей в дошкольной организации, в том числе и в режим-
ных моментах. Применение технологии группового сбора в утренний отрезок
времени обеспечивает связь между академическими знаниями, практически-
ми умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в се-
мье, детском саду, школе, в профессии, в жизни общества.
Цели и задачи утреннего сбора:
- установление комфортного социально - психологического климата в дет-
ском коллективе;
- создание условий для межличностного и познавательно-делового общения
детей и взрослых;
- развитие навыков культурного общения, (приветствия, комплименты и т. п.),
планирования собственной деятельности и т. п., умения объяснять словами
свое эмоциональное состояние;
- развитие умения формулировать суждения, аргументировать высказывания,
отстаивать свою точку зрения и делать выбор из личного опыта наиболее зна-
чимых, интересных событий, рассказывать о них кратко, последовательно и
логично.
Что же представляет собой групповой сбор?
Групповой сбор это время, когда мы собираемся вместе, это возможность
несколько минут побыть вместе, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Групповой сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творче-
ства, что помогает развитию у детей чувства взаимного уважения и доброты.
Во время группового сбора формируются ключевые компетентности ребенка:
- Коммуникативная;
- Социальная;
- Информационная;
- Деятельностная;
- Здоровьесберегающая.
Сам групповой сбор состоит из четырех основных этапов:
- Приветствия;
- Обмена информацией;
- Групповой деятельности;
- Ежедневных новостей.
Задачи, которые мы решаем во время проведения группового сбора с детьми
старшего дошкольного возраста, следующие:
•
Формировать умение детей инициировать разговор, включаться в него,
поддерживать общение;
•
Поощрять стремление обращаться к источнику получения знаний, заяв-
лять о своих представлениях, знаниях;
•
Упражнять в умении принимать разные социальные роли и действовать
в соответствии с ними в контексте ситуации;
•
Развивать умение управлять своим поведением и способами общения
•
Формировать умение анализировать действия и поступки, прогнозиро-
вать результаты действий и поступков, разрешать конфликтные ситуа-
ции.
Подготовка к утреннему сбору
1.
Выбор удобного места
2.
Согласование сигнала
3.
Подготовка «информационного поля» или «паутинки»
4.
Продумывание вопросов для начала группового сбора- подбор «риту-
альных» вопросов
5.
Размещение участников группового сбора (круг)
Групповой сбор мы начинам с «позывного». Позывной мы выбира-
ем для себя самостоятельно, т.е. собственную традицию для оповещения
детей о начале утреннего сбора, это может быть определенная весёлая му-
зыка, звон колокольчика, речёвка. Позывные, можно, связать с темой неде-
ли или темой группового сбора. Для себя мы с детьми выбрали звон коло-
кольчика.
Далее идет организация круга. Почему именно сбор проходит в
кругу, да потому, что круг – это открытость, внимание детей друг к
другу и чувство единства в коллективе. После того, как дети услышали
звон колокольчика, все собираются в круг. Сбор проходит в виде круга,
где дети вместе с взрослыми сидят на стульчиках, на подушках на коле-
ночках …..,каждая группа сама вправе определить традицию организации
круга и порядок расположения детей в кругу может меняться. Наши ро-
дители пошили всем детям подушки, и сбор в виде круга проходит на
подушках.
Групповой сбор мы начинаем с приветствия, которое адресовано каждому
ребенку, который находится в круге. Здесь мы и пользуем самые разнооб-
разные формы, например: сначала садятся в круг мальчики, а затем между
ними занимают места девочки (или наоборот); сначала садятся дети в крас-
ной одежде, потом в синей одежде и так далее; мальчик выбирает себе девоч-
ку, в пару и садятся рядом в круг.
После этого пускаем по кругу рукопожатие «здравствуй» – т.е. пожимаем
руку сидящего рядом ребёнка, он после этого пожимает руку своему соседу и
так до тех пор, пока приветствие не вернётся обратно к воспитателю; также
используем стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками,
плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры
которые создают эмоционально - положительный настрой на весь день.
В группе есть картотека с играми - приветствиями, например «Давай поздо-
роваемся», «Опиши друга», «Настроение» и прочее.
Далее у нас идет обмен информацией - это второй этап группового сбора,
основной темой которого являются «Добрые дела». Дети стремятся поделить-
ся всем, что переполняет их: домашними событиями, удачами и достижения-
ми. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их
жизни. Дети делятся своими достижениями с детьми группы, в свою очередь
сами принимают активное участие в обсуждении, задают вопросы и коммен-
тируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого
диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется их
словарный запас. Если время ограничено, мы используем некоторые хитро-
сти, например: сегодня достижениями или событиями предыдущего дня де-
лятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И,
конечно предлагаем детям самим решать, кто будет сегодня рассказывать о
событиях и достижениях.
Следующий этап группового сбора – это групповая деятельность.
на этом этапе мы проводим игры. Сбор проходит быстро, легко, поэтому мы
стараемся не превращать игры в учебные действия, но используем при этом
разнообразные игры: пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-цепочки,
игры-шутки, артикуляционная гимнастика и др. Важно чтобы игры для детей
были интересными и привлекательными по содержанию.
Ежедневные новости – четвертый этап группового сбора, он настраивает
детей на активное общение между собой. В ходе этого этапа мы сообщаем де-
тям различную информацию: о календарных событиях, об особом событии в
группе, о плане деятельности на текущий день. В ходе этой работы сообщаем
детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагаем подумать и ре-
шить, чем они будут заниматься сегодня.
Далее идет работа в центрах, которая заменяет традиционные занятия и
осуществляется в соответствии с выбором ребенка
- Выбор центра - обязательная процедура с использованием технологии выбо-
ра, которой заканчивается групповой сбор
- На доске выбора ребенок фиксирует (обозначает) свой выбор с помощью
условных обозначений, фото и т.д.
- Дети свободно перемещаются между центрами
- Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ре-
бенка
По мере продвижения работы в Центрах к получению результата я ори-
ентирую детей во времени.
Воспитатель работает с детьми в одном из Центров, основанием для
выбора воспитателем центра служит: сложность в организации работы цен-
тра, необходимость решения учебных задач, необходимость ведения коррек-
ционно - развивающей работы с конкретным ребенком.
В непопулярном для детей Центре воспитатель сам может организовать
работу
Некоторые Центры могут быть временно закрыты (если в непопуляр-
ных Центрах предлагаются значимые для развития материалы, но дети их иг-
норируют, можно на 1 день закрыть тот центр, который отвлекает детей) .
Результаты работы группового сбора
- Включенность, эмоциональный настрой детей на игру, познание;
- Ощущение общности и внимания к каждому ребенку;
- Тренинг коммуникативных умений детей;
- Индивидуальные планы детей на день.
Таким образом, групповой сбор – это один из способов организации
свободного общения и развития речи воспитанников.