Автор: Муллаянова Гульназ Амировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Школа № 119
Населённый пункт: Г.Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Основные требования к современному уроку
Раздел: среднее образование
На сегодняшний день для большинства стран образование становится центральной
темой общественной политики и будущих перспектив.
Курс русского языка представляет собой важнейший компонент школьной программы,
является не только объектом изучения, отдельным учебным предметом, но и средством
обучения другим школьным дисциплинам. В таком случае русский язык является ключом
к познанию, образованности, развитию интеллекта.
Основной
целью
курса
является
формирование
коммуникативной
компетентности
учащихся с учетом их интересов и возможностей. Изучение русского языка также должно
содействовать становлению духовно богатой личности, которая умеет самостоятельно
учиться и ориентироваться в информационном потоке.
Урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим. Рассмотрим
взаимосвязь обучения и развития.
Все содержание обучения необходимо прежде всего не для получения суммы знаний, а для
формирования общих способностей человека к дальнейшему своему самообразованию,
самосовершенствованию – формирование умения учиться. Все должно обеспечивать
одновременно формирование у детей активной познавательной позиции и приобретение
ими конкретных знаний и умений. Задача учителя – осуществить органичное слияние
процессов обучения и развития школьников. Учебная самостоятельность школьника
начинается с его способности разграничивать: это я знаю, умею, а этого я еще не знаю, не
умею. Чтобы школьник мог осознавать такой разрыв, знания, которыми он владеет,
следует сделать системными. Введение любого нового знания должно быть подготовлено
логикой предшествующей работы, благодаря чему осознано самим учеником как
недостающее и как желаемое. Обучение, представляющее собой правильно
организованную систему постановки и решения учебных задач, и будет носить
развивающий характер. Конечно, не следует думать, что задачам развития не может
отвечать другой урок – тот, на котором ученики не узнают новое, а закрепляют имеющиеся
знания и отрабатывают умение применять их в различных ситуациях. Выдвигается лишь
одно условие: выполняемая работа не должна быть формальной, не должна носить
характер механического натаскивания - следует добиваться, чтобы все знания и умения
приобретались учащимися при их познавательной активности.
Наряду с понятием «развивающее обучение» все большую значимость приобретает
сегодня понятие «воспитывающее обучение». От характера обучения в определенной мере
зависит и то, какие качества личности сформируются, какие получат развитие или
постепенно исчезнут, какое утвердится отношение к миру, как оно закрепится в
поведении. Закономерность в дидактике: обучение всегда оказывает на учащихся то или
иное воспитывающее влияние. Это влияние может быть положительным, отрицательным
и нейтральным. В последнем случае обучение консервирует, закрепляет и тем самым
усиливает какие-то качества личности. Тем, чему мы учим в школе, как организовано
обучение, определяется многое: будут ли школьники, а затем и вышедшие из школы
молодые люди способны только к исполнительской деятельности, или у них появится
инициатива. Умение самостоятельно ставить и решать задачи, возникнет ли у них тяга к
знаниям, культуре, стремление к дальнейшему образованию и самовоспитанию появиться
ли это умение осуществлять эту потребность, разовьется ли способность иметь
собственную точку зрения, отстаивать ее и при это воспринимать и уважать чужие
мнения. Не только развитие, но и воспитание школьников на уроке осуществляется в
первую очередь вовсе не благодаря специально включенным «моментам» (хотя если это
целесообразно, и они могут иметь место) - воспитывающий и развивающий эффект
достигается прежде всего характером самого обучения, его содержанием и способами
организации. Если на уроке не просто даются знания и умения, а формируется интерес к
познанию, закладываются основы личностного отношения к этому процессу, основы
умения учиться – такой урок будет одновременно обучающим, развивающим и
воспитывающим.
Не обязательно должны быть четко разграничены три задачи обучения, может быть
представлен единый комплекс этих задач, но такой, в котором очевидна развивающее-
воспитательная направленность. Например: учитель в плане урока указывает цели:
закреплять умение обнаруживать все безударные гласные звуки в словах, тренировать в
разграничении орфографических задач, «поддающихся решению» и «пока не решаемых»,
уточнить роль этого умения, обучать взаимоконтролю и самоконтролю. В формулировке
заложены возможности для соединения обучения школьников (формирование
лингвистических умений), их развития (способности, входящей в состав умения учиться:
разграничивать «знаю» - «не знаю» и воспитания (активное отношение к приобретаемому
умению, привычки к деловому сотрудничеству, навыков общения, способности к
самоконтролю и к самооценке).
Хорошо известно, что воспитывают не знания, а люди, несущие эти знания. Кто и как
будет учить детей – вот самое главное условие воспитывающего обучения.
Первое требование к уроку – необходимость органичного слияния трех решаемых задач в
триединую.
Второе требование – атмосфера урока: доброта, уважение, взаимопонимание, общая
заинтересованность, коллективный поиск, взаимное удовлетворение от «познавательных
побед». На уроке должно быть реализовано не только учебное сотрудничество, но и все
его другие виды. И в первую очередь непосредственно – эмоциональное.
Третье требование – умение учителя проявить свою теоретическую (лингвистическую)
подготовку. Урок должен быть грамотным и по трактовке понятий, и по отбору
дидактического материала. Нарушения этого требования нередки (какая буква смягчает
согласный звук в слове Нина?).
Четвертое требование – урок должен быть относительно законченным, целостным
«педагогическим произведением». Обдумывая урок, прежде всего нужно определить его
«ядро», ту главную цель, которая должна быть достигнута, затем наметить этапы
движения к этой цели и только с позиции принятых решений искать способы и средства
обучения для каждого из звеньев работы – от постановки учебной задачи и действий по ее
решению до применения детьми нового знания или умения в различных ситуациях.
На уроке, на разных его этапах, в различных учебно-речевых ситуациях решаются и
конкретные и частные задачи. Эти задачи, на наш взгляд, должны четко осознаваться
учителем, чтобы он мог найти адекватные для их решения педагогические, а,
следовательно, и коммуникативные средства. Зачем иду к детям, какова моя задача –
должно решаться и применительно к отдельным учебно-речевым ситуациям
(микросистемам обучения).(Т.А.Ладыженская)
1. Целенаправленность и содержательная логика урока.
Цели, сформулированные учителем при подготовке к уроку, должны соответствовать теме
урока и требованиям учебной программы.
Цели, поставленные учителем перед учащимися на уроке, должны быть сформулированы
конкретно, корректно и в сфере деятельности учащихся.
Методы и формы организации учебной деятельности должны быть адекватны теме, цели
и содержанию урока.
Конечный результат должен соответствовать поставленной цели и достигаться наиболее
оптимальным способом.
2. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода.
Ведущие требование – правильно организованная речевая направленность урока, развитие
речи учащихся и навыков свободного владения языком в различных ситуациях общения.
Основные направления работы:
связная речь (работа над текстом, пересказы, обучающие устные и письменные
изложения и сочинения);
развитие синтаксического строя речи (работа над предложением и
словосочетанием);
словарно-лексическая и словообразовательная работа (работа по обогащению
словарного запаса учащихся);
работа над звуковой культурой речи (артикуляция, правильное произношение).
Требования к речи учащихся: содержательность, логичность, точность, выразительность,
чистота, ясность и правильность речи.
На уроке должно звучать не менее двух монологических высказываний учащихся( правило,
теоретическое рассуждение и т.д.)
3. Системная работа по развитию навыков грамотного письма.
Требования: сочетание коллективной и индивидуальной формы работы; образец (на
доске, слайде, на карточке, в учебнике- проверка, взаимопроверка, самопроверка); анализ
графических ошибок учащихся; связь с уроком (по возможности, если нет - то
повторение). Проведение на каждом уроке орфографических тренингов-пятиминуток
(орфографические минутки; минутки грамотности и др.) в структуре урока любого типа –
как отдельный этап урока; как дополнительный орфографический разбор 1-2 предложений
из текста упражнения; предварительный орфографический анализ домашнего задания и
т.д.. Диктовка ( с учётом уровня развития лингвистических навыков
обучающихся) не менее 50 слов. В слабых классах возможна замена (периодическая)
списыванием. Для проверки грамотности, - различные виды контроля.
4. Целенаправленная работа по формированию практических умений в выполнении
различных видов лингвистического разбора.
На каждом уроке необходимо находить возможность обращаться к одному из
видов разбора: фонетический (полный или частичный,морфемный–письменная
форма; морфологический – письменная форма; синтаксический (предложения или
словосочетания) –графический письменный разбор с устным
проговариванием( по алгоритму) .
Формирование лингвистических навыков
должно осуществляться на основе тексториентированного подхода, который форми
рует учащихся видеть логику текста, понимать значимость каждого слова внутри
него. Поэтому регулярно необходимо выполнять комплексный анализ текста ( с
учётом возраста обучающихся)
5.Выполнение общедидактических требований:
лингвистическая грамотность;
рациональное распределение времени на уроке;
наличие обратной связи (фронтальный устный опрос; учебный диалог; оперативные
проверочные работы; использование перфокарт, карточек для индивидуальной работы,
средство обратной связи – веера гласных и согласных, цветовые сигнальные карточки и
др);
учет использования межпредметных связей;
перспективность и преемственность в работе;
эффективное использование наглядности и технических (электронных) средств
обучения.
Рекомендуется использовать нетрадиционные формы урока (путешествие, игра,
мозговой штурм и т.д.), что способствует развитию общего интереса
учащихся к русскому языку как к науке.
С целью формирования навыков работы с тестом ( ЕГЭ, ГИА) рекомендуется
системно использовать эту форму работы
в разных направлениях лингвистического обучения.
Основные требования к современному уроку
Доклад на ШМО
Учителя русского языка и
литературы
Муллаяновой Г.А.