Напоминание

"Проектная деятельность обучающихся как средство воспитания патриотизма


Автор: Черникова Ираида Георгиевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 1»
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность обучающихся как средство воспитания патриотизма
Раздел: среднее образование





Назад




Черникова Ираида Георгиевна

Учитель истории

Специальной (коррекционной) школы № 1

Проектная деятельность обучающихся как средство воспитания

патриотизма

Часто

педагоги

задают

вопрос:

«Как

преподавать

историю

детям?»

Чтобы дети захотели быть частью народа, идентифицировали себя с ним,

надо показывать самые героические страницы истории, которые вызывают

настоящую гордость за своих предков.

Сколько бы мы ни давали детям информации о Великой Отечественной

войне и как бы ни вовлекали их в различные мероприятия, посвященные Дню

Победы,

часто

эти

сведения

остаются

формальными.

Без

подлинной

вовлеченности, без чувственного проживания не получится привить детям

историческую память народа. Флажки, георгиевские ленточки, гимнастерки и

пилотки с красными звездочками, воздушные шары, Триколор — это красиво,

радостно и приятно, а должно «пробрать до костей», ранить в самое сердце,

стать прививкой на всю жизнь — от зверства, от фашизма, от ужасов войны.

Это значит, что необходимо пройти через душевные испытания, увидеть и

услышать то, что смотреть и слышать невыносимо больно, но совершенно

необходимо.

В школе обучаются дети с особыми образовательными потребностями

(интеллектуальными

нарушениями).

У

таких

школьников

с

трудом

формируются

высшие

духовные

чувства:

совесть,

чувства

долга,

ответственности,

самоотверженности.

Слабость

мысли

тормозит

формирование этих высших чувств, но чувства могут быть воспитаны у

умственно

отсталых

детей.

На

уроках

истории

изучению

Великой

отечественной

войны

отводится

небольшое

количество

часов.

Этого

недостаточно

для

полного

изучения

героического

подвига

российского

народа в период 1941-1945 гг.

Педагоги школы совместно с учащимися в течение трех лет реализуют

проект «Война и память».

Проект «Война и память» способствует изучению жизни и подвига

русского народа, сбора сведений, относящихся к периоду ВОВ, воспитанию

обучающихся коррекционной школы быть гражданином и патриотом своей

страны.

Воспитанники, их родители и педагоги совместно в течение нескольких

учебных лет собирают и изучают поэзию военной тематики, выполняют

творческие

работы,

посещают

исторические

музеи

города,

участвуют

в

общественно-патриотических, военно-спортивных мероприятиях, тем самым

отдавая посильную дань героям войны.

Ключевая идея проекта «Война и память» - передать эстафету памяти,

показать ребятам величие и самоотверженность подвига людей, завоевавших

Победу. Принимая участие в этом проекте, очень важно было донести до

детей

с

особыми

образовательными

возможностями

чувство

личной

ответственности за свою Родину и ее будущее. Пробудить в детях любовь к

родной

земле,

формируя

такие

черты

характера,

которые

помогут

стать

достойным человеком и гражданином своей страны.

Передача

знаний

не

только

путем

учебных

навыков,

а

в

самых

разнообразных формах внеклассных мероприятий, в подготовке и реализации

воспитательных

проектов

позволяет

обучающимся

быстрее

впитывать

дополнительный

материал,

необходимый

для

расширения

кругозора,

пополнения интеллектуального багажа, формирования гражданственности,

ответственности за свои поступки.

Три

года

дети

погружались

в

историю,

связанную

с

Великой

Отечественной войной.

Подготовительная работа включала в себя разучивание стихотворений о

войне, подбор материала о биографиях поэтов погибших на фронтах ВОВ,

проведение бесед.

Со старшими детьми, кто уже психически созрел и готов к восприятию

взрослой информации, смотрели документальные кадры военной хроники,

свидетельствующие как о кровопролитных боях по освобождению наших

городов

от

немецких

захватчиков,

так

и

о

жестоких

издевательствах

фашистов

и

тех,

кто

их

поддерживал.

Это

дало

пищу

для написания

сочинений

на

тему

«Строка,

оборванная

пулей»,

п од гото в к и

театрализованных

представлений

на

тему

о

войне.

Лучшие

сочинения

о

героях-поэтах,

написанные

на

уроках

литературы,

представлялись

на

городском конкурсе книгочеев в ДДТиУМ «Юниор». Прошёл ряд выпусков

тематических

циклов

рубрики

«Строки,

добытые

в

боях»

на

студии

школьного телевидения «Скамейка». Дети, как настоящие актеры, читали с

экрана телевизора стихи поэтов-фронтовиков для воспитанников школы и их

родителей.

Ежегодно учащиеся и педагоги школы участвуют в патриотической

акции

«Письмо

ветерану».

Акция

проводится

с

целью

формирования

духовно-нравственных

качеств

у

подрастающего

поколения,

развития

системы

гражданского

и

военно-патриотического

воспитания,

а

самое

главное

для

формирования

у

подрастающего

поколения

осознанного

отношения

к

старшему

поколению,

воспитания

доброты

и

милосердия.

Принимают участие в акции учащиеся 5х-9х классов. В школе отбираются

самые лучшие письма, как по содержанию, так и по оформлению, и в дни

празднования Победы вручаются ветеранам.

Это форма деятельности способствует развитию ребенка как личности,

а в конечном итоге является способом достижения наилучшей социальной

адаптации.

Занявшись патриотическим воспитанием ребенка, педагоги могут

столкнуться

с

множественными

проблемами.

Ребенок

может

не

захотеть

слушать

о

войне

такая

информация

ощущается

для

них

трудной,

болезненной, требующей выхода из зоны комфорта. Или даже если ребенок

слушает

и

смотрит,

то

остается

безучастным,

не

вовлеченным

в

происходящее на страницах книги или на экране. Он не идентифицирует себя

с

героями

этой

войны

и

русским

народом.

Чтобы

ребенок

сумел

по-

настоящему

прочувствовать

весь

трагизм

и

героизм

истории

Великой

Отечественной

войны,

необходима

плодородная

почва,

в

которую

будут

посеяны эти семена.

Учащиеся

школы

приняли

участие

во

Всероссийском

сетевом

межшкольном проекте «Карта Памяти» издательства «Просвещение» при

поддержке Министерства образования и науки РФ. Краеведческая работа над

сетевым

межшкольным

проектом

дала

свои

результаты,

дети

узнали

расположения

всех

памятников,

находящихся

на

территории

города

Новосибирска,

познакомились

с

подвигами

героев-Новосибирцев

через

прослушивание

и

обсуждение

рассказов,

просмотр

документальных

и

художественных фильмов, посещение музеев истории.

Эта деятельность способствовала погружению в работу, установлению

широких социальных связей, что является благоприятным фактором как для

самих детей, так и для общества, в которое они интегрируются.

Проект «Война и память» не только решает проблемы нравственности,

но и направлена на создание условий совместной работы родителей и детей.

Ежегодно дети и их родители участвуют в акции «Бессмертный полк».

Самое первое, что делают родители для пробуждения патриотизма – это

знакомят ребенка с историей собственной семьи: откуда родом его предки,

где жили, кем работали, чем увлекались, чего достигли и о чем мечтали.

Изготовление

портретов

своих

родственников

и

прохождение

в

многотысячной колонне «Бессмертного полка» дает чувство причастности к

общему

делу,

общим

эмоциям,

формирует

солидарность,

укрепляет

идентичность и гордость за свою страну.

Россия имеет историю, богатую героическими событиями. Поэтому в

перспективе

педагоги

школы

будут

продолжать

работу

по

ознакомлению

детей с героическими страницами истории нашей страны, восстанавливать

утраченные связи между поколениями, формировать патриотические чувства

своих воспитанников.

Литература

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (ред. от 26.07.2019 г. № 232-ФЗ.

2. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124 - Ф3 «Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)».

4. Афанасьева М. Л. Патриотическое воспитание младших подростков как

направление деятельности классного руководителя [Текст]: автореф. дисс.

канд. пед. наук / М. Л. Афанасьева. — М., 2008.

5. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] // Педагогика. –

7. Быков А.К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой

Отечественной войны: к 65-летию Великой Победы [Текст] / А.К. Быков //

Воспитание школьников. –2010.



В раздел образования