Автор: Черникова Ираида Георгиевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 1»
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность обучающихся как средство воспитания патриотизма
Раздел: среднее образование
Черникова Ираида Георгиевна
Учитель истории
Специальной (коррекционной) школы № 1
Проектная деятельность обучающихся как средство воспитания
патриотизма
Часто
педагоги
задают
вопрос:
«Как
преподавать
историю
детям?»
Чтобы дети захотели быть частью народа, идентифицировали себя с ним,
надо показывать самые героические страницы истории, которые вызывают
настоящую гордость за своих предков.
Сколько бы мы ни давали детям информации о Великой Отечественной
войне и как бы ни вовлекали их в различные мероприятия, посвященные Дню
Победы,
часто
эти
сведения
остаются
формальными.
Без
подлинной
вовлеченности, без чувственного проживания не получится привить детям
историческую память народа. Флажки, георгиевские ленточки, гимнастерки и
пилотки с красными звездочками, воздушные шары, Триколор — это красиво,
радостно и приятно, а должно «пробрать до костей», ранить в самое сердце,
стать прививкой на всю жизнь — от зверства, от фашизма, от ужасов войны.
Это значит, что необходимо пройти через душевные испытания, увидеть и
услышать то, что смотреть и слышать невыносимо больно, но совершенно
необходимо.
В школе обучаются дети с особыми образовательными потребностями
(интеллектуальными
нарушениями).
У
таких
школьников
с
трудом
формируются
высшие
духовные
чувства:
совесть,
чувства
долга,
ответственности,
самоотверженности.
Слабость
мысли
тормозит
формирование этих высших чувств, но чувства могут быть воспитаны у
умственно
отсталых
детей.
На
уроках
истории
изучению
Великой
отечественной
войны
отводится
небольшое
количество
часов.
Этого
недостаточно
для
полного
изучения
героического
подвига
российского
народа в период 1941-1945 гг.
Педагоги школы совместно с учащимися в течение трех лет реализуют
проект «Война и память».
Проект «Война и память» способствует изучению жизни и подвига
русского народа, сбора сведений, относящихся к периоду ВОВ, воспитанию
обучающихся коррекционной школы быть гражданином и патриотом своей
страны.
Воспитанники, их родители и педагоги совместно в течение нескольких
учебных лет собирают и изучают поэзию военной тематики, выполняют
творческие
работы,
посещают
исторические
музеи
города,
участвуют
в
общественно-патриотических, военно-спортивных мероприятиях, тем самым
отдавая посильную дань героям войны.
Ключевая идея проекта «Война и память» - передать эстафету памяти,
показать ребятам величие и самоотверженность подвига людей, завоевавших
Победу. Принимая участие в этом проекте, очень важно было донести до
детей
с
особыми
образовательными
возможностями
чувство
личной
ответственности за свою Родину и ее будущее. Пробудить в детях любовь к
родной
земле,
формируя
такие
черты
характера,
которые
помогут
стать
достойным человеком и гражданином своей страны.
Передача
знаний
не
только
путем
учебных
навыков,
а
в
самых
разнообразных формах внеклассных мероприятий, в подготовке и реализации
воспитательных
проектов
позволяет
обучающимся
быстрее
впитывать
дополнительный
материал,
необходимый
для
расширения
кругозора,
пополнения интеллектуального багажа, формирования гражданственности,
ответственности за свои поступки.
Три
года
дети
погружались
в
историю,
связанную
с
Великой
Отечественной войной.
Подготовительная работа включала в себя разучивание стихотворений о
войне, подбор материала о биографиях поэтов погибших на фронтах ВОВ,
проведение бесед.
Со старшими детьми, кто уже психически созрел и готов к восприятию
взрослой информации, смотрели документальные кадры военной хроники,
свидетельствующие как о кровопролитных боях по освобождению наших
городов
от
немецких
захватчиков,
так
и
о
жестоких
издевательствах
фашистов
и
тех,
кто
их
поддерживал.
Это
дало
пищу
для написания
сочинений
на
тему
«Строка,
оборванная
пулей»,
п од гото в к и
театрализованных
представлений
на
тему
о
войне.
Лучшие
сочинения
о
героях-поэтах,
написанные
на
уроках
литературы,
представлялись
на
городском конкурсе книгочеев в ДДТиУМ «Юниор». Прошёл ряд выпусков
тематических
циклов
рубрики
«Строки,
добытые
в
боях»
на
студии
школьного телевидения «Скамейка». Дети, как настоящие актеры, читали с
экрана телевизора стихи поэтов-фронтовиков для воспитанников школы и их
родителей.
Ежегодно учащиеся и педагоги школы участвуют в патриотической
акции
«Письмо
ветерану».
Акция
проводится
с
целью
формирования
духовно-нравственных
качеств
у
подрастающего
поколения,
развития
системы
гражданского
и
военно-патриотического
воспитания,
а
самое
главное
для
формирования
у
подрастающего
поколения
осознанного
отношения
к
старшему
поколению,
воспитания
доброты
и
милосердия.
Принимают участие в акции учащиеся 5х-9х классов. В школе отбираются
самые лучшие письма, как по содержанию, так и по оформлению, и в дни
празднования Победы вручаются ветеранам.
Это форма деятельности способствует развитию ребенка как личности,
а в конечном итоге является способом достижения наилучшей социальной
адаптации.
Занявшись патриотическим воспитанием ребенка, педагоги могут
столкнуться
с
множественными
проблемами.
Ребенок
может
не
захотеть
слушать
о
войне
—
такая
информация
ощущается
для
них
трудной,
болезненной, требующей выхода из зоны комфорта. Или даже если ребенок
слушает
и
смотрит,
то
остается
безучастным,
не
вовлеченным
в
происходящее на страницах книги или на экране. Он не идентифицирует себя
с
героями
этой
войны
и
русским
народом.
Чтобы
ребенок
сумел
по-
настоящему
прочувствовать
весь
трагизм
и
героизм
истории
Великой
Отечественной
войны,
необходима
плодородная
почва,
в
которую
будут
посеяны эти семена.
Учащиеся
школы
приняли
участие
во
Всероссийском
сетевом
межшкольном проекте «Карта Памяти» издательства «Просвещение» при
поддержке Министерства образования и науки РФ. Краеведческая работа над
сетевым
межшкольным
проектом
дала
свои
результаты,
дети
узнали
расположения
всех
памятников,
находящихся
на
территории
города
Новосибирска,
познакомились
с
подвигами
героев-Новосибирцев
через
прослушивание
и
обсуждение
рассказов,
просмотр
документальных
и
художественных фильмов, посещение музеев истории.
Эта деятельность способствовала погружению в работу, установлению
широких социальных связей, что является благоприятным фактором как для
самих детей, так и для общества, в которое они интегрируются.
Проект «Война и память» не только решает проблемы нравственности,
но и направлена на создание условий совместной работы родителей и детей.
Ежегодно дети и их родители участвуют в акции «Бессмертный полк».
Самое первое, что делают родители для пробуждения патриотизма – это
знакомят ребенка с историей собственной семьи: откуда родом его предки,
где жили, кем работали, чем увлекались, чего достигли и о чем мечтали.
Изготовление
портретов
своих
родственников
и
прохождение
в
многотысячной колонне «Бессмертного полка» дает чувство причастности к
общему
делу,
общим
эмоциям,
формирует
солидарность,
укрепляет
идентичность и гордость за свою страну.
Россия имеет историю, богатую героическими событиями. Поэтому в
перспективе
педагоги
школы
будут
продолжать
работу
по
ознакомлению
детей с героическими страницами истории нашей страны, восстанавливать
утраченные связи между поколениями, формировать патриотические чувства
своих воспитанников.
Литература
1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 26.07.2019 г. № 232-ФЗ.
2. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124 - Ф3 «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)».
4. Афанасьева М. Л. Патриотическое воспитание младших подростков как
направление деятельности классного руководителя [Текст]: автореф. дисс.
канд. пед. наук / М. Л. Афанасьева. — М., 2008.
5. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] // Педагогика. –
7. Быков А.К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой
Отечественной войны: к 65-летию Великой Победы [Текст] / А.К. Быков //
Воспитание школьников. –2010.