Напоминание

Система заданий по формированию познавательных универсальных действий на уроках истории России 9 класс.


Автор: Лариса Дмитриевна Мальцева
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Промышленновская СОШ № 56"
Населённый пункт: пгт. Промышленная, Кемеровская область- Кузбасс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Система заданий по формированию познавательных универсальных действий на уроках истории России 9 класс.
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Промышленновская средняя общеобразовательная школа №56»

Система заданий по формированию познавательных

универсальных учебных действий на уроках истории России

9 класс.

Составитель:

Мальцева Лариса Дмитриевна,

учитель истории

Промышленная 2020

1

Оглавление

Введение......................................................................3

Глава 1.Россия в первой половине XIX века ……4

1.1 Россия в период правления Александра I............... 4

1.2

Россия в период правления Николая I………..7

Глава 2.Россия во второй половине XIX века ........ 9

2.1

Россия в период правления Александра II............. 9

2.2

Россия в период правления Александра III.............11

Заключение…………………………………………. 13

Литература................................................................. . 14

Приложение …………………………………………. 15

2

Введение.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я, может быть, запомню.

Вовлеки меня и я пойму».

Конфуций 450 г. до н.э.

Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы

всем

было

интересно

на

уроке,

чтобы

все

были

вовлечены

в

учебный

процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. В условиях реализации

ФГОС эта проблема приобретает наибольшее значение.

Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое

мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные

выводы и иметь на все собственную точку зрения?

Всему

этому

способствуют

познавательные

универсальные

учебные

действия, которые обеспечивают исследовательскую компетентность, умение

работать с информацией. Кроме этого учащийся, проводя активную учебно-

познавательную деятельность, должен уметь:

предположить, какая информация нужна для решения учебной

задачи;

отобрать источники информации;

извлечь информацию из текста, таблицы, схемы, иллюстрации и др.

сравнить и группировать фактов и явлений;

уметь делать выводы;

составлять простой учебно-научный текст;

представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы и др.

В помощь учителю была подобрана система проблемно-познавательных

заданий по истории России XIX века, направленных на формирование

3

универсальных учебных действий. Вопросы и задания разного уровня

сложности могут применяться учителем, как для текущего контроля, так и

для повторения и обобщения изученного материала, для подготовки к

итоговой аттестации учащихся.

Глава 1.Россия в первой половине XIX века.

1.1

Россия в период правления Александра I.

Задание 1.

Укажите неверный ответ.

В состав Негласного комитета входили:

а) П.А. Строганов;

б) Н.Н. Новосельцев;

в) А.А. Аракчеев;

г) А.А. Чарторыйский;

д) В.П. Кочубей.

Задание 2.

Кем и о ком написаны эти строки? Справедливы ли они? Почему? Чем

это можно объяснить?

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда.

Задание 3.

При вторжении в Россию французской армией командовал император

Наполеон, Александр I не возражал, когда его называли полководцем, но не

захотел командовать своей армией. Почему?

Задание 4.

Сравните характерные черты социально – экономического развития

России в годы правления Александра I и Николая I. Выберите и запишите в

4

первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые

номера черт различия.

1. промышленный переворот

2. личная зависимость крестьян от помещиков

3. привилегированное положение дворянства

4. начало железнодорожного строительства

Черты сходства

Черты различия

Задание 5.

Сравните основные черты общественного движения в России первой и

второй четверти XIX века. Выберите и запишите в первую колонку таблицы

порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт

различия.

1. преимущественно дворянский состав участников

2. популярность идей утопического социализма

3. создание тайных революционных организаций в армии

4. отмена крепостного права – одна из главных задач преобразований

Черты сходства

Черты различия

Задание 6.

Проанализируйте следующие данные: за 50 лет – с 1796 по 1847 г. –

численность чиновников возросла в 4 раза, а за 60 лет – с 1796 по 1857 г. –

почти в 6 раз. Важно отметить, что численность населения за этот период

увеличилась

примерно

в

2

раза.

Так,

в

1796

г.

в

Российской

империи

насчитывалось

36

млн.

человек,

в

1851

г.

60

млн.

человек.

О

чём

свидетельствуют приведённые данные?

Задание 7.

Прочтите отрывок из воспоминаний писателя и журналиста Н.И. Греча

и

укажите

имя

правителя

России,

которое

пропущено

в

отрывке.

5

«Прекрасный

младенец

и

отрок

……

сделался

предметом

неусыпных

и

нежных попечений <…>. Она составила для него план воспитания, писала и

печатала учебные книги, сказки, истории, отыскивая ему лучших наставников

……. Она …. пригласила швейцарца Лагарпа. Выбор был самый несчастный!

..... Такой человек не годился в воспитатели наследнику самодержавного

престола».

Задание 8.

Отечественная война 1812 года. Текст.

Заполните пропуски в тексте.

В ... года «великая» армия Наполеона, переправившись через реку ….,

вторглась в пределы России. Русские войска были….. и не имели единого

….....,

поэтому

им

необходимо

было

…….

Стратегический

замысел

Наполеона

состоял

в

том,

чтобы

….

Русская

армия

вынуждена

была

отступать,

так

как

……

Над

страной

нависла

грозная

опасность

потери

не зависимо сти

и

в

сложившейся

обст ановке

……

н а з н ач а е т

главнокомандующим…….. Оценив обстановку,……. отдаёт приказ об ………

Русская армия, неся значительные потери, подходит к ……., где и было дано

сражение. После ….. сражения был созван военный совет в ……, на котором

было принято решение об …….. Русская армия под командованием …….

совершает

знаменитый

……..

По

всей

России

развернулась

………,

активными участниками которой были …. В сражении под …. Французская

армия

терпит

поражение

и

оставив

Москву

начинает

отступать

по

…..

Последнее сражение Отечественной войны состоялось у …… Русский народ

и его армия отстояла свою независимость и …

Задание 9.

Заполните таблицу и прокомментируйте её положения.

Порядок престолонаследия

В XVII веке

После Петра I

После Павла I

6

Задание 10.

Познакомьтесь со следующими оценками личности Александра I:

Наполеон

Бонапарт,

император

Франции:

«Это

истинный

византиец,

тонкий притворщик, хитрец. Он гораздо умнее, чем о нём думают».

– Н.А. Бердяев, философ: « …. царь – интеллигент, всю жизнь искавший

правды, в молодости – враг самодержавия и крепостного права, но человек

раздвоенный и не сильный».

– С. Середонин, историк: «Державин был прав был в своём предсказании

«Александр на престоле остался человеком; в нём не было самомнения,

самоуверенности, столь частых в его положении: он весь был сомнение и

колебание».

Какая оценка вам близка? Попытайтесь развить и обосновать её.

Задание 11.

Соотнесите правильно. Командующие русской армии в Отечественной

войне 1812 года и их портреты. ( приложение 1)

1. А.П. Тормасов а)

2. П.И. Багратион б)

3.

М.Б. Барклай-де-Толли в)

4. М.И. Кутузов г)

5. Н.Н. Роевский д)

1.2Россия в период правления Николая I.

Задание 1.

Составьте рассказ о событиях 14 декабря 1825 года от лица стороннего

наблюдателя,

не

участвовавшего

в

вооружённом

противостоянии

на

Сенатской площади.

Задание 2.

7

Дайте оценку выступления 14 декабря 1825 года от лица императора

Николая I. Объясните её.

Задание 3.

Заполните таблицу: «Сравнительный анализ общественно – политические

взглядов западников и славянофилов»

Направления

общественной

мысли

Представ

ители

Отношение к

самодержавию

Отношение

к крепост-

ному праву

Способы

преобразования

общества

Государственно

е устройство

России

в будущем

Общественн

ое устрой-

ство России

в будущем

Западники

Славянофи

лы

Задание 4.

Восточный

вопрос.

Соотнесите

государства

и

цели,

которые

они

преследовали в восточном вопросе.

1.

Россия

2.

Османская империя

3.

Англия

4.

Франция

5.

Австрия

6.

Положить предел наступлению России на Турцию.

7.

С

помощью

победоносной

войны

укрепить

положение

императора

Наполеона III.

8.

Оттеснить

Турцию

с

Балканского

полуострова,

Ближнего

Востока,

получить

контроль

над

черноморскими

проливами

Босфор

и

Дарданеллы.

9.

Ослабить влияние России на славянские народы и на Балканах.

10.Отторгнуть у России территории в Закавказье и на Чёрном море.

Задание 5. Крымская война.

1.

Установите последовательность событий Крымской войны.

2.

Поражение турок и Шамиля на Кавказе.

3.

Высадка десанта союзников в Евпатории.

4.

Взятие Карса русскими войсками.

5.

Синопское сражение.

8

6.

Ввод англо – французской эскадры в Чёрное море.

7.

Объявление Турцией войны России.

8.

Попытка англо – французской эскадры высадиться в Петропавловске –

Камчатском.

9.

Оборона Севастополя.

10.Заключение Парижского мирного договора.

11.Ввод англо – французской эскадры в Балтийское море.

12.Ввод англо – французской эскадры в Белое море.

Глава 2.Россия во второй половине XIX века.

2.1

Россия в период правления Александра II.

Задание 1.

Проанализируйте следующие данные: за 50 лет – с 1796 по 1847 г. –

численность чиновников возросла в 4 раза, а за 60 лет – с 1796 по 1857 г. –

почти в 6 раз. Важно отметить, что численность населения за этот период

увеличилась

примерно

в

2

раза.

Так,

в

1796

г.

в

Российской

империи

насчитывалось

36

млн.

человек,

в

1851

г.

60

млн.

человек.

О

чём

свидетельствуют приведённые данные?

Задание 2.

Согласны

ли

вы

со

следующей

оценкой

реформы

управления

государственными

крестьянами:

«Эта

реформа

обернулась

для

казённой

деревни усилением административной опеки со стороны коррумпированного

чиновничества, ростом произвола начальства ……. Поэтому на реформу …..

крестьянство ответило вспышкой серьёзных волнений».

Свою позицию

обоснуйте.

Задание 3.

Парижский трактат, подписанный 30 марта 1856 г., многих разочаровал

на Западе больше, чем в России. Французский посол в Вене барон де Буркнэ,

ознакомившись с ним заметил: «Никак нельзя сообразить …. Кто же тут

9

победитель, а кто побеждённый!» Какой комментарий к этому высказыванию

вы могли бы дать?

Задание 4.

Заполните пропуски в тексте.

Важной реформой стала городская.

«……… положение» от …. года

определило порядок городского …….. Главным его органом стала ……..,

состоявшая из ………. Они избирались сроком на …года. Избирательным

правом пользовались только те, кто …………… Возглавлял думу городской

……….

Основные

вопросы,

решаемые

этим

органом,

касались

………

города.

Задание 5.

Проанализируйте следующие данные: за 50 лет – с 1796 по 1847 г. –

численность чиновников возросла в 4 раза, а за 60 лет – с 1796 по 1857 г. –

почти в 6 раз. Важно отметить, что численность населения за этот период

увеличилась

примерно

в

2

раза.

Так,

в

1796

г.

в

Российской

империи

насчитывалось

36

млн.

человек,

в

1851

г.

60

млн.

человек.

О

чём

свидетельствуют приведённые данные?

Задание 6.

Судебная реформа. Заполните пропуски в тексте.

Новые судебные уставы были утверждены ……………… в …

Вводилось

равенство …… перед ………. ……………. Судьи стали …. Новый суд

стал ……, судебный процесс – …….. между ……… и ………… Решение о

виновности подсудимого выносил ………………….

Задание 7.

Сравните

положение

крестьян

в

первой

половине XIX

века

и

положение крестьян в 60 – 70 – ые гг. XIX века. Выберите и запишите в

первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые

номера черт отличия.

1. малоземелье крестьян

2. выплата выкупных платежей

3. крепостная зависимость от помещиков

4. сословная неполноправность

10

Черты сходства

Черты различия

Задание 8.

Вставьте пропущенные слова в тексте.

Согласно «…… Правде», автором которой был ……, крепостное право

…………… В России устанавливалась ……. форма правления. Федеративное

устройство страны … Провозглашались равенство сословий, ……… слова,

………, ………, ……., ……… личности, равный и гласный ….. Вводилась

…… вместо …… наборов. Земельный фонд страны состоял из земли …….

– тем, кто её обрабатывает безвозмездно,

без права продажи,

и земли

………., которая была товаром.

2.2

Россия в период правления Александра III.

Задание 1.

О ком идет речь? Какую внешнюю политику проводил император?

«Главнейшая заслуга императора в том, что он процарствовал 13 лет мирно, не

имея ни одной войны…, но он дал России эти 13 лет мира и спокойствия не уступками

, а справедливой и непоколебимой твердостью». ( Из «Воспоминаний» С.Ю. Витте.)

Задание 2.

Историк А.А. Корнилов, раскрывая сущность начального периода правления

Александра III, писал:

«…После десяти лет существования Крестьянского банка было вычислено, что

размеры крестьянского землевладения благодаря банку увеличились лишь на 1,2%, то

есть едва на 0,12% в год, между тем как при содействии частных кредитных

учреждений и без их содействия в предшествующее время крестьянское

землевладение увеличивалось ежегодно в среднем на 0,3%» (Корнилов А.А. Курс

истории России XIX века. М., 1993. с. 399 - 400)

11

Зачем тогда был создан Крестьянский банк, если до этого дела у крестьян шли

лучше?

Задание 3.

В 1886 г., накануне 25-летней годовщине отмены крепостного права, московский

генерал-губернатор запретил газетам упоминать об этом событии. Почему? Казалось

бы, наоборот, надо было громко и достойно отметить эту дату, и вдруг – запрет.

Задание 4.

Русский путешественник Н. Миклухо-Маклай в 1885 г. предложил русскому

правительству основать русскую колонию на открытых им землях в Новой Гвинее.

После детального обсуждения вопроса в российских инстанциях пришли к

заключению, что такая акция нежелательна. Почему? Ведь все без исключения

страны, открыв новые земли, торопились объявить их своими территориями или

колониями.

Задание 5.

Какой исторический смысл вкладывается в южнорусскую пословицу: «Папа-

турок, мама- грек, а я русский человек»?

Задание 6.

В конце XIX века Россия наряду с другими товарами ввозила уголь и металл,

хотя запасы угля и сырьевые ресурсы для производства металла были у страны по тем

временам неограниченные. Почему правительство соглашалось на импорт данной

продукции, если своей было предостаточно?

Задание 7.

К

концу XIX века купечество оставалось единственным сословием, для

вступление в которое необходимо было уплатить денежный взнос. С чем это связано?

Кроме того, купцы освобождались от паспортной прописки. Почему?

Задание 8.

Соотнесите имена российских императоров из династии Романовых с

годами их правления.

12

А. Александр I 1. 1856 – 1881 гг.;

Б. Николай I 2. 1801 – 1825 гг.;

В. Александр II 3. 1881 – 1894 гг.;

Г. Александр III 4. 1825 - 1855 гг.

Задание 9.

Соотнесите имена российских императоров из династии Романовых с

предложенными портретами. ( приложение 2)

1. Александр III а)

2. Александр I б)

3. Николай I в)

4. Александр II г)

Заключение.

В своей работе мы систематизировали проблемно-познавательные

задания по истории России XIX века. С помощью этих заданий у учащихся

формируются познавательные универсальные учебные действия.

Вопросы и задания могут применяться учителем, как для текущего

контроля, так и для повторения и обобщения изученного материала, для

подготовки к итоговой аттестации учащихся.

Данная работа может быть полезно учащимся для самостоятельной

подготовки к экзаменам, повышению интереса к истории своей Родины.

13

Литература.

1.

А.Т. Степанищев «300 задач по истории России с древнейших времён до

наших дней» М.,2007 г.

2. А.Т. Степанищев «Проблемные задачи по истории России» М., 2001 г.

3. В.В. Шаповал «Дидактические материалы по истории России

XIX века» М, 2007 г.

4. В.М. Кадневский «История России XIX век. Тесты. 8-10 классы»

М., 2008 г.

5. М.Ю. Брандт «Новая история 7-8 классы. Тесты» М., 2008 г.

14

Приложение.

1. Полководцы Отечественной войны 1812 г.

а)

б)

15

П.И. Багратион М.И. Кутузов

в)

г)

Н.Н. Роевский А.П. Тормасов

д)

М.Б. Барклай-де-Толли

2.

Портреты императоров династии Романовых.

а)

б)

Александр I Николай I

16

в)

г)

Александр II Александр III

17



В раздел образования