Напоминание

«Организация детского экспериментирования в ДОУ»


Автор: Игошина Лариса Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №167
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: консультация
Тема: «Организация детского экспериментирования в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация детского экспериментирования

в ДОУ»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Игошина Л.Л.

Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности

ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в

будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при

непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и

анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования.

Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому

соответствующие условия.

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям

знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику).

Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при

которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии

особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Исследовательские

качества наблюдаются у детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при

помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус,

испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о

твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений опытные

исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании

сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным

наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в

самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и

подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно

продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на

протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют

способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с

педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и

расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через

практическое самостоятельное познание. Педагог работает в этом направлении во

время проведения занятий НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к

экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований

организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр

экспериментирования или мини-лаборатория. Детское экспериментирование во многом

похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности

проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.



В раздел образования