Автор: Игошина Лариса Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №167
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: консультация
Тема: «Организация детского экспериментирования в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
«Организация детского экспериментирования
в ДОУ»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Игошина Л.Л.
Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности
ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в
будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при
непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и
анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования.
Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому
соответствующие условия.
Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям
знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику).
Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при
которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии
особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Исследовательские
качества наблюдаются у детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при
помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус,
испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о
твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений опытные
исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании
сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным
наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в
самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и
подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно
продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на
протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют
способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с
педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и
расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через
практическое самостоятельное познание. Педагог работает в этом направлении во
время проведения занятий НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к
экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований
организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр
экспериментирования или мини-лаборатория. Детское экспериментирование во многом
похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности
проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.