Автор: Плужникова Надежда Васильевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 21
Населённый пункт: г,Брянск
Наименование материала: Рабочая программа по технологии.
Тема: Рабочая программа, Технология.6 класс.Обслуживающий труд.
Раздел: среднее образование
Рабочая программа по технологии 6 класс
учителя технологии МБОУ «СОШ №21» Плужниковой Надежлы Васильевны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Технология» составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.)
Примерной программы по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2014 год;
Авторской программы по технологии А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко и рабочей программы по
технологии под редакцией А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, Издательский центр «Вентана -Граф», 2015год.
Положение о рабочей программе (в соответствии с ФГОС) по учебному предмету МБУ СОШ №
Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных
учреждений на федеральном уровне в 6 классах еженедельно отводятся 2 часа учебных занятий при продолжительности
учебного года 35недель (всего 70 часов).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Учебник:
Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, «Технология. Технология ведения дома» 6класс, М: «Вентана-Граф», 2018г.
Рабочая тетрадь:
Н.В.Синица, Рабочая тетрадь, «Технология. Технология ведения дома» 6 класс, М: «Вентана-Граф», 2018
Методическое пособие для учителя:
А.Т.Тищенко, Н.В.Синица «Технология» Программа. 5-8 классы, М: «Вентана-Граф», 2015г.
Н.В.Синица «Технология. Технология ведения дома» 6 класс: методическое пособие. М: «Вентана-Граф», 2018г.
Сборники контрольных и тестовых работ:
С.Е.Меркуцкая «УМК технология. Тесты по технологии 5-7 классы», М: «Экзамен», 2016г
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология».
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление
«Технология ведения дома», являются:
Формирование познавательных интересов и активности при изучении направления «Технологии ведение дома»
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
Овладение установками, нормами и правилами организации труда
Осознание необходимости общественно-полезного труда
Формирование бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам
Овладение навыками, установками, нормами и правилами НОТ
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление
«Технология ведения дома», являются:
Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с
использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами
распространенной в быту техники
Умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук
Формирование знаний алгоритмизации планирования процессов познавательно-трудовой деятельности
Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками ОП
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление
«Технология ведения дома» являются:
В познавательной сфере:
Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов
труда
Распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических
процессах при изучении разделов «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов»,
«Художественные ремесла»
Владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда
В трудовой сфере:
Планирование технологического процесса
Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической
последовательности
Соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены
Контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при
изучении учебных разделов
В мотивационной сфере:
Оценивание своей способности и готовности к труду
Осознание ответственности за качество результатов труда
Наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ
Стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при выполнении кулинарных и
раскройных работ
В эстетической сфере:
Основы дизайнерского проектирования изделия
Моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Конструирование и
моделирование фартука»
Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и НОТ
В коммуникативной сфере:
Формирование рабочей группы для выполнения проекта
Публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда
Разработка вариантов рекламных образцов
В психофизической сфере
Развитие моторики и координации рук при работе с ручными инструментами и при выполнении операций с
помощью машин и механизмов
Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций
Соблюдение требуемой величины усилий прикладываемых к инструментам с учетом технологических требований
Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности
В результате обучения учащиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями для создания продуктов труда;
умениями ориентироваться в мире профессий, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических
приборов; планирования культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела
Кол-во
часов по
рабочей
программе
Введение
1
Технологии домашнего хозяйства
3
Кулинария
14
Создание изделий из текстильных материалов
22
Художественные ремёсла
8
Технологии творческой и опытнической деятельности
22
ВСЕГО ЧАСОВ
70
№
Наименование тем и
Количество часов
п/п
разделов
Теория
Практика
Контроль
Всего
1
Введение
1
1
2
Технология домашнего
хозяйства
1,5
1,5
3
2.1
Интерьер жилого дома
0,5
0,5
1
2.2.
Комнатные растения в
интерьере
1
1
2
3
Кулинария
6,5
7
0,5
14
3.1
Блюда из рыбы и не рыбных
продуктов моря
1,5
2
0,5
4
3.2
Блюда из мяса
2
2
4
3.3
Блюда из птицы
1
1
2
3.4
Заправочные супы
1
1
2
3.5
Приготовление обеда.
Сервировка стола к обеду
1
1
2
4
Создание изделий из
текстильных материалов
10,5
10
1,5
22
4.1
Свойства текстильных
материалов
1,5
0,5
2
4.2
Конструирование швейных
изделий
2
2
4
4.3
Моделирование швейных
изделий
1
1
2
4.4
Швейная машина
0,5
1
0,5
2
4.5
Технология изготовления
швейных изделий
5,5
6
0,5
12
5
Художественные ремёсла
4
4
8
5.1
Вязание крючком
2
2
4
5.2
Вязание спицами
2
2
4
6
Технологии творческой и
опытнической деятельности
2
16
4
22
6.1
Исследовательская и
созидательная деятельность
2
16
4
22
ИТОГО:
24,5
38,5
6
70
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по технологии
«Технологии ведения дома»
6 класс
№урока
Тема раздела
программы,
количество
Характеристики основных видов
деятельности учащихся
Количес
тво
Дата проведения
отводимых
учебных часов
часов
планир
уемая
фактическая
1
Инструктаж по
ТБ.
Вводный урок.
Изучают инструкции по технике безопасности,
правила поведения в кабинете технологии.
Знакомятся с содержанием и
последовательностью изучения предмета
«Технология» в 6 классе
1
Технология домашнего хозяйства (3 часа)
2
Интерьер жилого
дома
Находят и представляют информацию об
устройстве современного жилого дома, квартиры,
комнаты. Делают планировку комнаты подростка
с помощью шаблонов и ПК. Выполняют эскизы с
целью подбора материалов и цветового решения
комнаты. Изучают виды занавесей для окон и
выполняют макет оформления окон. Выполняют
электронную презентацию по одной из тем:
«Виды штор», «Стили оформления интерьера» и
др.
1
3-4
Комнатные
растения
в интерьере.
Технология
выращивания
комнатных
растений.
Выполняют перевалку (пересадку) комнатных
растений. Находят и представляют информацию о
приёмах размещения комнатных растений, об их
происхождении. Понимают значение понятий,
связанных с уходом за растениями. Знакомятся с
профессией садовник
2
Технология творческой и опытнической деятельности. (2 часа)
5-6
Творческий
проект
«Декоративное
оформление
жилого дома».
Защита проекта.
Выполняют и представляют проект по разделу
«Интерьер жилого дома».
Анализируют результаты, формулируют выводы
и рекомендации.
2
Кулинария (14 часов)
7-8
Блюда из рыбы
Определяют свежесть рыбы органолептическими
методами. Определяют срок годности рыбных
консервов. Подбирают инструменты и
приспособления для механической и кулинарной
обработки рыбы. Планируют последовательность
технологических операций по приготовлению
рыбных блюд. Оттаивают и выполняют
механическую кулинарную обработку
свежемороженой рыбы. Выполняют
механическую обработку чешуйчатой рыбы.
Разделывают солёную рыбу. Осваивают
безопасные приёмы труда. Выбирают готовить
блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря.
Определяют качество термической обработки
рыбных
блюд. Сервируют стол и дегустируют готовые
блюда. Знакомятся с профессией повар. Находят и
представлять информацию о блюдах из рыбы и
морепродуктов
2
9-10
«Блюда из
нерыбных
продуктов моря»
Планируют последовательность технологических
операций по приготовлению блюд из
морепродуктов. Осваивают безопасные приёмы
труда. Выбирать готовить блюда из нерыбных
продуктов моря.
Сервируют стол и дегустируют готовые блюда.
Находят и представляют информацию о блюдах
из морепродуктов
2
11-12
Технологи
первичной и
тепловой
обработки мяса
Определяют качество мяса органолептическими
методами. Подбирают инструменты и
приспособления для механической и кулинарной
обработки мяса. Планируют последовательность
технологических операций по приготовлению
мясных блюд.
Находят и представляют информацию о блюдах
из мяса, соусах и гарнирах к мясным блюдам
2
13-14
Приготовление
блюд из мяса
Выполняют механическую кулинарную
обработку мяса. Осваивают безопасные приёмы
труда. Выбирают и готовят блюда из мяса.
Проводят оценку качества термической
обработки мясных блюд.
Сервируют стол и дегустируют готовые блюда.
2
15-16
Блюда из птицы.
Виды тепловой
обработки и
технология
приготовления
блюд из птицы.
Определяют качество птицы органолептическими
методами. Подбирают инструменты и
приспособления для механической и кулинарной
обработки птицы. Осуществляют механическую
кулинарную обработку птицы. Соблюдают
безопасные приёмы работы с кухонным
2
оборудованием, инструментами и
приспособлениями. Готовят блюда из птицы.
Проводят дегустацию блюд из птицы. Сервируют
стол и дегустируют готовые блюда. Находят и
представлять информацию о блюдах из птицы.
17-18
Заправочные
супы.
Виды
заправочных
супов.
Определяют качество продуктов для
приготовления супа. Готовят бульон. Готовят и
оформляют заправочный суп. Определяют
консистенцию супа. Соблюдают безопасные
приёмы труда при работе с горячей жидкостью.
Осваивают приёмы мытья посуды и кухонного
инвентаря. Соблюдают последовательность
приготовления блюд по технологической карте.
Осуществляют органолептическую оценку
готовых блюд. Находят и представляют
информацию о различных супах
2
19-20
Приготовление
обеда.
Сервировка стола
к обеду
Подбирают столовое бельё для сервировки стола
к обеду. Подбирают столовые приборы и посуду
для обеда. Составляют меню обеда.
Рассчитывают количество и стоимость продуктов
для приготовления обеда. Выполняют сервировку
стола к обеду, овладевая навыками эстетического
оформления стола
2
Технология творческой и опытнической деятельности. (2 часа. )
21-22
Творческий
проект
«Приготовление
воскресного
семейного
Выполняют и представляют проект по разделу
«Кулинария» .
Анализируют результаты, формулируют выводы
и рекомендации.
2
обеда».
Защита проекта.
Технология создания текстильных материалов (22 часа)
23-24
Химические
волокна. Виды и
свойства
текстильных
материалов из
химических
волокон
Составляют коллекции тканей
и нетканых материалов из химических волокон.
Исследуют свойства текстильных материалов из
химических волокон. Подбирают ткань по
волокнистому составу для различных швейных
изделий. Находя и представлять информацию о
современных
материалах из химических волокон
и об их применении в текстиле.
Оформляют результаты исследований.
Знакомятся с профессией оператор
на производстве химических волокон
2
25-26
27-28
Конструирование
плечевой одежды
с цельнокроеным
рукавом. Мерки.
Прибавки.
Расчет чертежа
изделия.
Построение
чертежа изделия
Снимают мерки с фигуры человека
и записывают результаты измерений.
Рассчитывают по формулам отдельные
элементы чертежей швейных изделий. Строят
чертёж основы плечевого изделия с
цельнокроеным рукавом.
2
2
Находят и представляют информацию об истории
швейных изделий
29-30
Моделирование
плечевой одежды.
Приемы
моделирования.
Выполняют эскиз проектного изделия. Изучают
приёмы моделирования формы выреза
горловины.
Изучают приёмы моделирования плечевой
одежды с застёжкой на пуговицах. Изучают
приёмы моделирования отрезной плечевой
одежды. Моделируют проектное швейное
изделие. Изготовляют выкройки дополнительных
деталей изделия: подкройных обтачек
и т. д. Готовят выкройку проектного изделия к
раскрою. Знакомятся с профессией технолог-
конструктор швейного производства
2
31-32
Правила раскроя.
Раскрой
плечевого
изделия
Выполняют экономную раскладку выкроек на
ткани, обмеловку с учётом припусков на швы.
Выкраивают детали швейного изделия из ткани и
прокладки.
2
33-34
Ручные швейные
работы .
Изготовление
образцов работ.
Дублируют детали кроя клеевой прокладкой.
Выполняют правила безопасной работы утюгом.
Изготовляют образцы ручных работ: перенос
линий выкройки на детали кроя с помощью
прямых копировальных стежков; примётывание;
вымётывание.
2
35-36
Дефекты
машинной
Изучают устройство машинной иглы. Выполняют
замену машинной иглы. Определяют вид дефекта
2
строчки.
Приспособления
к швейной
машине
строчки по её виду. Изучают устройство
регулятора натяжения верхней нитки.
Подготавливают швейную машину
к работе. Выполняют регулирование качества
зигзагообразной и прямой строчек с помощью
регулятора натяжения верхней нитки.
Выполняют обмётывание петли на швейной
машине. Пришивают пуговицу с помощью
швейной машины. Овладевают безопасными
приёмами работы на швейной машине. Находят и
предъявлять информацию о фурнитуре для
одежды, об истории пуговиц
37-38
Машинные
работы.
Изготовление
образцов
машинных работ.
Изготовляют образцы машинных работ:
притачивание и обтачивание. Проводят влажно-
тепловую обработку на образцах.
2
39-40
Обработка
мелких деталей.
Обработка
карманов.
Обрабатывают мелкие детали (мягкий пояс,
бретели и др.) проектного изделия обтачным
швом. Обрабатывают карманы выбранной
модели.
2
41-42
Подготовка и
проведение
примерки.
Устранение
дефектов.
Выполняют подготовку проектного изделия к
примерке. Проводят примерку проектного
изделия. Устраняют дефекты после примерки.
2
43-44
Технология
Обрабатывают проектное изделие по
2
изготовления
плечевого
изделия
индивидуальному плану. Осуществляют
самоконтроль и оценку качества готового
изделия, анализируют ошибки. Находят и
представлять информацию об истории швейных
изделий, одежды. Овладевают безопасными
приёмами труда. Знакомятся с профессией
закройщик
Технология творческой и опытнической деятельности. (8 часов.)
45-46
47-48
49-50
51-52
Творческий
проект «Наряд
для семейного
обеда».
Подготовительны
й этап.
Технологический
этап.
Аналитический
этап.
Контрольный
этап.
Защита проекта.
Выполняют и представляют проект по разделу
«Создание изделий из текстильных материалов».
Находят информацию, составляют план работы,
подготавливают материалы, разрабатывают
технологическую документацию.
Создают изделие из текстильных материалов.
Анализируют полученные результаты
исследований. Собирают информацию и
оценивают ее. Анализируют проблему.
Анализируют результаты, формулируют выводы
и рекомендации.
Подготавливают презентацию проекта.
Составляют доклад, защищают творческий
проект.
2
2
2
2
Художественные ремесла (8 часов)
53-54
Основные виды
петель при вязки
крючком. Вязание
полотна
Изучают материалы и инструменты для вязания.
Подбирают крючок и нитки для вязания. Вяжут
образцы крючком. Зарисовывают и
фотографируют наиболее интересные вязаные
2
изделия.
55-56
Вязание по кругу.
Изготовление
образцов.
Выполняют образцы плотного вязания по кругу.
Знакомятся с профессией вязальщица текстильно-
галантерейных изделий. Находят и представляют
информацию об истории вязания
2
57-58
Вязание спицами
узоров из
лицевых и
изнаночных
петель
Подбирают спицы и нитки для вязания. Вяжут
образцы спицами. Находят и представляют
информацию о народных художественных
промыслах, связанных с вязанием спицами.
2
59-60
Вязание цветных
узоров.
Изготовление
образцов.
Создают схемы для вязания с помощью ПК.
Вяжут спицами образцы цветных узоров. Находят
и представляют информацию о северном цветном
узором вязания. Знакомятся с профессией
художник в области декоративно-прикладного
искусства
2
Технология творческой и опытнической деятельности ( 10 часов)
61-64
Творческий
проект по разделу
«Художественные
ремесла».
Подготовительны
й этап.
Технологический
этап.
Аналитический
этап.
Знакомятся с примерами творческих проектов
шестиклассников. Определяют цель и задачи
проектной деятельности.
Выполняют и представляют проект по разделу
«Художественные ремесла »
Создают изделие из выбранного материала
используя схемы и образцы.
Анализируют проблему.
4
65-66
Подготовка к
защите
комплексного
творческого
проекта
Оформляют портфолио и пояснительную записку
к творческому проекту. Подготавливают
электронную презентацию проекта. Составляют
доклад для защиты творческого проекта.
2
67-68
Определение
затрат на
изготовление
проекта. Защита
творческого
проекта
Определяют себестоимость изготовляемого
изделия.
Защищают творческий проект.
2
69-70
Итоговое занятие
Подводят итоги деятельности, определяют
задачи на будущее.
2
Итого : 70 часов.