Напоминание

"Не жди чуда - чуди сам"


Авторы: Атаманова Татьяна Михайловна, Лямина Татьяна Михайловна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Калининская СОШ", структурное подразделение для детей дошкольного возраста.
Населённый пункт: Пермский край, Кунгурский район, село Калинино
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: "Не жди чуда - чуди сам"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Калининская СОШ»,

структурное подразделение для детей дошкольного возраста.

Мастер – класс

«Не жди чуда – чуди сам!».

Авторы: Атаманова Т. М. воспитатель первой квалификационной категории

Лямина Т. М., воспитатель.

2019 год.

Цель:

Создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе педагогического общения

освоить опыт работы по экспериментированию, представить опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного

возраста на примере нескольких опытов.

Задачи:

дать участникам мастер-класса практические знания, об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности

применения их на практике;

создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области, с целью развития их творческого потенциала;

распространение педагогического опыта.

повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через

поисково – исследовательскую деятельность;

представить

участникам

мастер

класса

одну

из

форм

проведения

опытно

экспериментальной

деятельности

с

детьми

младшего

дошкольного возраста;

сформировать

у

участников

мастер

класса

мотивацию

на

использование

в

воспитательно

образовательном

процессе

опытно

экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Материалы и оборудование:

Презентация на тему «Не жди чуда – чуди сам! (Детское экспериментирование, как средство развития креативного мышления детей младшего

дошкольного возраста).

Семена бахчевых культур.

Контейнеры с крышками.

Полиэтиленовые пакеты.

Емкости с водой.

Синтетическая подложка.

Туалетная бумага.

Спринцовки.

Губки .

Ватные диски.

Спрессованный опил.

Ход мастер – класса.

Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто

из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на

мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их

любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Сегодня мы

собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой маленький кусочек чуда, полезного для

профессиональной деятельности.

В современной системе дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, постоянно

повышаются требования к воспитательно-образовательному процессу. Качество дошкольного образования со временем становится все более

актуальной проблемой, в связи с чем перед работниками ДОУ стоит задача строить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам

общества, но и обеспечивала сохранение самоценности и неповторимости дошкольного периода детства.

В настоящее время формируются и

успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более

высокую

и

качественную

ступень.

Одним

из

таких

эффектных

методов

познания

закономерностей

и

явлений

окружающего

мира

является

экспериментальная деятельность.

Нами была разработана инновационная программа «Веселая бахча». Особенность ее - развитие поисково-познавательной деятельности

детей через занимательные опыты и эксперименты, которая поможет дошкольникам, овладеть такими качествами, как любознательность,

активность, побуждающими интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Педагогическая ценность программы заключается в том, что,

вовлекая ребенка в экспериментальную деятельность, происходит эффективней формирование его личностных качеств, т. к. такая деятельность

идет от самого ребенка, а окружающий предметный мир воспринимается им только через взаимодействие. Поэтому непосредственный контакт

ребёнка с предметами или материалами, простейшие опыты с ними позволяют понять их свойства, качества, возможности, пробуждают

любознательность, желание узнать больше.

Программа «Веселая бахча» включает в себя разработку и реализацию четырех педагогических модулей: «Вот веселый огород, что здесь

только не растет»., «Хоровод семян веселый», «Огородная сказка на окне», «Лаборатория огородных наук». Основная направленность

программы -создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

формирование экологической культуры дошкольников, расширение знаний о природе (в частности, о бахчевых культурах), понимание причинно-

следственных связей в окружающем мире.

Все мы знаем, что дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира, поэтому у них постоянно

существует потребность в новых впечатлениях, возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответ. Одной из форм организации

познавательно исследовательской деятельности является - экспериментирование.

Мы стараемся в доступной форме.используя разнообразные методы и приемы, а так же цифровую образовательную среду, формировать

представления об окружающем мире и целостного его восприятия.

Детские эксперименты-

Интересные моменты!

Все, все, все хотим узнать,

Все увидеть и понять!

И ответы на вопросы

Постараться отыскать:

Для чего земля нужна?

Где найти нам семена?

Как рождается росток?

Как пройти сквозь землю смог?

А зачем вода, тепло?

Им от солнышка светло?

Дынька как растет, арбуз?

Каковы они на вкус?

Как побольше нам узнать.

Чтоб коллекцию собрать?

Как же опыт получился?

Сколько времени он длился…

Удивляемся всему:

Как? Зачем? И почему?

Сейчас такое время, в которое в детских садах организовываются огороды на окне. И сегодня мы хотим поделиться своим опытом и

предлагаем провести несколько экспериментов по проращиванию бахчевых культур. Приглашаем четырех человек занять места за столами. А чтоб

было интересней, побываем в сказке вместе.

Внучка: Сказке этой много лет.

В этой сказке один дед

В землю репку посадил,

Всю округу удивил.

Каждый год теперь сажает-

Одного не понимает:

Бабке нашей крепко

Надоела репка!

Бабка: Наступил апрель и вот

Надо сеять огород.

Внучка: Внучка как-то приезжала,

Внучка бабку поддержала

Нам, бабуля, может быть,

Бахчевые посадить?

Я привезла тебе пакет,

А в нем еще пакетов куча.

Каких семян здесь только нет -

Рассаду мы из них получим.

Бабка: Прежде чем их посадить.

Нужно семя прорастить.

Внучка: Способов есть много разных.

Как же выбрать самый классный?

Бабка: Опыт мы поставим тут-

Как быстрей они взойдут.

Внучка:- Опыт первый.

Он давно проверенный:

Замачивание семян.

Обычный способ замачивания во влажные салфетки известен всем. Со своими малышами мы замочили семена патиссона, следили, чтобы салфетки не высыхали.

Результата дождались через две недели.

Решили попробовать другие способы, которыми сейчас поделимся с вами.

Вариант 1.

На ватных дисках

Чтобы прорастить семена этим способом, нужно:

Взять ватный диск. Смочить его в теплой воде. На одну половинку выложить несколько семечек Закрыть второй половинкой (Свернуть пополам).

Поставить в контейнер. Операцию повторяем столько раз, сколько семян вам нужно прорастить. После этого контейнер закрываем крышкой. Ставим

его в теплое темное место на несколько дней.

Вариант 2. На губках.

Возьмите поролоновую губку, смочите ее водой. Уложите сверху семена на некотором расстоянии друг от друга. Теперь смочите вторую губку.

Накройте ею семена. Кладем губки в контейнер или полиэтиленовый пакет, ставим в теплое темное место.

Бабка: - Опыт второй.

Совсем не такой:

Проращивание в опилках.

Мы используем древесный наполнитель в виде гранул, который можно приобрести в любом зоомагазине. Перед тем, как посадить семена в опилки,

материал нужно пролить кипятком. Проливаем. Немного подождем. Опилки – материал очень рыхлый, воздухо - и водопроницаемый, хорошо держит

влагу. В опилках по определению не может быть семян сорняков, болезней. Опилки отлично держат тепло, создавая благоприятный микроклимат для

проращивания семян. Таким образом, посадка рассады в опилках дает возможность получить ранние дружные всходы, сама рассада меньше

подвержена болезням. В результате имеем возможность получить урожай на неделю, а то и две недели раньше, чем при выращивании рассады

традиционным методом. Теперь сажаем наши семена так, как, если бы вы сажали их в грунт. Далее – по стандартной схеме: укрываем пленкой,

помещаем в тепло, и через три-пять суток с удовольствием наблюдаем дружные всходы. Именно на третьи сутки мы увидели под пленкой ростки.

Радости наших малышей не было предела.

Внучка:- Опыт третий,

В рубашку одетый.

Замачивание в соке алоэ.

Польза алоэ уже давно не вызывает сомнений. Сок этого растения широко используют в косметологии и народной медицине. Но помимо этого алоэ

считается природным биостимулятором для семян. Замачивание семян в соке алоэ стимулирует рост, дезинфицирует семена перед посадкой в почву.

А результатом становятся крепкие, дружные всходы и здоровая рассада. Вся «соль» — в способности сока алоэ повышать защитные функции

организма и активизировать восстановительные процессы в тканях: как животных, так и растительных. А помогают в этом биогенные стимуляторы,

которые присутствуют в алоэ.

Для такого способа лучше брать крупный лист. Растение должно быть 3-хлетнего возраста и старше. Ножом листик алоэ разрезают вдоль, но не до

конца.

На вогнутую половинку листочка выкладывают сухие семена.

Второй половинкой накрывают сверху и перевязывают ниткой. Если семян много, можно сделать несколько таких заготовок и пометить их бирками с

названием сорта. Все складывают в целлофановый пакет и убирают в холодильник (не морозильную камеру) на 1 — 3 дня. После этого семена

высаживают в грунт, или отдельными семечками. Или прямо с листом алоэ. В этом случае семена будут не только получать питательные вещества из

грунта и воды, но и продолжать питаться соком алоэ. Среди бахчевых такой способ замачивания не рекомендуется для кабачков и огурцов. Зато

очень хорош и удобен для проращивания помидор.

Бабка: - Последняя попытка –

Опыт «Улитка».

Нарезаем ленты из изолона. чтобы создать более теплый климат для прорастания семян, (используем специальный материал — подложку под

ламинат или линолеум - пенополиэтилен) любой удобной для вас длинны и шириной, как ваш рулон туалетной бумаги.

Сложенную в несколько слоев туалетную бумагу, уложите на ленту из изолона. С помощью спринцовки смочите ее обычной водой (лучше

отстоянной) с добавлением Эпина или другого подобного средства. Теперь разложите семена: (огурцы— на расстоянии 3,5-4 см; кабачки, тыква —

на расстоянии 4,5-5 см.

Начинайте раскладывать семена, отступив не менее 1 см от края и от верха ленты. Укладывают семена острым кончиком вниз, потому, что с

острого конца будет проклевываться корешок. Сверху семена накройте еще двумя – тремя слоями туалетной бумаги и смочите ее. Бумага в улитке

должна быть влажной, но не мокрой. Теперь можно скрутить рулетик-улитку

Всходы не заставят себя ждать! Появляются где-то через 3-5 дней или даже раньше. Сразу же переставьте ваши улитки на окно на светлое место или

под лампу. Теперь им нужен и свет, и тепло.

Дальше, когда на рассаде будет 2-3 настоящих листика, разворачивайте аккуратно улитку-рулетик и пересаживайте каждое растение в

отдельный стаканчик. Корешки при этом не будут переплетаться.

Туалетная бумага выполняет роль фитиля, поэтому к семенам, а затем и растениям постоянно поступает вода.

Ламинатная подложка, удерживает температуру, влагу и пропускает свет.

В общем, для проклевывания семян — это идеальный вариант. Наши семена дали первые ростки уже на пятый день Желаю всем удачи и хорошей

всхожести семян в любой конструкции.

Рефлексия. Уважаемые коллеги. На ваших столах лежат росточки. Просим вас оценить нашу деятельность. Если вы считаете, что наш опыт

интересен и может быть полезен в вашей работе с детьми, «посадите» их в зеленую емкость.. А если считаете, что бесполезен и вам не пригодится,

то в красную. Большое всем спасибо.

Бабка: Вот и сказочке конец,

А, кто слушал. – молодец!

Внучка: Семена как прорастить

Сами выбирайте,

Какой способ самый лучший,

С опытом познайте.

Ну а мы вам всем желаем

Вместе: Богатого урожая!

Опыт третий.

Замачивание в соке алоэ.

Опыт 4.

«Улитка».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Калининская СОШ»,

структурное подразделение для детей дошкольного

возраста.

Польза алоэ уже давно не вызывает сомнений. Сок этого

растения широко используют в косметологии и народной

медицине. Но помимо этого алоэ считается природным

биостимулятором для семян. Замачивание семян в соке

алоэ стимулирует

рост,

дезинфицирует

семена

перед

посадкой

в

почву.

А

результатом

становятся

крепкие,

дружные

всходы

и

здоровая

рассада.

Вся

«соль»

в

способности

сока

алоэ

повышать

защитные

функции

организма и активизировать восстановительные процессы

в тканях: как животных, так и растительных. А помогают в

этом

биогенные

стимуляторы,

которые

присутствуют

в

алоэ.

Для такого способа лучше брать крупный лист. Растение

должно быть 3-хлетнего возраста и старше. Ножом листик

алоэ разрезают вдоль, но не до конца.

На

вогнутую

половинку

листочка

выкладывают

сухие

семена.

Второй

половинкой

накрывают

сверху

и

перевязывают

ниткой. Если семян много, можно сделать несколько таких

заготовок и пометить их бирками с названием сорта. Все

складывают

в

целлофановый

пакет

и

убирают

в

холодильник

(не

морозильную

камеру)

на

1

3

дня.

После этого семена высаживают в грунт, или отдельными

семечками,

или

прямо

с

листом

алоэ.

В

этом

случае

семена будут не только получать питательные вещества из

грунта

и

воды,

но

и

продолжать

питаться

соком

алоэ.

Среди

бахчевых

культур

такой

способ

замачивания

не

рекомендуется для кабачков и огурцов. Зато очень хорош

и удобен для проращивания помидор.

Нарезаем ленты из изолона. чтобы создать более теплый

климат для прорастания семян, (используем специальный

материал — подложку под ламинат или линолеум -

пенополиэтилен) любой удобной для вас длинны и

шириной, как ваш рулон туалетной бумаги.

Сложенную в несколько слоев туалетную бумагу, уложите

на ленту из изолона. С помощью спринцовки смочите ее

обычной водой (лучше отстоянной) с добавлением Эпина

или другого подобного средства. Теперь разложите семена:

(огурцы— на расстоянии 3,5-4 см; кабачки, тыква — на

расстоянии 4,5-5 см.

Начинайте раскладывать семена, отступив не менее 1

см от края и от верха ленты. Укладывают семена острым

кончиком вниз, потому, что с острого конца будет

проклевываться корешок. Сверху семена накройте еще

двумя – тремя слоями туалетной бумаги и смочите ее.

Бумага в улитке должна быть влажной, но не мокрой.

Теперь можно скрутить рулетик-улитку

Всходы не заставят себя ждать! Появляются где-то через 3-5

дней или даже раньше. Сразу же переставьте ваши улитки

на окно на светлое место или под лампу. Теперь им нужен и

свет, и тепло.

Дальше, когда на рассаде будет 2-3 настоящих листика,

разворачивайте аккуратно улитку-рулетик и пересаживайте

каждое растение в отдельный стаканчик. Корешки при этом

не будут переплетаться.

Туалетная бумага выполняет роль фитиля, поэтому

к семенам, а затем и растениям постоянно поступает вода.

Ламинатная подложка, удерживает температуру,

влагу и пропускает свет.

В общем, для проклевывания семян — это идеальный

вариант.

Семена как прорастить

Сами выбирайте,

Какой способ самый лучший,

С опытом познайте.

Ну а мы вам всем желаем

Богатого урожая!

Мастер – класс

«Не жди чуда – чуди сам!».

(Опытно-экспериментальная деятельность по

проращиванию семян бахчевых культур).

Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми, кто

такой школы не прошёл.

К.Е.Тимирязев

Авторы:

Атаманова Т. М. воспитатель

первой квалификационной

категории

Лямина Т. М., воспитатель.

2019 год.

Детские эксперименты-

Интересные моменты!

Все, все, все хотим узнать,

Все увидеть и понять!

И ответы на вопросы

Постараться отыскать:

Опыт первый.

Замачивание семян.

Вариант1.На ватных дисках

Опыт второй.

Проращивание в опилках.

Для чего земля нужна?

Где найти нам семена?

Как рождается росток?

Как пройти сквозь землю смог?

А зачем вода, тепло?

Им от солнышка светло?

Дынька как растет, арбуз?

Каковы они на вкус?

Как побольше нам узнать.

Чтоб коллекцию собрать?

Как же опыт получился?

Сколько времени он длился…

Удивляемся всему:

Как? Зачем? И почему?

Чтобы прорастить семена этим способом, нужно:

Взять ватный диск. Смочить его в теплой воде. На

одну

половинку

выложить

несколько

семечек,

закрыть второй половинкой (Свернуть пополам).

Поставить

в

контейнер.

Операцию

повторяем

столько раз, сколько семян вам нужно прорастить.

После

этого

контейнер

закрываем

крышкой.

Ставим его в теплое темное место на несколько

дней.

Вариант 2. На губках.

Возьмите поролоновую губку, смочите ее водой.

Уложите сверху семена на некотором расстоянии

друг

от

друга.

Теперь

смочите

вторую

губку.

Накройте ею семена. Кладем губки в контейнер

или

полиэтиленовый

пакет,

ставим

в

теплое

темное место.

Мы

используем

древесный

наполнитель

в

виде

гранул,

который

можно

приобрести

в

любом

зоомагазине. Перед тем, как посадить семена в

опилки,

материал

нужно

пролить

кипятком.

Проливаем.

Немного

подождем.

Опилки

м ат е р и а л

оч е н ь

р ы х л ы й ,

в о з д у хо

-

и

водопроницаемый,

хорошо

держит

влагу.

В

опилках по определению не может быть семян

сорняков,

болезней.

Опилки

отлично

держат

тепло, создавая благоприятный микроклимат для

проращивания

семян.

Таким

образом, посадка

рассады

в

опилках дает

возможность

получить

ранние

дружные

всходы,

сама

рассада

меньше

подвержена

болезням.

В

результате имеем

возможность получить урожай на неделю, а то и

две

недели

раньше,

чем

при

выращивании

рассады традиционным методом. Теперь сажаем

наши семена так, как, если бы вы сажали их в

грунт. Далее – по стандартной схеме: укрываем

пленкой,

помещаем

в

тепло,

и

через

три-пять

суток

с

удовольствием

наблюдаем

дружные

всходы.



В раздел образования