Автор: Санникова Анастасия Юрьевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 38
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: Презентация
Тема: ИКТ на занятии физической культурой в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Исследование
Влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
на повышение качества физического воспитания детей старшего
дошкольного возраста
Автор работы:
инструктор по физической культуре
МАДОУ Детский сад № 38
Санникова Анастасия Юрьевна
Уфа
2019 год
Спорт не воспитывает характер, а выявляет его.
Спорт! Какое маленькое, но важное слово в жизни. Каждый черпает в
этом слове что-то свое. Для первых это красочное зрелище. Для вторых –
укрепление здоровья. Для третьих – профессия. Для четвертых – здоровье,
закалка, выносливость и просто уверенность в себе. Присмотревшись можно
увидеть, что спорт это простор для креатива и новых идей…
идей - для
улучшения жизни изнутри.
Давно
известно,
что
спорт
является
неотъемлемой
частью
здорового
образа жизни, который нужно формировать в дошкольном возрасте. А для того
чтобы дети занимались спортом, они должны знать о спорте как можно больше.
Занятие спортом необходимо детям. Что бы воспитать здоровое, умное и
сильное будущее. Но для этого нужно приложить много усилий, как со стороны
государства, так и со стороны учебного заведения, родителей и, конечно же,
нужны усилия самого ребенка
.
Физическое
воспитание
должно
осуществляться
в
соответствии
с
закономерностями
особенностей
физического
развития
детей
дошкольного
возраста.
Формирование
же
интеллектуального
компонента
физической
культуры
связано
с
воздействием
на
психику,
интеллект
и
должно
о суще ствляться
в
соответ ствии
с
п с и хо л о го - п е д а го г и ч е с к и м и
закономерностями.
Поэтому было решено создать исследование «Влияние информационно-
коммуникационных
технологий
(ИКТ)
на
повышение
качества
физического
воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность. В настоящее время в России идет становление новой
системы образования. Традиционные способы передачи информации уступают
место
использованию
ИКТ.
В
этих
условиях
педагогу
необходимо
ориентироваться
в
широком
спектре
инновационных
технологий,
идей,
направлений.
Информатизация
всех
сфер
не
обошла
стороной
и
сферу
физического воспитания. В XXI в. все больше ученых уверенно отмечают, что
2
умение
педагога
реализовывать
ИКТ
в
системе
воспитания
и
обучения,
способствует повышению результатов. Также сформировались и практические
предпосылки
проблемы
внедрения
ИКТ
в
физическое
воспитание
(интеллектуальная
и
двигательная
сферы
физкультурного
образования
предполагают использование в педагогическом процессе совершенно разных
средств, методов и форм организации учебных занятий). Сегодня, физическое
воспитание
немыслимо
без
использования
современных
технических
и
программных
средств.
Исходя
из
вышеуказанного,
определена
проблема
исследования,
которая
заключается
в
недостаточной
разработанности
методических
основ
формирования
способов
и
методов
преподношения
информации
о
физической
культуре
и
спорте
(ФК
и
С),
ЗОЖ
через
использование ИКТ.
Проблему использования ИКТ (новых информационных технологий) в
процессе
обучения
детей
дошкольного
возраста
рассматривал
в
своей
диссертации Гурьев С.В., он опирался на применение ИКТ для формирования
здорового образа жизни (ЗОЖ). Однако вопросы применения ИКТ в процессе
физического воспитания, как средство преподношения информации о ФК и С,
ЗОЖ
не
являлись
предметом
специального
исследования.
Я
считаю,
что
использование ИКТ в физическом воспитании детей старшего дошкольного
возраста обладает высоким педагогическим потенциалом.
Объект
исследования:
процесс
использования
ИКТ
в
физическом
воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Предмет
исследования:
различные
формы
использования
ИКТ
в
преподавании детям старшего дошкольного возраста физической культуры.
«Если мы расскажем всем о пользе спорта, какое влияние оказывает спорт
на
здоровье,
учёбу,
то
может
быть
дети
начнут
действительно
заниматься
спортом и поверят в свои силы, успех. Узнают больше о людях, которые их
окружают, о стране, родном городе, да и просто о микрорайоне. Узнают обо
всем этом со стороны спорта, достижений, побед, трудностей, которые закаляют
характер, ЗОЖ».
3
Целью исследования является выявление наиболее важных психолого-
педагогических, практических аспектов использования ИКТ в преподавании
физической культуры детям старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучить применение ИКТ технологий в физическом воспитании детей
дошкольного возраста;
-
проанализировать
психолого-педагогическую
литературу
по
теме
исследования;
-
рассмотреть
доступность
современных
образовательных
технологий
ДОУ Российской Федерации;
- определить целевой, содержательный и процессуальный компоненты
методики формирования осознанного отношения к ФК и С, ЗОЖ, спорту, как
главному процессу гармоничного и всестороннего развития личности;
- апробировать исследование и проверить его эффективность;
- изучить и обобщить опыт лучших педагогов в области дошкольного
образования
и
разработать
наиболее
эффективные
современных
формы
и
методы использования ИКТ в сфере физической культуры.
Гипотеза исследования: если в организацию физического воспитания
детей
дошкольного
возраста
внедрить
ИКТ
и
знакомить
детей
старшего
дошкольного
возраста
со
спортом,
техникой
выполнения
движений,
ЗОЖ.
Создать
среду,
действие
которой,
будет
направленно
на
всестороннее
знакомство
со
спортом,
движением
(через
применение
новых,
интересных
детям
методов),
то
может
ли
это
повысить
результативность
занятий
физической культурой, поможет ли это ребенку найти себя в спортивной жизни,
лучше понять мир спорта, повысить уровень знаний о спорте, ЗОЖ.
Для
проверки
выдвинутой
гипотезы
и
решения
поставленных
задач
должен использоваться комплекс взаимодополняющих методов исследования:
- общенаучные методы исследования:
анализ методической литературы,
интернет ресурсов, Федеральных государственных образовательных стандартов
дошкольного
образования,
программной
и
учебной
документации;
синтез
4
образовательных
программ
и
ресурсов;
конкретизация
и
обобщение
полученных данных;
-
методы
эмпирического
уровня
исследования:
наблюдение
за
деятельностью,
беседа
с
детьми,
экспертная
оценка,
анкетирование,
как
родителей воспитанников, так и сотрудников ДОУ;
- методы теоретического уровня исследования: моделирование проекта,
программы обучения и воспитания, систематизация полученных данных,
-
количественные
и
качественные
методы
исследования
диагностика,
тестирование, мониторинг, самоанализ.
Научная значимость исследования заключается в том, что необходимо
обосновать и экспериментально проверить методику использования ИКТ, как
средство повышения мотивации к занятиям ФК и С, знаний детей дошкольного
возраста о спорте, ЗОЖ (ИКТ в физическом воспитании в ДОУ используется
только для подготовки к занятию, но не как его часть).
Однако, несмотря на значительные потенциальные возможности ИКТ в
системе дошкольного образования,
в
частности
в
области
физического
воспитания, эти технологии еще не нашли должного применения.
Так
же
необходимо
разработать
методы
диагностики
уровня
сформированности знаний детей старшего дошкольного возраста о ФК и С,
ЗОЖ, включающие компьютерную диагностику.
Практическая значимость исследования заключается
- в разработке и внедрении ИКТ в процесс физического воспитания детей
старшего дошкольного возраста;
-
в
выявлении
возможностей
индивидуально-дифференцированного
подхода к реализации образовательной программы по физическому воспитанию
в ДОУ.
Материалы
исследования
могут
быть
использованы
в
педагогической
деятельности воспитателями и инструкторами по физической культуре.
Этапы эксперимента:
5
- диагностический этап направлен на анализ предстоящей работы, анализ
затруднений, выявление противоречий и нарушений, ликвидация этих проблем
- прогностический этап
направлен на постановку цели, определение
задач, построение модели новой технологии
прогнозирование ожидаемых
результатов (положительных и отрицательны), придумывание вспомогательных
механизмов.
Иначе говоря: разработка развёрнутой программы эксперимента.
- организационный этап направлен на разработку системы по работе с
детьми дошкольного возраста, по внедрению проекта в физическое воспитание
(разработка проекта, планов работы, конспектов, создание видео материалов и
презентаций для работы, подбор оборудования для спортивного зала).
Важный
этап,
т.к.
при
плохой
организации
эксперимента
отрицательные
результаты
могут быть даже при хорошо продуманной методике.
-
практический
этап
направлен
на
реализацию
нового
проекта,
отслеживание
процесса,
промежуточных
результатов,
корректировка
испытываемого проекта, мониторинг и диагностику.
-
обобщающий
этап
направлен
на
обработку
данных,
соотнесение
результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов,
корректировка
гипотезы,
модели
проекта
в
соответствии
с
результатом,
оформление и описание хода и результатов эксперимента.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
-
критерии
степени
выполнения
программы
эксперимента
(выполнен
эксперимент полностью, частично, не выполнен);
-
качественные
критерии
(качество
предоставляемых
образовательных
услуг повысилось, осталось прежним, понизилось);
-
количественные
критерии основаны
на
критериях
уровней развития
физических
качеств,
которые
приведены
в
таблицах
Общероссийской
системы мониторинга физического развития детей,
подростков и молодежи,
утвержденной Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001 г. № 916.
Качество выполнения движения.
Основное движение
Степень значимости ошибки
6
Грубые
-
синий цвет
Средние
–
зелёный цвет
Мелкие
-
красный цвет
1
1
Техника бега по
прямой
10м,20м.,30м.
1.Несогласованность
движений рук и ног
1.Ошибка в исходном
положении головы,
туловища и рук.
2.Бег на полусогнутых
ногах.
3.Неравномерность
шагов.
4.Нарушение
прямолинейности.
1.Ошибка в принятии
исходного положения.
2
2
Техника бег на
выносливость 30м,
90м, 120м, 150м.
3
3
Техника бега 3х5 м.,
3х10м «челночный
бег»
4
4
Техника прыжка в
длину с места
1. Отсутствие фазы
полета.
2. Жесткое
приземление.
3. Падение вперед или
назад, с опорой на руки.
1..Отсутствие замаха.
2. Толчок с одной ноги.
1.Ошибка в принятии
исходного положения.
5
5
Оценка техники
гибкости из и.п.
стоя на скамейке
1. Потеря равновесия.
1.Сгибание ног в
коленном суставе.
1. Ошибка в и.п.
6
6
Техника
упражнения на
пресс
1. Выполнение с
отталкиванием локтями
или с помощью
взрослого
1. Потеря вертикальности
направления движения
1.Подъем туловища
слегка - не доходит до
90
7
7
Техника метания
правой (левой)
рукой
1. Несогласованность
движения ног, туловища
и рук.
2.. Нарушение
траектории полета
предмета.
1. Ошибка в принятии
исходного положения
«замах»
2.. Ошибка в движении
руки.
3. Ошибка при
сохранении равновесия.
1.Ошибка в исходном
положении.
2. Недостаточная
амплитуда движения
8
8
Техника броска
набивного мяча
9
9
Техника
подтягивания
1. Подтягивание на
одну руку
1. С раскачиванием
2. С рывком
3. С незначительной
помощью взрослого
1.Подтягивание
выполняется на 50% (до
уровня головы или глаз)
Оценка количественного показания движения
7
Таблица оценивания количественного показания движения.
Сумма баллов
Количество набранных баллов
Уровень физической подготовки
25
23 – 25 баллов
высокий уровень
(5 балов)
24
23
22
21
18 -22 балла
выше среднего
(4 балла)
20
19
18
17
13 -17 баллов
средний уровень
(3 балла)
16
15
14
13
12
8 -12 баллов
ниже среднего
(2 балла)
11
10
9
8
7
1 – 7 баллов
низкий уровень
(1 балл)
6
5
4
3
8
2
1
Протокол оценки физической подготовленности.
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития по
физическому воспитанию (старший возраст).
Ф.И.
ребен
ка
Формирование
начальных
представлений о
ЗОЖ
Физическая культура и спорт
Итого
вый
показа
тель по
каждо
му
ребенку
Знаком с
основами
техники
безопасн
ости и
правила
ми
поведе
ния в
спортив
ном зале
и на
спортив
ной
площад
ке
Знает о
факторах
которые
вредят
здоровью
и укреп
ляют его,
о
значении
здоровья
и т.д.
Знает
виды
спорта, их
классифик
ацию.
Знает
инвентарь
и
оборудова
ние,
применяе
мое для
каждого
вида
спорта.
Участвует
в спортив
ных играх
и упражне
ниях,
играх с
элемента
ми
соревнова
ния
Органи
зует
подвиж
ные игры
с
правилами
с детьми
группы
Владеет
техникой
оказания
первой
помощи.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г
К.г
о баллов – не умеет, не знаком
9
1 балл – частично знаком, частично умеет
2 балла – знаком, умеет, применяет
Выявление
и
прогнозирование
возможных
проблем.
В
х о д е
исследования могут возникнуть следующие проблемы:
- низкая физическая подготовленность детей;
- низкое познавательное развитие детей;
- не высокая профессиональная компетентность отдельных педагогов в
использовании ИКТ в физическом воспитании детей;
- плохое знание педагогов о ФК и С, ЗОЖ;
-
могут
быть
упущены
отдельные
направления
исследования
из-за
большого объема материала.
Разработка путей коррекции возможных негативных последствий:
-
резервирование
времени
для
пересмотра
спланированных
форм,
методов, приемов работы с детьми, педагогами, родителями;
-
для
повышения
познавательного
интереса
детей
и
их
родителей
провести
в
группах
родительские
собрания,
консультации
по
разъяснению
запланированных задач по использованию ИКТ в физическом воспитании детей
дошкольного возраста.
10