Автор: Козинцева Надежда Игоревна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБДОУ ЦРР детского сада №23 Красносельского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нравственно – патриотический проект по физической культуре: “9 мая –Праздник Победы: помним, гордимся”
Раздел: дошкольное образование
Нравственно – патриотический проект
по физической культуре:
“9 мая –Праздник Победы: помним, гордимся”
1.Введение
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический
процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым
близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие
его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш,
чему
он
изумляется
и
что
вызывает
отклик
в
его
душе...
И
хотя
многие
впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой
Отечественной войне. Это великий праздник для всей России. Наш долг сегодня
помнить о тех, кто не вернулся с полей сражений и позаботиться о тех кто,
нуждается в нас сегодня! Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном
возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей
дошкольного
возраста
становится
одной
из
актуальных,
это
основа
формирования будущего гражданина.
Данный
проект
представляет
собой
методическую
разработку
по
осуществлению нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного
возраста средствами физической культуры.
Актуальность
В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей
дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением
содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью
более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника.
Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших
проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к
детям.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического
воспитания
подрастающего
поколения,
на
наш
взгляд,
являются
занятия
физкультурой
и
спортом. Чтобы
быть
уверенным,
что
нашим
детям
будет
хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей.
Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по
отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно
воспитывать будущего гражданина своей страны.
Особую важность и актуальность должны получить физкультура в настоящее
время, когда приняты государственные программы по их развитию. Одним из
важнейших
направлений
военно-патриотического
воспитания
является
физическое
воспитание
подрастающего
поколения.
Поэтому
регулярные
занятия
по
физической
подготовке
позволяют
не
только
овладеть
двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности,
развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя и к
защите Родины.
Формирование
патриотических
чувств
детей
дошкольного
возраста
осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы:
занятия, досуги и развлечения, подвижные игры и эстафеты.
Наибольший
воспитательный
эффект
оказывают
спортивные
праздники
и
развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и
умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста
общими чувствами и переживаниями.
Подготовка
и
проведение
праздников
и
развлечений
служат
нравственному
воспитанию
детей:
они
объединяются
общими
переживаниями,
у
них
воспитываются основы коллективизма.
Проблема проекта
К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало
осталось
в
живых
фронтовиков,
героев
тыла.
Есть
случаи
нападения
на
ветеранов,
кражи
орденов
и
медалей,
осквернение
памятников
героям.
Молодежь не знает, как зовут героев ВОВ, какие подвиги они совершили,
какие города нашей страны удостоены звания «Город - герой» и за какие
заслуги. Отсюда, в преддверии празднования Дня Победы возникает проблема:
как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга,
чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за
свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь.
Цель и задачи проекта
Цель
проекта заключается в воспитании
гуманной,
духовно-нравственной
личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими
чувствами, средствами физической культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому,
земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и
традициям.
2.
Формирование
представлений
о
России
как
о
родной
стране
и
об
Татарстане, как родном крае.
3.
Воспитание
патриотизма,
уважения
к
культурному
прошлому
России
средствами физической культуры.
Формы, методы, используемые в проекте
утренняя гимнастика в игровой форме
игровые упражнения, игровые задания
двигательная образовательная деятельность
народные игры
подвижные и спортивные игры на военную тематику
ритмопластика
динамические паузы
свободная двигательная активность
день открытых дверей
развлечения
Предполагаемые результаты проекта
заложить
основу
нравственно
–
патриотического
воспитания
у
детей
дошкольного возраста, привить любовь к Родине;
приобщить детей к общественно – нравственным ценностям;
сохранение и укрепление здоровья детей
Срок проведения проекта: 8 месяцев
(с 1октября 2019г по 31 мая)
Тип:
практико- ориентированный
Вид:
оздоровительный, тематический
Участники проекта
:
дети,
воспитатели, специалисты,
медицинская
сестра, старший воспитатель ДОУ, заведующий ДОУ, родители.
Условия
проекта:
методическая
литература,
спортивный
и
музыкальный зал, методические пособия и материал, ИТК, интернет –
ресурсы, наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
2. Этапы проекта
Организационный этап:
Дошкольное
детство
–
это
период
начальной
социализации
ребенка,
это
приобщение
ребенка
к
миру
культуры
и
общечеловеческих
ценностей.
Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и
через
организацию
специально
разработанных
физкультурных
сюжетных
занятий
и
подвижных
игр, тем
самым
очевидна
тесная
связь
физического
воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через
двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо
поставить перед собой следующие задачи:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности
в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих
в о з р а с т н ы м
и
и н д и в и д у а л ь н ы м
о с о б е н н о с т я м
д е т е й .
2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на
преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и
выносливость.
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития
патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры
в
«военных»,
сюжетные
занятия
из
серии
«Моряки»,
«Летчики».
Данные
мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать
им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда
прийти на помощь товарищу. Такая форма проведения занятий способствует
воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро,
но
и
правильно,
чтобы
не
подвести
товарищей. Формируются волевые
качества: выносливость,
смелость, ловкость, т. е .
т е качества, которые
необходимы будущим защитникам Родины.
Подобные
занятия,
досуги
должны
проходить
с
обязательным
участием
взрослых. Когда они
на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать,
прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это
создает
определенный
эмоциональный
настрой,
дарит
огромную
радость
от
взаимного
общения,
что
является
важным
фактором
в
формировании
патриотических чувств.
Таким образом, был выведен следующий алгоритм работы:
1.
Определение цели и задач
2.
Составление плана работы
3.
Изучение методической литературы
4.
Подбор методических пособий и материала
Продуктивный этап:
Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие
активизации
двигательной
деятельности.
Организованной
двигательной
деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов. Безусловно, особое
значение
в
воспитании
здорового
ребенка
мы
придаем
развитию
движений
на
физкультурных и музыкальных занятиях. Причем, в каждой занятия имеют разную
направленность:
Чтобы
занятия
были
эффективны,
при
их
построении
мы
придерживаемся
следующих условий:
построение занятий в соответствии с задачами на данный период, уровнем
подготовленности детей;
использование
различных
способов
организации
детей
для
выполнения
упражнений с целью увеличения двигательной активности;
распределение нагрузки на организм на протяжении всего занятия;
использование
разнообразного
инвентаря,
музыкального
сопровождения,
повышающих эмоциональное состояние и активность детей.
Однако,
занятия
становятся
эффективными
только
в
том
случае,
если
они
не
ущемляют индивидуальность ребенка, реализацию его склонностей. Интересов, а
также учитываются индивидуальные различия детей.
Система
непосредственно
образовательной
деятельности
содержала
беседы
и
чтение художественной литературы о здоровом образе жизни, игровых упражнений
и заданий, народных и подвижных игр, ритмопластики танцевальной деятельности.
№
Мероприятия
Срок
Цель проведения
Используемая
литература
1
Физкультурный досуг
«Мы юные
спортсмены» в
старших группах
ноябрь
Воспитывать
будущих защитников
своей страны, через
развитие сюжета
учить детей ставить
перед собой цель и
достигать ее,
преодолевать
трудности.
Аксенова З.Ф.
«Спортивные
праздники в детском
саду»
2
Физкультурный досуг
«Физкульт-привет!» в
подготовительных
группах
ноябрь
Воспитывать
будущих защитников
своей страны, через
развитие сюжета
учить детей ставить
перед собой цель и
достигать ее,
преодолевать
трудности.
Аксенова З.Ф.
«Спортивные
праздники в детском
саду»
3
Народные подвижные
игры на прогулке в
старших группах
декабрь
Побуждать и
поддерживать
интерес детей к
народным играм,
развивать
двигательную
активность с
помощью игровых
упражнений.
Кенеман А.В
« Народные
подвижные игры»,
Картушина М.Ю.
«Оздоровительные
досуги для детей»
4
НОД «Самолеты» в
средних группах
февраль
Побуждать детей к
имитации героев,
воспитывать любовь
к Родине, развивать с
помощью образной
игры физические
нравственно-волевые
Голицына Н.С
«Нетрадиционные
занятия в
дошкольном
учреждении
качества, быстроту
реакции и мышления
и внимание
5
НОД « Моряки» в
старших группах
февраль
Побуждать детей к
имитации героев,
воспитывать любовь
к Родине, развивать с
помощью образной
игры физические
нравственно-волевые
качества, быстроту
реакции и мышления
и внимание
Подольская Е.И.
«Необычные
физкультурные
занятия»
6
Развлечение
«Сильные, ловкие,
смелые» в
подготовительных
группах с
привлечением пап и
дедушек
февраль
Воспитывать любовь
и уважение к своей
Родине. Доставить
детям удовольствие
от совместной
игровой
деятельности с
родителями
Аксенова З.Ф.
«Спортивные
праздники в детском
саду»
7
Спортивно-военные
игры на прогулке в
старших группах с
привлечением
родителей
апрель
Развивать у детей
быстроту реакции,
координацию и
ловкость движений,
двигательную
деятельность и
самоорганизацию в
играх, доставить
детям радость от
совместной игровой
деятельности
Давыдова М.А.
«Спортивные
мероприятия для
дошкольников»
8
Спортивно-военные
эстафеты в
подготовительных
группах
с привлечением
родителей
апрель
Доставить детям
удовольствие от
совместной игровой
деятельности
с родителями,
развивать
физические
нравственно-волевые
качества
Соломенникова
Н.М. «Организация
спортивного досуга
дошкольников»
9
Зарница
май
Воспитывать любовь
и уважение к своей
Родине. Развивать у
Авторская
разработка
детей быстроту
реакции,
координацию и
ловкость движений,
двигательную
деятельность и
самоорганизацию в
подвижных играх
Презентативный этап
Презентация проекта на педагогическом совете ГБДОУ на тему «Помним и
гордимся!»
Заключительный (итоговый) этап:
- Улучшились показатели уровня физического развития воспитанников;
- Сформировались представления о России как о родной стране
- Воспитание у дошкольников активного положительного отношения к славным
защитникам нашей Родины средствами физической культуры.
3.Заключение
Проблема проекта подтвердилась: проводимая работа достаточно
эффективна, результативна и позволяет не только сохранить здоровье детей, но и
сформировать у них знания о прошлом России, о защитниках Родины и развитие
нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к
самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие
его с родным домом и ближайшем окружением. В настоящее время этот проект
актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых
семьях
вопросы
воспитания
патриотизма
не
считаются
важными,
и
зачастую
вызывают лишь недоумение.
Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить
поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.