Автор: Исмагилова Зулькагида Мавлеветдинова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №239
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе №12
Тема: "Мы за чистый город"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 239 городского округа города Уфа
Республики Башкортостан
Конспект ООД
по познавательному развитию в старшей группе № 12
на тему: « Мы за чистый город »
Выполнила:
Воспитатель
Исмагилова З.М.
Уфа- 2020г.
Конспект ООД на тему «Мы за чистый город»
Цель:
Воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к чистоте улиц
города, желание заботиться о его процветании- формировать представления
детей об утилизации мусора, мотивировать к раздельному сбору ТБО,
закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Образовательные
- формировать систему знаний об экологических проблемах;
- закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи, уточнить
знания о загрязнения воздуха и об источниках возникновения мусора;
- учить решать проблемные ситуации, развивать поисковую деятельность по
подбору эффективных способов для решения задач;
Развивающие:
- развивать связную речь, логическое мышление, внимание, умение отвечать
полным ответом, активизировать словарь по теме.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному городу, желание заботиться о его
процветании.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением родного города;
- Чтение художественной литературы;
- Заучивание стихотворения о чистоте города
- Экскурсия по городу;
- Наблюдение за уборкой мусора;
Средства:
Макет города; плакат «Берегите нашу планету Земля»; предметы мусора
(пластмасса, текстиль, бумага); телефон; картинки для схемы: мусорный
пакет – мусоропровод – контейнер – свалки; иллюстрации с изображением
мусорных контейнеров и свалки; коробочки-контейнеры для сбора
пластмассы, бумаги, текстиля; вывеска с названием завода по переработке
текстиля, пластмассы, бумаги; карандаши; листы бумаги для рисования
предметов; фотография контейнера для сбора пластмассы в нашем городе,
модели деревьев, кустарников, клумб; плакаты по охране природы в городе,
изготовленные детьми совместно с родителями
Ход ООД
Звонок по телефону:
- Здравствуйте, дети и взрослые! Я – Фея Природы, очень обеспокоена
загрязнением окружающей среды в нашем городе Уфе. Вы не знаете, что
могло случиться, почему воздух стал грязным, плохо дышится, серая пелена
над городом. Посмотрите на макет города и выясните причину. Дети, я очень
надеюсь на вашу помощь.
(Воспитатель и дети подходят к макету.)
Воспитатель: Действительно, серая пелена!!! Вот какая проблема! Нам
надо ее решить. Дети, посмотрите, что же произошло в нашем городе?
Предположения детей: выброс с завода, много машин
Воспитатель: В городе воздух загрязнен от большого количества заводов,
фабрик, машин, которые выбрасывают в воздух ядовитые частицы –
радионуклиды. Мы их не видим и не ощущаем, но они очень вредны для
нашего здоровья.
В нашем городе Уфе есть заводы, которые дают высокий уровень
загрязнения воздуха, воды, почвы. Еще одним загрязнителем воздуха
является транспорт. Каждый автомобиль выбрасывает в воздух, представьте
себе, более 3 кг вредных веществ в день.
В Уфе охраной природы занимаются экологи предприятий, заводов. Дети,
что может произойти, если никто не будет заниматься охраной природы и
окружающей среды?
Ответы детей:
- Будут погибать растения, животные.
- Человек будет болеть.
- Воздух вокруг станет удушливым
- Станут грязными реки, озера, моря
- Ребята, что бы вы посоветовали сделать, чтобы воздух в Уфе стал чище?
Дети:
- заводы должны иметь хорошие очистительные фильтры
Воспитатель: На наших заводах ставят современные фильтры, но этого все
равно мало, некоторая часть отходов все равно попадает в воздух, которым
дышим мы и окружающая природа.
Дети:
- люди должны следить за исправностью своих машин, проходить
техническое обслуживание
- водителям машин автобусов следить за тем, чтобы не было плохих
выхлопов
- больше ходить пешком, а не ездить на машинах
- можно взрослым до работы добираться на велосипеде
- а я слышал, что машины могут быть с электрическим двигателем
Воспитатель: Правильно, дети! В некоторых странах стали меньше
использовать машины, добираясь до работы на велосипедах. Переводят
городской транспорт на электротранспорт или транспорт с газовым
оборудованием.
Воспитатель: - Посмотрите пелена с города исчезла потому, что вы
правильно ответили на вопросы и решили проблему с загрязнением воздуха.
Что еще угрожает природе?
Дети: На улицах города много мусора.
Воспитатель: Откуда же появляется мусор?
Дети: Его делает человек.
Воспитатель:
- Проблема отходов на нашей планете стоит очень остро. Ежегодно от
каждого человека остается около 500 (пятисот) кг мусора. Это консервные
банки, пакеты, различная упаковка, бутылки, бумага и другой мусор.
Дети, попробуйте описать путь мусора.
( Дети выкладывают схему )
мусорный пакет – мусоропровод – контейнер - свалка
Воспитатель: Свалка – это катастрофических размеров экологическая
проблема (показ картинки). Ведь мало кто заботится о том, чтобы
перерабатывать мусор, поэтому все это гниет и разлагается на воздухе,
нанося вред природе.
- А можно ли поджигать мусор? Почему? (при горении бумаги, пакетов,
пластмассовых бутылок и другого мусора выделяются опасные вещества,
которые загрязняют воздух, и мы дышим им).
- Подумайте, можно ли закапывать в землю банки, стекло, пластмассу?
Дети: Нет, нельзя. Они долго разлагаются.
- А что же делать с мусором?
Предположения детей
- Дети, мусор можно использовать как вторичное сырье. Открывают заводы
по переработке вторичного сырья, чтобы сделать из них новые, полезные
вещи, предметы.
Во многих странах, где заботятся о природе, мусор сортируют. В городах
устанавливают контейнеры разных цветов, в которые нужно складывать
отдельно бумагу, стекло, пластмассу, текстиль и другие отходы.
Показ картинки с контейнерами
В нашем городе в некоторых местах стоят контейнеры для сбора пластмассы
(показ фотографии). Каждый житель нашего города может дома сортировать
мусор и сдавать их в приемные пункты вторичного сырья. Это будет
небольшой, но весьма существенный вклад в улучшение окружающей нас
среды. Адреса таких пунктов, которые принимают пластмассовую и
стеклянную тару, металл, бумагу и картон, можно узнать в интернете.
Физкультминутка
Мы по улице идём, на которой мы живём,
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладём,
Раз в ведро, а два – в корзину,
Наклоняем дружно спину.
Воспитатель:- Дети, давайте откроем заводы по переработке мусора и вы
будете сотрудниками этих заводов. Разделимся на 3 команды.
(Дети делятся на команды)
- Первый завод – это завод по переработке пластмассы. Кто хочет стать
сотрудником этого завода? Второй – завод по переработке текстиля. Третий –
завод по переработке бумаги. (Дети распределяются по желанию)
Воспитатель раздает контейнеры для мусора.
- Дети вы должны собрать свой мусор и переработать его, создать новые
вещи и предметы. Для этого каждый член команды должен нарисовать то, что
можно сделать из отходов бумаги, текстиля и пластмассы и пропустить через
окно завода. Например: из стекла можно сделать новую вазочку (показ).
Дети выполняют задание, и каждый ребенок говорит, что у него
получилось.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы знаете, что из мусора можно
сделать полезные для человека вещи и при этом не засоряется наша планета!
Воспитатель: Посмотрите, наш город без мусора стал чище. Что еще можно
сделать, чтобы наш город Уфа всегда был чистым и уютным.
Дети: Посадить деревья, кустарники, сделать клумбы.
Дети расставляют на макете зеленые насаждения
Воспитатель: Теперь наш город чистый! Давайте, дети, скажем основные
правила по охране природы в нашем городе (плакаты, выполненные
совместно с родителями):
- Никогда не бросать мусор на улице и на отдыхе.
- Стараться сортировать мусор и сдавать в приемные пункты вторсырья.
- Участвовать вместе с родителями в субботниках по уборке города.
- Озеленять город: посадить новые деревья и кустарники, создать клумбы.
- Не использовать одноразовые пакеты и посуду, потому что пластик в
природе разлагается очень-очень долго.
- Взрослые должны мыть машины, следить за выхлопными системами
машины, вовремя проходить техническое обслуживание на сервисных
центрах.
Воспитатель: Дети, когда вы станете взрослыми, может кто-то из вас станет
экологом – защитником природы, или озеленителем города, или откроет завод
по переработке мусора.
- Очень важно охранять природу нашей планеты, беречь ее от загрязнения,
чтобы не произошла вот такая экологическая катастрофа, чтобы наш яркий,
живой, многокрасочный мир не потерял свою силу и красоту (показ плаката).
Ребенок читает стихотворение:
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету!
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее не дадим!
От этого станем мы только добрей,
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
А теперь позвоним Фее Природы:
- Фея природы, мы поняли причины плохого экологического состояния в
нашем городе и решили эту проблему.
Фея Природы: - Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли!
Список литературы:
1.
О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»,
2009.
2.
Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И.
Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013.
3.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.
Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез,
2004.
4.
Зверев, А. Т. Экология. Наблюдаем и изучаем / А.Т. Зверев. - М.: Оникс,
2015.
5.
Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая
диагностика экологической воспитанности дошкольников / Т.В.
Хабарова, Н.В. Шафигуллина. - М.: Детство-Пресс, 2010.