Напоминание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку «Сила слова»


Автор: Касперова Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ РО "ОККК"
Населённый пункт: пос. Орловский, Ростовская область
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку «Сила слова»
Раздел: среднее образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Сила слова»

Уровень общего образования - основное общее образование

7 «Б» класс – 35 часов.

Учитель: Касперова Елена Викторовна

Рабочая

программа составлена в соответствии с Федеральным государственным

образовательным стандартом общего образования второго поколения, Концепции

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России, на

основе авторской Программы по русскому языку, разработанной М.М. Разумовской,

2014.

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Данная

программа

представляет

собой

вариант

программы

организации

внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 7 классе и

соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта

(ФГОС) основного общего образования.

Программа разработана на основе:

1.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29

декабря 2012г. N273-ФЗ;

2.

Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской

области».

3.

Приказ

Минобразования

России

от

17.12.2010

г.

№1897

«Об

утверждении

и

введении

федерального

государственного

стандарта

основного

общего образования» (ред. От 31.12.2015г.)

4 .

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

31.03.2014

г.

253

«Об

утверждении

федерального

перечня

учебников,

рекомендуемых

к

использованию

при

реализации

имеющих

государственную

аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,

среднего общего образования»

(в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015

№ 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 21.04.2016 №459, от 29.12.2016

№1677, от 08.06.2017 №535, от 20.06.2017 №581, от 05.07.2017 №629)

5. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным

образовательным стандартом общего образования, на

основе Концепции духовно-

нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России,на

основе

авторской Программы по русскому языку, разработанной М.М. Разумовской, 2014

6. Учебный план ГБОУ РО «ОККК» на 2018-2019 учебный год.

7. Годовой календарный учебный график ГБОУ РО «ОККК» на 2018-2019

учебный год.

В

соответствии

с

утвержденным

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

основного

общего

образования

внеурочная

деятельность

рассматривается

как

важная

и

неотъемлемая

часть

процесса

образования и одной из форм организации свободного времени учащихся.

ФГОС

второго

поколения

предъявляют

особые

требования

к

результатам

освоения

основных

общеобразовательных

программ.

Данные

результаты

структурируются

в

соответствие

с

основными

задачами

общего

образования,

учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности.

Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

предметные;

метапредметные;

личностные.

В

концепции

ФГОС

второго

поколения

под

предметными

результатами

понимается

«усвоение

обучаемым

конкретных

элементов

социального

опыта,

изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков,

опыта

решения

проблем,

опыта

творческой

деятельности».

Метапредметные

результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких

или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках

образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных

ситуациях».

Личностные

результаты

должны

отразиться

в

сформированности

системы

ценностных

отношений

обучающихся

к

себе,

другим

участникам

образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в

образовательном процессе.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным

результатам.

Внеурочная

деятельность

ориентирована

на

работу

с

интересами

учащихся, развитием их личностных компетенций.

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку “Сила слова”

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и

воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного

общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей.

Привить интерес к познавательной деятельности, развить любознательность и

стремление к речевому самосовершенствованию – важная и необходимая задача,

стоящая перед учителем. Задача выходит далеко за рамки учебной, так как с

введением образовательных стандартов нового поколения изменились требования к

самим учащимся. Сегодня выпускник, оканчивающий среднее учебное заведение,

ориентирован на непрерывное образование и самообразование, мотивирован на

творчество, социальную активность.

Обоснование актуальности и новизны программы

Актуальность выбора программы внеурочной деятельности “ Сила слова” диктуется

потребностями практики, поскольку даёт возможность закреплять знания и навыки,

полученные обучающими на уроках, и одновременно вовлекать учащихся в

системную исследовательскую, проектную деятельность, ориентированную на

творческую самореализацию и социализацию.

Программа позволяет школьникам увидеть разнообразный, увлекательный,

неисчерпаемый мир слова, что важно для формирования истинных познавательных

интересов, является опорой при подготовке к олимпиадам по русскому языку и

литературе. Помогает успешно применять индивидуальный подход к каждому

ученику с учётом его способностей, развивать и самостоятельность, и творческие

инициативы.

Общая характеристика программы

Программа развивает все виды речемыслительной

деятельности: коммуникативные (владение культурой устной и письменной речи,

умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся

сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление,

соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и

классификация), информационные (умение работать с текстом находить и извлекать

информацию из различных источников), организационные (умение формулировать

цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку,

самокоррекцию).

Цель и задачи программы

Цель - создание необходимой речевой среды для творческой самореализации и

социализации обучающихся.

Задачи:

Обучающие:

развитие и формирование языковой личности;

развитие интереса к родному слову, к содержанию внеурочной деятельности;

формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и

потребности пользоваться им как средством общения, познания,

самореализации и социальной адаптации;

создание ситуации достижения успеха в индивидуальной и групповой

деятельности;

расширение знаний, умений, навыков по разделам науки о языке (фонетике,

лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису);

развитие творческих способностей школьников по созданию устных и

письменных текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла,

адресата и ситуации общения;

Воспитывающие:

воспитание любви и уважения к родному языку;

формирование умения слушать и понимать текст;

воспитание потребности в речевом самосовершенствовании.

Развивающие:

развивать умение свободно пользоваться словарями различных типов,

справочной литературой и поисковыми редакторами в интернете;

развивать представления о прекрасном в языке и речи;

приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе.

Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать личностно-

ориентированный, системно-деятельностный подходы.

Особенности программы

Программа внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные

особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной

заинтересованностью обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого

удовлетворения и стремления к дальнейшему саморазвитию.

Поиск личностных изменений, личностных динамик - ценность разработанной

программы.

Организация деятельности учащихся основывается на дидактических

принципах:

принцип психологической комфортности;

принцип непрерывности образования и воспитания личностных качеств

учащегося;

принцип вариативности;

принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм

работы;

принцип связи теории с практикой;

принцип творчества.

Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к

каждому ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять

познавательные и жизненные интересы учащихся.

Формы организации занятий

лекции, беседы, тренинги;

экскурсии в библиотеку;

игры-конкурсы, викторины, КВН;

практические занятия с использованием игровых элементов, дидактических и

раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, кроссвордов,

головоломок, сказок;

анализ текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая.) Интерес учащихся

поддерживается удачно подобранными текстами (например, “Притча о

талантах), внесением творческого элемента в занятия (объясни поговорку

“Зарыл талант в землю”), лингвистическими играми, самостоятельным

составлением кроссвордов, головоломок, шарад, ребусов.

Виды деятельности

поисково-исследовательская;

игровая;

познавательная;

проблемно-ценностное общение.

Основные методы и технологии

проектное обучение;

саморазвитие личности;

развивающее обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

игровые технологии;

информационно-коммуникативные технологии.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и

индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и

личностных качеств кадета

Место программы в учебном плане

Программа “Сила слова” для учащихся 7 «Б» классов рассчитана на 1 год

(35 часов), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проходят 1 раз

в неделю.

В соответствии календарным учебным графиком ГБОУ РО «ОККК» на

2018 – 2019 учебный год программа рассчитана в 7 «б» на 35 часов, программа

будет пройдена в полном объёме.

Содержание программы

Вводное занятие. Слово о юных филологах(1ч.)

О задачах курса и планах работы на учебный год.

Практическая часть: проведение диагностики словарного запаса учащихся.

I. О слове (13 часов)

Тема 1. Слово о слове (2ч.)

Что есть слово? («Солнце языковой системы»). Уточнение понятия о лексическом

значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся. Писатели, поэты и учёные

о богатстве и выразительности русского слова.

Практическая часть: тренинг «Слово – это…» (продолжи предложение), конкурс

чтецов. Индивидуальный проект «Путешествие в мир слова».

Тема 2. Слово о словарях (1ч.)

Виды словарей. Работа с лингвистическими словарями русского языка. Роль

энциклопедических и лингвистических словарей. Орфографический словарь – наш

помощник.

Практическая часть: экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со

словарями». Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение

слова в разных словарях.

Тема 3. К истокам слова (1ч.)

Рассказ о науке этимологии. Строение словарной статьи этимологического словаря.

Работа с различными этимологическими и историческими словарями.

Практическая часть: лингвистическая игра «Происхождение слов».

Тема 4. Культура слова (1ч.)

Знакомство с современными нормами русского литературного произношения.

Орфоэпический словарь, его основные свойства и функции.

Практическая часть: викторина «Давайте говорить правильно» (по выявлению

уровня орфоэпической культуры учащихся).

Тема 5. Слово…и «слова-родственники». «Чужие слова» (2ч.)

Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Способы образования

родственных слов. Омонимичные корни.

Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов.

Введение понятия «устойчивые обороты». Исследовательская работа со словарем

иностранных слов и определением значения этих слов.

Практическая часть: групповой проект «Секреты родственных слов» (работа со

словами, например: родник, родина, родня. Что общего?) Индивидуальный проект

«Определи значение иностранных слов». Игра «Третий лишний».

Тема 6. Слова-омонимы и многозначные слова (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового

словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа

с толковыми словарями.

Практическая часть: индивидуальный проект «Слова-близнецы». Игра «Прямое и

переносное значение слов».

Тема 7. Слово и его синонимы, антонимы, паронимы (1ч.)

Изучение особенностей синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами

и правильным употреблением их в речи. Работа со «Словарем антонимов русского

языка». Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их

образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной

речи.

Практическая часть: игра «На карнавале слов». Групповой проект «Слова-друзья»

Тема 8. Слово во фразеологических оборотах (2ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном

употреблении фразеологизмов в речи. Понятия «крылатые выражения»,

«афоризмы».

Практическая часть: фразеологический КВН.

Тема 9. Роль слова в тексте (2ч.)

Понимание роли слова в устном народном творчестве (пословицах и поговорках,

загадках, скороговорках, притчах, легендах, приметах, в русских народных песнях,

сказках). Знакомство со сказителями сказок. Слово в названиях произведений

классической и современной литературы (поэзия, проза). Слово в текстах

художественной литературы. Понятия: живая народная речь, литературный язык,

анализ литературных образцов.

Практическая часть: нахождение строк народной речи в произведениях А.С.

Пушкина, Н.В.Гоголя. Конкурс на сказывание сказок. Индивидуальный проект

«Русские сказочники».

II. О тексте (7ч )

Тема 10. В глубь текста (2ч.)

Тема, основная мысль, авторская позиция. Смысловые части текста, микротема,

абзац. План текста: простой, сложный, тезисный. Способы связи предложений в

тексте. Средства связи предложений в тексте. Лексические средства связи

(контекстуальные синонимы). Морфологические средства создания выразительности

текста (существительные, прилагательные). Типы связи. Цепная и параллельная

связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.

Практическая часть: определение темы, идеи, смысла заглавия, с помощью

учителя - смысла целого или крупных частей прочитанного произведения.

Определение микротем, установление последовательности событий, описываемых

явлений в тексте, понимание смыслового содержания при объединении

самостоятельно прочитанных частей произведения, выбор из текста произведения

наиболее интересных и значимых отрывков для последующего анализа и

объяснения. Коллективное и парное составление плана произведения. Ответы на

вопросы обобщающего характера. Подбор иллюстраций к отдельным частям

произведения. Игра «Пазлы».

Тема 11. Типология текстов (1ч.)

Типы речи.

Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты

смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-

рассуждение.

Практическая часть: типологический анализ предложенных текстов, «сжимание»

текста, редактирование текста с целью предупреждения логико-композиционных

ошибок в сочинении.

Тема 12. Стили текста. Основные черты (2ч.)

Стилистика как наука, позволяющая выразить мысль по-разному, различными

языковыми средствами. Определение стилей (разговорный, официально-деловой,

публицистический, научный, художественный) и их особенности. Изобразительно-

выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические,

морфологические, синтаксические, стилистические.

Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, творческие

задания, развивающие оригинальность мышления.

Тема 13. Языковые особенности разных стилей речи (1ч.)

Характеристика каждого функционального стиля: а) сфера применения; б) основные

функции; в) ведущие стилевые черты; г) языковые особенности; д) специфические

формы (жанры).

Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, «перевод»

русских народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») в различные

стилевые пласты.

Тема 14. Жанр текста (1ч.)

Жанры: 1) художественного стиля - рассказ, повесть, роман, стих, сонет, драма,

сказка, трагедия, комедия, гимн, ода и др.; 2) публицистического стиля - статья,

репортаж, очерк; 3) научного стиля - статья, лекция, монография, учебник;

4) официально-делового - приказ, заявление, служебная записка.

Практическая часть: творческие задания

III. О сочинении (12ч.)

Тема 15. Модель создания речевого высказывания(2ч.)

Постижение основ риторики, умение отбирать материал, выделяя главное, опуская

детали, избирая наиболее желательную форму языкового выражения. Знакомство с

мастерами ораторского искусства, составление плана выступления.

Практическая часть: создание текста-послания для конкурса юных ораторов о том,

что волнует, особенно интересует. Конкурс юных ораторов

Тема 16. Творческое изложение (1ч.)

Сжатое изложение текстов публицистического характера.

Практическая часть: изложения с заданием ввести в текст описание местности,

дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.

Тема 17. Обучение написанию сочинения-миниатюры (1ч.)

Сбор материала к сочинению, его систематизация

Практическая часть: написание сочинения – миниатюры

на предложенные темы (например: «Моё отношение к слову», или « Моя дорога в

школу», или «В гостях у Ивана Грозного).

Тема 18. Сочинение-анализ поэтического текста (1ч.)

Практическая часть: комплексный анализ поэтического текста. Анализ

стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А.Фета (по выбору).

Тема 19. Сочинение-анализ эпизода (1ч.)

Комплексный анализ прозаического текста.

Практическая часть: анализ рассказа (по выбору).

Тема 20. Нетрадиционные жанры сочинений (6ч.)

Письмо. Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения

письма. Общественная значимость письма в современном обществе.

Практическая часть: письмо реальному адресату.

Дневниковые записи. Основные правила ведения, три разновидности использования

дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные произведения в

форме дневника).

Практическая часть: составление дневника литературного персонажа.

Отзыв как жанр. Смысловые и структурные особенности жанра отзыва.

Практическая часть: отзыв на прочитанное произведение.

Аннотация. Формирование представления о структуре аннотации. Осознание

учащимися её актуальности и ценности в общественной жизни.

Практическая часть: составление аннотации к художественному произведению

(например, по повести В. Железникова «Чучело» или по повести Г. Троепольского

«Белый Бим Чёрное ухо»).

Эссе как жанр сочинений. Формирование у учащихся представления об эссе как

публицистическом жанре, его особенностях.

Практическая часть: эссе «О времени и о себе» Что значит быть патриотом?

Составление памятки об особенностях жанра эссе: «Что такое эссе?»

Тема 21. Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»(2ч.)

Выступления учащихся – защита проектов.

Практическая часть: коллективный проект: создание сборника творческих работ

учащихся «Мастерская слова».

Структура учебного предмета

Тема

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. «Слово о юных филологах»

I.

О слове. 13ч.

2.

Слово о слове

2

3.

Слово о словарях

1

4.

К истокам слова

1

5.

Культура слова

1

6.

Слово и «слова-родственники». «Чужие» слова

2

7

Слова-омонимы и многозначные слова

1

8.

Слово и его синонимы, антонимы, паронимы

1

9.

Слово во фразеологических оборотах

2

10.

Роль слова в тексте

1)Слово в устном народном творчестве

2)Слово в названиях произведений классической и современной

литературы

3)Слово в текстах художественной литературы

2

II.

О тексте. 7ч

11.

В глубь текста

2

12.

Типология текстов

1

13.

Стили текста. Основные черты

2

14.

Языковые особенности разных стилей речи

1

15.

Жанр текста

1)Жанры художественного и публицистического стиля

2)Жанры официально-делового и научного стиля

1

III.

О сочинении. 13ч

16.

Модель создания речевого высказывания

2

17.

Творческое изложение

1

18.

Обучение написанию сочинения-миниатюры

1

19.

Сочинение-анализ поэтического текста

1

20.

Сочинение-анализ эпизода

1

21.

Нетрадиционные жанры сочинений.

1)Письмо

2)Дневниковые записи

3)Отзыв

4)Аннотация

5)Эссе как жанр сочинения. Особенности построения, языка,

стиля

6

22.

Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»

3

Календарно-тематическое планирование.

Дата

7 «Б»

Тема

Решаемые

проблемы

Понятие

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные

результаты

УУД

Личностные

результаты

1

04.09

Вводное занятие

«Слово о юных

филологах»

Как построить и

реализовать

индивидуальный

маршрут

восполнения

проблемных зон в

предметной,

метапредметной,

личностно-

ориентированной

деятельности?

Словарный

запас.

Лексикон.

Научиться

определять

проблемные

зоны в

предметной,

метапредметно

й, личностно-

ориентированн

ой

деятельности

Познавательные: объяснять

языковые явления, процессы,

связи и отношения, выявляемые

в ходе выполнения

диагностической работы

Регулятивные: проектировать

траекторию развития через

включение в новые виды

деятельности и формы

сотрудничества

Коммуникативные: слушать и

отвечать на вопросы, с

достаточной полнотой и

точностью формулировать

собственные мысли в

соответствии с задачами и

условиями коммуникации

Формирование

способности к

самооценке на основе

наблюдения за

собственной речью

О слове– 13 часов

2

11.09

Слово о

слове.

Как научиться

извлекать

необходимую

информацию?

Словарное

богатство

русского

языка,

лексическое

значение

слова.

Научиться

извлекать

необходимую

информацию

Познавательные: определять

лексическое значение слова,

учитывать его при выборе орфограмм

Регулятивные: осознавать самого

себя как движущую силу своего

научения, свою способность к

преодолению проблемных зон в

обучении

Коммуникативные: слушать и

слышать друг друга, с достаточной

полнотой и точностью выражать свои

мысли в соответствии с задачами и

Осознание себя как

гражданина России,

гордость за свою

Родину, народ и

историю, интерес и

уважение к другим

народам

условиями коммуникации

3

18.09

Слово о

слове.

Как научиться

извлекать

необходимую

информацию?

Словарное

богатство

русского

языка,

лексическое

значение

слова.

Научиться

извлекать

необходимую

информацию

Познавательные: определять

лексическое значение слова,

учитывать его при выборе орфограмм

Регулятивные: осознавать самого

себя как движущую силу своего

научения, свою способность к

преодолению проблемных зон в

обучении

Коммуникативные: формировать

навыки проектной работы

Осознание себя как

гражданина России,

гордость за свою

Родину, народ и

историю, интерес и

уважение к другим

народам

4

25.09

Слово о

словарях.

Как научиться

находить

необходимую

информацию в

словарях

различных

типов?

Основные

виды

словарей, их

назначение,

структура.

Строение

словарной

статьи..

Научиться

находить

необходимую

информацию

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

работы с различными видами

словарей

Регулятивные: выделять и осознавать

то, что уже усвоено и что ещё

подлежит усвоению, осознавать

качество и уровень усвоения

Коммуникативные: слушать и

слышать друг друга, с достаточной

полнотой и точностью выражать свои

мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации

Формирование

устойчивой

мотивации к речевому

самосовершенствован

ию; способности к

самооценке на основе

наблюдения за

собственной речью

5

02.10

К истокам

слова

Как научиться

использовать

знания о

различных видах

словарей?

Этимология.

Этимологич

еский

словарь, его

назначение,

структура,

содержание

словарной

статьи.

Научиться

использовать

знания о

различных

видах

словарей.

Познавательные: извлекать нужную

информацию из различных

источников

Регулятивные: самостоятельно

выделять и формулировать

познавательную цель, находить

необходимую информацию

Коммуникативные: совершенствовать

собственную речевую деятельность

Формирование умения

оценивать себя на

основе критериев

успешности

внеучебной

деятельности

6

09.10

Культура

слова.

Как научиться

научиться

Орфоэпичес

кий словарь,

Научиться

находить

Познавательные: ввести

самостоятельный поиск информации,

Формирование умения

оценивать себя на

находить

необходимую

информацию в

орфоэпических

словарях?

его

основные

свойства и

функции.

Нормы

русского

литературно

го

произношен

ия.

необходимую

информацию

в

орфоэпически

х словарях.

её анализ и отбор

Регулятивные: овладевать приёмами

отбора и систематизации материала

на определенную тему

Коммуникативные: совершенствовать

собственную речевую деятельность

основе критериев

успешности

внеучебной

деятельности

7

16.10

Слово… и

«слова-

родственник

и». «Чужие

слова».

Как построить и

реализовать

индивидуальный

маршрут

восполнения

проблемных зон

в ранее

изученной теме?

Однокоренн

ые слова.

Омонимичн

ые корни.

Устойчивые

обороты.

Заимствован

ные слова.

Научиться

проектироват

ь и

реализовыват

ь

индивидуальн

ый маршрут

восполнения

проблемных

зон в ранее

изученной

теме.

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

работы со словарём иностранных

слов.

Регулятивные: осознавать себя как

движущую силу своего научения;

искать и выделять необходимую

информацию.

Коммуникативные: уметь грамотно

задавать вопросы и чётко отвечать на

вопросы других; высказывать и

обосновывать свою точку зрения.

Формирование

устойчивой

мотивации к

самостоятельному и

коллективному

проектированию

творческой

деятельности.

8

23.10

Слово… и

«слова-

родственник

и». «Чужие

слова».

Как построить и

реализовать

индивидуальный

маршрут

восполнения

проблемных зон

в ранее

изученной теме?

Однокоренн

ые слова.

Омонимичн

ые корни.

Устойчивые

обороты.

Заимствован

ные слова.

Научиться

проектироват

ь и

реализовыват

ь

индивидуальн

ый маршрут

восполнения

проблемных

зон в ранее

изученной

теме.

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

работы со словарём иностранных

слов.

Регулятивные: осознавать себя как

движущую силу своего научения;

искать и выделять необходимую

информацию.

Коммуникативные: уметь грамотно

задавать вопросы и чётко отвечать на

вопросы других; высказывать и

обосновывать свою точку зрения.

Формирование

устойчивой

мотивации к

самостоятельному и

коллективному

проектированию

творческой

деятельности.

9

06.11

Слова-

омонимы и

многозначн

ые слова

Как научиться

различать

прямое и

переносное

значения слова;

отличать

омонимы от

многозначных

слов?

Однозначны

е и

многозначн

ые слова.

Понятие

«метафора».

Прямое и

переносное

значения

слова;

омонимы.

Научиться

различать

прямое и

переносное

значения

слова;

отличать

омонимы от

многозначных

слов.

Познавательные: извлекать нужную

информацию из различных

источников

Регулятивные: выделять и осознавать

то, что уже усвоено и что ещё

подлежит усвоению, осознавать

качество и уровень усвоения

Коммуникативные: формировать

навыки проектной работы

Формирование

устойчивой

мотивации к

обучению на основе

алгоритма

выполнения задачи.

10

13.11

Слово и его

синонимы,

антонимы,

паронимы.

Как научиться

извлекать

необходимую

информацию из

лингвистических

словарей

различного

типа?

Синонимы,

антонимы,

паронимы.

Научиться

извлекать

необходимую

информацию

из

лингвистичес

ких словарей

различного

типа

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

решения лингвистической задачи

Регулятивные: самостоятельно

выделять и формулировать

познавательную цель, находить

необходимую информацию

Коммуникативные: формировать

навыки учебного сотрудничества в

ходе индивидуальной и групповой

работы

Формирование

желания осваивать

новые виды

деятельности; участие

в творческом

процессе.

11

20.11

Слово во

фразеологич

еских

оборотах

Как научиться

различать

свободные

сочетания слов и

фразеологизмы?

Фразеология

,

фразеологиз

мы,

свободные

сочетания

слов,

синонимы-

фразеологиз

мы,

«крылатые

выражения»

Научиться

различать

свободные

сочетания

слов и

фразеологизм

ы.

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

конструирования ответа

Регулятивные: осознавать самого

себя как движущую силу своего

научения, свою способность к

преодолению препятствий и

самокоррекции

Коммуникативные: представлять

конкретное содержание и сообщать

его в устной и письменной форме

Формирование

устойчивой

мотивации к

проблемно-поисковой

деятельности.

12

27.11

Слово во

Как научиться

Фразеология

Научиться

Познавательные: объяснять языковые

Формирование

фразеологич

еских

оборотах

различать

свободные

сочетания слов и

фразеологизмы?

,

фразеологиз

мы,

свободные

сочетания

слов,

синонимы-

фразеологиз

мы,

«крылатые

выражения»

различать

свободные

сочетания

слов и

фразеологизм

ы.

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

конструирования ответа

Регулятивные: осознавать самого

себя как движущую силу своего

научения, свою способность к

преодолению препятствий и

самокоррекции

Коммуникативные: представлять

конкретное содержание и сообщать

его в устной и письменной форме

устойчивой

мотивации к

проблемно-поисковой

деятельности.

13

04.12

Роль слова в

тексте.

Как научиться

применять

правила

коллективного

решения

творческой

задачи?

Живая

народная

речь,

литературны

й язык,

анализ

литературны

х образцов.

Научиться

применять

правила

коллективног

о решения

творческой

задачи.

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

выполнения заданий

Регулятивные: самостоятельно

выделять и формулировать

познавательную цель, находить

необходимую информацию

Коммуникативные: владеть

монологической и диалогической

формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими

нормами родного языка

Формирование знания

о взаимосвязи слова с

культурой и истории

России.

14

11.12

Роль слова в

тексте.

Как научиться

применять

правила

коллективного

решения

творческой

задачи?

Живая

народная

речь,

литературны

й язык,

анализ

литературны

х образцов.

Научиться

применять

правила

коллективног

о решения

творческой

задачи.

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

выполнения заданий

Регулятивные: применять методы

информационного поиска, в том

числе с помощью компьютерных

средств

Коммуникативные: владеть

монологической и диалогической

формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими

Формирование знания

о взаимосвязи слова с

культурой и истории

России.

нормами родного языка

О тексте– 7 часов

15

18.12

«В глубь

текста»

Как научиться

применять

правила

коллективного

решения

творческой

задачи?

Тема,

основная

мысль,

авторская

позиция,

микротема,

абзац.

План

текста:

простой,

сложный,

тезисный.

Научиться

применять

правила

коллективног

о решения

творческой

задачи.

Познавательные: анализировать

языковые явления, процессы связи и

отношения, выявляемые в ходе

работы над тестом

Регулятивные: самостоятельно

выделять и формулировать

познавательную цель, находить

необходимую информацию

Коммуникативные: эффективно

сотрудничать в парах, группах с

учётом конкретных задач.

Формирование

познавательного

интереса, устойчивой

мотивации к

самостоятельному и

коллективному

исследованию текста.

16

25.12

«В глубь

текста»

Как научиться

определять

способы связи

предложений в

тексте, средства

связи

предложений в

тексте?

Способы

связи.

Средства

связи.

Лексические

средства

связи

(контекстуал

ьные

синонимы)

Научиться

определять

способы

связи

предложений

в тексте,

средства

связи

предложений

в тексте?

Познавательные: анализировать

языковые явления, процессы связи и

отношения, выявляемые в ходе

работы над тестом

Регулятивные: применять методы

информационного поиска, в том

числе с помощью компьютерных

средств

Коммуникативные: эффективно

сотрудничать в парах, группах с

учётом конкретных задач.

Формирование

познавательного

интереса, устойчивой

мотивации к

самостоятельному и

коллективному

исследованию текста.

17

15.01

Типология

текстов.

Как научиться

определять типы

текста?

Повествован

ие,

описание,

рассуждение

.

Научиться

определять

типы текста.

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

выполнения заданий

Регулятивные: выявлять и осознавать

особенности разных типов текстов

Коммуникативные: с достаточной

полнотой и точностью выражать свои

мысли

Формирование

познавательного

интереса, устойчивой

мотивации к

самостоятельному и

коллективному

исследованию текста.

18

22.01

Стили

текста.

Как научиться

выявлять

Стилистика.

Стили речи:

Научиться

выявлять

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

Формирование

нравственно-

Основные

черты.

особенности

функциональны

х стилей речи?

разговорный

,

художествен

ный,

официально-

деловой,

публицистич

еский,

научный.

особенности

функциональ

ных стилей

речи,

производить

стилистическ

ий анализ

текста.

отношения, выявляемые в ходе

стилистического анализа текста

Регулятивные: выявлять и осознавать

особенности функциональных стилей

речи

Коммуникативные: представлять

конкретное содержание и сообщать

его в устной и письменной форме.

этических ценностей.

19

29.01

Стили

текста.

Основные

черты.

Как научиться

выявлять

особенности

функциональны

х стилей речи?

Речевая

ситуация.

Стили речи:

разговорный

,

художествен

ный,

официально-

деловой,

публицистич

еский,

научный.

Научиться

выявлять

особенности

функциональ

ных стилей

речи,

производить

стилистическ

ий анализ

текста.

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

стилистического анализа текста

Регулятивные: выявлять и осознавать

особенности функциональных стилей

речи

Коммуникативные: представлять

конкретное содержание и сообщать

его в устной и письменной форме.

Формирование

нравственно-

этических ценностей.

20

05.02

Языковые

особенности

разных

стилей речи.

Как научиться

определять

языковые

особенности

разных стилей

речи?

Языковые

особенности

, ведущие

стилевые

черты,

специфическ

ие формы.

Научиться

определять

языковые

особенности

разных

стилей речи.

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

исследования текста

Регулятивные: проектировать

маршрут преодоления затруднений

через включение в новые виды

деятельности;

Коммуникативные: формировать

навыки речевых действий:

использовать адекватные языковые

средства для отображения в форме

устных и письменных высказываний

своих чувств, мыслей, побуждений.

Формирование

познавательного

интереса, устойчивой

мотивации к

самостоятельному и

коллективному

исследованию текста.

21

12.02

Жанры

Как научиться

Жанр.

Научиться

Познавательные: объяснять языковые

Формирование

стилей речи.

создавать

творческую

работу в

определённом

жанре?

давать

характеристик

у жанрам

стилей речи.

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

выполнения заданий

Регулятивные: применять методы

информационного поиска, в том

числе с помощью компьютерных

средств

Коммуникативные: владеть

монологической и диалогической

формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими

нормами родного языка

устойчивой

мотивации к

изучению и

закреплению нового

материала.

О сочинении– 13 часов

22

19.02

Модель

создания

речевого

высказывани

я.

Как научиться

отбирать

материал для

создания

речевого

высказывания?

Литературна

я речь.

Риторика,

риторически

е жанры

приветствен

ное,

поздравител

ьное слово

(послания).

Научиться

отбирать

материал для

создания

речевого

высказывания

.

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

выполнения заданий

Регулятивные: самостоятельно

выделять и формулировать

познавательную цель, находить

необходимую информацию

Коммуникативные: формировать

навыки самостоятельной работы.

Формирование

навыков

индивидуального и

коллективного

проектирования в

ходе выполнения

задания.

23

26.02

Модель

создания

речевого

высказывани

я

Конкурс

юных

ораторов

Как научиться

выступать перед

аудиторией?

Риторика.

Ораторское

мастерство.

Научиться

выступать

перед

аудиторией

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

выполнения заданий

Регулятивные: формировать

ситуацию саморегуляции

эмоциональных и функциональных

состояний, т.е. формировать

операционный опыт (учебных знаний

и умений); сотрудничать в

совместном решении задач.

Коммуникативные: формировать

навыки речевых действий:

Формирование

навыков создания

собственного текста

использовать адекватные языковые

средства для отображения в форме

устных и письменных речевых

высказываний своих чувств, мыслей,

побуждений и иных составляющих

внутреннего мира.

24

05.03

Творческое

изложение

Как написать

творческую

работу?

Виды

творческих

изложений

Научиться

составлять и

редактировать

текст

творческой

работы

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

работы над разными видами

изложений; самостоятельно создавать

способы решения проблем

творческого и поискового характера

Регулятивные: проектировать

траектории через включение в новые

виды деятельности

Коммуникативные: владеть

монологической и диалогической

формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими

нормами родного языка

Формирование

устойчивой

мотивации к

обучению, изучению и

закреплению нового.

25

12.03

Обучение

написанию

сочинения-

миниатюры.

Как научиться

писать

сочинение-

миниатюру?

Сочинение-

миниатюра

Научиться

писать

сочинение-

миниатюру.

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

конструирования ответа

Регулятивные: осознавать самого

себя как движущую силу своего

научения, свою способность к

преодолению препятствий и

самокоррекции

Коммуникативные: формировать

навыки речевых действий:

использовать адекватные языковые

средства для отображения в форме

устных и письменных высказываний

своих чувств, мыслей, побуждений и

Формирование

устойчивой

мотивации к

творческому

самовыражению.

иных составляющих внутреннего

мира

26

19.03

Сочинение-

анализ

поэтическог

о текста.

Как научиться

исследовать

поэтический

текст?

Жанры

поэтическог

о текста

(баллада,

ода,

послание и

др.)

Научиться

исследовать

поэтический

текст.

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

выполнения заданий

Регулятивные: самостоятельно

выделять и формулировать

познавательную цель, находить

необходимую информацию

Коммуникативные с достаточной

полнотой и ясностью выражать свои

мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации

Формирование

навыков исследования

поэтического текста.

27

02.04

Сочинение-

анализ

эпизода.

Как

анализировать

эпизод?

Эпизод.

Завязка,

кульминация

, развязка

Научиться

анализировать

эпизоды из

текста.

Познавательные: самостоятельно

создавать способы решения проблем

творческого и поискового характера

Регулятивные: выделять и осознавать

то, что уже усвоено и что ещё

подлежит усвоению, осознавать

качество и уровень усвоения

Коммуникативные: слушать и

слышать друг друга, с достаточной

полнотой и точностью выражать свои

мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации

Формирование

устойчивой

мотивации к

творческому

самовыражению.

28

09.04

Нетрадицио

нные жанры

сочинений

Как научиться

писать

сочинения

нетрадиционных

жанров?

Письмо.

Дневниковы

е записи.

Отзыв.

Аннотация.

Эссе

Научиться

писать

сочинения

нетрадиционн

ых жанров

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

написания отзыва

Регулятивные: осознавать себя как

движущую силу своего научения;

проектировать траектории развития

через включения в новые виды

деятельность

Коммуникативные: с достаточной

Формирование

желания осваивать

новые виды

деятельности, участие

в творческом

процессе.

полнотой и ясностью выражать свои

мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации

29

16.04

«Я к Вам

пишу…».

Эпистолярн

ый жанр как

труд души

Как писать

письмо?

Эпистолярн

ый жанр.

Адресат,

адресант.

Научиться

писать

письмо

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

написания аннотации, письма.

Регулятивные: осознавать себя как

движущую силу своего научения;

проектировать траектории развития

через включения в новые виды

деятельность

Коммуникативные: с достаточной

полнотой и ясностью выражать свои

мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации

Формирование

устойчивого интереса

к творческой

деятельности

30

23.04

Дневниковы

е записи

Как научиться

составлять

дневниковые

записи?

Типы

дневников:

дневник

наблюдений,

путевой

дневник,

личный

дневник.

Научиться

составлять

дневниковые

записи

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

написания дневника

Регулятивные: осознавать себя как

движущую силу своего научения;

проектировать траектории развития

через включения в новые виды

деятельность

Коммуникативные: формировать

навыки учебного сотрудничества в

ходе индивидуальной и групповой

работы

Формирование

желания осваивать

новые виды

деятельности, участие

в творческом

процессе.

31

30.04

Отзыв

Как научиться

писать отзыв?

Отзыв

Научиться

составлять и

использовать

алгоритм

написания

отзыва

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

написания отзыва

Регулятивные: осознавать себя как

движущую силу своего научения;

проектировать траектории развития

Формирование

желания осваивать

новые виды

деятельности, участие

в творческом

процессе.

через включения в новые виды

деятельность

Коммуникативные: с достаточной

полнотой и ясностью выражать свои

мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации

32

07.05

Аннотация

Как писать

аннотацию?

Суть книги,

мастерство

иллюстратор

а,

полиграфиче

ское

исполнение

Научиться

составлять и

использовать

алгоритм

написания

аннотации

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

написания аннотации.

Регулятивные: осознавать себя как

движущую силу своего научения;

проектировать траектории развития

через включения в новые виды

деятельность

Коммуникативные: с достаточной

полнотой и ясностью выражать свои

мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации

Формирование

устойчивой

мотивации к

обучению на основе

алгоритма

выполнения задачи.

33

14.05

Эссе.

Как научиться

писать эссе?

Эссе,

впечатление,

ассоциации,

раздумья,

свободная

композиция.

Научиться

составлять и

использовать

алгоритм

написания

творческой

работы.

Познавательные: объяснять языковые

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе

написания эссе.

Регулятивные: осознавать себя как

движущую силу своего научения;

проектировать траектории развития

через включения в новые виды

деятельность

Коммуникативные: с достаточной

полнотой и ясностью выражать свои

мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации

Формирование

устойчивой

мотивации к

творческому

самовыражению.

34

35

21.05

28.05

Итоговое

занятие

«Пишут

дети»

Как научиться

выполнять

коллективный

проект?

Проект.

Виды,

структура и

свойства

Научиться

выполнять

коллективный

проект.

Познавательные: самостоятельно

создавать способы решения проблем

творческого и поискового характера

Регулятивные: применять методы

Формирование

устойчивой

мотивации для

творческой

проекта.

информационного поиска, в том

числе с помощью компьютерных

средств

Коммуникативные:

взаимодействовать с окружающими

людьми в процессе речевого

общения, совместного выполнения

какой-либо задачи, участие в спорах

обсуждениях

самореализации и

социореализации.

Учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Список литературы:

1.

Антонова

Е.С.

Тайна

текста.

Методические

рекомендации.

2-е

издание

М:

ООО

«Кейс», 2012 – 208 с.

2.

Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского

языка. Часть первая. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства

просвещения РСФСР Москва-1963

3.

Асмолов

А.Г.

Системно-деятельностный

подход

к

разработке

стандартов

нового

поколения. М.: Педагогика, 2009.

4.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).

5.

Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. Яз.:

Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

6.

Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М:

издательство «Отчий дом», 2006 г. – 336 с., ил.

7.

Концепция

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

общего

образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.

8.

Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., «Знание»,

1978. – 304 с.

9.

Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта

работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003. – 124 с.

10.

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5-6 классы/ Сост.

Т.Н.Трунцева. – М.:ВАКО, 2014. – 32 с.

11.

Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных

жанров»/ Ю.И.Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; Сост. Т.А.

Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с., ил.

12.

Турниры

знатоков

русского

языка:

Дидактические

материалы

/

Авт.-сост.

Н.М.

Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006. – 141 с. – (Словесник; Профильная школа)

13.

Успенский Л. Слово о словах. М: Мир энциклопедий Аванта +, 2008 г. - 544 с., ил.

14.

Федеральная

целевая

программа

развития

образования

на

2011-2015гг.:

[Электронный документ].

15.

Фелицына

В.Н.,

Прохоров

Ю.Е.

Русские

пословицы,

поговорки

и

крылатые

выражения. Лингвостановедческий словарь. / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под ред.

Верещагина Е.М., Костомарова В.Г. – М.: «русский язык», 1979. – 240 с.

Словари русского языка:

1.

Агеенко Ф.А., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М.,

1960г. – 216 с.

2.

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов.

Энциклопедия, 1969. - 600 с.

3.

Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова,

В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с.

4.

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - 448

с.

5.

Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.

- 2-е изд. - М.:

Просвещение, 1996. - 240 с.

6.

Бельчиков Н.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов

русского языка. – М., 1968.-216 с.

7.

Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л.

Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.

8.

Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М.

Краткий фразеологический словарь

русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268 с.

9.

Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – М., 1971. - 679 с.

10.

Введенская Л.А., Колесников Н.П. Новый орфографический словарь. - Ростов н/Д.:

Изд-во Рост, ун-та, 1994. -275 с.

11.

Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395с.

12.

Горбачевич

К.С.

Трудности

словоупотребления

и

варианты

норм

русского

литературного языка. – М., 1973. – 216с.

13.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / В.И. Даль.

М. : Русский язык - Медиа, 2006.

14.

Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.

15.

Жуков В.П.

Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для

учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с.

16.

Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов

русского языка /Под ред. В.П. Жукова. - М.: Рус. яз., 1987. - 448с.

17.

Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М,

1976. - 467с.

18.

Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.-416 с.

19.

Колесников Н.Т.Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М.,

1972. - 670 с.

20.

Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986. – 469с.

21.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. - М.:

Просвещение, 1978. - 437 с.

22.

Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. - М.:

Просвещение, 1980. - 272 с.

23.

Максимов С. Крылатые слова. - М.: Худ. лит-ра, 1969. - 528 с.

24.

Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.

25.

Ожегов

С.И.

Толковый

словарь

русского

языка:

Ок.

100 000

слов,

терминов

и

фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд.,

перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство «ОНИКС-

ЛИТ», 2012. – 1376 с.

26.

Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского

языка. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. - 288с.

27.

Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. –

М.: Просвещение, 1987. – 319с.

28.

Розенталь Д.Э., Толенкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский

язык, 1976. – 680с.

29.

Рохманова Л.И. Трудности русского языка. – М., 1974. – 438с.

30.

Словарь иностранных выражений и слов / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.М.

Бабкина, В.В. Шендецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ленинград: Наука, 1981. – 696 с.

31.

Словарь

лингвистических

терминов

2 0 1 2 . Словарь

современного

русского

л и т е р а т у р н о г о

я з ы к а :

В

1 7

т.

/ А Н

СССР. М., 1950-1965.

32.

Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1985.

33.

Тихонов

А.Н.

Школьный

словообразовательный

словарь

русского

языка. –

М.:

Просвещение, 1978. – 365с.

34.

Ушаков Д.Н. Орфографический словарь: 10.000 слов. – М., 1938. - 250с.

35.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. -

38-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. - 224 с.

36.

Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом

«Литература», 2005.

37.

Фразеологический словарь русского языка / Л.А. Воинова, В.П. Жуков, А.И. Федоров;

Под ред. А.И. Молоткова.-М.:Сов.Энциклопедия, 1968.-543 с.

38.

Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова,

И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М., 1983. – 319с.

39.

Электронный

словарь

сокращений,

на

конец

2011

года

виртуальное

издание

содержит более 130 000 сокращений и аббревиатур.

40.

Этимологический словарь славянских языков, вып. 1-А. Под ред. Трубачева О.Н.

- М., 1974. - 316 с.

Требования к планируемым результатам изучения программы

Будущее самоопределение учащегося, его успешная творческая самореализация

во многом зависят от стремления к приобретению новых знаний и умений. При

этом важны коммуникативные навыки, самоконтроль и самооценивание, развитие

творческих способностей. Программа внеурочной деятельности “Сила слова”

направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных

результатов обучающихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение

к родному слову;

умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к

совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в

чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме

общения;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою

деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими

критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

(составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами

речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметные результаты:

представление о русском языке как языке русского народа, государственном

языке Российской Федерации, средстве межнационального общения,

консолидации и единения народов России;

понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и

творческих способностей личности, при получении образования, а также

роли русского языка в процессе самообразования;

формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах

публицистики и художественной литературы;

проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста

с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определённым функциональным стилям;

извлечение необходимой информации из словарей, использование её в

различных видах деятельности



В раздел образования