Автор: Касперова Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ РО "ОККК"
Населённый пункт: пос. Орловский, Ростовская область
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку «Сила слова»
Раздел: среднее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Сила слова»
Уровень общего образования - основное общее образование
7 «Б» класс – 35 часов.
Учитель: Касперова Елена Викторовна
Рабочая
программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования второго поколения, Концепции
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России, на
основе авторской Программы по русскому языку, разработанной М.М. Разумовской,
2014.
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Данная
программа
представляет
собой
вариант
программы
организации
внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 7 классе и
соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС) основного общего образования.
Программа разработана на основе:
1.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29
декабря 2012г. N273-ФЗ;
2.
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской
области».
3.
Приказ
Минобразования
России
от
17.12.2010
г.
№1897
«Об
утверждении
и
введении
федерального
государственного
стандарта
основного
общего образования» (ред. От 31.12.2015г.)
4 .
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2014
г.
№
253
«Об
утверждении
федерального
перечня
учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»
(в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015
№ 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 21.04.2016 №459, от 29.12.2016
№1677, от 08.06.2017 №535, от 20.06.2017 №581, от 05.07.2017 №629)
5. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования, на
основе Концепции духовно-
нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России,на
основе
авторской Программы по русскому языку, разработанной М.М. Разумовской, 2014
6. Учебный план ГБОУ РО «ОККК» на 2018-2019 учебный год.
7. Годовой календарный учебный график ГБОУ РО «ОККК» на 2018-2019
учебный год.
В
соответствии
с
утвержденным
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного
общего
образования
внеурочная
деятельность
рассматривается
как
важная
и
неотъемлемая
часть
процесса
образования и одной из форм организации свободного времени учащихся.
ФГОС
второго
поколения
предъявляют
особые
требования
к
результатам
освоения
основных
общеобразовательных
программ.
Данные
результаты
структурируются
в
соответствие
с
основными
задачами
общего
образования,
учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности.
Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
В
концепции
ФГОС
второго
поколения
под
предметными
результатами
понимается
«усвоение
обучаемым
конкретных
элементов
социального
опыта,
изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков,
опыта
решения
проблем,
опыта
творческой
деятельности».
Метапредметные
результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких
или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях».
Личностные
результаты
должны
отразиться
в
сформированности
системы
ценностных
отношений
обучающихся
к
себе,
другим
участникам
образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в
образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным
результатам.
Внеурочная
деятельность
ориентирована
на
работу
с
интересами
учащихся, развитием их личностных компетенций.
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку “Сила слова”
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного
общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей.
Привить интерес к познавательной деятельности, развить любознательность и
стремление к речевому самосовершенствованию – важная и необходимая задача,
стоящая перед учителем. Задача выходит далеко за рамки учебной, так как с
введением образовательных стандартов нового поколения изменились требования к
самим учащимся. Сегодня выпускник, оканчивающий среднее учебное заведение,
ориентирован на непрерывное образование и самообразование, мотивирован на
творчество, социальную активность.
Обоснование актуальности и новизны программы
Актуальность выбора программы внеурочной деятельности “ Сила слова” диктуется
потребностями практики, поскольку даёт возможность закреплять знания и навыки,
полученные обучающими на уроках, и одновременно вовлекать учащихся в
системную исследовательскую, проектную деятельность, ориентированную на
творческую самореализацию и социализацию.
Программа позволяет школьникам увидеть разнообразный, увлекательный,
неисчерпаемый мир слова, что важно для формирования истинных познавательных
интересов, является опорой при подготовке к олимпиадам по русскому языку и
литературе. Помогает успешно применять индивидуальный подход к каждому
ученику с учётом его способностей, развивать и самостоятельность, и творческие
инициативы.
Общая характеристика программы
Программа развивает все виды речемыслительной
деятельности: коммуникативные (владение культурой устной и письменной речи,
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся
сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление,
соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и
классификация), информационные (умение работать с текстом находить и извлекать
информацию из различных источников), организационные (умение формулировать
цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию).
Цель и задачи программы
Цель - создание необходимой речевой среды для творческой самореализации и
социализации обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
развитие и формирование языковой личности;
развитие интереса к родному слову, к содержанию внеурочной деятельности;
формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и
потребности пользоваться им как средством общения, познания,
самореализации и социальной адаптации;
создание ситуации достижения успеха в индивидуальной и групповой
деятельности;
расширение знаний, умений, навыков по разделам науки о языке (фонетике,
лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису);
развитие творческих способностей школьников по созданию устных и
письменных текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла,
адресата и ситуации общения;
Воспитывающие:
воспитание любви и уважения к родному языку;
формирование умения слушать и понимать текст;
воспитание потребности в речевом самосовершенствовании.
Развивающие:
развивать умение свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой и поисковыми редакторами в интернете;
развивать представления о прекрасном в языке и речи;
приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе.
Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать личностно-
ориентированный, системно-деятельностный подходы.
Особенности программы
Программа внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные
особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной
заинтересованностью обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого
удовлетворения и стремления к дальнейшему саморазвитию.
Поиск личностных изменений, личностных динамик - ценность разработанной
программы.
Организация деятельности учащихся основывается на дидактических
принципах:
принцип психологической комфортности;
принцип непрерывности образования и воспитания личностных качеств
учащегося;
принцип вариативности;
принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм
работы;
принцип связи теории с практикой;
принцип творчества.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к
каждому ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять
познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы организации занятий
лекции, беседы, тренинги;
экскурсии в библиотеку;
игры-конкурсы, викторины, КВН;
практические занятия с использованием игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, кроссвордов,
головоломок, сказок;
анализ текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая.) Интерес учащихся
поддерживается удачно подобранными текстами (например, “Притча о
талантах), внесением творческого элемента в занятия (объясни поговорку
“Зарыл талант в землю”), лингвистическими играми, самостоятельным
составлением кроссвордов, головоломок, шарад, ребусов.
Виды деятельности
поисково-исследовательская;
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное общение.
Основные методы и технологии
проектное обучение;
саморазвитие личности;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
игровые технологии;
информационно-коммуникативные технологии.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств кадета
Место программы в учебном плане
Программа “Сила слова” для учащихся 7 «Б» классов рассчитана на 1 год
(35 часов), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проходят 1 раз
в неделю.
В соответствии календарным учебным графиком ГБОУ РО «ОККК» на
2018 – 2019 учебный год программа рассчитана в 7 «б» на 35 часов, программа
будет пройдена в полном объёме.
Содержание программы
Вводное занятие. Слово о юных филологах(1ч.)
О задачах курса и планах работы на учебный год.
Практическая часть: проведение диагностики словарного запаса учащихся.
I. О слове (13 часов)
Тема 1. Слово о слове (2ч.)
Что есть слово? («Солнце языковой системы»). Уточнение понятия о лексическом
значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся. Писатели, поэты и учёные
о богатстве и выразительности русского слова.
Практическая часть: тренинг «Слово – это…» (продолжи предложение), конкурс
чтецов. Индивидуальный проект «Путешествие в мир слова».
Тема 2. Слово о словарях (1ч.)
Виды словарей. Работа с лингвистическими словарями русского языка. Роль
энциклопедических и лингвистических словарей. Орфографический словарь – наш
помощник.
Практическая часть: экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со
словарями». Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение
слова в разных словарях.
Тема 3. К истокам слова (1ч.)
Рассказ о науке этимологии. Строение словарной статьи этимологического словаря.
Работа с различными этимологическими и историческими словарями.
Практическая часть: лингвистическая игра «Происхождение слов».
Тема 4. Культура слова (1ч.)
Знакомство с современными нормами русского литературного произношения.
Орфоэпический словарь, его основные свойства и функции.
Практическая часть: викторина «Давайте говорить правильно» (по выявлению
уровня орфоэпической культуры учащихся).
Тема 5. Слово…и «слова-родственники». «Чужие слова» (2ч.)
Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Способы образования
родственных слов. Омонимичные корни.
Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов.
Введение понятия «устойчивые обороты». Исследовательская работа со словарем
иностранных слов и определением значения этих слов.
Практическая часть: групповой проект «Секреты родственных слов» (работа со
словами, например: родник, родина, родня. Что общего?) Индивидуальный проект
«Определи значение иностранных слов». Игра «Третий лишний».
Тема 6. Слова-омонимы и многозначные слова (1ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового
словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа
с толковыми словарями.
Практическая часть: индивидуальный проект «Слова-близнецы». Игра «Прямое и
переносное значение слов».
Тема 7. Слово и его синонимы, антонимы, паронимы (1ч.)
Изучение особенностей синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами
и правильным употреблением их в речи. Работа со «Словарем антонимов русского
языка». Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их
образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной
речи.
Практическая часть: игра «На карнавале слов». Групповой проект «Слова-друзья»
Тема 8. Слово во фразеологических оборотах (2ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном
употреблении фразеологизмов в речи. Понятия «крылатые выражения»,
«афоризмы».
Практическая часть: фразеологический КВН.
Тема 9. Роль слова в тексте (2ч.)
Понимание роли слова в устном народном творчестве (пословицах и поговорках,
загадках, скороговорках, притчах, легендах, приметах, в русских народных песнях,
сказках). Знакомство со сказителями сказок. Слово в названиях произведений
классической и современной литературы (поэзия, проза). Слово в текстах
художественной литературы. Понятия: живая народная речь, литературный язык,
анализ литературных образцов.
Практическая часть: нахождение строк народной речи в произведениях А.С.
Пушкина, Н.В.Гоголя. Конкурс на сказывание сказок. Индивидуальный проект
«Русские сказочники».
II. О тексте (7ч )
Тема 10. В глубь текста (2ч.)
Тема, основная мысль, авторская позиция. Смысловые части текста, микротема,
абзац. План текста: простой, сложный, тезисный. Способы связи предложений в
тексте. Средства связи предложений в тексте. Лексические средства связи
(контекстуальные синонимы). Морфологические средства создания выразительности
текста (существительные, прилагательные). Типы связи. Цепная и параллельная
связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
Практическая часть: определение темы, идеи, смысла заглавия, с помощью
учителя - смысла целого или крупных частей прочитанного произведения.
Определение микротем, установление последовательности событий, описываемых
явлений в тексте, понимание смыслового содержания при объединении
самостоятельно прочитанных частей произведения, выбор из текста произведения
наиболее интересных и значимых отрывков для последующего анализа и
объяснения. Коллективное и парное составление плана произведения. Ответы на
вопросы обобщающего характера. Подбор иллюстраций к отдельным частям
произведения. Игра «Пазлы».
Тема 11. Типология текстов (1ч.)
Типы речи.
Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты
смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-
рассуждение.
Практическая часть: типологический анализ предложенных текстов, «сжимание»
текста, редактирование текста с целью предупреждения логико-композиционных
ошибок в сочинении.
Тема 12. Стили текста. Основные черты (2ч.)
Стилистика как наука, позволяющая выразить мысль по-разному, различными
языковыми средствами. Определение стилей (разговорный, официально-деловой,
публицистический, научный, художественный) и их особенности. Изобразительно-
выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические,
морфологические, синтаксические, стилистические.
Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, творческие
задания, развивающие оригинальность мышления.
Тема 13. Языковые особенности разных стилей речи (1ч.)
Характеристика каждого функционального стиля: а) сфера применения; б) основные
функции; в) ведущие стилевые черты; г) языковые особенности; д) специфические
формы (жанры).
Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, «перевод»
русских народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») в различные
стилевые пласты.
Тема 14. Жанр текста (1ч.)
Жанры: 1) художественного стиля - рассказ, повесть, роман, стих, сонет, драма,
сказка, трагедия, комедия, гимн, ода и др.; 2) публицистического стиля - статья,
репортаж, очерк; 3) научного стиля - статья, лекция, монография, учебник;
4) официально-делового - приказ, заявление, служебная записка.
Практическая часть: творческие задания
III. О сочинении (12ч.)
Тема 15. Модель создания речевого высказывания(2ч.)
Постижение основ риторики, умение отбирать материал, выделяя главное, опуская
детали, избирая наиболее желательную форму языкового выражения. Знакомство с
мастерами ораторского искусства, составление плана выступления.
Практическая часть: создание текста-послания для конкурса юных ораторов о том,
что волнует, особенно интересует. Конкурс юных ораторов
Тема 16. Творческое изложение (1ч.)
Сжатое изложение текстов публицистического характера.
Практическая часть: изложения с заданием ввести в текст описание местности,
дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.
Тема 17. Обучение написанию сочинения-миниатюры (1ч.)
Сбор материала к сочинению, его систематизация
Практическая часть: написание сочинения – миниатюры
на предложенные темы (например: «Моё отношение к слову», или « Моя дорога в
школу», или «В гостях у Ивана Грозного).
Тема 18. Сочинение-анализ поэтического текста (1ч.)
Практическая часть: комплексный анализ поэтического текста. Анализ
стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А.Фета (по выбору).
Тема 19. Сочинение-анализ эпизода (1ч.)
Комплексный анализ прозаического текста.
Практическая часть: анализ рассказа (по выбору).
Тема 20. Нетрадиционные жанры сочинений (6ч.)
Письмо. Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения
письма. Общественная значимость письма в современном обществе.
Практическая часть: письмо реальному адресату.
Дневниковые записи. Основные правила ведения, три разновидности использования
дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные произведения в
форме дневника).
Практическая часть: составление дневника литературного персонажа.
Отзыв как жанр. Смысловые и структурные особенности жанра отзыва.
Практическая часть: отзыв на прочитанное произведение.
Аннотация. Формирование представления о структуре аннотации. Осознание
учащимися её актуальности и ценности в общественной жизни.
Практическая часть: составление аннотации к художественному произведению
(например, по повести В. Железникова «Чучело» или по повести Г. Троепольского
«Белый Бим Чёрное ухо»).
Эссе как жанр сочинений. Формирование у учащихся представления об эссе как
публицистическом жанре, его особенностях.
Практическая часть: эссе «О времени и о себе» Что значит быть патриотом?
Составление памятки об особенностях жанра эссе: «Что такое эссе?»
Тема 21. Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»(2ч.)
Выступления учащихся – защита проектов.
Практическая часть: коллективный проект: создание сборника творческих работ
учащихся «Мастерская слова».
Структура учебного предмета
№
Тема
Кол-во часов
1.
Вводное занятие. «Слово о юных филологах»
1ч
I.
О слове. 13ч.
2.
Слово о слове
2
3.
Слово о словарях
1
4.
К истокам слова
1
5.
Культура слова
1
6.
Слово и «слова-родственники». «Чужие» слова
2
7
Слова-омонимы и многозначные слова
1
8.
Слово и его синонимы, антонимы, паронимы
1
9.
Слово во фразеологических оборотах
2
10.
Роль слова в тексте
1)Слово в устном народном творчестве
2)Слово в названиях произведений классической и современной
литературы
3)Слово в текстах художественной литературы
2
II.
О тексте. 7ч
11.
В глубь текста
2
12.
Типология текстов
1
13.
Стили текста. Основные черты
2
14.
Языковые особенности разных стилей речи
1
15.
Жанр текста
1)Жанры художественного и публицистического стиля
2)Жанры официально-делового и научного стиля
1
III.
О сочинении. 13ч
16.
Модель создания речевого высказывания
2
17.
Творческое изложение
1
18.
Обучение написанию сочинения-миниатюры
1
19.
Сочинение-анализ поэтического текста
1
20.
Сочинение-анализ эпизода
1
21.
Нетрадиционные жанры сочинений.
1)Письмо
2)Дневниковые записи
3)Отзыв
4)Аннотация
5)Эссе как жанр сочинения. Особенности построения, языка,
стиля
6
22.
Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»
3
Календарно-тематическое планирование.
№
Дата
7 «Б»
Тема
Решаемые
проблемы
Понятие
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные
результаты
УУД
Личностные
результаты
1
04.09
Вводное занятие
«Слово о юных
филологах»
Как построить и
реализовать
индивидуальный
маршрут
восполнения
проблемных зон в
предметной,
метапредметной,
личностно-
ориентированной
деятельности?
Словарный
запас.
Лексикон.
Научиться
определять
проблемные
зоны в
предметной,
метапредметно
й, личностно-
ориентированн
ой
деятельности
Познавательные: объяснять
языковые явления, процессы,
связи и отношения, выявляемые
в ходе выполнения
диагностической работы
Регулятивные: проектировать
траекторию развития через
включение в новые виды
деятельности и формы
сотрудничества
Коммуникативные: слушать и
отвечать на вопросы, с
достаточной полнотой и
точностью формулировать
собственные мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Формирование
способности к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью
О слове– 13 часов
2
11.09
Слово о
слове.
Как научиться
извлекать
необходимую
информацию?
Словарное
богатство
русского
языка,
лексическое
значение
слова.
Научиться
извлекать
необходимую
информацию
Познавательные: определять
лексическое значение слова,
учитывать его при выборе орфограмм
Регулятивные: осознавать самого
себя как движущую силу своего
научения, свою способность к
преодолению проблемных зон в
обучении
Коммуникативные: слушать и
слышать друг друга, с достаточной
полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и
Осознание себя как
гражданина России,
гордость за свою
Родину, народ и
историю, интерес и
уважение к другим
народам
условиями коммуникации
3
18.09
Слово о
слове.
Как научиться
извлекать
необходимую
информацию?
Словарное
богатство
русского
языка,
лексическое
значение
слова.
Научиться
извлекать
необходимую
информацию
Познавательные: определять
лексическое значение слова,
учитывать его при выборе орфограмм
Регулятивные: осознавать самого
себя как движущую силу своего
научения, свою способность к
преодолению проблемных зон в
обучении
Коммуникативные: формировать
навыки проектной работы
Осознание себя как
гражданина России,
гордость за свою
Родину, народ и
историю, интерес и
уважение к другим
народам
4
25.09
Слово о
словарях.
Как научиться
находить
необходимую
информацию в
словарях
различных
типов?
Основные
виды
словарей, их
назначение,
структура.
Строение
словарной
статьи..
Научиться
находить
необходимую
информацию
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
работы с различными видами
словарей
Регулятивные: выделять и осознавать
то, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению, осознавать
качество и уровень усвоения
Коммуникативные: слушать и
слышать друг друга, с достаточной
полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Формирование
устойчивой
мотивации к речевому
самосовершенствован
ию; способности к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью
5
02.10
К истокам
слова
Как научиться
использовать
знания о
различных видах
словарей?
Этимология.
Этимологич
еский
словарь, его
назначение,
структура,
содержание
словарной
статьи.
Научиться
использовать
знания о
различных
видах
словарей.
Познавательные: извлекать нужную
информацию из различных
источников
Регулятивные: самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цель, находить
необходимую информацию
Коммуникативные: совершенствовать
собственную речевую деятельность
Формирование умения
оценивать себя на
основе критериев
успешности
внеучебной
деятельности
6
09.10
Культура
слова.
Как научиться
научиться
Орфоэпичес
кий словарь,
Научиться
находить
Познавательные: ввести
самостоятельный поиск информации,
Формирование умения
оценивать себя на
находить
необходимую
информацию в
орфоэпических
словарях?
его
основные
свойства и
функции.
Нормы
русского
литературно
го
произношен
ия.
необходимую
информацию
в
орфоэпически
х словарях.
её анализ и отбор
Регулятивные: овладевать приёмами
отбора и систематизации материала
на определенную тему
Коммуникативные: совершенствовать
собственную речевую деятельность
основе критериев
успешности
внеучебной
деятельности
7
16.10
Слово… и
«слова-
родственник
и». «Чужие
слова».
Как построить и
реализовать
индивидуальный
маршрут
восполнения
проблемных зон
в ранее
изученной теме?
Однокоренн
ые слова.
Омонимичн
ые корни.
Устойчивые
обороты.
Заимствован
ные слова.
Научиться
проектироват
ь и
реализовыват
ь
индивидуальн
ый маршрут
восполнения
проблемных
зон в ранее
изученной
теме.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
работы со словарём иностранных
слов.
Регулятивные: осознавать себя как
движущую силу своего научения;
искать и выделять необходимую
информацию.
Коммуникативные: уметь грамотно
задавать вопросы и чётко отвечать на
вопросы других; высказывать и
обосновывать свою точку зрения.
Формирование
устойчивой
мотивации к
самостоятельному и
коллективному
проектированию
творческой
деятельности.
8
23.10
Слово… и
«слова-
родственник
и». «Чужие
слова».
Как построить и
реализовать
индивидуальный
маршрут
восполнения
проблемных зон
в ранее
изученной теме?
Однокоренн
ые слова.
Омонимичн
ые корни.
Устойчивые
обороты.
Заимствован
ные слова.
Научиться
проектироват
ь и
реализовыват
ь
индивидуальн
ый маршрут
восполнения
проблемных
зон в ранее
изученной
теме.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
работы со словарём иностранных
слов.
Регулятивные: осознавать себя как
движущую силу своего научения;
искать и выделять необходимую
информацию.
Коммуникативные: уметь грамотно
задавать вопросы и чётко отвечать на
вопросы других; высказывать и
обосновывать свою точку зрения.
Формирование
устойчивой
мотивации к
самостоятельному и
коллективному
проектированию
творческой
деятельности.
9
06.11
Слова-
омонимы и
многозначн
ые слова
Как научиться
различать
прямое и
переносное
значения слова;
отличать
омонимы от
многозначных
слов?
Однозначны
е и
многозначн
ые слова.
Понятие
«метафора».
Прямое и
переносное
значения
слова;
омонимы.
Научиться
различать
прямое и
переносное
значения
слова;
отличать
омонимы от
многозначных
слов.
Познавательные: извлекать нужную
информацию из различных
источников
Регулятивные: выделять и осознавать
то, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению, осознавать
качество и уровень усвоения
Коммуникативные: формировать
навыки проектной работы
Формирование
устойчивой
мотивации к
обучению на основе
алгоритма
выполнения задачи.
10
13.11
Слово и его
синонимы,
антонимы,
паронимы.
Как научиться
извлекать
необходимую
информацию из
лингвистических
словарей
различного
типа?
Синонимы,
антонимы,
паронимы.
Научиться
извлекать
необходимую
информацию
из
лингвистичес
ких словарей
различного
типа
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
решения лингвистической задачи
Регулятивные: самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цель, находить
необходимую информацию
Коммуникативные: формировать
навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой
работы
Формирование
желания осваивать
новые виды
деятельности; участие
в творческом
процессе.
11
20.11
Слово во
фразеологич
еских
оборотах
Как научиться
различать
свободные
сочетания слов и
фразеологизмы?
Фразеология
,
фразеологиз
мы,
свободные
сочетания
слов,
синонимы-
фразеологиз
мы,
«крылатые
выражения»
Научиться
различать
свободные
сочетания
слов и
фразеологизм
ы.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
конструирования ответа
Регулятивные: осознавать самого
себя как движущую силу своего
научения, свою способность к
преодолению препятствий и
самокоррекции
Коммуникативные: представлять
конкретное содержание и сообщать
его в устной и письменной форме
Формирование
устойчивой
мотивации к
проблемно-поисковой
деятельности.
12
27.11
Слово во
Как научиться
Фразеология
Научиться
Познавательные: объяснять языковые
Формирование
фразеологич
еских
оборотах
различать
свободные
сочетания слов и
фразеологизмы?
,
фразеологиз
мы,
свободные
сочетания
слов,
синонимы-
фразеологиз
мы,
«крылатые
выражения»
различать
свободные
сочетания
слов и
фразеологизм
ы.
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
конструирования ответа
Регулятивные: осознавать самого
себя как движущую силу своего
научения, свою способность к
преодолению препятствий и
самокоррекции
Коммуникативные: представлять
конкретное содержание и сообщать
его в устной и письменной форме
устойчивой
мотивации к
проблемно-поисковой
деятельности.
13
04.12
Роль слова в
тексте.
Как научиться
применять
правила
коллективного
решения
творческой
задачи?
Живая
народная
речь,
литературны
й язык,
анализ
литературны
х образцов.
Научиться
применять
правила
коллективног
о решения
творческой
задачи.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
выполнения заданий
Регулятивные: самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цель, находить
необходимую информацию
Коммуникативные: владеть
монологической и диалогической
формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка
Формирование знания
о взаимосвязи слова с
культурой и истории
России.
14
11.12
Роль слова в
тексте.
Как научиться
применять
правила
коллективного
решения
творческой
задачи?
Живая
народная
речь,
литературны
й язык,
анализ
литературны
х образцов.
Научиться
применять
правила
коллективног
о решения
творческой
задачи.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
выполнения заданий
Регулятивные: применять методы
информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных
средств
Коммуникативные: владеть
монологической и диалогической
формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими
Формирование знания
о взаимосвязи слова с
культурой и истории
России.
нормами родного языка
О тексте– 7 часов
15
18.12
«В глубь
текста»
Как научиться
применять
правила
коллективного
решения
творческой
задачи?
Тема,
основная
мысль,
авторская
позиция,
микротема,
абзац.
План
текста:
простой,
сложный,
тезисный.
Научиться
применять
правила
коллективног
о решения
творческой
задачи.
Познавательные: анализировать
языковые явления, процессы связи и
отношения, выявляемые в ходе
работы над тестом
Регулятивные: самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цель, находить
необходимую информацию
Коммуникативные: эффективно
сотрудничать в парах, группах с
учётом конкретных задач.
Формирование
познавательного
интереса, устойчивой
мотивации к
самостоятельному и
коллективному
исследованию текста.
16
25.12
«В глубь
текста»
Как научиться
определять
способы связи
предложений в
тексте, средства
связи
предложений в
тексте?
Способы
связи.
Средства
связи.
Лексические
средства
связи
(контекстуал
ьные
синонимы)
Научиться
определять
способы
связи
предложений
в тексте,
средства
связи
предложений
в тексте?
Познавательные: анализировать
языковые явления, процессы связи и
отношения, выявляемые в ходе
работы над тестом
Регулятивные: применять методы
информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных
средств
Коммуникативные: эффективно
сотрудничать в парах, группах с
учётом конкретных задач.
Формирование
познавательного
интереса, устойчивой
мотивации к
самостоятельному и
коллективному
исследованию текста.
17
15.01
Типология
текстов.
Как научиться
определять типы
текста?
Повествован
ие,
описание,
рассуждение
.
Научиться
определять
типы текста.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
выполнения заданий
Регулятивные: выявлять и осознавать
особенности разных типов текстов
Коммуникативные: с достаточной
полнотой и точностью выражать свои
мысли
Формирование
познавательного
интереса, устойчивой
мотивации к
самостоятельному и
коллективному
исследованию текста.
18
22.01
Стили
текста.
Как научиться
выявлять
Стилистика.
Стили речи:
Научиться
выявлять
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
Формирование
нравственно-
Основные
черты.
особенности
функциональны
х стилей речи?
разговорный
,
художествен
ный,
официально-
деловой,
публицистич
еский,
научный.
особенности
функциональ
ных стилей
речи,
производить
стилистическ
ий анализ
текста.
отношения, выявляемые в ходе
стилистического анализа текста
Регулятивные: выявлять и осознавать
особенности функциональных стилей
речи
Коммуникативные: представлять
конкретное содержание и сообщать
его в устной и письменной форме.
этических ценностей.
19
29.01
Стили
текста.
Основные
черты.
Как научиться
выявлять
особенности
функциональны
х стилей речи?
Речевая
ситуация.
Стили речи:
разговорный
,
художествен
ный,
официально-
деловой,
публицистич
еский,
научный.
Научиться
выявлять
особенности
функциональ
ных стилей
речи,
производить
стилистическ
ий анализ
текста.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
стилистического анализа текста
Регулятивные: выявлять и осознавать
особенности функциональных стилей
речи
Коммуникативные: представлять
конкретное содержание и сообщать
его в устной и письменной форме.
Формирование
нравственно-
этических ценностей.
20
05.02
Языковые
особенности
разных
стилей речи.
Как научиться
определять
языковые
особенности
разных стилей
речи?
Языковые
особенности
, ведущие
стилевые
черты,
специфическ
ие формы.
Научиться
определять
языковые
особенности
разных
стилей речи.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
исследования текста
Регулятивные: проектировать
маршрут преодоления затруднений
через включение в новые виды
деятельности;
Коммуникативные: формировать
навыки речевых действий:
использовать адекватные языковые
средства для отображения в форме
устных и письменных высказываний
своих чувств, мыслей, побуждений.
Формирование
познавательного
интереса, устойчивой
мотивации к
самостоятельному и
коллективному
исследованию текста.
21
12.02
Жанры
Как научиться
Жанр.
Научиться
Познавательные: объяснять языковые
Формирование
стилей речи.
создавать
творческую
работу в
определённом
жанре?
давать
характеристик
у жанрам
стилей речи.
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
выполнения заданий
Регулятивные: применять методы
информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных
средств
Коммуникативные: владеть
монологической и диалогической
формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка
устойчивой
мотивации к
изучению и
закреплению нового
материала.
О сочинении– 13 часов
22
19.02
Модель
создания
речевого
высказывани
я.
Как научиться
отбирать
материал для
создания
речевого
высказывания?
Литературна
я речь.
Риторика,
риторически
е жанры
приветствен
ное,
поздравител
ьное слово
(послания).
Научиться
отбирать
материал для
создания
речевого
высказывания
.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
выполнения заданий
Регулятивные: самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цель, находить
необходимую информацию
Коммуникативные: формировать
навыки самостоятельной работы.
Формирование
навыков
индивидуального и
коллективного
проектирования в
ходе выполнения
задания.
23
26.02
Модель
создания
речевого
высказывани
я
Конкурс
юных
ораторов
Как научиться
выступать перед
аудиторией?
Риторика.
Ораторское
мастерство.
Научиться
выступать
перед
аудиторией
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
выполнения заданий
Регулятивные: формировать
ситуацию саморегуляции
эмоциональных и функциональных
состояний, т.е. формировать
операционный опыт (учебных знаний
и умений); сотрудничать в
совместном решении задач.
Коммуникативные: формировать
навыки речевых действий:
Формирование
навыков создания
собственного текста
использовать адекватные языковые
средства для отображения в форме
устных и письменных речевых
высказываний своих чувств, мыслей,
побуждений и иных составляющих
внутреннего мира.
24
05.03
Творческое
изложение
Как написать
творческую
работу?
Виды
творческих
изложений
Научиться
составлять и
редактировать
текст
творческой
работы
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
работы над разными видами
изложений; самостоятельно создавать
способы решения проблем
творческого и поискового характера
Регулятивные: проектировать
траектории через включение в новые
виды деятельности
Коммуникативные: владеть
монологической и диалогической
формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка
Формирование
устойчивой
мотивации к
обучению, изучению и
закреплению нового.
25
12.03
Обучение
написанию
сочинения-
миниатюры.
Как научиться
писать
сочинение-
миниатюру?
Сочинение-
миниатюра
Научиться
писать
сочинение-
миниатюру.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
конструирования ответа
Регулятивные: осознавать самого
себя как движущую силу своего
научения, свою способность к
преодолению препятствий и
самокоррекции
Коммуникативные: формировать
навыки речевых действий:
использовать адекватные языковые
средства для отображения в форме
устных и письменных высказываний
своих чувств, мыслей, побуждений и
Формирование
устойчивой
мотивации к
творческому
самовыражению.
иных составляющих внутреннего
мира
26
19.03
Сочинение-
анализ
поэтическог
о текста.
Как научиться
исследовать
поэтический
текст?
Жанры
поэтическог
о текста
(баллада,
ода,
послание и
др.)
Научиться
исследовать
поэтический
текст.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
выполнения заданий
Регулятивные: самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цель, находить
необходимую информацию
Коммуникативные с достаточной
полнотой и ясностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Формирование
навыков исследования
поэтического текста.
27
02.04
Сочинение-
анализ
эпизода.
Как
анализировать
эпизод?
Эпизод.
Завязка,
кульминация
, развязка
Научиться
анализировать
эпизоды из
текста.
Познавательные: самостоятельно
создавать способы решения проблем
творческого и поискового характера
Регулятивные: выделять и осознавать
то, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению, осознавать
качество и уровень усвоения
Коммуникативные: слушать и
слышать друг друга, с достаточной
полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Формирование
устойчивой
мотивации к
творческому
самовыражению.
28
09.04
Нетрадицио
нные жанры
сочинений
Как научиться
писать
сочинения
нетрадиционных
жанров?
Письмо.
Дневниковы
е записи.
Отзыв.
Аннотация.
Эссе
Научиться
писать
сочинения
нетрадиционн
ых жанров
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
написания отзыва
Регулятивные: осознавать себя как
движущую силу своего научения;
проектировать траектории развития
через включения в новые виды
деятельность
Коммуникативные: с достаточной
Формирование
желания осваивать
новые виды
деятельности, участие
в творческом
процессе.
полнотой и ясностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
29
16.04
«Я к Вам
пишу…».
Эпистолярн
ый жанр как
труд души
Как писать
письмо?
Эпистолярн
ый жанр.
Адресат,
адресант.
Научиться
писать
письмо
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
написания аннотации, письма.
Регулятивные: осознавать себя как
движущую силу своего научения;
проектировать траектории развития
через включения в новые виды
деятельность
Коммуникативные: с достаточной
полнотой и ясностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Формирование
устойчивого интереса
к творческой
деятельности
30
23.04
Дневниковы
е записи
Как научиться
составлять
дневниковые
записи?
Типы
дневников:
дневник
наблюдений,
путевой
дневник,
личный
дневник.
Научиться
составлять
дневниковые
записи
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
написания дневника
Регулятивные: осознавать себя как
движущую силу своего научения;
проектировать траектории развития
через включения в новые виды
деятельность
Коммуникативные: формировать
навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой
работы
Формирование
желания осваивать
новые виды
деятельности, участие
в творческом
процессе.
31
30.04
Отзыв
Как научиться
писать отзыв?
Отзыв
Научиться
составлять и
использовать
алгоритм
написания
отзыва
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
написания отзыва
Регулятивные: осознавать себя как
движущую силу своего научения;
проектировать траектории развития
Формирование
желания осваивать
новые виды
деятельности, участие
в творческом
процессе.
через включения в новые виды
деятельность
Коммуникативные: с достаточной
полнотой и ясностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
32
07.05
Аннотация
Как писать
аннотацию?
Суть книги,
мастерство
иллюстратор
а,
полиграфиче
ское
исполнение
Научиться
составлять и
использовать
алгоритм
написания
аннотации
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
написания аннотации.
Регулятивные: осознавать себя как
движущую силу своего научения;
проектировать траектории развития
через включения в новые виды
деятельность
Коммуникативные: с достаточной
полнотой и ясностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Формирование
устойчивой
мотивации к
обучению на основе
алгоритма
выполнения задачи.
33
14.05
Эссе.
Как научиться
писать эссе?
Эссе,
впечатление,
ассоциации,
раздумья,
свободная
композиция.
Научиться
составлять и
использовать
алгоритм
написания
творческой
работы.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
написания эссе.
Регулятивные: осознавать себя как
движущую силу своего научения;
проектировать траектории развития
через включения в новые виды
деятельность
Коммуникативные: с достаточной
полнотой и ясностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Формирование
устойчивой
мотивации к
творческому
самовыражению.
34
35
21.05
28.05
Итоговое
занятие
«Пишут
дети»
Как научиться
выполнять
коллективный
проект?
Проект.
Виды,
структура и
свойства
Научиться
выполнять
коллективный
проект.
Познавательные: самостоятельно
создавать способы решения проблем
творческого и поискового характера
Регулятивные: применять методы
Формирование
устойчивой
мотивации для
творческой
проекта.
информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных
средств
Коммуникативные:
взаимодействовать с окружающими
людьми в процессе речевого
общения, совместного выполнения
какой-либо задачи, участие в спорах
обсуждениях
самореализации и
социореализации.
Учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Список литературы:
1.
Антонова
Е.С.
Тайна
текста.
Методические
рекомендации.
2-е
издание
М:
ООО
«Кейс», 2012 – 208 с.
2.
Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского
языка. Часть первая. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства
просвещения РСФСР Москва-1963
3.
Асмолов
А.Г.
Системно-деятельностный
подход
к
разработке
стандартов
нового
поколения. М.: Педагогика, 2009.
4.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
5.
Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. Яз.:
Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
6.
Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М:
издательство «Отчий дом», 2006 г. – 336 с., ил.
7.
Концепция
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
общего
образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
8.
Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., «Знание»,
1978. – 304 с.
9.
Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта
работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003. – 124 с.
10.
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5-6 классы/ Сост.
Т.Н.Трунцева. – М.:ВАКО, 2014. – 32 с.
11.
Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных
жанров»/ Ю.И.Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; Сост. Т.А.
Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с., ил.
12.
Турниры
знатоков
русского
языка:
Дидактические
материалы
/
Авт.-сост.
Н.М.
Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006. – 141 с. – (Словесник; Профильная школа)
13.
Успенский Л. Слово о словах. М: Мир энциклопедий Аванта +, 2008 г. - 544 с., ил.
14.
Федеральная
целевая
программа
развития
образования
на
2011-2015гг.:
[Электронный документ].
15.
Фелицына
В.Н.,
Прохоров
Ю.Е.
Русские
пословицы,
поговорки
и
крылатые
выражения. Лингвостановедческий словарь. / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под ред.
Верещагина Е.М., Костомарова В.Г. – М.: «русский язык», 1979. – 240 с.
Словари русского языка:
1.
Агеенко Ф.А., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М.,
1960г. – 216 с.
2.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов.
Энциклопедия, 1969. - 600 с.
3.
Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова,
В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с.
4.
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - 448
с.
5.
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.
- 2-е изд. - М.:
Просвещение, 1996. - 240 с.
6.
Бельчиков Н.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов
русского языка. – М., 1968.-216 с.
7.
Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л.
Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.
8.
Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М.
Краткий фразеологический словарь
русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268 с.
9.
Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – М., 1971. - 679 с.
10.
Введенская Л.А., Колесников Н.П. Новый орфографический словарь. - Ростов н/Д.:
Изд-во Рост, ун-та, 1994. -275 с.
11.
Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395с.
12.
Горбачевич
К.С.
Трудности
словоупотребления
и
варианты
норм
русского
литературного языка. – М., 1973. – 216с.
13.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / В.И. Даль.
М. : Русский язык - Медиа, 2006.
14.
Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.
15.
Жуков В.П.
Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для
учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с.
16.
Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов
русского языка /Под ред. В.П. Жукова. - М.: Рус. яз., 1987. - 448с.
17.
Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М,
1976. - 467с.
18.
Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.-416 с.
19.
Колесников Н.Т.Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М.,
1972. - 670 с.
20.
Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986. – 469с.
21.
Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. - М.:
Просвещение, 1978. - 437 с.
22.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. - М.:
Просвещение, 1980. - 272 с.
23.
Максимов С. Крылатые слова. - М.: Худ. лит-ра, 1969. - 528 с.
24.
Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
25.
Ожегов
С.И.
Толковый
словарь
русского
языка:
Ок.
100 000
слов,
терминов
и
фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд.,
перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство «ОНИКС-
ЛИТ», 2012. – 1376 с.
26.
Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского
языка. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. - 288с.
27.
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. –
М.: Просвещение, 1987. – 319с.
28.
Розенталь Д.Э., Толенкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский
язык, 1976. – 680с.
29.
Рохманова Л.И. Трудности русского языка. – М., 1974. – 438с.
30.
Словарь иностранных выражений и слов / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.М.
Бабкина, В.В. Шендецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ленинград: Наука, 1981. – 696 с.
31.
Словарь
лингвистических
терминов
2 0 1 2 . Словарь
современного
русского
л и т е р а т у р н о г о
я з ы к а :
В
1 7
т.
/ А Н
СССР. М., 1950-1965.
32.
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1985.
33.
Тихонов
А.Н.
Школьный
словообразовательный
словарь
русского
языка. –
М.:
Просвещение, 1978. – 365с.
34.
Ушаков Д.Н. Орфографический словарь: 10.000 слов. – М., 1938. - 250с.
35.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. -
38-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. - 224 с.
36.
Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом
«Литература», 2005.
37.
Фразеологический словарь русского языка / Л.А. Воинова, В.П. Жуков, А.И. Федоров;
Под ред. А.И. Молоткова.-М.:Сов.Энциклопедия, 1968.-543 с.
38.
Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова,
И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М., 1983. – 319с.
39.
Электронный
словарь
сокращений,
на
конец
2011
года
виртуальное
издание
содержит более 130 000 сокращений и аббревиатур.
40.
Этимологический словарь славянских языков, вып. 1-А. Под ред. Трубачева О.Н.
- М., 1974. - 316 с.
Требования к планируемым результатам изучения программы
Будущее самоопределение учащегося, его успешная творческая самореализация
во многом зависят от стремления к приобретению новых знаний и умений. При
этом важны коммуникативные навыки, самоконтроль и самооценивание, развитие
творческих способностей. Программа внеурочной деятельности “Сила слова”
направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных
результатов обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение
к родному слову;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к
совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
представление о русском языке как языке русского народа, государственном
языке Российской Федерации, средстве межнационального общения,
консолидации и единения народов России;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности, при получении образования, а также
роли русского языка в процессе самообразования;
формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах
публицистики и художественной литературы;
проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста
с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определённым функциональным стилям;
извлечение необходимой информации из словарей, использование её в
различных видах деятельности