Напоминание

"Дети на защите Отечества"


Автор: Фарсобин Юрий Владимирович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО КК
Населённый пункт: ст.Камышеватская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дети на защите Отечества"
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края

«Камышеватский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних»

«Дети на защите Отечества»

Тема: «Дети на защите Отечества»

Цель:

Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945

гг.

Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего

Отечества;

Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения,

желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях

войны;

Задачи:

Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства

благодарности;

Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым

людям;

Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа;

Коррекция речи воспитанников;

Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

Форма проведения: познавательная беседа

Оборудование:

видеопроектор;

мультимедийная презентация «Дети войны»;

Ход беседы:

(слайд 1 - 2)

Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро».

Педагог: вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года

началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных

Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько

было

разрушено

и

потеряно,

но

как

сосчитать

количество

горя

и

слез,

которые заставила пролить эта страшная война.

В огне войны сгорело детство,

Но не прошло бесследно, нет,

И носим мы в себе наследство –

И боль, и радость прошлых лет…

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

(слайд3.4)

Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.

(слайд 5)

В 1943 году исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня

Хатынь. Заживо сгорели её жители: согнанные в сарай старики, женщины,

дети.

И этот звон болит во мне.

Перед симфонией печали

Молчу и плачу в этот миг.

Как дети в пламени кричали!

И до сих пор не смолк их крик.

Над белой тишиной Хатыни

Колокола, как голоса

Тех,

Что ушли в огне и дыме

За небеса.

«Я - Анна, Анна, Анна!»

издалека…

«О, где ты, мама, мама, мама?»

издалека…

(слайд 6,7)

Блокада… далёко это слово

От наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы

И как трамваи мёрзли на путях,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

(слайд 7)

ДНЕВНИК

ТАНИ

САВИЧЕВОЙ,

один

из

самых

трагических

символов

блокады 1941-44 - После смерти матери девочка осталась круглой сиротой, в

мае 1942 была определена в детдом № 48 Смольнинского р-на, в авг. того же

года

эвакуирована

в

Горьковскую

обл.,

где

умерла

от

прогрессирующей

дистрофии в пос. Шатки (в 1972 на могиле открыт пам.).

Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг.

Пионерка - ленинградка,

Потрясает твой дневник!

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива.

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.

Ленинград в тисках блокады,

У ворот ликует враг,

Дует ветер, давит мрак.

От коптилки не согреться.

И ни крошки, ни глотка,

И выводит кровью сердце

На страницах дневника.

(слайд 8)

Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-

Петербург), его копия – в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где

покоятся

570

тысяч

жителей

города,

умерших

во

время

900-дневной

фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая

душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на

живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия –

трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»

«Умерли все». «Осталась одна Таня».

«Ленинградские дети»… когда звучали эти слова, у человека сжималось

сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось

столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с детских

плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осаждённом городе

тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на

улицах, у станков, ложились и уже не вставали.

Я к ним подойду, одеялом укрою,

О чём – то скажу, но они не услышат.

Спрошу, не ответят…

А в комнате трое, но двое не дышат.

Я знаю, не встанут.

Я всё понимаю…

Зачем же я хлеб на три части ломаю?

Девчонка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось, умерла.

Никто не оборонил ни слова,

Лишь хрипло сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Занятья после похорон.

(слайд 9)

Учились при свете коптилок,

Писали меж строчек газет,

И чёрного хлеба кусочек

Был слаще заморских конфет.

Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом

со

взрослыми

вставали

дети.

Школьники

зарабатывали

деньги

в

фонд

обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных

заводах (слайд 10,11,12.13), дежурили на крышах домов при воздушных

налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Время

было

тяжелым.

Дети

теряли

родителей,

братьев

и

сестер.

(слайд

14.15,16,17).

Иногда

напуганные

дети

по

нескольку

дней

сидели

рядом

с

холодными

телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае

их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.

(слайд 18)

В

лагерях

смерти

детей

заставляли

выполнять

непосильную

работу,

производили над ними медицинские опыты. Когда не справлялись с людским

потоком, то эсэсовцы бросали живых детей в раскалённые печи.

Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями

и дочерями полков.

(слайд 18, 19,20,21,22)

Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый флаг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в бою они умели

Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков своей страны.

Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети.

(Слайд 24)

Леня

Голиков

начинал

простым

дозорным

и

наблюдателем,

но

быстро

научился

взрывному

делу.

Лёня

уничтожил

78

фашистских

солдат

и

офицеров,

участвовал

в

подрыве

27

железнодорожных

и

12

шоссейных

мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был

награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу". Погиб 24

января 1943 года в неравном бою.

Зина Портнова - «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в

диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила

не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами. Была расстреляна

фашистами осенью 1943 года в Полоцке.

Валя

Котик.

Пионер-герой,

партизан,

разведчик,

самый

юный

Герой

Советского

Союза.

Вместе

с

товарищами

подрывал

гранатой

машину,

в

которой

ехал

начальник

Шепетовской

жандармерии.

Став

разведчиком

у

партизан,

Валя

вывел

из

строя

связь

оккупантов

со

ставкой

Гитлера

в

Варшаве.

Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью

“Партизану

Отечественной

войны”.

В

1944

году

Валя,

будучи

тяжело

раненым скончался на руках товарищей.

(слайд 24)

Давно уж бои отгремели,

Но время не вычеркнет нет!

Мальчишку в солдатской шинели

Неполных пятнадцати лет.

(слайд 24)

Сколько храбрых сердец молодых

Беззаветно служили народу

Пионеры и тысячи их

Кто погиб за страну и свободу.

Их могилы ты всюду найдешь

На дорогах минувших пожарищ.

Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,

То сними свою шляпу, товарищ!

Ребята,

а

почему

в

эти

дни

мы

вспоминаем

обязательно

о

Великой

Отечественной войне?

Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. И

пока жива память, ничто не будет забыто.

Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мёртвых не

воскресить, но пусть венки, которые ложатся на их могилы, вплетается весть

о суровом возмездии убийцам…

Нашей стране не раз приходилось воевать с агрессорами, нападавшими на

нашу страну. Давайте вспомним Древнюю Русь. Наша страна выдержала

нашествие монголо – татар, немецких крестоносцев, шведов. В 1812 году

защищались от нашествия Наполеона. В Первую Мировую войну (1914г.) на

нашу

страну

напали

немецкие

оккупанты.

Во

Вторую

Мировую

вновь

нашествие фашистской Германии… Но наша страна, наша Родина дала отпор

всем врагам. И мы гордимся тем, что мы родились здесь, что живём в России

и помним всех тех, кому обязаны нашей свободой, независимостью…

Подведение итогов.



В раздел образования