Автор: Фарсобин Юрий Владимирович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО КК
Населённый пункт: ст.Камышеватская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дети на защите Отечества"
Раздел: среднее образование
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края
«Камышеватский социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних»
«Дети на защите Отечества»
Тема: «Дети на защите Отечества»
Цель:
Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945
гг.
Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего
Отечества;
Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения,
желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях
войны;
Задачи:
Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства
благодарности;
Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым
людям;
Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа;
Коррекция речи воспитанников;
Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.
Форма проведения: познавательная беседа
Оборудование:
видеопроектор;
мультимедийная презентация «Дети войны»;
Ход беседы:
(слайд 1 - 2)
Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро».
Педагог: вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года
началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных
Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько
было
разрушено
и
потеряно,
но
как
сосчитать
количество
горя
и
слез,
которые заставила пролить эта страшная война.
В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство –
И боль, и радость прошлых лет…
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
(слайд3.4)
Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.
(слайд 5)
В 1943 году исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня
Хатынь. Заживо сгорели её жители: согнанные в сарай старики, женщины,
дети.
И этот звон болит во мне.
Перед симфонией печали
Молчу и плачу в этот миг.
Как дети в пламени кричали!
И до сих пор не смолк их крик.
Над белой тишиной Хатыни
Колокола, как голоса
Тех,
Что ушли в огне и дыме
За небеса.
«Я - Анна, Анна, Анна!»
издалека…
«О, где ты, мама, мама, мама?»
издалека…
(слайд 6,7)
Блокада… далёко это слово
От наших мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы
И как трамваи мёрзли на путях,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
(слайд 7)
ДНЕВНИК
ТАНИ
САВИЧЕВОЙ,
один
из
самых
трагических
символов
блокады 1941-44 - После смерти матери девочка осталась круглой сиротой, в
мае 1942 была определена в детдом № 48 Смольнинского р-на, в авг. того же
года
эвакуирована
в
Горьковскую
обл.,
где
умерла
от
прогрессирующей
дистрофии в пос. Шатки (в 1972 на могиле открыт пам.).
Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка - ленинградка,
Потрясает твой дневник!
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
Ленинград в тисках блокады,
У ворот ликует враг,
Дует ветер, давит мрак.
От коптилки не согреться.
И ни крошки, ни глотка,
И выводит кровью сердце
На страницах дневника.
(слайд 8)
Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-
Петербург), его копия – в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где
покоятся
570
тысяч
жителей
города,
умерших
во
время
900-дневной
фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая
душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на
живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия –
трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
«Ленинградские дети»… когда звучали эти слова, у человека сжималось
сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось
столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с детских
плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осаждённом городе
тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на
улицах, у станков, ложились и уже не вставали.
Я к ним подойду, одеялом укрою,
О чём – то скажу, но они не услышат.
Спрошу, не ответят…
А в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю, не встанут.
Я всё понимаю…
Зачем же я хлеб на три части ломаю?
Девчонка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не оборонил ни слова,
Лишь хрипло сквозь метельный стон
Учитель выдавил, что снова
Занятья после похорон.
(слайд 9)
Учились при свете коптилок,
Писали меж строчек газет,
И чёрного хлеба кусочек
Был слаще заморских конфет.
Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом
со
взрослыми
вставали
дети.
Школьники
зарабатывали
деньги
в
фонд
обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных
заводах (слайд 10,11,12.13), дежурили на крышах домов при воздушных
налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Время
было
тяжелым.
Дети
теряли
родителей,
братьев
и
сестер.
(слайд
14.15,16,17).
Иногда
напуганные
дети
по
нескольку
дней
сидели
рядом
с
холодными
телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае
их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.
(слайд 18)
В
лагерях
смерти
детей
заставляли
выполнять
непосильную
работу,
производили над ними медицинские опыты. Когда не справлялись с людским
потоком, то эсэсовцы бросали живых детей в раскалённые печи.
Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями
и дочерями полков.
(слайд 18, 19,20,21,22)
Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый флаг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.
Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети.
(Слайд 24)
Леня
Голиков
начинал
простым
дозорным
и
наблюдателем,
но
быстро
научился
взрывному
делу.
Лёня
уничтожил
78
фашистских
солдат
и
офицеров,
участвовал
в
подрыве
27
железнодорожных
и
12
шоссейных
мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был
награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу". Погиб 24
января 1943 года в неравном бою.
Зина Портнова - «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в
диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила
не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами. Была расстреляна
фашистами осенью 1943 года в Полоцке.
Валя
Котик.
Пионер-герой,
партизан,
разведчик,
самый
юный
Герой
Советского
Союза.
Вместе
с
товарищами
подрывал
гранатой
машину,
в
которой
ехал
начальник
Шепетовской
жандармерии.
Став
разведчиком
у
партизан,
Валя
вывел
из
строя
связь
оккупантов
со
ставкой
Гитлера
в
Варшаве.
Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью
“Партизану
Отечественной
войны”.
В
1944
году
Валя,
будучи
тяжело
раненым скончался на руках товарищей.
(слайд 24)
Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет нет!
Мальчишку в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.
(слайд 24)
Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,
То сними свою шляпу, товарищ!
Ребята,
а
почему
в
эти
дни
мы
вспоминаем
обязательно
о
Великой
Отечественной войне?
Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. И
пока жива память, ничто не будет забыто.
Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мёртвых не
воскресить, но пусть венки, которые ложатся на их могилы, вплетается весть
о суровом возмездии убийцам…
Нашей стране не раз приходилось воевать с агрессорами, нападавшими на
нашу страну. Давайте вспомним Древнюю Русь. Наша страна выдержала
нашествие монголо – татар, немецких крестоносцев, шведов. В 1812 году
защищались от нашествия Наполеона. В Первую Мировую войну (1914г.) на
нашу
страну
напали
немецкие
оккупанты.
Во
Вторую
Мировую
вновь
нашествие фашистской Германии… Но наша страна, наша Родина дала отпор
всем врагам. И мы гордимся тем, что мы родились здесь, что живём в России
и помним всех тех, кому обязаны нашей свободой, независимостью…
Подведение итогов.