Автор: Юдина Валентина Николаевна
Должность: учитель немецкого и английского языков
Учебное заведение: МОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: город Железногорск Курской области
Наименование материала: cтатья
Тема: Индивидуальный итоговый проект как объект оценки метапредметных результатов учащихся выпускных классов
Раздел: среднее образование
Индивидуальный итоговый проект как объект оценки
метапредметных результатов учащихся выпускных классов
Согласно
ФГОС
основным
объектом
оценки
метапредметных
результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных
учебных программ, является индивидуальный итоговый проект. Выполнение
индивидуального итогового проекта обязательно для каждого выпускника и
является допуском к ГИА. Оценка за его выполнение выставляется в аттестат,
невыполнение проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки
по любому учебному предмету.
Н о
с л о в о «ПРОЕКТ» приводит
в
замешательство
выпускников
основной школы, да и учителей, преподающих в выпускных классах, т.к.
проектная деятельность для многих учителей является совершенно новой
неизведанной областью деятельности. А если учесть, что девятиклассников в
МОУ
«СОШ
№13»
г.
Железногорска
Курской
области
–
около
150,
а
учителей, преподающих в выпускных классах, - 25, то на одного учителя
приходится по 6 учащихся, с которыми нужно подготовить индивидуальный
итоговый проект. И это с условием, что каждый учитель будет заниматься с
выпускниками проектной деятельностью. Но, исходя из своих предпочтений,
учащиеся сами выбирают как тему, так и руководителя проекта. Поэтому
одного учителя в качестве руководителя индивидуального итогового проекта
могут выбрать многие учащиеся, другого учителя не выберет никто. Поэтому
учебная
нагрузка
учителей,
работающих
над
проектами,
бывает,
как
показывает практика, неравномерной.
Но индивидуальный итоговый проект не так страшен, как многие его
себе
представляют.
Под
индивидуальным
итоговым
про ектом
подразумевается
учебная
форма
организации
совместной
деятельности
учителя и обучающегося, совокупность приемов и действий, направленных
на
решение
конкретной
проблемы,
значимой
для
обучающегося
и
оформленной в виде некоего конечного продукта. Организацией учебной
деятельности каждый учитель занимается каждый день на каждом уроке. А
каждый
раздел
учебника
по
любому
предмету
заканчивается
итоговой
работой:
будь
это
эссе,
сочинение,
описание
картинки,
стихотворение,
рассказ, рисунок, сшитая или связанная кофточка, даже обычная контрольная
или лабораторная работа. Это итоговый продукт теоретического материала,
который
учащиеся
изучают
на
уроке
или
самостоятельно
дома.
Таким
образом,
чтобы
доказать
базовый
уровень
сформированности
навыков
проектной деятельности, остается только правильно оформить бумажный
вариант и защитить перед своими одноклассниками свой проект.
Но для достижения повышенного уровня сформированности навыков
проектной
деятельности
необходима
исследовательская
деятельность,
выходящая за рамки школьной программы. Чем в принципе и занимаются
учащиеся,
участвующие
в
научно-практической
конференции
проектов
«Поиск. Открытие. Творчество».
Например, учащиеся 8 «Е» класса МОУ «СОШ №13» г. Железногорска
Курской
области
участвовали
в
школьной
конференции
и
заняли
первое
место с проектом «Рождественская открытка как отражение менталитета
немецкого
народа».
Наитруднейшей
задачей
в
данном
проекте
мне
показалось
создание
электронной
рождественской
открытки,
а
для
участников
проекта
эта
задача
оказалась
увлекательной
и
интересной
работой.
Рождественские
открытки
они
создавали
по
определенной
технологии.
Здесь
приведен
пример
работы
по
созданию
одной
из
электронных рождественских открыток «Каминный зал»:
1.скачали из интернета графический редактор PicsArt,
2.нашли в интернете фон для картинки,
3.нашли
в
интернете
и
последовательно
наложили
рождественские
атрибуты на фон,
4.отредактировали шрифт текста и нанесли его на открытку,
5.наложили
фильтр,
и
самодельная
рождественская
открытка
с
немецкими рождественскими атрибутами готова.
По
данной
технологии
учащиеся
создали
пять
рождественских
открыток:
1.
Каминный зал
2.
Мухомор зимой
3.
Божья коровка
4.
Трубочист
5.
В гости
А для участия в городской конференции школьных проектов «Шаг в
будущее» нужно было создать сайт своего проекта. Данное задание казалось
мне задачей вообще невыполнимой, а для детей оказалось интересной и
простой работой. Своей увлеченностью создания сайта они заразили всех
окружающих: одноклассников, учителей, родителей. Предполагая создание
сайта для галочки, дети увлеклись и добавляли в него всё новые и новые
рубрики, создавали различные игры и задания на рождественскую тематику.
Все
практические
задания
учащиеся
выполняли
с
большим
энтузиазмом:
- будь это рождественские пятиминутки на уроках, где они делились со
своими
одноклассниками
информацией
о
рождественских
традициях
в
Германии,
о
возникновении
и
развитии
рождественской
открытки,
о
менталитете немецкого народа;
- или практическое занятие «Рождественские традиции в Германии»,
где
участники
проекта
познакомили
своих
одноклассников
с
рождественскими
атрибутами
(презентация
и
игра
домино),
с
рождественской
кухней
(чаепитие
с
печеньем,
выпеченное
самими
участниками проекта по различным немецким рецептам).
А
вот
теоретический
аспект
(определение
цели,
постановка
задач,
выдвижение
гипотезы)
проекта,
который
по
мнению
учителей
является
простым, вызвал большие затруднения. Очень долго пришлось объяснять
учащимся, что, чтобы поставить цель, нужно ответить на вопрос «Зачем я
собираюсь делать этот проект?» Задачи вытекают из вопроса «Что для этого
следует сделать?» Определить тип своего проекта нужно по определенным
критериям:
- по доминирующей деятельности:
исследовательские,
творческие,
социальные,
информационные,
игровые, ролевые;
- по предметно-содержательной области:
монопроекты, межпредметные проекты, надпредметные проекты;
- по характеру координации:
с открытой координацией, со скрытой координацией;
- по количеству участников:
личностные, парные, групповые;
- по продолжительности выполнения:
краткосрочные (до недели), средней продолжительности (от недели до
месяца), долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Затем
изучаются
общие
требования
к
оформлению
проектно-
исследовательских работ:
титульный лист.
аннотация
все разделы плана (введение, основная часть, заключение, список
литературы, каждое приложение).
После создания индивидуального итогового проекта руководитель дает
краткий
отзыв
о
проекте,
содержащий
краткую
характеристику
работы
учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
- способность и инициативность к самостоятельному приобретению
знаний и решению проблем;
-
степень
самостоятельного
поиска
и
обработки
информации,
формулировки выводов, обоснования и реализации принятого решения;
-сформированность предметных знаний и способов действий;
- сформированность регулятивных действий;
- сформированность ответственности.
Для
учащихся,
участвующих
в
работе
над
проектом
впервые,
теоретическая
часть
является
самой
сложной
работой.
Из-за
клипового
мышления современная молодежь не умеет определять цель, ставить задачи,
планировать
пути
достижения
цели,
сравнивать,
анализировать,
классифицировать. А это всё метапредметные результаты освоения основной
общеобразовательной программы основного общего образования, которые
прописаны в ФГОСах.
Из
выше
изложенного
становится
понятно,
почему
в
школьную
программу включили индивидуальный итоговый проект. И задача учителей в
ходе
работы
над
индивидуальным
итоговым
проектом
научить
детей
мыслить, научить тем умениям, которые они могут применить в дальнейшем
в любой жизненной ситуации. А именно: научить определять цели, ставить и
формулировать для себя новые задачи, планировать пути достижения цели,
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения
поставленных
задач,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
оценить
правильность
выполнения
задачи,
собственные
возможности
её
решения,
сравнивать,
анализировать,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии
для
классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение, делать выводы, формулировать, аргументировать, отстаивать
свое
мнение,
уметь
вести
совместную
деятельность
с
учителем
и
сверстниками.