Автор: Кривушина Юлия Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 г.Луга
Населённый пункт: г. Луга Ленинградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Все мы разные, все мы равные"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
г.Луга Лужского муниципального района Ленинградской области
XV Всероссийский конкурс
в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Номинация: «Лучшая методическая разработка по предмету:
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»
Тема: «Все мы разные, все мы равные.
Автор работы:
Кривушина Юлия Леонидовна,
учитель русского языка, литературы, истории
МБОУ СОШ№5 г.Луга.
Луга, 2020.
Методическая разработка «Все мы разные, все мы равные».
Целевая группа: учащиеся 9 класса.
Цель:
познакомить
учащихся
с
понятием
«толерантность»,
с
основными
чертами
толерантной и интолерантной личности, развить способности адекватно и полно познавать
себя и других людей.
Задачи: дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности, развивать
внимание, память, творческое мышление учащихся, воспитывать чувство коллективизма,
сплоченности, способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Форма
проведения:
«круглый
стол»
с
сюжетно-ролевыми
задачами,
проблемными
вопросами.
Время проведения: 35 минут.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте. Поприветствуйте своих одноклассников без слов принятыми в разных
странах способами:
* Россия – объятие и лобызание поочередно в обе щеки.
* Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками.
* Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки.
* Индия – легкий поклон, ладони вытянуты по бокам.
* Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.
* Испания – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.
* Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза.
* Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.
* Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами.
2. Введение в тему мероприятия.
- Начнем нашу встречу с небольшой притчи.
* Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без
подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла с ней дружить всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи утром, когда запоют первые птицы и роса еще не просохнет.
Утром, когда ясное солнце осветило землю, пришла Любовь и видит: стоят 5 прекрасных
девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью –
Красота, четвертую – Печаль, пятую – Терпение.
- Но они все прекрасны, не знаю, кого и выбрать, - сказала Любовь.
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с
ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну. Она и будет твоей подружкой на всю
жизнь.
Любовь подошла к девушке по имени Терпение и протянула ей руку…
- Как вы думаете, почему Любовь выбрала именно эту девушку? (ответы детей)
- А какого человека можно назвать терпеливым? (доброжелателен к людям, думает не
только о себе, но и о других)
- Набирает обороты 3-е тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперед. Техника
пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но
все чаще мы слышим слова: беженец, жертва насилия… В сегодняшнем мире происходит
активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные
явления особенно затрагивают молодежь, которой в силу возраста присущ максимализм.
Именно
поэтому
в
подростковой
среде
растет
преступность,
растет
количество
организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Любой человек в
жизни совершает разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно, но бывает
и наоборот… Все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое
слово
«толерантность».
Как
вы
его
понимаете?
(уважение,
принятие
и
понимание
многообразия
культур
нашего
мира,
форм
самовыражения
и
человече ской
индивидуальности) (варианты детей)
- 16 ноября – Международный день толерантности. Проявлять толерантность – значит,
признавать, что люди все разные, но все обладают правом жить в мире, сохраняя свою
индивидуальность.
-
Обратите
внимание
на
доску.
Выписаны
Международные
соглашения,
в
которых
раскрываются основные понятия и принципы толерантности.
1. Декларация ЮНЕСКО.
2. Всеобщая декларация прав человека.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах.
4. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
5. Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него.
6. Конвенция о правах ребенка.
7.
Декларация
о
ликвидации
всех
форм
нетерпимости
и
дискриминации
на
основе
религиозных убеждений.
8. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным
или языковым меньшинствам.
3. Работа в группах.
- Сейчас поработаем в группах. У каждой группы на столе лежат положения, взятые из
мировых религий. Подумайте, о чем говори каждая из них. Передайте эти мысли своими
словами.
* Не делай другому того, от чего больно тебе.
* Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
* Считай соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
* В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как
относимся к самим себе.
- Какой общий смысл во всех высказываниях? (ответы детей)
- Следующее задание. У вас на столах лежат конверты с листочками, на которых написаны
различные качества человека. Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению,
соответствуют человеку с толерантным отношением.
(Пример
конверта:
снисходительность,
злорадство,
эгоизм,
конфликтность,
доброта,
уважение,
понимание,
миролюбие,
бессердечность,
сострадание,
великодушие,
бестактность)
(качества, которые встретились чаще всего, крепятся на доске)
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? А модем ли изменить себя?
Воспитать в себе эти качества? Как это сделать? (ответы детей)
-
Сделав
добро,
человек
сам
становится
лучше,
чище,
светлее.
Если
мы
будем
внимательны
к
любому
человеку,
с
которым
вступаем
во
взаимодействие,
будь
то
случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты, толерантности.
4. Просмотр и анализ видеофильма «Перед вами две дороги… Выбирайте» (ответы
детей)
5. Рефлексия.
Диагностика
уровня
сформированности
толерантности.
Упражнение
«Енотов
круг»
(участники делают из пальцев «кольцо». Ведущий протягивает ленту сквозь кольцо, как
бусы на нитку. Когда конец ленты возвращается к ведущему, он отрезает лишнее и
завязывает крепкий узел)
6. Подведение итогов.
- Итак, что же значит определение «толерантная личность»?
- А толерантная семья?
- Толерантный город?
- Толерантная страна?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире
с собой и окружающими. Спасибо за внимание и активную работу!!! До встречи!!!