Напоминание

Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями


Автор: Минакова Ольга Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №94
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с

интеллектуальными нарушениями

Минакова Ольга Петровна

воспитатель

МБДОУ №94 «Забава» г. Калуги

А н н о т а ц и я : В

данной

статье

рассматриваются

о собенно сти

педагогической

помощи

ребёнку

с

интеллектуальным

нарушением.

Акцентируется

внимание

на

особенностях

развития

и,

следовательно,

на

применении специальных приёмов, методов и средств, как обучения, так и

воспитания. Выделяется значение своевременности оказания целенаправленной

помощи ребёнку с интеллектуальными нарушениями, как со стороны педагога и

специалистов, так и семьи, для дальнейшей социализации ребёнка в обществе.

Ключевые слова:

инклюзивное

образование,

психолого-педагогическое

сопровождение,

ограниченные

возможности

здоровья,

интеллектуальные

нарушения, познавательная деятельность, индивидуальный маршрут.

В

связи

с

введением

инклюзивного

образования

в

дошкольные

образовательные организации остро встаёт вопрос о психолого-педагогическом

сопровождении

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Педагогическая помощь детям с интеллектуальными нарушениями реализуется

в различных образовательных организациях. Дети с

нарушением интеллекта

традиционно

воспитываются

в

дошкольных

образовательных

организациях

трёх

видов: компенсирующего,

предназначенного

для

обучения

детей

с

нарушением

интеллекта; комбинированного,

имеющего

как

группы

для

нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида для

детей

с

нарушением

интеллекта; общеразвивающего,

предназначенного

для

обучения

нормально

развивающихся

детей.

При

зачислении

ребёнка

с

интеллектуальным нарушением в группу общеразвивающей направленности,

педагоги осознают, ответственность и перед ними встаёт вопрос: «Как работать

с таким ребёнком при наполняемости группы до 35 детей? Что с ним делать?»

На сегодняшний день нет массового обучения педагогов к работе с такими

детьми.

Естественно,

что

в

группу

общеразвивающей

направленности

может

попасть

ребёнок,

с

лёгкой

степенью

умственной

отсталости,

но

при

организованном психолого-педагогическом сопровождении. Что же за диагноз

умственная

отсталость? Умственно

отсталым

называют

такого

ребёнка,

у

которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие

органических повреждений головного мозга. Такой ребёнок в большей степени

нуждается в своевременной и целенаправленной коррекционной работе, как со

стороны

воспитателя,

так

и

всех

имеющихся

специалистов

в

дошкольной

образовательной

организации,

чем

нормально

развивающиеся

сверстники.

Поэтому целесообразно оказывать ребёнку с интеллектуальным отклонением

как педагогическую, так и психологическую помощь с первых дней пребывания

ребёнка в дошкольной организации. При раннем оказании помощи ребёнку

можно

максимально

скорригировать

дефект

и

предотвратить

вторичные

отклонения. Эта работа должна строиться не только в тесном контакте со

специалистами, но и с родителями ребёнка.

Важно понимать, что образовательная деятельность с ребёнком, имеющим

интеллектуальное

нарушение,

будет

выстроена

по

разработанному

индивидуальному

маршруту,

в

котором

указаны

пути

коррекционно-

педагогической

работы.

При

разработке

данного

маршрута

учитывается

интеллектуальное

и

психическое

состояние

ребёнка.

Также,

необходимо

ознакомить

родителей

с

индивидуальным

маршрутом,

по

которому

будет

проводиться

педагогическая

и

психологическая

работа.

Знание

родителями

направлений работы позволит им организовать жизнь ребёнка и в домашних

условиях,

способствуя

дальнейшей

его

социализации

со

сверстниками

и

взрослыми. Очевидно, что каждый родитель, имеющий ребёнка с диагнозом,

хочет, чтобы их ребёнок воспитывался и рос с нормально развивающимися

сверстниками.

На сегодняшний день дети с интеллектуальными нарушениями всё чаще

поступают

в

дошкольные

образовательные

организации.

Поэтому

педагоги

должны быть профессионально готовы к встрече и взаимодействию с такими

воспитанниками.

Находящийся

в

группе

нормально

развивающихся

воспитанников ребёнок с интеллектуальным нарушением требует к себе более

пристального внимания. Но педагог должен переключить внимание нормально

развивающихся

воспитанников

от

заострённого

внимания

за

ребёнком

с

умственной

отсталостью.

Педагогу

необходимо

помочь

такому

ребёнку

освоиться

в

кругу

сверстников,

выстроить

дружеские

отношения.

При

организации непрерывной образовательной деятельности важно для ребёнка с

интеллектуальным нарушением выбрать удобное для него место и чтобы он не

оставался вне поля зрения. Это нужно для оказания ему помощи при малейшем

затруднении.

В работе с ребёнком, имеющим интеллектуальные нарушения, необходимо

использовать специальные приёмы, методы и средства обучения и воспитания,

с помощью которых учитываются его особенности развития. Работа в данном

направлении строится в индивидуальной форме, в процессе сотрудничества

педагога

и

ребёнка,

а

также

детей

в

группе.

Во

время

проведения

воспитательных

моментов

нельзя

забывать

и

о

коррекционных,

которые

неотъемлемо присутствуют во всех элементах жизнедеятельности ребёнка в

течение дня.

По мнению многих учёных, занимающихся работой с детьми имеющих

интеллектуальные

нарушения,

наиболее

эффективными

являются

игровые,

наглядные

и

практические

методы

обучения.

Отбор

более

эффективных

методов обучения и воспитания определяется возрастными и индивидуальными

особенностями детей, а также степенью выраженности нарушения развития и

спецификой

вторичных

отклонений

в

развитии.

Также

необходимой

составляющей,

как

мы

говорили

раньше,

является

участие

семьи

в

воспитательном процессе.

При работе с ребёнком с интеллектуальным нарушением нужно помнить, что

для него являются наиболее эффективными практически-действенные методы

воспитания. Такие практически-действенные методы как игра, воспитывающие

ситуации и другие, применяются в сочетании с различными информационными

методами,

которые

должны

быть

дозированы

и

зависеть

от

сложности

содержания и от уровня сенсорных возможностей ребёнка. Для формирования

навыков

социального

поведения,

самообслуживания,

самоорганизации

и

хозяйственно-бытовых

умений

и

т.д.

используется

метод

приучения

и

упражнения.

В

начале

работы

с

таким

ребёнком

воспитательные

возможности

разъяснений,

бесед,

рассказов,

чтения

художественной

литературы

будут

в

значительной степени ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Это

затруднение

освоить

нравственно-этический

потенциал

д е т с ко й

художественной

литературы,

вызван

рядом

свойственных

таким

детям

отклонений

в

развитии:

речевым

недоразвитием,

интеллектуальной

недостаточностью, бедностью социального и житейского опыта. В связи с этим

в работе с таким ребёнком целесообразно применять такие методы, которые

дают

возможность

опираться

на

визуальную

информацию,

которая

сопровождается

комментариями,

разъяснениями

педагога,

а

также

будут

эффективными примеры из окружающей ребёнка жизни.

При

поощрении,

порицании,

наказании,

то

есть

при

применении

побудительно-оценочных

методов

по

отношению

к

ребёнку

с

интеллектуальным нарушением также используется практически-действенный

вариант,

который

в

свою

очередь

сопровождается

словесным

поощрением

доступным

для

ребёнка,

а

также

может

применяться

в

дополнении

к

словесному поощрению и материальное (игрушка и т.д.). Следует отметить, что

материальное поощрение постепенно сходит на нет. Например: игрушка ~ её

образный

заменитель

(картинка

с

изображением

игрушки)

~

абстрактный

заменитель (фишка) ~ только словесное поощрение. Что касается наказания, то

оно тоже имеет практически-действенный характер, но следует помнить, что

словесное порицание в резкой форме категорически запрещено. Мы не должны

забывать, что такой ребёнок в силу своего нарушения не умеет регулировать и

контролировать свои поступки, зачастую не может быть виноват в совершённых

им действиях. Более того, он даже может не понимать, почему окружающие его

взрослые не довольны его поступком и что от него требуется. Именно по этому,

педагог должен проявлять сдержанность в работе с таким ребёнком. Только в

крайнем случае ребёнка с интеллектуальным нарушением можно ограничить в

действиях и привлечь к исправлению негативного поступка. При применении

метода наказания следует помнить о том, что он будет эффективным, только в

том случае, если ребёнок понимает что совершил плохой поступок. С таким

ребёнком

применять

метод

наказания

часто

нельзя,

так

как

у

него

вырабатывается привыкание к нему.

При

организации

деятельности,

либо

непрерывной

образовательной

деятельности

нужно

учитывать

особенности

познавательной

деятельности

ребёнка

с

интеллектуальным

нарушением.

Для

усвоения

нового

учебного

материала его нужно делить на маленькие порции и представлять в наглядно-

практических, деятельностных условиях, не допуская того, что ребёнок что-то

не

понял.

Закрепляя

изученный

материал

необходимо

многократно

его

повторять на разнообразном материале. Вся осуществляемая деятельность с

ребёнком,

имеющим

интеллектуальное

нарушение,

в

дошкольной

образовательной

организации

отрабатывается

в

обязательном

порядке

и

в

домашних условиях. Это касается не только работы педагога в группе, но и всех

специалистов работающих с данным ребёнком. Для достижения динамики в

развитии, родители должны чётко соблюдать все рекомендации которые им

предлагают педагоги, работающие с их ребёнком.

Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что

ребёнок, имеющий интеллектуальное нарушение может обучаться и развиваться

в

условиях

интегрированного

воспитания,

то

есть

с

нормально

развивающимися детьми в группах общеразвивающей направленности. Но для

всестороннего развития ребёнка с интеллектуальным нарушением должны быть

созданы

определённые

условия

позволяющие

решать

комплексные

задачи.

Необходимо подчеркнуть то, что педагог перед работой с ребёнком имеющим

интеллектуальное нарушение, должен знать все специфические особенности

данного

диагноза,

для

того

чтобы

более

грамотно

и

целенаправленно

организовать работу с ребёнком. В данной работе очень важным является и

скоординированная работа педагога, специалистов и конечно же родителей. Не

нужно

забывать,

что

и

родителям,

имеющим

ребёнка

с

интеллектуальным

нарушением нужна помощь. Эффективность данной воспитательной работы

зависит от многочисленных факторов:

уровень снижения интеллекта;

выбор содержания и методов обучения:

взаимодействие разных специалистов, участвующих в комплексной

реабилитации ребёнка:

раннее начало целенаправленного воздействия:

позиция родителей в воспитательном процессе.

Очевидно,

что

чем

раньше

с

ребёнком,

имеющим

интеллектуальное

нарушение,

начинается

педагогическая

работа,

тем

более

полной

может

оказаться

коррекция

и

компенсация

нарушений,

а

в

некоторых

случаях

вторичные

отклонения

могут

быть

максимально

сглажены

и

даже

предупреждены.

Список литературы:

1.

Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с

отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Борякова – М.: АСТ, Астрель,

2008. – 222 с.

2.

Катаева,

А.

А.,

Стребелева

Е.

А.

Дошкольная

олигофренопедагогика

[Текст] / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева – М.: ВЛАДОС, 2005. – 208 с.

3.

Стребелева, Е. А., Лазуренко С. Б., Кузенкова Л. М. Дети с нарушением

интеллекта:

реабилитация

средствами

образования

[Текст]

/

Е.

А.

Стребелева,

С.

Б.

Лазуренко,

Л.

М.

Кузнецова

//

Педиатрическая

фармакология. – т.9. – 2012. – №6. – С. 80 - 83

4.

Трофимова, Н. М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы

специальной педагогики и психологии [Текст] / Н. М. Трофимова, С. П.

Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.

5.

Шурыгина, И. А., Бугренкова Т. А.

Специальная психология. Курс лекций

[Текст] / И. А. Шурыгина, Т. А. Бугренкова – М.:, 2006. – 371 с.



В раздел образования