Автор: Минакова Ольга Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №94
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
Раздел: дошкольное образование
Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с
интеллектуальными нарушениями
Минакова Ольга Петровна
воспитатель
МБДОУ №94 «Забава» г. Калуги
А н н о т а ц и я : В
данной
статье
рассматриваются
о собенно сти
педагогической
помощи
ребёнку
с
интеллектуальным
нарушением.
Акцентируется
внимание
на
особенностях
развития
и,
следовательно,
на
применении специальных приёмов, методов и средств, как обучения, так и
воспитания. Выделяется значение своевременности оказания целенаправленной
помощи ребёнку с интеллектуальными нарушениями, как со стороны педагога и
специалистов, так и семьи, для дальнейшей социализации ребёнка в обществе.
Ключевые слова:
инклюзивное
образование,
психолого-педагогическое
сопровождение,
ограниченные
возможности
здоровья,
интеллектуальные
нарушения, познавательная деятельность, индивидуальный маршрут.
В
связи
с
введением
инклюзивного
образования
в
дошкольные
образовательные организации остро встаёт вопрос о психолого-педагогическом
сопровождении
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Педагогическая помощь детям с интеллектуальными нарушениями реализуется
в различных образовательных организациях. Дети с
нарушением интеллекта
традиционно
воспитываются
в
дошкольных
образовательных
организациях
трёх
видов: компенсирующего,
предназначенного
для
обучения
детей
с
нарушением
интеллекта; комбинированного,
имеющего
как
группы
для
нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида для
детей
с
нарушением
интеллекта; общеразвивающего,
предназначенного
для
обучения
нормально
развивающихся
детей.
При
зачислении
ребёнка
с
интеллектуальным нарушением в группу общеразвивающей направленности,
педагоги осознают, ответственность и перед ними встаёт вопрос: «Как работать
с таким ребёнком при наполняемости группы до 35 детей? Что с ним делать?»
На сегодняшний день нет массового обучения педагогов к работе с такими
детьми.
Естественно,
что
в
группу
общеразвивающей
направленности
может
попасть
ребёнок,
с
лёгкой
степенью
умственной
отсталости,
но
при
организованном психолого-педагогическом сопровождении. Что же за диагноз
умственная
отсталость? Умственно
отсталым
называют
такого
ребёнка,
у
которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие
органических повреждений головного мозга. Такой ребёнок в большей степени
нуждается в своевременной и целенаправленной коррекционной работе, как со
стороны
воспитателя,
так
и
всех
имеющихся
специалистов
в
дошкольной
образовательной
организации,
чем
нормально
развивающиеся
сверстники.
Поэтому целесообразно оказывать ребёнку с интеллектуальным отклонением
как педагогическую, так и психологическую помощь с первых дней пребывания
ребёнка в дошкольной организации. При раннем оказании помощи ребёнку
можно
максимально
скорригировать
дефект
и
предотвратить
вторичные
отклонения. Эта работа должна строиться не только в тесном контакте со
специалистами, но и с родителями ребёнка.
Важно понимать, что образовательная деятельность с ребёнком, имеющим
интеллектуальное
нарушение,
будет
выстроена
по
разработанному
индивидуальному
маршруту,
в
котором
указаны
пути
коррекционно-
педагогической
работы.
При
разработке
данного
маршрута
учитывается
интеллектуальное
и
психическое
состояние
ребёнка.
Также,
необходимо
ознакомить
родителей
с
индивидуальным
маршрутом,
по
которому
будет
проводиться
педагогическая
и
психологическая
работа.
Знание
родителями
направлений работы позволит им организовать жизнь ребёнка и в домашних
условиях,
способствуя
дальнейшей
его
социализации
со
сверстниками
и
взрослыми. Очевидно, что каждый родитель, имеющий ребёнка с диагнозом,
хочет, чтобы их ребёнок воспитывался и рос с нормально развивающимися
сверстниками.
На сегодняшний день дети с интеллектуальными нарушениями всё чаще
поступают
в
дошкольные
образовательные
организации.
Поэтому
педагоги
должны быть профессионально готовы к встрече и взаимодействию с такими
воспитанниками.
Находящийся
в
группе
нормально
развивающихся
воспитанников ребёнок с интеллектуальным нарушением требует к себе более
пристального внимания. Но педагог должен переключить внимание нормально
развивающихся
воспитанников
от
заострённого
внимания
за
ребёнком
с
умственной
отсталостью.
Педагогу
необходимо
помочь
такому
ребёнку
освоиться
в
кругу
сверстников,
выстроить
дружеские
отношения.
При
организации непрерывной образовательной деятельности важно для ребёнка с
интеллектуальным нарушением выбрать удобное для него место и чтобы он не
оставался вне поля зрения. Это нужно для оказания ему помощи при малейшем
затруднении.
В работе с ребёнком, имеющим интеллектуальные нарушения, необходимо
использовать специальные приёмы, методы и средства обучения и воспитания,
с помощью которых учитываются его особенности развития. Работа в данном
направлении строится в индивидуальной форме, в процессе сотрудничества
педагога
и
ребёнка,
а
также
детей
в
группе.
Во
время
проведения
воспитательных
моментов
нельзя
забывать
и
о
коррекционных,
которые
неотъемлемо присутствуют во всех элементах жизнедеятельности ребёнка в
течение дня.
По мнению многих учёных, занимающихся работой с детьми имеющих
интеллектуальные
нарушения,
наиболее
эффективными
являются
игровые,
наглядные
и
практические
методы
обучения.
Отбор
более
эффективных
методов обучения и воспитания определяется возрастными и индивидуальными
особенностями детей, а также степенью выраженности нарушения развития и
спецификой
вторичных
отклонений
в
развитии.
Также
необходимой
составляющей,
как
мы
говорили
раньше,
является
участие
семьи
в
воспитательном процессе.
При работе с ребёнком с интеллектуальным нарушением нужно помнить, что
для него являются наиболее эффективными практически-действенные методы
воспитания. Такие практически-действенные методы как игра, воспитывающие
ситуации и другие, применяются в сочетании с различными информационными
методами,
которые
должны
быть
дозированы
и
зависеть
от
сложности
содержания и от уровня сенсорных возможностей ребёнка. Для формирования
навыков
социального
поведения,
самообслуживания,
самоорганизации
и
хозяйственно-бытовых
умений
и
т.д.
используется
метод
приучения
и
упражнения.
В
начале
работы
с
таким
ребёнком
воспитательные
возможности
разъяснений,
бесед,
рассказов,
чтения
художественной
литературы
будут
в
значительной степени ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Это
затруднение
освоить
нравственно-этический
потенциал
д е т с ко й
художественной
литературы,
вызван
рядом
свойственных
таким
детям
отклонений
в
развитии:
речевым
недоразвитием,
интеллектуальной
недостаточностью, бедностью социального и житейского опыта. В связи с этим
в работе с таким ребёнком целесообразно применять такие методы, которые
дают
возможность
опираться
на
визуальную
информацию,
которая
сопровождается
комментариями,
разъяснениями
педагога,
а
также
будут
эффективными примеры из окружающей ребёнка жизни.
При
поощрении,
порицании,
наказании,
то
есть
при
применении
побудительно-оценочных
методов
по
отношению
к
ребёнку
с
интеллектуальным нарушением также используется практически-действенный
вариант,
который
в
свою
очередь
сопровождается
словесным
поощрением
доступным
для
ребёнка,
а
также
может
применяться
в
дополнении
к
словесному поощрению и материальное (игрушка и т.д.). Следует отметить, что
материальное поощрение постепенно сходит на нет. Например: игрушка ~ её
образный
заменитель
(картинка
с
изображением
игрушки)
~
абстрактный
заменитель (фишка) ~ только словесное поощрение. Что касается наказания, то
оно тоже имеет практически-действенный характер, но следует помнить, что
словесное порицание в резкой форме категорически запрещено. Мы не должны
забывать, что такой ребёнок в силу своего нарушения не умеет регулировать и
контролировать свои поступки, зачастую не может быть виноват в совершённых
им действиях. Более того, он даже может не понимать, почему окружающие его
взрослые не довольны его поступком и что от него требуется. Именно по этому,
педагог должен проявлять сдержанность в работе с таким ребёнком. Только в
крайнем случае ребёнка с интеллектуальным нарушением можно ограничить в
действиях и привлечь к исправлению негативного поступка. При применении
метода наказания следует помнить о том, что он будет эффективным, только в
том случае, если ребёнок понимает что совершил плохой поступок. С таким
ребёнком
применять
метод
наказания
часто
нельзя,
так
как
у
него
вырабатывается привыкание к нему.
При
организации
деятельности,
либо
непрерывной
образовательной
деятельности
нужно
учитывать
особенности
познавательной
деятельности
ребёнка
с
интеллектуальным
нарушением.
Для
усвоения
нового
учебного
материала его нужно делить на маленькие порции и представлять в наглядно-
практических, деятельностных условиях, не допуская того, что ребёнок что-то
не
понял.
Закрепляя
изученный
материал
необходимо
многократно
его
повторять на разнообразном материале. Вся осуществляемая деятельность с
ребёнком,
имеющим
интеллектуальное
нарушение,
в
дошкольной
образовательной
организации
отрабатывается
в
обязательном
порядке
и
в
домашних условиях. Это касается не только работы педагога в группе, но и всех
специалистов работающих с данным ребёнком. Для достижения динамики в
развитии, родители должны чётко соблюдать все рекомендации которые им
предлагают педагоги, работающие с их ребёнком.
Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что
ребёнок, имеющий интеллектуальное нарушение может обучаться и развиваться
в
условиях
интегрированного
воспитания,
то
есть
с
нормально
развивающимися детьми в группах общеразвивающей направленности. Но для
всестороннего развития ребёнка с интеллектуальным нарушением должны быть
созданы
определённые
условия
позволяющие
решать
комплексные
задачи.
Необходимо подчеркнуть то, что педагог перед работой с ребёнком имеющим
интеллектуальное нарушение, должен знать все специфические особенности
данного
диагноза,
для
того
чтобы
более
грамотно
и
целенаправленно
организовать работу с ребёнком. В данной работе очень важным является и
скоординированная работа педагога, специалистов и конечно же родителей. Не
нужно
забывать,
что
и
родителям,
имеющим
ребёнка
с
интеллектуальным
нарушением нужна помощь. Эффективность данной воспитательной работы
зависит от многочисленных факторов:
уровень снижения интеллекта;
выбор содержания и методов обучения:
взаимодействие разных специалистов, участвующих в комплексной
реабилитации ребёнка:
раннее начало целенаправленного воздействия:
позиция родителей в воспитательном процессе.
Очевидно,
что
чем
раньше
с
ребёнком,
имеющим
интеллектуальное
нарушение,
начинается
педагогическая
работа,
тем
более
полной
может
оказаться
коррекция
и
компенсация
нарушений,
а
в
некоторых
случаях
вторичные
отклонения
могут
быть
максимально
сглажены
и
даже
предупреждены.
Список литературы:
1.
Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Борякова – М.: АСТ, Астрель,
2008. – 222 с.
2.
Катаева,
А.
А.,
Стребелева
Е.
А.
Дошкольная
олигофренопедагогика
[Текст] / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева – М.: ВЛАДОС, 2005. – 208 с.
3.
Стребелева, Е. А., Лазуренко С. Б., Кузенкова Л. М. Дети с нарушением
интеллекта:
реабилитация
средствами
образования
[Текст]
/
Е.
А.
Стребелева,
С.
Б.
Лазуренко,
Л.
М.
Кузнецова
//
Педиатрическая
фармакология. – т.9. – 2012. – №6. – С. 80 - 83
4.
Трофимова, Н. М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы
специальной педагогики и психологии [Текст] / Н. М. Трофимова, С. П.
Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
5.
Шурыгина, И. А., Бугренкова Т. А.
Специальная психология. Курс лекций
[Текст] / И. А. Шурыгина, Т. А. Бугренкова – М.:, 2006. – 371 с.