Напоминание

Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» для 6 класса


Автор: Касперова Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ РО
Населённый пункт: пос. Орловский, Ростовская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» для 6 класса
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» для 6 класса

разработана

на

основе

следующих

нормативных

и

учебно

-

методических

документов:

-Федеральный

Закон

от

29.12.

2012

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»;

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»

-

Примерная основная образовательная программа основного общего образования

(одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию,

протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в

действие

федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего образования»;

-

приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном

перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных

программ

начального

общего,

основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказа Минпросвещения

от 08.05.2019 №233);

- приказ Минобрнауки РФ от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня

организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к

использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего

образования

- Учебный план ГБОУ РО «ОККК» на 2019-2020 учебный год

- Годовой календарный учебный график ГБОУ РО «ОККК» на 2019-2020 учебный

год.

- Православная культура. 6 класс. Учебник под ред. Л.Л. Шевченко, Москва, 2016г.

2. Общая характеристика учебного курса «Православная культура».

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы

помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным:

добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям,

благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся

помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям

других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и

нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О

свободе

совести

и

о

религиозных

объединениях»

подчеркивает

«особую

роль

православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого

законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества

вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных

учреждениях России.

Преподавание основ православной культуры в общеобразовательном учреждении не

ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно

направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества,

обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен.

Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными

страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек

должен стремиться к добродетельной жизни.

Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное

воспитание учащихся на основе:

– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная

наша держава», «святой долг», «заветные слова»);

привития

почтительного

отношения

к

Государственным

символам

России

(Государственному Гербу, Флагу и Гимну);

ознакомления

с

важнейшими

священными

страницами

родной

истории

Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на

Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в

Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);

– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным

местам великих сражений;

– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья

Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных

героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской

Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);

– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры

России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва),

храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь

Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (ТроицеСергиева Лавра);

– усвоения основных духовно - нравственных принципов, которые отразились в

русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых,

пословицах

и

поговорках,

русских

народных

сказках,

а

также

выдающихся

произведениях русской классической литературы;

– усвоения основных духовно - _нравственных понятий: добро, благо, милость,

совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых

добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность,

трудолюбие, милосердие;

– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям,

попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе,

всем окружающим людям;

– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных

культур, другого мировоззрения.

3.

Место учебного курса «Православная культура».

Программа рассчитана на 35 часов (компонент образовательного учреждения)

(1 час в неделю) в соответствии с календарным учебным графиком ГБОУ РО

«ОККК» на 2019-2020 учебный год. Программа будет пройдена в полном объёме

в 6 «А» классе- 34 ч, в 6 «Б» классе- 34 ч.,

4. Содержание учебного предмета.

Святая Русь (10-17 века)

Первые христиане на Руси. Россия - наша Родина. Почему Русь - Россию «святой

именовали» Христианская вера завещана как святыня. Славяне - наши предки..

Верования

славян.

Первые

КНЯЗЬЯ

Руси

Рюрик,

Синеус,

Трувор.

Первая

христианская проповедь на Руси святого апостола Андрея Первозванного. Первые

христиане на Руси - святая равноапостольная княгиня Ольга, святые Феодор и его

сын Иоанн. Крещение Руси. Как святой равноапостольный князь Владимир выбирал

веру. Преподобный Нестор Летописец рассказывает о причинах обращения князя

Владимира ко Христу. Первый русский митрополит Михаил. Первые школы на

Руси.. Таинство Крещения в Русской Православной Церкви.

Литературные памятники Древней Руси. Митрополит Иларион и его сочинение

«Слово о законе и благодати ». Рассказ о Крещении Руси в русской духовной поэзии.

Отражение этого исторического события в произведениях иконописи и живописи на

религиозные темы. О почитании святого князя Владимира - храмы, названные в его

честь.

Первые святые Руси - князья Борис и Глеб. Сыновья князя Владимира - святые

братья-княжичи.

Евангельская

притча

о

хозяине

виноградника

и

работниках,

пришедших в разный час. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба.

Мученики -страстотерпцы. Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии.

Как почтили память святых Бориса и Глеба? Архитектурные памятники в честь свя-

тых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах. Борисоглебский

монастырь.

Утверждение

христианской

веры.

Святые

Киево-Печерской

лавры.

Роль

монастырей

в

утверждении

христианской

веры

на

Руси.

Святой

Антоний

-

основатель монашества на Руси. Святой Феодосии Печерский.

Храмы и святыни Киево-Печерской лавры. История создания церкви Успения Божи-

ей Матери. Чудотворная икона «Успение Божией Матери» (Печерская). Величайшая

святыня лавры - мощи Печерских святых. Ближние и Дальние пещеры лавры.

Святые: богатырь-инок Илья Муромец, Нестор Летописец, иконописец Алипий, врач

Агапит, святой Кукша.

Русские святые времен татарского нашествия. Междоусобная вражда русских

князей. Нашествие татар. Христиане-мученики: черниговский князь Михаил, боярин

его Феодор, тверской князь Михаил, святой благоверный князь Олег Брянский,

преподобная

Ефросиния

Суздальская.

Святой

благоверный

князь

Александр

Невский.

Отражение

их

подвига

в

духовной

поэзии,

житийной

литературе,

иконописи. Христианская добродетель смирения, проявленная князем-воином. В чем

заключался подвиг князя?

Русский фольклор - о понимании христианами действия Промысла Божиего в собы-

тиях жизни, истории. Почитание памяти святых в объектах православной культуры.

Святители Московские митрополиты Петр и Алексий. Как укреплялось Русское

государство. Великий князь Иоанн Данилович Калита. Как был построен Успенский

собор

Кремля.

Значение

служения

митрополита

Петра

в

возвышении

Москвы.

Детские годы святителя Алексия (в детстве - Елевферия). Слава митрополита как

молитвенника и чудотворца. Как митрополит ездил в Орду.. Заслуги святителя в

объединении князей вокруг Москвы.

История возведения Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, Чу-

дова, Богоявленского, Спасо-Андроникова монастырей. Общее и отличное соборов.

Икона Божией Матери « Петровская ». История ее написания митрополитом Петром.

Избавление

Руси

от

татарского

ига.

Преподобный

Сергий

Радонежский

и

святой благоверный

князь

Димитрий

Донской. Годы татарского ига на Руси.

Гибель русского князя Василька Ростовского.

Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Основание монастыря -

центра духовной жизни Руси. Чему учил преподобный Сергий русских князей.

Защитники Отечества. Благословение князя Димитрия Донского на битву. Святые

воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Святые

сторожа Руси: Троице-Сергиева Лавра, Хотьков монастырь, Симонов монастырь,

Донской

монастырь.

История

чудотворных

образов

«Явление

иконы

святителя

Николая князю Димитрию Донскому» и Божией Матери «Донская».

Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела во славу своего Отечества мо-

жет совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?

Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и

Герм а н . Соловки

-

остров

славной

истории.

Ученики

преподобного

Сергия

основывают

монастыри

на

северных

землях.

Послушник

Кирилло-Белозерского

монастыря - Савватий.. Начало жизни святых Савватия и Германа на пустынном

острове.

Святой

Зосима.

Икона

Божией

Матери

«Боголюбс-кая»

с

житием

преподобных Зосимы и Савватия.

Соловецкий монастырь - духовная твердыня и военная крепость России.

Святые

Нил

Сорокин и

Иосиф

Волоцкий

размышляют

о

богатстве

и

бескорыстии. О чем размышляли святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Почему

землю русскую называли Святой Русью? Два пути монашеского служения. Внешнее

устроение Нило-Сорской Пустыни и Иосифо-Волоцкого монастыря как отражающее

духовный смысл жизни их святых устроителей. Отражение в фольклоре и русской

поэзии христианского понимания смысла жизни и пути преодоления страстей души;

совесть как критерий чистоты души.

Свирский

чудотворец. Какими

подвигами

прославился

святой

Александр

Свирский?.

Явление

Святой

Троицы

преподобному

Александру.

Добродетели,

которыми

прославился

святой.

Чудотворная

икона

преподобного

Александра

из

Успенского собора Кремля. Святые обители, связанные с именем преподобного:

Введено-Оятский и Александро-Свирский монастыри. Москва и святой Александр

Свирский. Песнопения в честь святого. Почитание святого. Памятники зодчества.

Русские

святые,

Христа

ради

юродивые. Василий

Блаженный..

Заповеди

Блаженства - законы счастливой жизни. Добродетели, которыми украшен человек

счастливый. Пророк Давид воспевает достоинства счастливого человека. Почему

Христа

ради

юродивых

на

Руси

называли

счастливыми?

Святой

Христа

ради

юродивый Андрей, изображенный на иконе «Покров Божией Матери ».

История московского храма Василия Блаженного и иконы « Церковь воинствующая

».

Христа ради юродивые: Николай Саллос, святая блаженная Ксения Петербургская.

Святые

во

времена

Московского

государства. Святой

Филипп,

митрополит

Московский. Распространение православной веры на Дальнем Севере и Востоке.

Укрепление царской власти. Ее вмешательство в дела церковные. Борьба бояр за

власть.

Святыни Соловецкого монастыря. Иконы, посвященные святителю.

Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов, Ермоген, Филарет. Падение

Византийской

империи

и

самостоятельность

Русской

Церкви.

Первые

русские

патриархи Иов, Ермоген, Филарет. Начало Смутного времени на Руси после смерти

царя Бориса Годунова. Борьба за русский престол. Деятельность первых русских

Патриархов. Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Памятники русской

культуры, увековечившие память деятелей Смутного времени. Памятник Козьме

Минину

и

Дмитрию

Пожарскому

в

Москве.

Как

почтили

память

монахов

-

защитников Троице-Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авра-амия

Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках.

Исправление церковных книг. Патриарх Никон.. Царская власть и церковная

власть.

Царь

Алексей

Михайлович

Романов

и

Патриарх

Никон.

Исправление

богослужебных книг. Староверы, старообрядцы. Разрыв между царем и Патриархом.

Русский Иерусалим Патриарха Никона - Новоиерусалимский монастырь - зримое

напоминание христианам о святых ценностях.

5.Структура курса.

МОДУЛЬ (ГЛАВА)

Форма

контроля

Дата

6 «А»

Дата

6 «Б»

1

Святая Русь (10-17 вв)

Первые христиане на Руси.

2

Первые святые Руси - князья Борис и Глеб

3

Утверждение

христианской

веры.

Святые

Киево-

Печерской лавры.

4

Русские святые времен татарского нашествия.

Творческая

работа по

пройденным

темам.

16.11

13.11

5

Святители

Московские

митрополиты

Петр

и

Алексий.

6

Избавление Руси от татарского ига. Преподобный

Сергий Радонежский и святой благоверный князь

Димитрий Донской.

Контрольная

работа по

теме:

«Святая Русь

18.01

15.01

7

Духовная

твердыня

Беломорья.

Чудотворцы

Соловецкие Зосима, Савватий и Герман.

8

Святые

Нил

Сорокин

и

Иосиф

Волоцкий

размышляют о богатстве и бескорыстии.

9

Свирский чудотворец.

10

Русские святые, Христа ради юродивые.

Тестовая

работа по

пройденным

темам

11.04

01.04

11

Святые во времена Московского государства.

Контрольная

работа.

23.05

29.04

12

Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов,

Ермоген, Филарет.

13

Исправление церковных книг. Патриарх Никон..

6. Календарно - тематическое планирование.

уро

ка

Тема урока

Вид урока

Цель

урока

Планируемый

результат

Дата

6 «А»

Дата

6«Б»

Домашнее

Задание

«Святая Русь (10-17 вв)

1

Первые христиане

на Руси

Урок изучения

нового материала.

Понятие культура.

Как человек

создает культуру. О

чем говорит

религия. Введение

в православную

духовную

традицию.

Особенности

восточного

христианства.

Знать о первых христианах

на Руси, православную

картину мира, историю

православной религии и

искусства, православную

словесность, нравственную

культуру.

07.09

04.09

Работа со

словарем

понятий.

Задание 2

рубрики «Для

самостоятельно

й работы».

2

Митрополит-

писатель.

Комбинированны

й

Познакомить

учащихся со

Святым

Развивать умение

адекватно,

осознанно и

произвольно

строить речевое

высказывание в

устной форме,

строить

логическую цепь

размышлений.

Знать православную

культуру.

Работать с текстом

учебника, отвечать на

поставленные вопросы,

давать определение понятий,

уметь находить и объяснять

общее и отличное

14.09

11.09

Ответить на

вопросы к

стих.«Княжич»

Глеб

ур.Выполнить

задания к илл.

22.

3

Первые святые

Руси - князья

Борис и Глеб

Урок изучения

нового материала.

Познакомить

учащихся со

Святыми

Развивать умение

адекватно,

осознанно и

произвольно

строить речевое

высказывание в

устной форме,

строить

логическую цепь

размышлений.

Работать с текстом учебника,

отвечать на поставленные

вопросы, давать определение

понятий, уметь находить и

объяснять общее и отличное

21.09

18.09

Ответить на

вопросы к

стих.«Княжич

» Глеб

ур.Выполнить

задания к илл.

22.

4

Как на Руси

следовали по пути

Христа.

Комбинированны

й

Кто такие

христиане.

Священное

Писание. Что такое

Библия: Ветхий

Завет, Новый Завет,

Евангелие.

Знать основные положения

уроков.

Уметь:

-анализировать информацию,

объяснять смысл основных

понятий;

-определять роль ценностных

ориентиров в жизни человека

28.09

25.09

Стр.25

вопросы

5

Утверждение

христианской

веры.

Комбинированны

й

Кто такие

христиане.

Священное

Писание. Что такое

Библия: Ветхий

Завет, Новый Завет,

Евангелие.

Работать с текстом учебника,

отвечать на поставленные

вопросы, давать определение

понятий, уметь находить и

объяснять общее и отличное

05.10

02.10

Работа со

словарем

понятий.

6

Святые Киево-

Печерской лавры

Комбинированны

й

Познакомить

учащихся со

Святыми Киево-

Печерской лавры

Развивать умение

Знать основные положения

темы, работать с текстом

учебника, выделять главное,

использовать ранее

изученный материал для

12.10

09.10

Работа со

словарем

понятий.

Выполнить

задание на с.

адекватно,

осознанно и

произвольно

строить речевое

высказывание в

устной форме,

строить

логическую цепь

размышлений.

решения познавательных

задач, осуществлять поиск

дополнительной информации

37

ур.Составить

рассказ к илл.

39

7

Русские святые

времен татарского

нашествия.

Комбинированны

й

Познакомить

учащихся со

Святыми времен

татарского

нашествия.

Развивать умение

адекватно,

осознанно и

произвольно

строить речевое

высказывание в

устной форме,

строить

логическую цепь

размышлений.

Знать основные положения

уроков.

Уметь:

-анализировать информацию,

объяснять смысл основных

понятий;

-определять роль ценностных

ориентиров в жизни человека

19.10

16.10

Подготовить

рассказ о

житии А.

Невского

8

Святыни Русской

земли.

Урок изучения

нового материала.

Создать условия

для формирования

у учащихся

уважительного

отношения к

христианскому

долгу (выбор

нравственной

позиции),

Знать основные положения

темы. Уметь высказывать

собственную точку зрения,

аргументировать ее,

приводить примеры, делать

выводы, отвечать на вопросы

26.10

23.10

Задания из

рубрики «Для

самостоятель

ной работы».

возникновения

чувства

сопереживания и

патриотического

настроя, любить

свою Родину.

9

Творческая

работа по

пройденным

темам.

Контрольный

учет и оценка

знаний, умений,

навыков.

Развивать умение

адекватно,

осознанно и

произвольно

строить речевое

высказывание в

устной форме,

строить

логическую цепь

размышлений.

Знать основные положения

темы. Уметь высказывать

собственную точку зрения,

аргументировать ее,

приводить примеры, делать

выводы, отвечать на вопросы

16.11

13.11

Повторить

основные

понятия

события

изученного

периода.

10

Святители

Московские

митрополиты Петр

и Алексий

Урок изучения

нового материала.

Познакомить с

житием

Святителей

Московских

митрополита Петра

и Алексия

Знать основные положения

темы. Уметь высказывать

собственную точку зрения,

приводить примеры,

отвечать на вопросы,

работать с учебником и

дополнительным материалом

23.11

20.11

Составить

рассказ о

Московском

Кремле (по

плану)

11

Как укреплялось

Московское

государство.

Комбинированны

й

Представить

учащимся

исторические

примеры верного

служения

Отечеству

Духовный мир, культурные

традиции.

30.11

27.11

Ответить на

вопросы к

стих.

12

Избавление Руси

от татарского ига.

Комбинированны

й

Представить

учащимся

Духовный мир, культурные

традиции.

07.12

04.12

«Московское

предание»

Задания из

исторические

примеры верного

служения

Отечеству

рубрики «Для

самостоятель

ной работы».

13

Преподобный

Сергий

Радонежский.

Комбинированны

й

Познакомить с

житием

Преподобного

Сергия

Радонежского.

Уметь готовить и

представлять на публику

творческую работу –

презентацию, сочинение –

эссе, рисунок и др.

14.12

11.12

Подготовить

рассказ по

выбору

(Сергий

Радонеж-кий

или Димитрий

Донской)

14

Святой

благоверный князь

Димитрий

Донской.

Урок изучения

нового материала.

Представить

учащимся

исторические

примеры верного

служения

Отечеству:

Знать основные положения

темы. Уметь высказывать

собственную точку зрения,

приводить примеры,

отвечать на вопросы,

работать с учебником и

дополнительным материалом

21.12

18.12

Задания из

рубрики «Для

самостоятель

ной работы».

15

Повторение и

обобщение.

Урок обобщения

и систематизации.

Формировать

умение слушать и

слышать

собеседника,

выражать свои

мысли, строить

высказывания в

соответствие с

задачами

коммуникации.

Уметь готовить и

представлять на публику

творческую работу –

презентацию, сочинение –

эссе, рисунок и др.

28.12

25.12

Подготовить

сообщение о

христианских

святынях

нашего края.

16

Контрольная

работа по теме:

Контрольный

учет и оценка

Развивать умение

Уметь готовить и

представлять на публику

18.01

15.01

Подготовить

сообщение о

«Святая Русь

(10-17 вв)».

знаний, умений,

навыков.

адекватно,

осознанно и

произвольно

строить речевое

высказывание в

устной форме,

строить

логическую цепь

размышлений.

творческую работу –

презентацию, сочинение –

эссе, рисунок и др.

христианских

святынях

нашего края.

17

Духовная твердыня

Беломорья.

Урок изучения

нового материала.

Формировать

умение слушать и

слышать

собеседника,

выражать свои

мысли, строить

высказывания в

соответствие с

задачами

коммуникации.

Уметь готовить и

представлять на публику

творческую работу –

презентацию, сочинение –

эссе, рисунок и др.

25.01

22.01

Составить

рассказ

используя

иллюстрации

107 – 109

18

Чудотворцы

Соловецкие -

Зосима, Савватий

и Герман

Комбинированны

й

Представить

учащимся

исторические

примеры верного

служения

Отечеству.

Уметь готовить и

представлять на публику

творческую работу –

презентацию, сочинение –

эссе, рисунок и др.

01.02

29.01

Составить

рассказ

используя

иллюстрации

110 – 111

19

Святыни

Соловецкого

монастыря.

Комбинированны

й

Познакомить со

Святынями

Уметь готовить и

представлять на публику

творческую работу –

08.02

05.02

Сообщение об

одном из

русских

Соловецкого

монастыря.

презентацию, сочинение –

эссе, рисунок и др.

святых,

имеющих

отношение к

Соловецкому

монастырю.

20

Святые Нил

Сорский и Иосиф

Волоцкий

размышляют о

богатстве и

бескорыстии

Урок изучения

нового материала.

Представить

учащимся

исторические

примеры верного

служения

Отечеству.

Знать основные положения

темы. Уметь высказывать

собственную точку зрения,

приводить примеры,

отвечать на вопросы,

работать с учебником и

дополнительным материалом

15.02

12.02

Выполнить

задание 5 на

стр.109.

Подготовить

рассказ по

выбору ( Нил

Сорский,

Иосиф

Волоцкий)

21

Нило- сорская

пустынь.

Урок изучения

нового материала.

Познакомить с

Нило- сорской

пустыней.

Знать основные положения

темы. Уметь высказывать

собственную точку зрения,

приводить примеры,

отвечать на вопросы,

работать с учебником и

дополнительным материалом

29.02

19.02

.Выполнить

задания стр.

121 - 122

22

Иосифо- волоцкий

монастырь.

Урок изучения

нового материала.

Познакомить с

Иосифо- волоцким

монастырём.

Знать основные положения

темы. Уметь высказывать

собственную точку зрения,

приводить примеры,

отвечать на вопросы,

работать с учебником и

дополнительным материалом

07.03

26.02

Выполнить

задания стр.

141 - 142

23

Свирский

чудотворец

Урок

и зу че н и я

нового материала.

Познакомить с

житием Свирского

чудотворца.

Уметь готовить и

представлять на публику

творческую работу –

презентацию, сочинение –

эссе, рисунок и др.

14.03

04.03

Подготовить

рассказ о

храме

Василия

Блаженного.

24

Русские святые.

Христа ради

юродивые.

Урок

и зу ч е н и я

нового материала.

Представить

учащимся

исторические

примеры верного

служения

Отечеству.

Знать основные положения

темы. Уметь высказывать

собственную точку зрения,

приводить примеры,

отвечать на вопросы,

работать с учебником и

дополнительным материалом

21.03

11.03

Выполнить

задания стр.

141 - 142

Задания для

самостоятель

ной работы

с.148

25

Василий

Блаженный.

Урок

и зу ч е н и я

нового материала.

Представить

учащимся

исторические

примеры верного

служения

Отечеству.

Уметь готовить и

представлять на публику

творческую работу –

презентацию, сочинение –

эссе, рисунок и др.

04.04

18.03

Подготовить

рассказ о

храме

Василия

Блаженного.

26

Тестовая работа

по теме

«Святая Русь (10-

17 вв).

Контрольный

учет

и

о ц е н к а

знаний,

умений,

навыков.

Знать основные положения

темы. Уметь высказывать

собственную точку зрения,

приводить примеры,

отвечать на вопросы,

работать с учебником и

дополнительным материалом

11.04

01.04

Повторить

основные

понятия

события

изученного

периода.

27

Святые во времена

Московского

государства.

Святой Филипп,

митрополит

Московский.

Урок изучения

нового материала.

Представить

учащимся

исторические

примеры верного

служения

Отечеству.

Знать основные положения

темы. Уметь высказывать

собственную точку зрения,

приводить примеры,

отвечать на вопросы,

работать с учебником и

дополнительным материалом

18.04

08.04

Задания для

самостоятель

ной работы

с.162

28

Русские святые

Смутного времени.

Урок изучения

нового материала.

Представить

учащимся

Уметь готовить и

представлять на публику

творческую работу –

25.04

15.04

Подготовить

рассказ о

патриархе

исторические

примеры верного

служения

Отечеству.

презентацию, сочинение –

эссе, рисунок и др.

Ермогене

29

Русские святые

Смутного времени.

Урок изучения

нового материала.

Представить

учащимся

исторические

примеры верного

служения

Отечеству.

Уметь готовить и

представлять на публику

творческую работу –

презентацию, сочинение –

эссе, рисунок и др.

16.05

22.04

Подготовить

сообщение об

одном из 12

великих

христианских

праздников

(по выбору)

30

Контрольная

работа по теме

«Святая Русь»

Контрольный

учет и оценка

знаний, умений,

навыков.

23.05

29.04

Повторить

основные

понятия

события

изученного

периода.

31

Патриархи Иов,

Ермоген, Филарет.

Урок изучения

нового материала.

Представить

учащимся

исторические

примеры верного

служения

Отечеству.

Знать основные положения

темы. Уметь высказывать

собственную точку зрения,

приводить примеры,

отвечать на вопросы,

работать с учебником и

дополнительным материалом

30.05

06.05

Притча о

неразумном

богаче.

32

Исправление

церковных книг.

Урок изучения

нового материала.

Формировать

умение постановки

учебной задачи на

основе

соотнесения того,

что уже известно и

освоено учащимся,

Знать основные положения

темы. Уметь высказывать

собственную точку зрения,

приводить примеры, отвечать

на вопросы, работать с

учебником и

дополнительным материалом

13.05

Задание 2 на

стр. 186 к илл.

194

и того, что еще

неизвестно.

33

Исправление

церковных книг.

Урок изучения

нового материала.

Формировать

умение постановки

учебной задачи на

основе

соотнесения того,

что уже известно и

освоено учащимся,

и того, что еще

неизвестно.

Знать основные положения

темы. Уметь высказывать

собственную точку зрения,

приводить примеры,

отвечать на вопросы,

работать с учебником и

дополнительным материалом

20.05

Задание 2 на

стр. 186 к илл.

194

34

Патриарх Никон.

Урок изучения

нового материала.

Представить

учащимся

исторические

примеры верного

служения

Отечеству.

Знать основные положения

темы. Уметь высказывать

собственную точку зрения,

приводить примеры, отвечать

на вопросы, работать с

учебником и

дополнительным материалом

27.05

Повторить

основные

понятия,

события

изученного

периода.

6.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.

Литература основная:

1.

Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы

обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,

2013. – 144с.

2.

Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для

начальных

классов

общеобразовательных

школ,

лицеев,

гимназий.

3

(4)-й

год

обучения:

Книга

первая.

Книга

вторая.

М.:

Центр

поддержки

культурно-

исторических традиций Отечества, 2014.

3.

Шевченко Л.Л. Православная культура: Методической пособие для учителя: 3 (4)

годы

обучения.

2-е

изд.,

перераб.

и

доп.

Центр

поддержки

культурно-

исторических традиций Отечества, 2009. – 128с.

Литература дополнительная:

1.

Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография / Сост.

Д.Е.. Самогаев. Под общей ред. иеромонаха Киприана (Ященко) и Л.Л. Шевченко.

– М.: «Покров», 2003. – 304с.

2.

Основы

православной

культуры

и

этики.

Методическое

пособие

для

учителя

начальной школы / Сост. С.Э. Наперстникова. – Смоленск, 2004.

3.

Священник

Сергий

Коротких.

Мир

Божий:

Основы

православной

культуры

и

нравственности. Материалы для школьных уроков. В 2 ч. – М., 2003.

4.

Священник Алексий Мороз. Уроки Добротолюбия. Учебное пособие для среднего

школьного возраста. – СПб: «Статись», 2004.

5.

Ананичев

А.С.

История

русской

Святости.

Рассказы

для

школьников.

ООО

«Сингтагма», М., 2010 – 320 с.

6.

Святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский и Обоянский. Брань честных

семи добродетелей с семью грехами смертными, происходящая в человеке-путнике

всегда, особенно в дни Святой Великой Четыредесятницы, описанная по порядку

ее

седмиц

поэтическим

образом

и

ритмом.

Церковно-славянский

текст

и

современный перевод, сделанный протоиереем Игорем Кобелевым в 2001 году.

Белгород, Белгородская и Старооскольская епархия, 2005..

7.

//Божий мир. Ежемесячный православный журнал.

Дидактический материал:

Наглядные пособия:

1.

Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации». 3 (4) год обучения. –

М.: Изд. Дом «Покров», 2013.

Аудиокассеты:

1.

Литературно-музыкальная

композиция

«Детство

преподобного

Сергия

Радонежского» серии «Христианское воспитание детей».

2.

Литературно-музыкальная

композиция

«Всадник

на

белом

коне»

серии

«Христианское воспитание детей».

CD диски:

1.

Чудотворные Богородичные иконы Афона. Фильм 3-й. – Православное общество

«Днесь».

2.

По святым местам. 4 фильма об Афоне.

3.

300 лет со дня рождения Святителя Иоасафа епископа Белгородского.

4.

Православный календарь. Е. Козенкова. – 57 сюжетов.

7.Результаты освоения учебного предмета и система оценки.

Учащиеся должны знать:

События и основные даты истории Отечества, христианкой Церкви, отраженные в

житиях святых.

Основные источники по истории Отечества.

Значение Русской Православной Церкви в истории Руси.

Основные даты и события развития духовной культуры Руси

Основные понятия, отражающие представления учащихся о православной

христианской культуре.

Понимать язык христианской православной культуры.

Содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою

нравственную позицию

Особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы.

Учащиеся должны уметь:

Обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических

источниках.

Обосновывать свою позицию по отношению событиям истории, житиям святых.

Раскрывать причинно-следственные связи духовной истории.

Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных

традициях.

Ожидаемый результат:

1. Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные

качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть,

правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение,

человечность, честность, чуткость.)

- Важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман,

корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство,

любовь, дружба, забота, обида)

- Общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм,

подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим)

2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы;

активно применять правила вежливого общения;

•оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;

•правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее,

общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;

•быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о

родителях;

•уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и

решать некоторые свои проблемы;

•демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь

формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту

в случае ошибки, которых не следует бояться);

•осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой

большой человеческой ценности;

•осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и

бескорыстие;

•уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие

поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;

•терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной

ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть

наказать;

•управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);

•действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;

•выглядеть опрятно и аккуратно;

•осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю

православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями

своей Родины.

Ожидаемый результат:

1. Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные

качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть,

правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение,

человечность, честность, чуткость.)

- Важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман,

корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство,

любовь, дружба, забота, обида)

- Общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм,

подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим)

2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы;

активно применять правила вежливого общения;

•оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;

•правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее,

общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;

•быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о

родителях;

•уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и

решать некоторые свои проблемы;

•демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь

формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту

в случае ошибки, которых не следует бояться);

•осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой

большой человеческой ценности;

•осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и

бескорыстие;

•уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие

поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;

•терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной

ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть

наказать;

•управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);

•действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;

•выглядеть опрятно и аккуратно;

•осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю

православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями

своей Родины.

Ожидаемые результаты совпадают с требованием к уровню подготовки учащихся,

изложенным в федеральном проекте стандарта курса «Основы православной

культуры» и предполагают следующие знания и умения:

- знать: термины «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное

новолетие», иметь представление об их назначении, основы церковнославянского

языка;

- уметь: рассказать о семье Богородицы, преподобного Сергия Радонежского,

объяснить, чем именины отличаются от дня рождения, отличать текст молитвы от

стихотворений, иконы от картин, фотографий;

- понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия

Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл православных праздников;

- узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды,

Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного

Серафима Саровского и лики других святых.

- проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к

родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).

Критерии оценки по предмету «Православная культура».

Исходя из совокупности усвоенных знаний, умений, навыков оценку

квалифицировать следующим образом:

«отлично» (5)

усвоение глубоких, прочных знаний, логичный и доказательный ответ, знание

основных фактов, понятий, терминов, дат, событий и персоналий;

умение устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно

анализировать и сопоставлять письменные источники, знать периодизацию

событий истории Православной культуры, историческую карту, умение делать

аргументированные выводы.

при ответе соблюдать нормы русского языка.

«хорошо» (4)

усвоение глубоких, прочных знаний, логичный и доказательный ответ, знание

основных фактов, понятий, терминов, дат, событий и персоналий;

умение устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно

анализировать и сопоставлять письменные источники, знать периодизацию

событий истории Православной культуры, историческую карту, умение делать

аргументированные выводы.

при ответе соблюдать нормы русского языка. В ответе допускаются

несущественные неточности.

«удовлетворительно» (3)

усвоение основных понятий, терминов, знать фактический материал.

умение устанавливать причинно – следственные связи и давать развернутые

определения; уметь излагать материал, осуществлять анализ проблем,

процессов, фактов и явлений истории Православной культуры, использовать

письменные источники и делать выводы.

при ответе соблюдать нормы русского языка. В ответе допускаются

существенные ошибки и неточности.

«неудовлетворительно» (2) не выставляется.



В раздел образования