Автор: Малышева Светлана Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ НО "Арзамасский медицинский колледж"
Населённый пункт:
Наименование материала: Использование имитационных методов обучения, на занятиях по МДК.01.01 Лекарствоведение и во внеаудиторной деятельности, как средства формирования профессиональных компетенций
Тема: Методы обучения
Раздел: среднее профессиональное
«Использование имитационных методов обучения на занятиях по
МДК.01.01 Лекарствоведение и во внеаудиторной деятельности, как
средства формирования профессиональных компетенций»
Преподаватель ГБПОУ НО
«Арзамасский медицинский колледж» Малышева С.А.
В системе профессионального образования должен быть более ярко выражен
творческий
подход,
предполагающий
усиление
внимания
к
имитации
профессиональной
деятельности
в
учебном
процессе,
поэтому
проблема
разработки имитационных методов обучения является актуальной. Новые
требования работодателей обуславливают необходимость к формированию у
молодого поколения мотивации инновационного типа, трудового поведения,
современного
мышления,
а
это
в
свою
очередь
требует
от
системы
профессионального
образования
нового
качества,
постановки
перед
ним
новых приоритетов, как в деле удовлетворения потребностей экономики в
квалифицированных
кадрах,
так
и
вопросах
воспитания
молодежи,
нацеленной на саморазвитие, самореализацию, обладающей толерантностью
и
высокой
культурой.
В
связи
с
этим,
на
практических
занятиях
по
МДК.01.01. Лекарствоведение мной активно используются имитационные
методы обучения.
Цели и задачи:
формирование
творческой
личности
специалиста,
способного
к
саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, через
имитационные методы обучения
подчинить
процесс
обучения
управляющему
воздействию
преподавателя;
обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных
студентов, так и не подготовленных;
установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного
материала.
Такая активная форма обучения позволяет применять частично поисковую
деятельность и самостоятельную исследовательскую деятельность. Развивает
критическое и логическое мышление, позволяет уже во время обучения, и в
будущей профессиональной деятельности, ориентироваться в нестандартных
ситуациях.
Эффективным методом является письменное инструктирование,
которое представляет собой систему заданий, которые предусматривают с
первых занятий овладения действием в процессе решения обучающимися
практических задач, активизации их теоретических знаний, развития
профессиональных компетенций. Письменное инструктирование помогает
самостоятельно, без помощи педагога выполнять технологические процессы.
Для систематизации, углубления знаний и последовательного формирования
профессиональных умений и как следствие – профессиональных
компетенций особую ценность в профессиональном обучении приобретает
педагогическая игра. Такая игра выступает как специфический феномен
становления и развития профессиональной компетентности будущего
специалиста.
Эффективной формой передачи знаний и профессиональных умений
будущим специалистам на занятиях производственного обучения является
мастер-класс, который предполагает демонстрацию оригинальных методов
освоения определённого содержания производственных процессов при
активной роли всех участников занятия. Активное включение мастер-классов
в процесс производственного обучения является основанием для
формирования и развития всех компонентов профессиональных
компетенций.
Одной из современных активных форм обучения, способствующих отработке
профессиональных навыков до нормативного качества, совершенствованию
определённых профессиональных умений является тренинг.
Все перечисленные активные формы и методы обучения для формирования и
развития профессиональных компетенций имеют дидактическую ценность
только при условии мотивирования обучающихся на познавательную
активность и самостоятельность.
Мониторинг применения имитационных методов на практических занятиях
по МДК.01.01 Лекарствоведение дал следующие результаты:
в отчетах по практике выросло качество;
увеличилась общая успеваемость студентов;
возросло
количество
«отличных»
характеристик
студентов
от
руководства аптечных организаций;
100% - е трудоустройство выпускников;
вырос
процент
успешного
прохождения
процедуры
первичной
аккредитации!
Вывод: при использовании имитационных методов, роль преподавателя
резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс
и
занимается
его
общей
организацией,
готовит
заранее
необходимые
задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт
консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного
плана.