Напоминание

Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников.


Автор: Кожухарь Ирина Александровна
Должность: Заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №12
Населённый пункт: село Восток, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экспериментирование – источник познавательного

развития дошкольников.

Как

обуздать

кипучую

энергию

и

неуемную

любознательность

малыша?

Как

максимально

использовать

пытливость

детского

ума

и

подтолкнуть

ребенка

к

познанию

мира?

Как

способствовать

развитию

творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед

воспитателями.

В

нашем

дет ском

с аду

обобщен

опыт

работы

по

т е м е

«Экспериментирование

источник

познавательного

р а з в и т и я

дошкольников», разработаны памятки «В помощь воспитателю» по данной

теме, собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов,

которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений

о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка, составлены

конспекты организованной деятельности с детьми. Наш опыт работы будет

полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет

свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми

объектами

в

"лабораторных"

условиях

как

средствами

познания

окружающего мира

Задачи:

1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

3) освоение методов познания;

4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе

которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем

дошкольном

возрасте

познавательный

интерес

имеет

направленность:

"Узнать - научиться - познать"

Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Условия:

постепенное

усложнение,

организация

условий

для

самостоятельной

и

учебной

деятельности,

использование

проблемных,

ситуаций

Результат:

опыт

самостоятельной

деятельности,

исследовательской

работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических

новообразований.

Последовательность детского экспериментирования:

1.

Проблемная ситуация.

2.

Целеполагание.

3.

Выдвижение гипотез.

4.

Проверка предположения.

5.

Если

предположение

подтвердилось:

формулирование

выводов

(как

получилось)

6.

Если

предположение

не

подтвердилось:

возникновение

новой

гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы,

формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как

получилось).

В

процессе

экспериментирования

ребенку

необходимо

ответить

на

следующие вопросы:

- Как я это делаю?

- Почему я это делаю именно так, а не иначе?

- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Примерная структура детского экспериментирования:

1.

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта

проблемной ситуации.

2.

Уточнение

правил

безопасности

жизнедеятельности

в

ходе

осуществления экспериментирования.

3.

Уточнение плана исследования.

4.

Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне

исследования.

5.

Распределение

детей

на

подгруппы,

выбор

ведущих,

помогающих

организовать

сверстников,

комментирующих

ход

и

результаты

совместной деятельности детей в группах.

6.

А н а л и з

и

о б о б щ е н и е

п о л у ч е н н ы х

д е т ь м и

р е з ул ь т а т о в

экспериментирования.

Содержание уголков экспериментальной деятельности.

Задачи

уголка:

развитие

первичных

естественнонаучных

представлений,

наблюдательности,

любознательности,

активности,

мыслительных

операций

(анализ,

сравнение,

обобщение,

классификация,

наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр

науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные

коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы,

перья и т.п.)

2) место для приборов

3) место для хранения материалов (природного, "бросового")

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки,

стружка, пенопласт и др.)

В помощь воспитателю

ПАМЯТКА

Примерная структура детского экспериментирования

1.

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта

проблемной ситуации.

2.

Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления

(могут быть организованы до занятия).

3.

Уточнение

правил

безопасности

жизнедеятельности

в

ходе

осуществления экспериментирования.

4.

Уточнение плана исследования.

5.

Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне

исследования.

6.

Распределение

детей

на

подгруппы,

выбор

ведущих,

помогающих

организовать

сверстников,

комментирующих

ход

и

результаты

совместной деятельности детей в группах.

7.

А н а л и з

и

о б о б щ е н и е

п о л у ч е н н ы х

д е т ь м и

р е з ул ь т а т о в

экспериментирования.

ПАМЯТКА

Планирование работы с детьми по экспериментированию

Младший дошкольный возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание

условий,

необходимых

для

сенсорного

развития

в

ходе

ознакомления

с

явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских

действий

педагогам

рекомендуется

решать

следующие

задач и:

1)

сочетать

показ

предмета

с

активным

действием

ребёнка

по

его

обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть

использована

дидактическая

игра

типа

"Чудесный

мешочек");

2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе,

туфли

-

босоножки

(дидактическая

игра

типа

"Не

ошибись");

3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит

автобус?);

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт

(Почему песок не рассыпается?);

Основное

содержание

исследований,

производимых

детьми,

предполагает формирование у них представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром,

со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес,

притяжение).

3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа,

луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол":

как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).

5. Об эталоне "1 минута".

6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для

рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами,

обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы

(цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий,

твёрдый - тёплый и прочее).

Средний дошкольный возраст

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение

представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

Основными

задачами,

решаемыми

педагогами

в

проце сс е

экспериментирования, являются:

1) активное использование опыта игровой и практической деятельности

детей

(Почему

лужи

ночью

замерзают,

днём

оттаивают?

Почему

мячик

катится?);

2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего

необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);

3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда

чайная, столовая).

I.

Основное

содержание

исследований,

проводимых

детьми,

предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина,

пластмасса).

2.

О

природных

явлениях

(времена

года,

явления

погоды,

объекты

неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи,

фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и

т.д.).

5.

О

геометрических

эталонах

(круг,

прямоугольник,

треугольник,

призма).

6.

О

человеке

(мои

помощники

-

глаза,

нос,

уши,

рот

и

т.д.).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт

слов,

обозначающих

свойства

объектов

и

явлений.

Кроме

этого,

дети

знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

В

этом

возрасте

активно

используются

строительные

игры,

позволяющие

определить

признаки

и

свойства

предметов

в

сравнении

с

геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.)

Старший дошкольный возраст

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и

признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов

и явлений.

Основными

задачами,

решаемыми

педагогом

в

п р о ц е с с е

экспериментирования, являются:

1) активное использование результатов исследования в практической

(бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для

кукол?);

2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме

(шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные),

материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто

назовёт больше качеств и свойств?").

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает

формирование у них следующих представлений:

1.

О

материалах

(ткань,

бумага,

стекло,

фарфор,

пластик,

металл,

керамика, поролон).

2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе,

движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).

3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется

град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и

т.п.).

4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их

форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет,

форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

5.

О

предметном

мире

(родовые

и

видовые

признаки

-

транспорт

грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).

6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус,

шар).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт

слов,

обозначающих

свойства

объектов

и

явлений.

Кроме,

того

дети

знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова

(ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий

- тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках")

Конспект организованной деятельности по экспериментированию

(подготовительная к школе группа)

Тема: «Все на свете нужны…»

Программное содержание:

Расширять

знания

и

представления

детей

о

положительных

и

отрицательных сторонах существования змей, раскрыть необоснованность

преследования

их

людьми.

Дать

понятие

о

необходимости

и

нужности

любого

живого

существа

как

составляющего

звена

экосистемы

планеты

Земля.

Воспитывать у детей гуманные чувства к незаслуженно преследуемым

людьми змеям.

Формировать правила поведения при встрече со змеями. Закрепить

навыки безопасности во время проведения опытов.

Предварительная работа: беседа о пользе змей.

Оборудование: картинки с изображением змей, карточки-схемы, песок,

спирт, сахарная пудра, пищевая сода, столовые и чайные ложки, защитные

очки, спички, поднос, ступка, пестик.

ТСО: ноутбук, мышка, аудио и видео файлы.

Ход занятия:

Звучит аудиозапись «Входящее сообщение».

Воспитатель:

Ребята,

нам

пришло

электронное

письмо,

проверим

почту? (Да).

Так, отправитель – недалёкое будущее. Ничего себе, вот это чудеса

Интернета! Письмо-то не простое, а звуковое.

Включается аудиофайл №1.

Воспитатель: Да, часто мы считаем кого-то вредными существами,

забывая при этом, что в природе все связано друг с другом. Змеи питались

червями и грызунами. Не стало змей – развелось много вредителей. Люди

стали страдать.

Змея

является

одним

из

нелюбимых

человеком

животных.

Как

вы

думаете почему? (ответы детей)

Многие люди не любят змей. Некоторые, увидев змею, хватают палку и

гонятся за ней, чтобы убить. Но змея никогда не нападает на человека первая,

она

сама

его

боится.

Если

человек

ведет

себя

осторожно,

змея

первая

услышит

шелест

травы

под

его

ногами

и

уползет

поскорее

в

укромное

местечко.

Посмотрите, ребята, на юге России обитают разные змеи: медянка, уж

обыкновенный и уж водяной, полоз четырехполосный, полоз леопардовый,

полоз желтобрюхий и ядовитая степная гадюка.

(Показ картинок и фотографий этих змей).

-Как

вы

думаете,

какую

пользу

могут

прино сить

зм е и ?

(Предполагаемые ответы детей:

жарких

странах

змей

используют

для

уничтожения

грызунов.

В

помещение с грызунами запускают змей, и через неделю грызунов нет;

-из яда змей готовят ценные лекарства. Знак чаши со змеёй – это

символ медицины. Видели такой знак?;

-против укуса ядовитых змей изготовлена особая сыворотка;

-от укусов пчёл каждый год погибает в 3 раза больше людей, чем от

укусов ядовитых змей.)

Воспитатель: Какие

обширные

знания

вы

показали,

ребята.

Сразу

видно, что вы – будущие ученые.

Динамическая пауза «Змейка»

Давайте попробуем представить, что чувствует змея, когда ее тревожат.

Представьте, что вы – змеи. Выползайте на травку-ковер. Лежите вы высокой

траве, вас не видно. Вы греетесь на солнышке, наслаждаетесь пением птиц.

Вот свернулись, вот выгнулись. А теперь сон разморил вас. И вдруг на вас

идет огромный великан. Он кричит, он топает ногами. Вот-вот наступит на

вас и раздавит. Страшно вам стало? И змее страшно, потому и шипит она,

предупреждает: «Я здесь, осторожно, ближе не подходи, а то укушу!»

Воспитатель: Но

как

же

помочь

людям

из

недалёкого

будущего?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Как настоящим ученым я предлагаю вывести новую

породу змей, записать эксперимент на видео и отправить по электронной

почте. Люди из недалёкого будущего в лаборатории повторят наш опыт и

смогут исправить свою ошибку. Как вам такая идея? (Нравится.)

Тогда в лабораторию, но сначала вспомним правила безопасной работы

при проведении опытов (выставляется схема). Маша, напомни ребятам.

Воспитатель: Аналитическая

группа

предлагает

нам

следующую

схему выведения новой породы змей, проверим опытным путём? (Да). Итак,

все надели защитные очки, приступим.

Витя,

делай

горку

из

3

столовых

ложек

песка.

Оксана,

отмеряй

1

столовую ложку белого порошка из банки №1. Коля, ты отмеряй 1 чайную

ложку

белого порошка из банки №2. Я хорошо смочу песок прозрачной

жидкостью. Вика, тщательно разотри все ингредиенты, аккуратно засыпай в

углубление горки. Теперь осталось это поджечь, смотрим и ждём!

(Воспитатель

обращает

внимание

на

то,

как

медленно,

осторожно

появляется змея, она боится. Не бойся, с рождением тебя, змейка!)

Воспитатель: Вот какая красавица! Ребята, как же назвать этот вид,

придумайте! Этот экземпляр мы оставим в лаборатории, а теперь пойдемте,

отправим видеозапись эксперимента. («Отправляют электронную почту»).

Звучит аудиозапись «Входящее сообщение».

Воспитатель: Нам пришел ответ (включает аудио файл №2, видео «Все

на свете нужны»).

Воспитатель:

Я

надеюсь,

ребята,

что

наша

сегодняшняя

встреча

заставит вас задуматься о нужности любого животного. Может в будущем

кто-то из вас станет настоящим ученым. Хочу подарить эти очки на память.

Творите, изобретайте, экспериментируйте. До новых встреч!

Опыт «Прозрачна ли вода?»

Опыт «Плавает или нет?»



В раздел образования