Автор: Кожухарь Ирина Александровна
Должность: Заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №12
Населённый пункт: село Восток, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Экспериментирование – источник познавательного
развития дошкольников.
Как
обуздать
кипучую
энергию
и
неуемную
любознательность
малыша?
Как
максимально
использовать
пытливость
детского
ума
и
подтолкнуть
ребенка
к
познанию
мира?
Как
способствовать
развитию
творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед
воспитателями.
В
нашем
дет ском
с аду
обобщен
опыт
работы
по
т е м е
«Экспериментирование
–
источник
познавательного
р а з в и т и я
дошкольников», разработаны памятки «В помощь воспитателю» по данной
теме, собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов,
которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений
о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка, составлены
конспекты организованной деятельности с детьми. Наш опыт работы будет
полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет
свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми
объектами
в
"лабораторных"
условиях
как
средствами
познания
окружающего мира
Задачи:
1) развитие мыслительных процессов;
2) развитие мыслительных операций;
3) освоение методов познания;
4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе
которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем
дошкольном
возрасте
познавательный
интерес
имеет
направленность:
"Узнать - научиться - познать"
Средства: язык, речь, поисковые действия.
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Условия:
постепенное
усложнение,
организация
условий
для
самостоятельной
и
учебной
деятельности,
использование
проблемных,
ситуаций
Результат:
опыт
самостоятельной
деятельности,
исследовательской
работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических
новообразований.
Последовательность детского экспериментирования:
1.
Проблемная ситуация.
2.
Целеполагание.
3.
Выдвижение гипотез.
4.
Проверка предположения.
5.
Если
предположение
подтвердилось:
формулирование
выводов
(как
получилось)
6.
Если
предположение
не
подтвердилось:
возникновение
новой
гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы,
формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как
получилось).
В
процессе
экспериментирования
ребенку
необходимо
ответить
на
следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерная структура детского экспериментирования:
1.
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта
проблемной ситуации.
2.
Уточнение
правил
безопасности
жизнедеятельности
в
ходе
осуществления экспериментирования.
3.
Уточнение плана исследования.
4.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне
исследования.
5.
Распределение
детей
на
подгруппы,
выбор
ведущих,
помогающих
организовать
сверстников,
комментирующих
ход
и
результаты
совместной деятельности детей в группах.
6.
А н а л и з
и
о б о б щ е н и е
п о л у ч е н н ы х
д е т ь м и
р е з ул ь т а т о в
экспериментирования.
Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи
уголка:
развитие
первичных
естественнонаучных
представлений,
наблюдательности,
любознательности,
активности,
мыслительных
операций
(анализ,
сравнение,
обобщение,
классификация,
наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр
науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные
коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы,
перья и т.п.)
2) место для приборов
3) место для хранения материалов (природного, "бросового")
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки,
стружка, пенопласт и др.)
В помощь воспитателю
ПАМЯТКА
Примерная структура детского экспериментирования
1.
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта
проблемной ситуации.
2.
Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления
(могут быть организованы до занятия).
3.
Уточнение
правил
безопасности
жизнедеятельности
в
ходе
осуществления экспериментирования.
4.
Уточнение плана исследования.
5.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне
исследования.
6.
Распределение
детей
на
подгруппы,
выбор
ведущих,
помогающих
организовать
сверстников,
комментирующих
ход
и
результаты
совместной деятельности детей в группах.
7.
А н а л и з
и
о б о б щ е н и е
п о л у ч е н н ы х
д е т ь м и
р е з ул ь т а т о в
экспериментирования.
ПАМЯТКА
Планирование работы с детьми по экспериментированию
Младший дошкольный возраст
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание
условий,
необходимых
для
сенсорного
развития
в
ходе
ознакомления
с
явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских
действий
педагогам
рекомендуется
решать
следующие
задач и:
1)
сочетать
показ
предмета
с
активным
действием
ребёнка
по
его
обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть
использована
дидактическая
игра
типа
"Чудесный
мешочек");
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе,
туфли
-
босоножки
(дидактическая
игра
типа
"Не
ошибись");
3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит
автобус?);
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт
(Почему песок не рассыпается?);
Основное
содержание
исследований,
производимых
детьми,
предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром,
со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес,
притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа,
луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол":
как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне "1 минута".
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для
рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами,
обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы
(цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий,
твёрдый - тёплый и прочее).
Средний дошкольный возраст
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение
представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.
Основными
задачами,
решаемыми
педагогами
в
проце сс е
экспериментирования, являются:
1) активное использование опыта игровой и практической деятельности
детей
(Почему
лужи
ночью
замерзают,
днём
оттаивают?
Почему
мячик
катится?);
2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего
необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);
3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда
чайная, столовая).
I.
Основное
содержание
исследований,
проводимых
детьми,
предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина,
пластмасса).
2.
О
природных
явлениях
(времена
года,
явления
погоды,
объекты
неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи,
фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и
т.д.).
5.
О
геометрических
эталонах
(круг,
прямоугольник,
треугольник,
призма).
6.
О
человеке
(мои
помощники
-
глаза,
нос,
уши,
рот
и
т.д.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт
слов,
обозначающих
свойства
объектов
и
явлений.
Кроме
этого,
дети
знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).
В
этом
возрасте
активно
используются
строительные
игры,
позволяющие
определить
признаки
и
свойства
предметов
в
сравнении
с
геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.)
Старший дошкольный возраст
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и
признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов
и явлений.
Основными
задачами,
решаемыми
педагогом
в
п р о ц е с с е
экспериментирования, являются:
1) активное использование результатов исследования в практической
(бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для
кукол?);
2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме
(шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные),
материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто
назовёт больше качеств и свойств?").
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает
формирование у них следующих представлений:
1.
О
материалах
(ткань,
бумага,
стекло,
фарфор,
пластик,
металл,
керамика, поролон).
2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе,
движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется
град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и
т.п.).
4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их
форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет,
форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
5.
О
предметном
мире
(родовые
и
видовые
признаки
-
транспорт
грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус,
шар).
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт
слов,
обозначающих
свойства
объектов
и
явлений.
Кроме,
того
дети
знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова
(ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий
- тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках")
Конспект организованной деятельности по экспериментированию
(подготовительная к школе группа)
Тема: «Все на свете нужны…»
Программное содержание:
Расширять
знания
и
представления
детей
о
положительных
и
отрицательных сторонах существования змей, раскрыть необоснованность
преследования
их
людьми.
Дать
понятие
о
необходимости
и
нужности
любого
живого
существа
как
составляющего
звена
экосистемы
планеты
Земля.
Воспитывать у детей гуманные чувства к незаслуженно преследуемым
людьми змеям.
Формировать правила поведения при встрече со змеями. Закрепить
навыки безопасности во время проведения опытов.
Предварительная работа: беседа о пользе змей.
Оборудование: картинки с изображением змей, карточки-схемы, песок,
спирт, сахарная пудра, пищевая сода, столовые и чайные ложки, защитные
очки, спички, поднос, ступка, пестик.
ТСО: ноутбук, мышка, аудио и видео файлы.
Ход занятия:
Звучит аудиозапись «Входящее сообщение».
Воспитатель:
Ребята,
нам
пришло
электронное
письмо,
проверим
почту? (Да).
Так, отправитель – недалёкое будущее. Ничего себе, вот это чудеса
Интернета! Письмо-то не простое, а звуковое.
Включается аудиофайл №1.
Воспитатель: Да, часто мы считаем кого-то вредными существами,
забывая при этом, что в природе все связано друг с другом. Змеи питались
червями и грызунами. Не стало змей – развелось много вредителей. Люди
стали страдать.
Змея
является
одним
из
нелюбимых
человеком
животных.
Как
вы
думаете почему? (ответы детей)
Многие люди не любят змей. Некоторые, увидев змею, хватают палку и
гонятся за ней, чтобы убить. Но змея никогда не нападает на человека первая,
она
сама
его
боится.
Если
человек
ведет
себя
осторожно,
змея
первая
услышит
шелест
травы
под
его
ногами
и
уползет
поскорее
в
укромное
местечко.
Посмотрите, ребята, на юге России обитают разные змеи: медянка, уж
обыкновенный и уж водяной, полоз четырехполосный, полоз леопардовый,
полоз желтобрюхий и ядовитая степная гадюка.
(Показ картинок и фотографий этих змей).
-Как
вы
думаете,
какую
пользу
могут
прино сить
зм е и ?
(Предполагаемые ответы детей:
-в
жарких
странах
змей
используют
для
уничтожения
грызунов.
В
помещение с грызунами запускают змей, и через неделю грызунов нет;
-из яда змей готовят ценные лекарства. Знак чаши со змеёй – это
символ медицины. Видели такой знак?;
-против укуса ядовитых змей изготовлена особая сыворотка;
-от укусов пчёл каждый год погибает в 3 раза больше людей, чем от
укусов ядовитых змей.)
Воспитатель: Какие
обширные
знания
вы
показали,
ребята.
Сразу
видно, что вы – будущие ученые.
Динамическая пауза «Змейка»
Давайте попробуем представить, что чувствует змея, когда ее тревожат.
Представьте, что вы – змеи. Выползайте на травку-ковер. Лежите вы высокой
траве, вас не видно. Вы греетесь на солнышке, наслаждаетесь пением птиц.
Вот свернулись, вот выгнулись. А теперь сон разморил вас. И вдруг на вас
идет огромный великан. Он кричит, он топает ногами. Вот-вот наступит на
вас и раздавит. Страшно вам стало? И змее страшно, потому и шипит она,
предупреждает: «Я здесь, осторожно, ближе не подходи, а то укушу!»
Воспитатель: Но
как
же
помочь
людям
из
недалёкого
будущего?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Как настоящим ученым я предлагаю вывести новую
породу змей, записать эксперимент на видео и отправить по электронной
почте. Люди из недалёкого будущего в лаборатории повторят наш опыт и
смогут исправить свою ошибку. Как вам такая идея? (Нравится.)
Тогда в лабораторию, но сначала вспомним правила безопасной работы
при проведении опытов (выставляется схема). Маша, напомни ребятам.
Воспитатель: Аналитическая
группа
предлагает
нам
следующую
схему выведения новой породы змей, проверим опытным путём? (Да). Итак,
все надели защитные очки, приступим.
Витя,
делай
горку
из
3
столовых
ложек
песка.
Оксана,
отмеряй
1
столовую ложку белого порошка из банки №1. Коля, ты отмеряй 1 чайную
ложку
белого порошка из банки №2. Я хорошо смочу песок прозрачной
жидкостью. Вика, тщательно разотри все ингредиенты, аккуратно засыпай в
углубление горки. Теперь осталось это поджечь, смотрим и ждём!
(Воспитатель
обращает
внимание
на
то,
как
медленно,
осторожно
появляется змея, она боится. Не бойся, с рождением тебя, змейка!)
Воспитатель: Вот какая красавица! Ребята, как же назвать этот вид,
придумайте! Этот экземпляр мы оставим в лаборатории, а теперь пойдемте,
отправим видеозапись эксперимента. («Отправляют электронную почту»).
Звучит аудиозапись «Входящее сообщение».
Воспитатель: Нам пришел ответ (включает аудио файл №2, видео «Все
на свете нужны»).
Воспитатель:
Я
надеюсь,
ребята,
что
наша
сегодняшняя
встреча
заставит вас задуматься о нужности любого животного. Может в будущем
кто-то из вас станет настоящим ученым. Хочу подарить эти очки на память.
Творите, изобретайте, экспериментируйте. До новых встреч!
Опыт «Прозрачна ли вода?»
Опыт «Плавает или нет?»