Автор: Безугленко Ольга Сергеевна
Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин
Учебное заведение: ОГАПОУ
Населённый пункт: Белгородская область, Красногвардейский район, г. Бирюч
Наименование материала: Методическая разработка учебного занятия открытого урока комбинированного типа по дисциплине «ОУД.05 История» для студентов 1 курса специальности 36.02.01. «Ветеринария» 1В9 группы
Тема: "Россия в эпоху петровских преобразований"
Раздел: среднее профессиональное
Департамент внутренней и кадровой политики
Белгородского области
Областное государственное профессиональное образовательное
учреждение
«Бирючанский техникум»
Методическая разработка
учебного занятия
открытого урока комбинированного типа по дисциплине
«ОУД.05 История» для студентов 1 курса
специальности 36.02.01. «Ветеринария» 1В9 группы
тема:
«
Россия в эпоху петровских преобразований
»
Разработчик:
Безугленко О.С.
Бирюч, 2020
1
Содержание
I. Аннотация.
II. Введение.
III. Подготовительный этап.
IV. Основная часть
1.
План занятия.
2.
Ход урока.
3.
Сценарий.
V. Заключение.
VI. Литература.
VII. Рецензия.
VIII.Приложения.
1.
Тесты по теме «Северная война».
2.
«Историческаяромашка»
по
основным
новшествам
петровской
эпохи.
3.
Дидактические
материалы
(высказывания
о
положительных
и
отрицательных момента в петровскую эпоху).
4.
Рабочий листок для каждой группы.
5.
Материалы
о
положительных
и
отрицательных
моментах
в
деятельности «Петра I».
6.
«Карта государственного управления при Петре I».
2
Аннотация
Данная
методическая
разработка
учебного
занятия
предназначена
в
первую
очередь
для
преподавателей
истории,
а
также
для
преподавателей,
заинтересованных в использовании активных форм в обучении. В методической
разработке учебного занятия представлен комбинированный урок по истории и
предлагаются
разнообразные
методы
опроса
и
закрепления
изученного
материала.
Проведение урока в предложенной форме поможет развить интерес к
предмету и применить индивидуальный подход в обучении студентов.
3
Введение
На
рубеже XVII - XVIII вв.
Россия
утвердилась
в
качестве
великой
державы. Наиболее существенные перемены в положении России и характере
ее развития произошли в царствование Алексея Михайловича Романова (1645-
1676г.г.).
Кульминацией
этого
процесса
явилась,
конечно,
эпоха
Петра I (1689-
1725), царя-преобразователя. Подчинение церкви государству, введение Табели
о
рангах,
способствовавшей
социальной
мобильности,
активная
протекция
национальной
промышленности
и
торговле,
забота
об
образовании
и
просвещении страны, ломка традиционных устоев быта и норм поведения -
такой обширной программы, реализуемой сверху, не знала, пожалуй, ни одна
западноевропейская страна.
Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую Империю.
Коренным
образом
изменилось
место
России
в
мире
и
ее
роль
в
международных отношениях того времени.
Актуальностьметодической разработки учебного занятиязаключается
в определении значимости развития России, как великой державы в эпоху
петровских преобразований.
Проведение
реформ
Петром
I
стало
первым
этапом
становления
самодержавия и величия Российской Империи, путем создания российского
флота и закрепления позиции ведущий военной державы.
Основной целью методической разработки учебного занятия является
изучение личности ПетраI, как первого русского императора и самодержца,
основателя
Российской
Империи,
создателя
российского
флота
и
великого
реформатора.
Основными
задачамиметодической
разработки
учебного
занятия
исходя из цели являются:
- формирование активной позиции сотрудничества в команде;
- формирование внутренней положительной мотивации к предмету «ОУД.
05 История»;
- воспитывать чувство любви и интереса к истории России.
При решении поставленных задач применялись следующие методы
исследования:
абстрактно-логический,
монографический,
и с т о р и ко -
исследовательский и другие
Поэтому
изучению
этой
темы
уделяется
большое
внимание
в
отечественной истории и в истории нового времени в целом. Данный урок
предлагается провести как комбинированный, т.к. для лучшего раскрытия темы:
«Россия
в
эпоху
петровский
преобразований»
необходимо
вспомнить
предыдущие темы из отечественной и мировой истории. Предлагаемые формы
и
методы
опроса
и
изложения
нового
материала
позволяют
использовать
индивидуальный,
личностно-ориентированный
подход
к
студентам,
активизировать их внимание, лучше разобраться со сложными вопросами.
4
Подготовительный этап
При
подготовке
урока
преподаватель
разрабатывает
план
урока,
разнообразные
вопросы
и
задания
для
проверки
домашнего
задания,
предусматривает эффективные и доступные методы изучения нового материала.
Преподаватель
составляет
тесты
по
теме
«Смутное
время»,
готовит
историческое
лото
по
просветителям
и
кроссворд
по
теме
«Буржуазная
революция в Англии». Заранее студентам было поручено подготовить доклады
по
темам
«Бунташный
век»
и
«Характеристика
Петра I как
человека».
Преподаватель
помогает
им
подобрать
научный
материал
и
разобраться
в
сложных вопросах. Члены исторического кружка подготовили плакаты «Табель
о рангах», «Схема государственного управления при Петре I», а также большой
кроссворд по теме «Буржуазная революция в Англии».
Для оформления кабинета к уроку и большей наглядности была сделана
выставка
книг
и
отдельных
статей
о
Петре I,
а
также
подбор
открыток
о
Петербурге - детище Петра I.
Для
голосования
студентов
в
конце
урока
по
вопросу
оценки
деятельности
Петра I были
подготовлены
цветные
жетоны
(красные
-
положительная
оценка,
черные
-
отрицательная
оценка).
А
также
были
подготовлены желтые жетоны для того, чтобы раздать студентам во время урока
за короткие ответы и добавления.
5
План занятия
По дисциплине: История
Дата11.02.2020г.
Тема: «Россия в эпоху петровских преобразований»
Цель урока:
1) Образовательная:
Повторить
тему
«Россия
в
эпоху
петровских
преобразований
(Начало правления Петра I, Внешняя политика (Северная война)»;
Углубить представления студентов о реформах Петра I, комплексе
причин, их вызвавших, содержании преобразований и последствиях.
Закрепить изученный материал.
2) Развивающая:
Развитие творческих способностей обучаемых;
Формирование
умений
обобщать
и
систематизировать
материал,
высказывать собственное мнение о личности Петра I и его роли в истории
России;
Активизировать процессы мышления и воображения.
3) Воспитательная:
Способствовать
нравственно
патриотическому
воспитанию
школьников, воспитывать в них любовь и уважение к своему народу, к истории
своей страны;
Воспитывать интерес к истории как учебному предмету.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: урок – работа в группах.
Планируемые результаты обучения: студенты должны знать причины,
содержание
и
последствия
реформ
Петра
I,
давать
собственную
оценку
личности Петра I и его преобразованиям.
Межпредметная связь: обществознание, литература, география, история
отечественного государства и права.
Методическое
обеспечение
занятия:
карточки
–
задания
д ля
самостоятельной работы в группах, презентации урока.
Учебное оборудование и оснащение: цветные жетоны, карта «Россия с
конца XVII в.
до
60-х
годов XVIII в.»,
выставка
книг
о
Петре I,
тесты,
историческая ромашка, выставка книг о Петре I, открытки о Петере и его
сподвижниках.
Технические средства обучения - ПК, экран.
Литература:
1. Загладин Н.В., Симония Н. А. История России и мира с древнейших
времен до конца
XIX века. Учебник для 10 класса общеобразовательных
учреждений / Н. В. Загладин, Н. А. Симония. 13-е изд. – М.: ООО «Русское
слово-учебник», 2018. – 400 с.
2. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического, профилей: учебник для нач.
6
и сред.проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков – М.: ИЦ
«Академия», 2012. – 304 с.
Основные
понятия
и
термины:
абсолютизм,
ассамблея,
губернии,
гвардия, генеральный регламент, генерал-прокурор, государственные крестьяне,
камерализм,
коллегии,
магистрат,
меркантилизм,
обер-прокурор,
подушная
подать,
посессионные
крестьяне,
приписные
крестьяне,
протекционизм,
рекрутская повинность, Сенат, Синод, Табель о рангах, фискал.
План повторения пройденного материала:
1.
I. Причины петровских преобразований.
2.
II. Реформы Петра I:
3.
Военные реформы.
а) создание регулярной армии;
б) создание военно-морского флота;
в) основание Санкт-Петербурга и Кронштадта.
2.
Экономические реформы.
а) создание отечественной промышленности;
б)
развитие
торговли,
политика
меркантилизма
и
протекционизма,
денежная реформа.
3.
Социальные реформы.
а) дворянство;
б) крестьянство и налоговая реформа;
в) городское население и городская реформа.
4.
Политические реформы.
а) понятие камерализма;
б) создание Сената и прокуратуры;
в) создание коллегий;
г) губернская реформа;
д) упразднение патриаршества и образование Святейшего Синода;
е) провозглашение России империей, утверждение абсолютной монархии
(самодержавия).
5.
Реформы в сфере культуры.
а) введение нового календаря;
б) создание системы светского образования;
в) внедрение западноевропейской культуры в жизнь общества.
Эпиграф к уроку:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(А. С. Пушкин, 1833)
7
Основная часть
1
этап.
Организационный
момент
(5
мин).Приветствие
студентов.
Сообщение темы, целей, озвучивание эпиграфа, структуры урока. Работа с
журналом (отметить отсутствующих).
Рассказ преподавателя об изменениях проведенных в России в XVII в, в
заключении, которого делается вывод, что преобразования XVII века стали
толчком для преобразований Петра I.
2
э т ап .
Повторение
изученного
материала ( 2 5
м и н ) (Ход
интерактивной игры).
Преподаватель объясняет методику проведения интерактивной игры и
обозначает время на подготовку ответа (30 сек.). Студенты группы разделяются
на два полка эпохи Петра I «Преображенский полк» и «Семёновский полк» на
столах
проставлены
логотипы
группы.
Избраны
два
капитана
команд
«Преображенский полк» – Мочалова Ольга и «Семеновский полк» - Королева
Екатерина. Право хода определяет жребий. Подсчет баллов ведет студентка –
Крючкова
Ольга,
координацию
слайдов
осуществляет
–
Шапашникова
Виктория.
Команды выбирают вопросы, первой начинает команда «Семеновский
полк».
Имя Петра I известно каждому с детских лет. Энгельс называл Петра
«подлинно великим человеком». В его правление отсталая страна совершила
огромный скачок вперед в промышленном развитии. Россия утвердилась на
берегах Балтики, приобрела кратчайший торговый путь в Европу. Появилась
первая
печатная
газета,
возникли
первые
типографии,
печатавшие
книги
светского содержания. И наконец, детищем Петра по праву считается военно-
морской флот, ранее отсутствовавший в России, а также регулярная армия,
великолепно
обученная
и
столь
же
хорошо
вооруженная.
Перечисленные
новшества, вмещаются в емкое понятие Петровские преобразования, которые
позволили России сокрушить первоклассную шведскую армию и войти в ранг
великих
держав.
Петр
занял
достойное
место
в
ряду
великих
предков,
защищавших
независимость
Родины.
Его
беззаветный
патриотизм
и
полководческие дарования
в суровые годы Великой Отечественной войны
были источником вдохновения для советских воинов.
СЛАЙД 1.
1.
Для полного понимания и анализа событий в этот период истории
начнем
игру
с
определения
этапов
реформ
и
установления
абсолютизма
в
период петровских преобразований.
СЛАЙД 2.
1.
Детство и юность Петра I
2.
Экономика и политика
3.
Культурная жизнь страны
4.
Военная слава
5.
«Птенцы гнезда Петрова»
8
Для каждого этапа игры предусмотрены пять вопросов, в зависимости от
сложности устанавливаются баллы 10, 20, 30, 40, 50.
Студентам предлагается выбрать вопрос в зависимости от сложности.
К первой категории относят вопросы:
1.1.
На своей личной печати Пётр Первый вырезал слова (10 баллов ) –
ответ «Я ученик - и нуждаюсь в учителя.
1.2.
В каком возрасте Петр Iстал императором? (20 баллов) – ответ 17
лет;
1.3.
Ради забавы Петру построили крепость со стенами, башнями, рвом
и
подъёмным
мостом.
Как
называлась
крепость?
–
(30
баллов)
–
ответ
Потешная.
1.4.
Как звали дъяка, учителя Петра I, участника развлечений молодого
царя, названного за это «всешутейшим патриархом»? (40 баллов) – ответ –
Никита Зотов.
1.5.
Под
каким
именем
отправился
Петр
во
время
«Великого
посольства» в Европу? (50 баллов) – ответ Петр Михайлов.
Ковторой категории относят вопросы:
2.1. Как назывался основной прямойналог, введенный при Петре I? (10
баллов) – ответ Подушная подать.
2.2.
При
проведении
реформы
местного
управления,
сколько
Петр I
организовал субъектов? (20 баллов) – ответ 8 губерний и 50 провинций.
2.3.
Как
назывался
документ,
уравнивающий
в
правах
вотчины
и
поместья? (30 баллов) – ответ Указ о единонаследии.
2 . 4 . Как
называлась
коллегия
регулирующая
горно-рудное
дело?
(40
баллов) – ответ Берг-коллегия.
2.5. В 1721 был опубликован «Духовный регламент», в котором прямо
говорилось о нежелательности патриаршества, поскольку простой народ видит
в патриархе второго государя. Каковы последствия учреждения Святейшего
Синода
вместо
патриаршества?
(50
баллов)
–
ответ
Подчинение
церкви
светской власти.
К третьей категории относят вопросы:
3.1. В 1687 году Пётр I из потешныхвойск в составе Преображенского и
Семеновского полков создал? (10 баллов) – ответ Российская императорская
гвардия.
3 . 2 . Книга
о
хороших
манерах,
составленная
для
молодых
людейво
времена царствования Петра I? (20 баллов) – ответ «Юности честное зерцало».
3 .
3 . Собрания-балы
с
участием
женщинв
домах
российской
знати,введенные
и
регламентированныеПетром I
(30
баллов)
–
ответ
Ассамблеии.
3.4. В каком году прошел первый стрелецкий бунт? (40 баллов) – ответ
1682г.
3.5. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести
общий? (50 баллов) – Рекрутский набор.
К четвертой категории относят вопросы:
9
4.1. «оная победа виною всех благополучных последствий России, понеже
тут первая проба солдатская была».
О каком сражении говорил Петр I? (10
баллов) – ответ Битва при Лесной.
4.2. Из каких отрядов, созданных для военных игр Петра I, образовались
Преображенский и Семеновский полки? (20 баллов) – ответ Потешные полки.
4.3. По
какому
поводу
Петр I
приказал
выбить
медаль
с
надписью
«Небывалое бывает»? (30 баллов) – ответ «После первой победы русских на
море».
4 . 4 . Петром
была
проведена
реформа
государственного
управления,
преобразования в армии, был создан? (40 баллов) – ответ Российский Флот.
4.5. В 1718 году для следствия по делу царевича Алексея Петровича была
создана? (50 баллов) – ответ «Тайная канцелярия».
К пятой категории относят вопросы;
5.1. Кто стал первым российским фельдмаршалом
при Петре I? (10
баллов) – ответ Б.П. Шереметев.
5.2. Он сделал головокружительную карьеру: начав с должности царского
денщика, стал светлейшим князем и богатейшим вельможей. «Полудержавным
властелином»
назвал
его
А.С.Пушкин.
Кто
это?
(20
баллов)
–
ответ
А.Д.
Меньшиков.
5 . 3 . Первый
генерал-прокурор
России?
(30
баллов)
–
ответ
П.Я.
Ягужинский.
5.4. Он родился в семье лютеранского пастора в Вестфалии: в России стал
сначала личным переводчиком Петра I, а затем и вице-канцлером Российской
империи и графом? (40 баллов) – ответ А.И. Остерман.
5.5.«Сей
князь
был…собою
видом
как
монстра,
нравом
злой
тиран,
привеликийнежелатель
добра никому, пьян повся дни, но его величеству
верный
так
был,
что
никто
другой.
Кому
современник
даеттакую
характеристику? (50 баллов) – ответ Ф. Ромодановский.
В ходе игры студенты отвечают на вопросы.
3
этап.
Подведение
итогов
игры
(Определение
победителей)
(5
минут). В итоге игры при подсчете была определена команда победитель им
стал «Преображенский полк» набравший – 280 баллов.
Оценивание знаний студентов (5 минут)
4. Проведение игры «Историческая ромашка» (5 мин.).
Преподавателем
указано,
что
далее
в
группах
мы
проведем
«Историческую ромашку» ( участвую 18 обучающихся). На столе расположена
ромашка,
на
каждом
листке
написан
индивидуальный
вопрос,
студентам
предлагается
в
течение
30
секунд
подумать
над
ответом.
Обучающиеся
выступают с ответами индивидуально
5. Подведение итогов «Исторической ромашки» (5 мин.).
6
. Проведение
экспертного
обсуждения
положительных
и
отрицательных моментов в правлении Петра I
(5 мин.).
Обучающимся предложены карточки с высказывания историков 18 -20 вв.
о положительных и отрицательных моментах в период правления Петра I, им
необходимо на рабочих листках отметить плюсы и минусы петровской эпохи
10
обосную свой ответ неоспоримыми доказательствами. «Преображенский полк»
- отрицательные моменты, «Семеновский пол» - положительные моменты.
Преподаватель
указала,
что
на
занятии
мы
очень
много
узнали
о
деятельности Петра I. Наши эксперты внимательно следили за информацией на
уроке и дома привлекали дополнительную литературу. И они сейчас подведут
итоги деятельности Петра I, каждый со своей позиции.
Выступают эксперты:
- Первый говорит о заслугах Петра I;
- Второй говорит об отрицательных моментах в годы правления Петра I.
(Приложение)
Вы внимательно все выслушали, и теперь вам предстоит дать оценку
Петру I как исторической личности. Если вы считаете, что Петр I сделал для
России больше положительного, то по моей команде вы поднимите правую
руку,
если
больше
отрицательного
поднимите
левую
руку.
Итак,
оцените
деятельность Петра I (студенты поднимают руки). На данном уроке почти все
подняли правую руку, оценив деятельность Петра I положительно).
7.Рефлексия.Подведение итогов (5 мин.).
- Мы с вами очень плодотворно поработали и задачи, поставленные в
начале
урока
выполнили.
Действительно
проследили
процесс
становления
России как великой державы. И даже выступили в роли судей в отношении
Петра I.
Жетоны,
которые
вы
заработали,
подпишите
и
отдайте
экспертам.
Я
подсчитаю, сколько у каждого жетонов и на следующем уроке скажу оценки.
Вывод: Реформы Петра I привели
к
установлению
в
России
абсолютной
монархии
–
формы
правления, при которой законодательная, судебная и исполнительная власть в
стране
принадлежала
всецело
главе
государства
(императору).
Власть
царя
никем и ничем не ограничена.
Значительно ускорили экономическое развитие России.
Но одновременно в этих же реформах уже зарождались причины
будущего отставания России.
Домашнее задание:
Учебник - Артёмов В.В. «История» Ч.1. Изучить параграф 43. Прорешать
тесты.
11
Заключение
В
методической
разработке
учебного
занятия
мы
рассмотрели
особенности государственного устройства России Петром I, проанализировали
результаты
реформ
в
различных
сферах
общественной
жизни.
Главное
внимание было сосредоточено на сословной реформе, которая находилась в
органической взаимосвязи с другими преобразованиями.
Основной
вывод,
который
можно
сделать
после
изучения
данной
проблематики
–
все
деяния
царя-реформатора
преследовали
цель
укрепить
российскую государственность.
Еще до Петра началась борьба крепнувшего государства с ветшающим
народным
укладом.
Царь
стал
не
вершителем,
а
участником
перемен
во
внутренней и международной жизни страны.
Деятельность Петра Великого зависела от многих влияний, случайностей
и
обстоятельств.
Первому
российскому
императору
удалось,
прилагая
колоссальные усилия, изменить социальную среду. Однако усилия прилагал не
только сам Петр. Вся страна страшным напряжением сил созидала и создавала
новый порядок, вышла на новый путь национального развития. Русский народ
не мог бы принять участия в общей жизни европейских народов, если бы
представлял собой бесформенную массу, если бы не организовался, благодаря
гению и воле Петра, в политическое целое, в государство. Над Россией в
дореформенный
период
нависла
реальная
угроза
превратиться
в
колонию
культурных стран, стать сырьевым придатком, этаким островом, оторванном от
большой цивилизации /более экономически и технически развитой/; при Петре
она
приобрела
решительное
влияние
в
политическом
мире,
сближаясь
с
Западной
Европой,
она
приобрела
новые
знания,
умения,
обогатила
свою
культуру.
В работе показаны социальные и политические условия и предпосылки
сословной
реформы,
их
историческая
и
экономическая
обусловленность,
а
также значение для организации новой государственности в России.
На исторической сцене появился народ малоизвестный, бедный, слабый,
не
принимавший
участия
в
общеевропейской
жизни,
но
с
огромным
потенциалом,
вообще-то,
не
завоевательного,
а
скорее
созидательного
характера. Петр не ставил себе задачу завоевания мира.
Руководящим принципом в деятельности Преобразователя явилось не
расширение границ Отечества, не организация бюрократического строя, а ясное
осознание потребности в условиях, необходимых для национального развития
на началах общечеловеческой культуры и цивилизации.
Экономическая
эволюция
и
реорганизация
общественных
отношений
выдвинули
на
историческую
сцену
новые
задачи.
Натуральное
хозяйство
уступило
свое
место
новому,
денежному;
на
почве
промышленного
и
общественного
разделения
труда
возникли
новые
классовые
интересы;
государство
было
превращено
в
перераспредительную
машину,
системообразующий
механизм,
с
помощью
своей
системы
преобразующее
народное хозяйство.
12
Возможно, Петр возложил на алтарь Государства слишком многое, ни
одно из сословий не чувствовало себя при нем комфортно. Интересы всего
общества были поставлены на службу государству, но и государство в конечном
итоге служило интересам русского общества. Создавая армию и строю флот,
Петр думал не об интересах Европы, он лишь заимствовал у нее все то лучшее,
что можно было с наибольшей пользой применить для Отечества.
Таким образом, тема «Россия в эпоху петровских преобразований» была
раскрыта
на
занятии
полностью.
Были
рассмотрены
внутренняя
политика
Алексея Михайловича и внутренняя и внешняя политика Петра I. в ходе урока
использовались разные методы опроса и изучения нового материала, постоянно
активизировалось внимание учащихся, применялся индивидуальный подход к
студентам.
Была
использована
межпредметная
связь
с
географией
и
литературой. Раскрытие этой темы способствовало воспитанию у студентов
патриотических чувств. Интересным моментом урока было то, что в конце
изучения темы у каждого студента была возможность дать оценку Петру I как
исторической личности. Вообще студенты отнеслись к уроку ответственно.
Следовательно, цель урока была достигнута.
13
Список использованнойлитературы:
1.
Н.В.
Загладин
«Всемирная
история.
История
России
и
мира
с
древнейших времен до конца XIX века». М. 2018г.
2. И.Н. Ионов «Российская цивилизация IX - начало XX века». М. 2001 г.
3. Орлов А.С. и др. «Основы курса истории России». М. 1999 г.
4. А.О. Амелькин «История». М. 2001 г.
5. 100 великих Россиян. М. 2001 г.
6. Мир русской истории. Энциклопедический справочник. М. 1998 г.
14
Приложение 1
1. Ведомость проведения Интерактивной игры.
Ведомость проведения Интерактивной Игры
«РОССИЯ В ЭПОХУ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ»
Преображенский Полк
Семеновский Полк
Номер
вопроса
Количество баллов
Номер
вопроса
Количество баллов
Итого:
Итого:
15
Приложение 2
Вопросы для «Исторической ромашки»:
1.
Какая фамилия была у Петра I?
2.
В каком году родился Петр I?
3.
В каком году началась первая Северная война?
4.
Как назывались балы, на которые приглашались женщины?
5.
Как
называлась
коллегия
осуществляющая
расходы
государства?
6.
Как
назвалась
коллегия,
регламентирующая
дела
с
иностранцами на территории Российской империи?
7.
Как назывались полки, созданные еще в детстве Петром I?
8.
Как звали первую жену Петра I?
9.
Как назывался первый морской поход Петра I?
10.
Как назвалась книга чести для дворян?
11.
Что было запрещено делать неграмотным дворянам?
12.
Как звали первого фельдмаршала при Петре I?
13.
Какую грандиозную битву выиграл Петр I?
14.
Как
называлась
делегация
в
Европу,
в
которой
тайно
участвовал ПетрI?
15.
Под
какой
фамилией
Петр I
отправился
в
«Великое
посольство»?
16.
Как назывались по-другому уезды при реформе ПетраI?
17.
На какое количество губерний поделил Петр I Российскую
империю?
18.
Сколько было лет Петру I, когда он стал императором?
19.
Сколькими профессиями владел Петр I?
20.
Как называется указ Петра I о государственной службе?
16
Приложение 3
Дидактические материалы по оценке реформ Петра I
Раздаточный материал:
«На
весь
XVIII
век
и
шире
–
петербургский
период
русской
истории – ложится одна гигантская тень – Петра Великого – императора-
реформатора.
И
пусть
он
действовал
в
том
направлении,
которое
вполне
определилось
при
его
отце,
пусть
его
реформы
рождены
самой
логикой
исторического развития XVII в....– всё равно нельзя отрицать, что именно Пётр
стал
создателем
новой
России»
Бушуев
Сергей
Владимирович
(историк,
ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки).
"Страшно даже подумать, что было бы, если бы мы не сравнялись с
Европою до конца XVIII века. Мы и при Петровской реформе попали в доселе
длящуюся кабалу к иностранцам, но без этой реформы, конечно, утратили бы
национальное существование, если бы дожили в варварском бессилии своем до
Фридрихов
Великих,
Французской
революции
и
эпохи
экономического
завоевания Европою всего мира. Петр, железною рукою принудивший Россию
учиться и работать, был, конечно, спасителем всего национального будущего".
(Л. А. Тихомиров, 1892).
"Стремление к просвещению, заимствованию всего полезного от
Европы было и до Петра... Что же нового внесло знаменитое преобразование?..
О, много! Россия точно была преобразована; вместо самостоятельности явилась
подражательность...
Прежнее
стремление
усвоить
себе
чужое
заменилось
новым стремлением усвоиться чужому... Во всех своих полезных действиях
Петр был только продолжателем, а во всем остальном - преобразователем".(К.
С. Аксаков, 1856)
"Пусть
скажут
мне
безусловные
противники
Петра,
кого
противопоставили бы они Карлу XII на полях полтавских. Нет, некогда было
ожидать тогда органического развития, а надо было спасать как-нибудь и во что
бы то ни стало. Петр спас древнюю Россию..." (М.П. Погодин, 1863)
"Петр
Великий,
несмотря
на
исключительные
таланты,
обладал
скорее
гением
подражательным,
нежели
творческим.
Заставляя
варварский
народ принять костюм и нравы иностранцев, он в короткое время дал ему
видимость цивилизации. Но эта скороспелая цивилизация была так же далека
от истинной, как эфемерное тепличное растение от древнего дуба, взращенного
воздухом, солнцем и долгими годами как оплот против грозы и памятник
вечности".(А. Д. Улыбышев, 1819).
"Болезнь
русского
общества
заключалась
в
варварском
начале
косности, в стремлении как можно меньше делать и жить на чужой счет: отсюда
главный деятель переворота, Петр, явился олицетворением противоположного
начала, начала труда, явился вечным работником на троне, по выражению
поэта; отсюда ожесточенное преследование праздности, тунеядства, отбывания
от службы".(С. М. Соловьев, 1861).
17
"Все видят, как этот неутомимый труженик, одетый в скромный
сюртук военного покроя, с утра до вечера отдает приказания и учит, как надо их
выполнять; он кузнец, столяр, инженер, архитектор и штурман. Его видят везде,
без свиты - разве только с одним адъютантом, - возвышающегося над толпой
благодаря своему росту".(А. И. Герцен, 1850).
"Россия
в
XVII
в.
избегла
участи
Византии:
она
сознала
свою
несостоятельность
и
решила
совершенствоваться.
Великий
момент
этого
сознания и этого решения воплотился в лице Петра Великого. Если Бог хотел
спасти
Россию
и
мог
это
сделать
только
через
свободную
деятельность
человека, то Петр был, несомненно, таким человеком. При всех своих частных
пороках и дикостях, он был историческим сотрудником Божьим, лицом истинно
провиденциальным, или лицом теократическим... Его власть была для него
обязанностью
непрерывного
труда
на
пользу
общую,
а
для
России
-
необходимым
условием
ее
поворота
на
путь
истинного
прогресса".(В.
С.
Соловьев, 1896).
"Петр Великий прежде, нежели завел в России первую типографию,
должен был сам нарисовать формы новых букв; прежде, нежели увидел первый
печатный лист, должен был своими державными руками править корректуру;
прежде, нежели увидел обученное войско, должен был собою показать идеал
повиновения;
прежде,
нежели
увидел
успех
военных
укреплений
и
флота,
должен был сам быть и кузнецом, и плотником, и слесарем, и столяром, словом,
всем".(В. Г. Белинский, 1836).
Проблемный вопрос: Как вы оцениваете деятельность Петра I?
18
Приложение 4
Отрицательные моменты в правлении Петра1
1.
Реформы Петра I ознаменовали становление абсолютной монархии
на
крепостническо-дворянской
основе.
Созданное
государство
можно
охарактеризовать как самодержавное, военно-бюрократическое, основанная на
слежке и шпионаже. Авторитарное правление монарха, его влияние на все
сферы жизни общества, всеобщее закрепощение.
2.
Дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение
формирования
капиталистических
отношений
и
сильнейший
налоговый,
податный нажим на население. Рост налогов в три раза, привел к обнищанию и
закабалению
многих
категорий
населения,
что
привело
к
многочисленным
восстаниям: бунт стрельцов в Астрахани, восстание казачества на Дону под
руководством
Кондратия
Булавина,
восстания
на
Украине
и
Поволжья.
Недовольство
политикой
Петра
Iчастью
дворянства
и
духовенства
–
дело
царевича Алексея. Принцип камерализма, введение бюрократического начала
стал в дальнейшем национальным бедствием для России (погоня за чинами и
должностями).
3.
До стижения
сопровождались
глубокими
в н у т р е н н и м и
конфликтами,
кризис
национальной
психологии.
Европеизация
России,
затронувшая в основном правящие классы общества, не затронув народных
масс,
вызвала
культурный
раскол
в
российском
обществе,
окончательно
разорвавший
традиционное
культурное
единство.
Главная
психологическая
опора русского государства – православная церковь в конце 17 века была
потрясена
в
своих
основах
и
постепенно
теряла
свое
значение,
церковная
альтернатива уступила место государственной идеологии. Церковь отдалялась
от
верующих,
становилась
послушным
орудием
власти.
Рушились
русские
традиции,
духовные
ценности,
весь
вековой
уклад
жизни.
Многие
современники называли Петра I «царем-антихристом».
Положительные моменты в правлении Петра 1
Значение петровских преобразований, оценка личности самого Петра I
уже с 18 века и по настоящее время служат предметом острых дискуссий в
обществе (один из примеров спор между западниками и славянофилами) и
исторической науке и носят противоречивый характер.
Каковы
положительные
и
отрицательные
стороны
петровских
преобразований?
К положительным тенденциям можно отнести:
1.
Правление
Петра
I
открыло
в
русской
истории
новый
период.
Россия стала европеизированным государством, могущественной державой –
империей и членом европейского сообщества наций.
2.
Успешная
модернизация
страны.
По
своему
масштабу
и
стремительности реформы Петра I не имели аналогов не только в российской,
но и в европейской истории. Следует учесть и экстремальные условия Северной
19
войны. Реформы Петра I – единственный пример успешных и в целом до конца
доведенных реформ в России. Многие петровские преобразования сохранились
вплоть до революции 1917 г.
3.
Петр I – символ решительного реформаторства и беззаветного, не
щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. Петр Iпо
праву сохранил дарованный ему титул Великого, одна из самых ярких фигур в
российской истории, выдающийся полководец и государственный деятель. Его
правление
–
время
блестящих
воинских
побед,
решение
основной
внешнеполитической задачи – выхода к морю, победа в Северной войне.
Примерная речь экспертов
1 эксперт. Положительная оценка Петра
I.
Преобразованиями были охвачены все области общественной жизни -
экономика,
социальные
отношения,
система
власти
и
управления,
военная
сфера, церковь, культура и быт. Государство всячески способствовало росту
мануфактур
в
металлургии,
кораблестроении,
в
текстильном,
кожевенном,
канатном, стекольном производстве. Впервые в истории страны государство
взяло
на
себя
роль
активного
и
деятельного
участника
экономических
процессов. Проводилась политика протекционизма. Петр I полностью изменил
систему
государственного
управления.
С
принятием
Табели
о
рангах,
разделившей всех государственных служащих на 14 классов и открывшей перед
выходцами
из
социальных
низов
блестящие
перспективы
продвижения
к
дворянству,
бюрократическая
машина
сложилась
окончательно.
Победа
в
Северной войне 1700-1725 гг. была бы невозможна без военной реформы,
создания регулярной армии и флота. Основные цели реформы понятны: Петр
стремился европеизировать Россию, преодолеть отставание, создать регулярное,
эффективное
государство,
сделать
страну
великой
державой.
Эти
цели
в
значительной
степени
были
достигнуты.
Символом
успехов
можно
было
считать провозглашение России империей.
2 эксперт. Отрицательная оценка Петра
I.
Петровские преобразования принесли России больше вреда, чем пользы.
Славянофилы XIX века обращали внимание прежде всего на то, что первый
император России стремился переделать ее на европейский лад, не уважал
обычаи и традиции своей страны. Они подчеркивали прохладное отношение
царя к православию, им не нравилось его стремление заставить российскую
знать носить европейскую одежду, готовность доверять больше иностранным
советникам и выходцам из нижних сословий, чем русской знати.
Преобразования,
проводимые
Петром I,
в
значительной
м е р е
осуществлялось
за
счет
увеличения
поборов
и
налогов
с
крестьянства.
Введение
подушной
подати
втрое
увеличило
налоги
крестьян
и
посадских
людей. Это тормозило развитие крестьянского предпринимательство и стало
причиной ряда крупных восстаний крестьян и горожан (восстание в Астрахани
20
в 1705-1706 г.г., восстание на Дону под руководством К. Булавина в 1707-
1709г.г.). Строительство новой северной столицы - Санкт-Петербурга велось
буквально на костях крепостных, согнанных в устье реки Невы со всей России.
Государственные
методы
реформирования
распространялись
и
на
область
культуры. Дело сводилось не только к бритью боярских бород. Светская жизнь,
которая
на
Западе
была
свободной,
в
России
организовывалась
сверху.
Посещение
ассамблей
было
принудительным,
само
веселье
гостей
было
подневольным,
а
шутки
Петра
скорее
напоминали
издевательство.
Таким
образом,
славянофилы
представляли
Петра I как
жестокого
тирана,
столкнувшего Россию с ее традиционной траектории развития, насадившего
продажную бюрократию и укрепившего подлое крепостничество.
21
Приложение 5
Тесты к открытому уроку
Вопрос 1. Годы Северной войны:
1) 1699-1721
2) 1708-1721
3) 1700-1721
4) 1700-1709
Вопрос 2. Причиной начала Северной войны было стремление России
1) развивать торговлю со странами Европы
2) присоединить территорию Польши
3) захватить торговый флот Швеции
4) вернуть Смоленск и Полтаву
Вопрос 3. «Шведским озером» в начале 18 века называли:
1) Ладожское озеро
2) Онежское озеро
3) Балтийское море
4) Ильмень-озеро
Вопрос 4. В битве под Нарвой Россия потеряла:
1) почти всю армию
2) всю конницу
3) половину провиантского запаса
4) всю артиллерию
Вопрос 5. Какую битву Петр назвал «матерью Полтавской баталии»?
взятие Нарвы
битву при Ниеншанце
сражение при Лесной
Гангутское сражение
Вопрос 6. Полтавская битва 27 июня 1709 г. способствовала
1) резкому изменению хода Северной войны
2) потере русскими войсками Риги и Ревеля
3) потере русскими войсками Нарвы
4) распаду Северного Союза
Вопрос 7. Ранее других произошло событие
1) Прутский поход Петра Первого
2) основание Санкт – Петербурга
3) Азовские походы
4) заключение Ништадского мира
Вопрос 8. Знаменитое морское сражение периода Северной войны:
1) Гангутское
2) Азовское
3) Балтийское
4) Полтавское
Вопрос 9. Результатом Северной войны не было:
1) провозглашение Петра I императором
22
2) приобретение Россией выхода к Балтийскому морю
3) признание России великой державой
4) присоединение к России Азова
Вопрос 10. В результате Ништадтского мира Россия получила:
1) смоленские земли
2) выход в Балтийское море
3) Финляндию
4) Правобережную Украину
23