Автор: Карина Алексеевна Газарян
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №44
Населённый пункт: город-курорт Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: «Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в в условиях реализации ФГОС»
Раздел: дошкольное образование
«Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в в
условиях реализации ФГОС»
«Если мы поставим правильно дошкольное
воспитание ребят, мы тем самым
поднимем школу на более высокую ступень...».
Н. К. Крупская
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст
– это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал,
что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в
едином
образовательном
пространстве.
Следовательно,
проблема
преемственности
в
образовании
не
нова.
Преемственность
дошкольного
образования подразумевает под собой обеспечение плавного перехода одного
этапа образования к другому. Человек учится чему-то новому каждый день на
протяжении
всей
жизни,
и
тот
этап,
который
охватывается
обучением
в
образовательных
учреждениях,
начиная
с
ДОУ,
регламентирован
государственными
образовательными
стандартами
и
обеспечивает
непрерывность и преемственность образовательных процессов.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее
сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость
сохранения
целостности
образовательной
среды
относится
к
числу
важнейших приоритетов развития образования в России. В любом случае,
преемственность дошкольного образования начинает реализовываться в тот
момент,
когда
ребёнка
начинают
специально
готовить
к
поступлению
в
школу, рассказывать ему о том, что такое школа, что такое урок, рисовать ему
картины того, как изменится его жизнь с того момента, как он поступит в
школу.
Но всё же, у детей, которые посещают детский сад, адаптация к школе
происходит
гораздо
легче,
а
значит
и
преемственность
дошкольного
образования достигается на качественно высшем уровне.
Под
преемственностью
понимается
последовательный
переход
от
одной
ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном
изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
В организации работы по преемственности между детским садом и школой
ключевым
моментом
является
формирование
умения,
учиться,
который
включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и
после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка
в более раннем возрасте.
Использование ФГОС в дошкольном образовании предполагает, что обучение
и
воспитание
будет
строиться
таким
образом,
чтобы
у
ребёнка
сформировались предпосылки к успешному продолжению учебы в школе. На
практике создаются все условия для того, чтобы ребёнок от доминирующей в
дошкольном
возрасте
игровой
деятельности
без
труда
смог
перейти
к
доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности.
В основном, реализация такого обязательного критерия, как преемственность
дошкольного образования, лежит на тех специалистах, которые составляют
образовательные
программы.
Следуя
новому
ФГОС,
образовательная
программа нашего детского сада с более выраженной направленностью на
реализацию преемственности. Если же это требование не будет выполняться,
эффективность образовательного процесса сможет быть снижена за счёт того,
что недостаточная преемственность дошкольного образования и школьного
обучения приведёт к тому, что у детей могут возникнуть превосходящие
допустимую норму трудности с адаптацией при переходе из детского сада в
школу.
Сегодня
важнейшим
приоритетом
образования
в
России,
является
обеспечение качества образования. Чтобы достичь качества, должны быть
созданы
условия.
Приоритетным
условием
достижения
такого
качества
является обеспечение непрерывности образования.
Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении
преемственности
обозначено
–
формирование
умения
учиться,
который
включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и
после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка
в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС
начального общего образования, где одним из приоритетных задач является
освоение
детьми
универсальных
учебных
действий
(личностных,
познавательных,
регулятивных
и
коммуникативных).
Подготовка
к
школе
зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого
класса и сводится к формированию узко-предметных знаний и умений.
В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным
возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества,
необходимые
для
осуществления
новой
учебной
деятельно сти,
сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и
т
д .
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают,
что
наличие
знаний
само
по
себе
не
определяет
успешность
обучения,
гораздо
важнее,
чтобы
ребенок
умел
самостоятельно
их
добывать
и
применять.
В
этом
заключается
деятельностный
подход,
который
лежит
в
основе
государственных
образовательных
стандартов.
Обучать
деятельности
в
воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить
ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства
ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и
с а м о к о н т р о л я ,
о ц е н к и
и
с а м о о ц е н к и .
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую
информацию,
передаваемую
ему
педагогом.
Именно
активность
ребенка
признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а
осваиваются
детьми
в
процессе
деятельности,
организуемой
педагогом.
Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество
воспитателя
и
ребенка,
что
способствует
развитию
коммуникативных
способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Ведущей
целью
подготовки
к
школе
должно
быть
формирование
у
дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью —
любознательности,
инициативности,
самостоятельности,
произвольности,
творческого самовыражения ребенка и др.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность
быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя знакомятся с формами,
методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая
разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А
ознакомление
самих
дошкольников
со
школой,
учебной
и
общественной
жизнью
школьников
дает
возможность
расширить
соответствующие
представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе,
ж е л а н и е
у ч и т ь с я .
Преемственная
связь
между
детским
садом
и
школой
имеет
сложную
структуру.
В ней можно выделить следующие параметры:
1. Преемственность в содержании обучения и воспитания.
2. Преемственность в формах и методах образовательной работы.
3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
•
знакомство
и
взаимодействие
дошкольников
с
учителями
и
учениками
начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах,
проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и дошкольных
групп;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики
начальной и средней школы);
•
совместные
праздники
(День
знаний,
посвящение
в
первоклассники,
выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и
первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных
при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и
др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (дошкольных групп и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов дошкольных групп и учителей школы;
•
психологические
и
коммуникативные
тренинги
для
воспитателей
и
учителей;
• проведение мониторинга по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов дошкольных групп и
школы;
• открытые показы образовательной деятельности в дошкольных группах и
открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования
играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
•
совместные
родительские
собрания
с
педагогами
дошкольных
групп
и
учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами дошкольных групп и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в
преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
•
образовательно-игровые
тренинги
и
практикумы
для
родителей
детей
предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
Важнейшим
условием
эффективности
работы
по
налаживанию
преемственных связей детского сада и школы является
-
четкое
понимание
целей,
задач
и
содержания
осуществления
преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
- создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды,
способствующей
эмоционально-ценностному,
социально-личностному,
познавательному,
эстетическому
развитию
ребенка
и
сохранению
его
индивидуальности;
- учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм
общения
для
определения
целей
образования
и
воспитания,
и
путей
их
достижения;
-
воспитательно-образовательный
процесс
должен
быть
подчинен
становлению
личности
ребенка:
развитию
его
компетентно сти,
инициативности,
самостоятельности,
ответственности
свободы
и
безопасности поведения, самосознания и самооценки;
- создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися,
воспитанниками
новых
знаний,
умений,
компетенций,
видов
и
способов
деятельности;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей
каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками
и взрослыми в познавательной деятельности;
- осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более
низкого темпа развития ребёнка
- доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективом
образовательного учреждения
Основные задачи сотрудничества дошкольных групп и школы:
• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс
между детским садом, семьей и школой;
•
выработка
общих
целей
и
воспитательных
задач,
путей
достижения
намеченных результатов;
•
создание
условий
для
благоприятного
взаимодействия
всех
участников
воспитательно - образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей
и родителей;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и
социальных
ресурсов,
способствующих
преодолению
проблем
при
поступлении ребенка в школу;
• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и
социальной деятельности детей.
В основах построения непрерывного содержания дошкольного и начального
общего
образования
подчеркивается
недопустимость
искусственной
акселерации
развития
ребенка,
излишнего
увлечения
школьными
технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности
в дошкольный период. должна быть направлена на развитие личностных
качеств ребенка, необходимых для овладения учебной деятельностью.
Таким
образом,
основными
линиями
преемственности
являются
преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования,
образовательных программ, форм и методов обучения детей.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного
образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов
друг о друге.
И
ещё
важную
роль,
в
организации
преемственности
дошкольного
учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя.
Воспитатель
в
детском
саду
–
это
вторая
мама,
которая
может
обнять
малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю.
Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель.
Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и
учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в
д е т с к о м
с а д у .
Важнейшим
условием
эффективности
работы
по
налаживанию
преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание
целей,
задач
и
содержания
о суще ствления
п р е е м с т в е н н о с т и ,
д о б р о ж е л а т е л ь н ы й
д е л о в о й
к о н т а к т
м е ж д у
п е д а г о г а м и .
Реализация
общей
цели
и
задач
образования
детей
3
-
10
лет
требует
с о б л ю д е н и я
р я д а
п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к и х
у с л о в и й :
Н а
д о ш к о л ь н о й
с т у п е н и :
•
личностно-ориентированное
взаимодействие
взрослых
с
детьми;
• формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора
р а з в и т и я
р е б е н к а
•
построение
образовательного
процесса
с
использованием
адекватных
возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной
деятельности.
Н а
с т у п е н и
н а ч а л ь н о й
ш к о л ы :
•
опора
на
наличный
уровень
достижений
дошкольного
детства;
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности
детского сада и школы. Где детский сад на этапе дошкольного возраста
осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а
также
формирует
предпосылки
учебной
деятельности,
которые
станут
фундаментом
для
формирования
у
младших
школьников
универсальных
учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями,
с о с т а в л я ю щ и м и
о с н о в у
у м е н и я
у ч и т ь с я .
Чтобы
решить
проблему
преемственности
нашим
педагогическим
коллективом разработана,
Программа сотрудничества начальной школы и
д е т с к о г о
с а д а .
Цель данной Программы: реализация единой линию развития ребенка на
этапах
дошкольного
и
начального
школьного
детства,
придав
педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный
характер.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и
дошкольного
учреждения,
родителей
(законных
представителей)
воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств
дошкольника,
которые
служат
основой
для
формирования
компетенций,
необходимых для обучения в школе .
Какие
же
сложности
встречаются
при
реализации
преемственности
дошкольного и начального образования.
Цели
начального
образования
и
дошкольной
ступени
традиционно
не
совпадают. Дошкольное учреждение основное внимание уделяет сохранению
и укреплению здоровья, всестороннему общему физическому, психическому
развитию ребёнка, становления его как личности, то начальная школа свои
задачи видит в формировании практических навыков чтения, письма, счёта.
Начальная школа не обеспечивает необходимой постепенности, с первых же
дней предъявляет к детям требования, как к уже состоявшимся ученикам.
Преемственность
с
точки
зрения
детского
сада
-
это
ориентация
на
требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые
необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Сущность преемственности состоит в обеспечении постепенного развития и
углубления знаний, в усложнении требований к умственной деятельности, в
формировании личного и общественного поведения будущего школьника.
Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения и
навыки, которые имеются у ребенка, меняется осмысление пройденного на
более высоком уровне. Построение работы в школе должно идти с учетом
дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Наилучшим
образом
такой
принцип,
как
преемственность
дошкольного
образования и начального школьного образования реализуется при создании
образовательных комплексов, включающих в себя ДОУ и школы. Президент
России
Владимир
Путин
положительно
прокомментировал
инициативу
создания
подобных
комплексов
в
Москве
и
в
регионах.
Отчасти
такая
необходимость
вызвана
тем,
что
в
будущем
ожидается
спад
количества
потенциальных воспитанников детских садов из-за спада рождаемости, и
многие детские сады могут оказаться пустыми. Создание образовательных
комплексов в этом случае поможет частично решить проблему.
Кроме
того,
образовательные
комплексы
в
наилучшем
виде
позволят
реализовать на практике преемственность дошкольного образования. Если в
школе
и
детском
саду
присутствуют
тщательно
согласованные
образовательные
программы,
реализуется
общий
подход
к
обучению
и
воспитанию, педагоги придерживаются общих воспитательных принципов –
это
создаёт
наилучшие
условия
для
перехода
ребёнка
от
дошкольного
обучения к обучению в начальной школе. Наличие общей административной
ячейки
позволяет
контролировать
этот
процесс
изнутри.
С
точки
зрения
самих обучающихся, одно и то же территориальное расположение, общие
традиции
учебного
заведения,
общность
окружения
–
все
эти
факторы
обеспечивают лёгкую адаптацию от детского сада к школе без возможных
потерь.
Проблема
большинства
детских
садов
заключается
в
формальном
заключении договора, а не в сотрудничестве между детским садом и школой.
Наш
образовательный
комплекс
один
из
первых
в
городе
Липецке.
Дошкольные группы и начальная школа находятся в одном здании и у нас
одна общая инфраструктура. Это очень удобно для совместной работы.
Практика
внедрения
образовательных
комплексов
даёт
прекрасные
результаты: преемственность
дошкольного
образование
реализуется
с
наивысшей отдачей. Это повышает многие показатели качества образования.
Кроме
того,
создание
образовательных
комплексов
ещё
и
предоставляет
массу удобств не только для участников педагогического процесса, но и для
родителей, которые, устроив ребёнка в детский сад, будут избавлены от
необходимости устраивать его ещё и в школу.
Детям тоже будет легче адаптироваться к новым учебным условиям в более
устойчивом коллективе, нежели чем в новом коллективе при переходе из
детского сада в школу.
Учитель
начальной
школы
для
повышения
эффективности
обучения
использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель
детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания,
упражнения,
постепенно
усложняя
их,
и
тем
самым
формирует
у
дошкольников
предпосылки
учебной
деятельности.
Занятия
как
форма
о б у ч е н и я
в
д е т с ко м
с а д у
п р е д ш е с т в у ю т
у р о к у
в
ш к о л е .
Подготовка к учению в школе тех шестилетних детей, которые не посещают
детский сад, осуществляется в подготовительных классах, организуемых при
школах. Преемственность дошкольного образования наиболее ярко находит
своё практическое выражение, например, в создающихся образовательных
комплексах, которые объединяют в себе несколько видов учебных заведений.
Литература:
Р.
А.
Должикова,
Г.
М.
Федосимов
«Реализация
преемственности
при
обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008