Автор: Королева Ирина Витальевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: "Акимовская СОШ" филиал МБОУ" Краснощековская СОШ №1"
Населённый пункт: с.Акимовка Краснощековского района Алтайского края
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: географическая карта урок в 6 классе фгос
Раздел: среднее образование
План-конспект урока
По географии в 6 классе
на тему «Форма и размеры Земли. Географическая карта»
Разработал: Королева Ирина Витальевна учитель географии МКОУ» Акимовская
СОШ»
Тема урока. Форма и размеры Земли. Географическая карта.
Дата проведения. 09.10.2019
Тип урока. Урок новых знаний.
Технология урока. Проблемное обучение. Частично-поисковый.
Цель урока. Создать условия для формирования понятий о форме и размерах Земли.
Географической карте как особом источнике географических знаний.
Задачи:
Образовательная задача урока — обобщить и систематизировать знания школьников
о форме и размерах Земли. Сформировать понятия модель Земли и географическая
карта.
Научить основным подходам к чтению карты, нахождению отличительных
признаков между картой и планом местности.
Развивающая цель занятия — вырабатывать умение задавать вопросы, отстаивать
свою точку зрения, анализировать и делать выводы .
Воспитательная задача урока — продолжать формировать уважительное отношение
к одноклассникам, толерантность при общении.
Планируемые образовательные результаты :
Образовательные
-Создать условия для систематизации знаний учащихся о форме и размерах Земли.
Сформировать понятие о географической карте, их видах.
- Создать условия для совершенствования навыков работы с картой , умения
читать легенду карты.
Развивающие:
-Способствовать развитию у школьников приемов умственной деятельности,
памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
-способствовать развитию познавательной активности, положительной
мотивации к предмету.
-Развивать потребности к самообразованию.
Воспитательные:
-Воспитание ответственности, терпеливости, упорства в достижении цели.
Основные термины, понятия. Глобус, географическая карта. Виды карт.
Оборудование . ИКТ, проектор, презентация, атласы, глобусы.
План урока . I этап Орг. Момент (2мин)
II этап Целеполагание ( объявление темы и цели, целеполагание) (5мин)
III этап Момент получения новых знаний (20 мин)
IV этап Перичное осмысление и закрепление изученного (12 мин)
V этап Подведение итога. Рефлексия(5мин)
VI Дом задание(1мин)
Технологическая карта урока.
ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА.
Базовое содержание урока
Деятельность
учащихся (на уровне
учебных действий)
Смысловые
блоки
содержания
Деятельность учителя
1. Организационно-мотивационный этап урока
1.
организационны
й момент
Приветствует учащихся. Проверяет
готовность обучающихся к уроку
(наличие тетради, учебника, атласа и
канцелярских принадлежностей)..
Организуют свои
рабочие места,
приветствуют
учителя.
Постановка
учебных задач
Учитель ставит перед учащимися
задачу. Представьте такую ситуацию!
Иду и думаю, а какая она наша Земля?
Говорят круглая , как это доказать?
Каковы ее размеры? Как ее можно
изобразить на бумаге?
Создает условия для возникновения у
обучающихся внутренней потребности
включения в учебную деятельность.
Осмысливают
услышанное.
Пытаются ответить
на вопрос. Ответить о
размерах Земли
затрудняются
Дети высказывают
свои мнения
(собственные
познания) Земля
шарообразная.
2. Этап целеполагание
2.Совместное
исследование
проблемы.
Попытайтесь определить тему нашего
урока.
Чтобы изучить тему, что мы должны
узнать на уроке?
Учитель называет тему и ставит задачи
урока(слайд 1,2)
Предполагают, что
на уроке мы будем
говорить о форме и
размерах Земли.
Пытаются
самостоятельно
формулировать цели
урока :
Определить форму
Земли, ее размеры.
Выяснить как можно
изображать Землю на
плоскости.
3. Этап. Момент получения новых знаний
Конструирование
нового способа
действия
Всегда ли считалось, что Земля имеет
форму шара?
Показывает учащимся слайды
презентации и озвучивает.(слайды 3-8 )
Земля – это шар. Однако раньше
представления людей о форме Земли
были далеки от современных. Человек
видит только небольшую часть
местности с поверхности Земли, поэтому
и представлял её в древние времена в
виде плоского диска.
Шарообразность нашей планеты давно
уже доказана. Особенно хорошо
представить форму Земли можно по
космическим снимкам.
Размеры нашей планеты смог
вычислить еще Эратосфен. Наблюдая за
высотой Солнца в день летнего
солнцестояния, он определил с большой
точностью длину окружности Земли. По
его расчетам она составляла 39500 км, то
есть всего лишь на 500 км меньше
действительной длины окружности в
40000 км.
Современные расчеты показывают, что
площадь земной поверхности составляет
510 млн км2. Расстояние от центра
Земли до экватора составляет 6378 км, а
от центра до полюсов – 6356 км. Таким
образом Земля имеет не идеальную
форму шара, а немного приплюснута у
полюсов.( слайд 9,10)
В соответствии с формой Земли создана
ее модель, которая называется глобус.
(слайд 11-12)
Глобус имеет такую же форму, как и
наша планета, и немного наклонён в
соответствии с осью Земли.
На глобусе изображены материки,
океаны, моря, озера, реки. Их очертания
Проявляют
познавательную
инициативу.Работают
с планом местности
на форзаце учебника
и глобусом.
У плана местности и
глобуса имеется
масштаб , но он
мельче. На плане мы
видим небольшой
участок территории,
на глобусе всю
Землю. Находят
отличия в условных
знаках .
формулируют
понятие «карта»,
Географическая
карта – уменьшённое
изображение земной
повторяют очертания этих объектов на
местности, но изображены они в очень
уменьшенном виде. Самый большой из
вращающихся глобусов мира находится
в США. Диаметр такого глобуса
достигает 12,6 м. У глобуса объёмный
рельеф и все объекты на нём нанесены с
большой точностью.
Мы с вами работали с планом
местности. Найдите черты сходства и
отличия плана от глобуса.
Для изображения земной поверхности не
всегда удобно пользоваться глобусом,
поэтому участки Земли изображают на
бумаге в виде географических карт.
Используя учебник найдите определение
«карта»
Карта – это «язык» географии. Без неё
невозможно было бы существование и
самой науки.
Как же на бумаге можно отобразить
круглую Землю?
Для того, чтобы понять, как переносят
географические объекты с круглой
формы Земли на плоскость, приведем
пример ( слайд14). Возьмём апельсин,
очистим его от кожуры и попробуем
уложить её на плоскость.
Подобным образом, используя
определённые математические законы,
поверхность глобуса разрезают по
меридианам. А географическую карту
получают растяжением этих зон.
Поэтому изображение очертаний
некоторых географических объектов
будут искажены. (слайд15-16)
Ребята, давайте найдем черты сходства и
отличия карты и плана местности.
Условные знаки с их расшифровкой
образуют легенду карты. Не изучив
легенду карты, невозможно её
прочитать.
На географических картах
изображаются разные объекты.
поверхности на
бумаге с помощью
условных знаков.
Учащиеся находят
основные отличия
плана местности и
карты.
Главное отличие
карты от плана
местности состоит в
том, что на
географических
картах изображают
большой участок
земной поверхности:
материки и океаны,
отдельные страны,
регионы мира.
Изображения на
географических
картах уменьшены во
много раз, то есть
имеют мелкий
масштаб, но именно
они дают нам полную
картину мира.
Как и на плане
местности, для
отображения
географических
объектов на карте
используют условные
знаки. Однако они
отличаются от тех
условных знаков,
которые
используются на
Карты, на которых изображены
природные объекты: материки, океаны,
моря, заливы, проливы, озера, называют
физическими географическими картами.
Как правило, на таких картах показана
вся поверхность Земли.
Географические карты, на которых
изображены страны мира, называют
политическими. Они дают нам
представление о расположении той или
иной страны мира на поверхности
Земли.
Существуют также и экономические
карты, на которых изображаются
предприятия, дороги, пашни,
сельскохозяйственные культуры и так
далее.
Особым видом географических карт
являются контурные карты, на которых
изображены только контуры материков,
океанов, морей, озер, рек. На такие
контурные карты наносят свои объекты,
тем самым создавая свою
географическую карту.
Ребята, давайте попытаемся сделать
вывод о географической карте.
Направляет работу учащихся, помогает
сделать правильный вывод.
планах. Например, в
отличие от планов
местности, на
которых зеленым
цветом обозначают
леса, на
географической карте
зеленым цветом
отображаются
низменные участки
суши. Горы
показываются на
карте оттенками
коричневого цвета, а
океаны и моря – в
виде контуров
голубого цвета.
Работают с картами
атласа
Делают вывод.
Карта – важнейший
источник
географической
информации. Она
наглядна, позволяет
изучать взаимосвязи
между объектами
природы,
планировать и
прогнозировать
многие явления и
процессы.
4. Этап Первичное осмысление и закрепление изученного
Контроль на
этапе окончания
учебной темы
Беседа с учащимися.
Какие осбенности характерны для
географической карты?
На какие группы и по каким признакам
можно разделить географические
карты?
Что такое легенда карты? Что можно
узнать из легенды?
Работа на контурной карте.(Слайд 17)
Изобразите и подпишите на контурную
Отвечают на
поставленные
вопросы.
Выполняют задания
на контурной карте.
карту следующие элементы: экватор,
северный и южный полюсы, тропики,
полярные круги.
5. Этап Подведение итогов .Рефлексия.
рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Где полученные знания могут вам
пригодиться?
Где вы можете применить эти знания?
Мобилизация учащихся на рефлексию
своего поведения (мотивации способов
деятельности, общения). Дать оценку и
анализ успешности достижения цели.
(слайд 18)
Оценить меру своего
личного продвижения
к цели и успехи
класса в целом.
Отмечают наиболее
трудные и наиболее
понравившиеся
этапы урока.
Оценивают свою
работу в
специальных
диагностических
картах
6. Этап Домашнее задание
&8
Предлагает выполнить творческое
задание. Опишите в тетради
преимущества и недостатки
глобуса,карты и плана местности.
Записывают задание
в дневник
Литература
1.
Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова -Учебник . География. Начальный курс 6
класс. Изд. Дрофа 2016 г
2.
Т.П. Громова –Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П.
Неклюковой. География. Начальный курс.
3.
Ресурсы интернета
Самоанализ урока
Свой урок я построила в соответствии с ФГОС, используя информационно-
коммуникативные технологии, деятельностный подход (это организация учебного
процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника)
Данный урок представлен по ходу изучения в теме «Виды изображений земной
поверхности». Это 6 урок.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В
содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным
учебным действиям: цели урока определяли сами ученики.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию.
Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня
об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания,
подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и
практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не
только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения
уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды
деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного
поиска и исследования детьми 6 класса, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало
повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала
индивидуальные особенности учеников, давала только положительную
характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало
их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был
посилен для учеников шестого класса. Учебная информация была привлекательна
для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного
материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на
уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока
выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и
психологических особенностей шестиклассников.
Положительные результаты урока.
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии
проблемно-диалогического,
исследовательского обучения. На уроке присутствовал
элемент интеграции с науками - как математика , астрономия.
На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»:
ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и
новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных
действий учащихся.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения,
эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего
класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их
мышление.
В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные
учебные действия - умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Познавательные, регулятивные универсальные учебные действия формировались
на всех стадиях урока:
Здесь формируются целый блок познавательных УУД. Это:
общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение
необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и
доказательство.
Стадия рефлексии.
общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной форме, оценка
результата.
Все запланированные этапы урока по времени были реализованы. Очень удачно на
уроке получился этап рефлексии. Ребята сами смогли увидеть свои результаты и
сами смогли сделать выводы.
Методы обучения и используемые приемы послужили способом создания
максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся.
Выбранные мною методы и приемы соответствовали, характеру и содержанию
учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Элемент занимательности, связь с жизнью, заставляли учащихся мобилизовать свои
силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.
В своей работе, при достижении цели, использую чередование методов и приемов:
фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальная работа,
дифференцированная работа. Для работы на уроке была использована презентация.
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей
учащихся и их интересов.
Урок прошёл в темпе, необходимом для оптимальной организации активной
познавательной деятельности учащихся.
А вообще, урок прошел, на мой взгляд, на одном дыхании и был логически завершен.
Домашнее задание дала творческое. Найти преимущества и недостатки между
глобусом, картой и планом местности.
Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.
Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью,
оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и
учителем.
Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал
урока учащимися усвоен.