Автор: Ефремова Ольга Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №144 общеразвивающего вида
Населённый пункт: г. Владивостока"
Наименование материала: статью
Тема: Особенности формирования основ учебной деятельности у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Особенности формирования основ учебной деятельности у детей
дошкольного возраста.
Ценный вклад в психологию дошкольного учения внесли советские
психологи
Л.С.
Выготский,
С.Л.
Рубинштейн,
А.Н.
Леонтьев
и
др.
Л.С.
Выготский рассматривал психологические особенности дошкольного учения
в
тесной
связи
с
анализом
содержания
педагогических
воздействий.
Важнейшим моментом, определяющим характер дошкольного учения, Л.С.
Выготский
считает
отношение
ребенка
к
требованиям
взрослого.
Эти
требования Л.С. Выготский условно называет программой того, кто обучает
ребенка.
Л.С.
Выготский
связывает
переход
к
такому
учению
с
формированием готовности к предметному обучению, к усвоению знаний в
логике
предмета
каждой
науки,
а
не
в
системе
личных,
эмоциональных
отношений
ребенка
к
окружающей
действительности
или
интересов,
продиктованных конкретными обстоятельствами его практической и игровой
деятельности. В 50-х гг. началась глубокая экспериментальная разработка
теоретических
основ,
содержания,
методики
дошкольного
обучения.
Возглавила
исследования
А.П.
Усова.
Ей
принадлежат
труды,
в
которых
анализируются
полученные
данные.
Дошкольная
дидактика
обогатилась
концепцией
о
дошкольном
обучении
как
единстве
образовательной,
обучающей и воспитательной работе. Существенным вкладом в теорию были
полученные в ходе исследований характеристика учебной деятельности детей
и направления ее развития в условиях специально организованного обучения.
Из различных взаимоотношений ребенка с взрослыми может быть, уже
на
этой
ступени
выделена
и
сформирована
деятельность,
которую
мы
назовем
учением
или
учебной
деятельностью.
Характерным
для
этой
деятельности
является
усвоение
ребенком
знаний
и
умении.
Учебная
деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и
не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим
воздействием.
Учебная
деятельность
требует
особой
психологической
установки
ребенка.
Больше,
чем
все
другие
виды
деятельности,
она
основана
на
развитии
у
ребенка
дошкольного
возраста
познавательного
отношения
к
действительности.
В
процессе
учебной
деятельности
ребенок
усваивает
известные знания, уменья, научается слушать и слышать, смотреть и видеть
— становится более собранным, более организованным, чаще это встречается
у детей, способных управлять своим поведением. Надо отметить также, что
обучение
развивает
у
ребенка
способность
откликаться
на
воздействие
взрослого.
Итак, что же такое учебная деятельность?
Учебная деятельность, по классификации С.Л. Рубинштейна, – первый
вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями
и умениями.
В концепции Д.Б. Эльконина говорится, что учение – последний вид
деятельности
в
дошкольном
возрасте. Учебная
деятельность
в
развитой
форме складывается за пределами дошкольного возраста. А в дошкольном
возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются
отдельные её элементы.
Развитая учебная деятельность дошкольника характеризуется тем, что
он понимает поставленную перед ним задачу, способен выбрать необходимые
пути и средства для ее осуществления, а также обеспечить самоконтроль за
ходом
выполнения
поставленной
задачи
и
самопроверку
итогов
своей
работы.
В
советской
психологии
дана
детальная
проработка
значения
формирования основ учебной деятельности в подготовке детей к школе (Л.С.
Выготского, Л.И. Божович (1968); Д.Б. Эльконина (1981, 1989); Н.Г. Салминой
(1988); Е.Е.Кравцовой (1991).
Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое
место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К
наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на
систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого,
умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают
из
особенностей
психического
развития
детей
в
переходный
период
от
дошкольного
к
младшему
школьному
возрасту,
а
именно:
п от е р я
непосредственности
в социальных отношениях, обобщение переживаний,
связанных с оценкой, особенности самоконтроля.
Н.Г. Салмина в качестве показателей психологической готовности
к школе выделяет:
1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;
2) .уровень сформированности семиотической функции;
3)
личностные
характеристики,
включающие
особенности
общения
(умение
совместно
действовать
для
решения
поставленных
задач),
развитие эмоциональной сферы и др.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается
факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если
первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа
обучения качествами,
которые
затем
в
учебном
процессе
развиваются
и
совершенствуются.
Раскрывая
механизм,
лежащий
в
основе
такого
обучения, Д.С.
Выготский
выдвигает
положение
о
«зоне
ближайшего развития», которая
определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослым.
Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса
до прямого показа решения задачи.
В
теоретических
работах
Л.И.
Божович
основной
упор
делался на
значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же
позиций рассматривалась психологическая
готовность
к
школе,
то
есть
наиболее
важным признавался мотивационный план. Были выделены две
группы мотивов учения:
1) мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими
людьми,
в
их
оценке
и
одобрении,
с
желаниями
ученика
за нять
определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;
Такие мотивы называются внешними.
2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью или
«познавательные
интересы
детей,
потребность
в интеллектуальной
активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями», они
называются внутренними.
Результаты
учебной
деятельности
значительно
выше,
если
она
побуждается внутренними мотивами.