Напоминание

Особенности формирования основ учебной деятельности у детей дошкольного возраста


Автор: Ефремова Ольга Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №144 общеразвивающего вида
Населённый пункт: г. Владивостока"
Наименование материала: статью
Тема: Особенности формирования основ учебной деятельности у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности формирования основ учебной деятельности у детей

дошкольного возраста.

Ценный вклад в психологию дошкольного учения внесли советские

психологи

Л.С.

Выготский,

С.Л.

Рубинштейн,

А.Н.

Леонтьев

и

др.

Л.С.

Выготский рассматривал психологические особенности дошкольного учения

в

тесной

связи

с

анализом

содержания

педагогических

воздействий.

Важнейшим моментом, определяющим характер дошкольного учения, Л.С.

Выготский

считает

отношение

ребенка

к

требованиям

взрослого.

Эти

требования Л.С. Выготский условно называет программой того, кто обучает

ребенка.

Л.С.

Выготский

связывает

переход

к

такому

учению

с

формированием готовности к предметному обучению, к усвоению знаний в

логике

предмета

каждой

науки,

а

не

в

системе

личных,

эмоциональных

отношений

ребенка

к

окружающей

действительности

или

интересов,

продиктованных конкретными обстоятельствами его практической и игровой

деятельности. В 50-х гг. началась глубокая экспериментальная разработка

теоретических

основ,

содержания,

методики

дошкольного

обучения.

Возглавила

исследования

А.П.

Усова.

Ей

принадлежат

труды,

в

которых

анализируются

полученные

данные.

Дошкольная

дидактика

обогатилась

концепцией

о

дошкольном

обучении

как

единстве

образовательной,

обучающей и воспитательной работе. Существенным вкладом в теорию были

полученные в ходе исследований характеристика учебной деятельности детей

и направления ее развития в условиях специально организованного обучения.

Из различных взаимоотношений ребенка с взрослыми может быть, уже

на

этой

ступени

выделена

и

сформирована

деятельность,

которую

мы

назовем

учением

или

учебной

деятельностью.

Характерным

для

этой

деятельности

является

усвоение

ребенком

знаний

и

умении.

Учебная

деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и

не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим

воздействием.

Учебная

деятельность

требует

особой

психологической

установки

ребенка.

Больше,

чем

все

другие

виды

деятельности,

она

основана

на

развитии

у

ребенка

дошкольного

возраста

познавательного

отношения

к

действительности.

В

процессе

учебной

деятельности

ребенок

усваивает

известные знания, уменья, научается слушать и слышать, смотреть и видеть

— становится более собранным, более организованным, чаще это встречается

у детей, способных управлять своим поведением. Надо отметить также, что

обучение

развивает

у

ребенка

способность

откликаться

на

воздействие

взрослого.

Итак, что же такое учебная деятельность?

Учебная деятельность, по классификации С.Л. Рубинштейна, – первый

вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями

и умениями.

В концепции Д.Б. Эльконина говорится, что учение – последний вид

деятельности

в

дошкольном

возрасте. Учебная

деятельность

в

развитой

форме складывается за пределами дошкольного возраста. А в дошкольном

возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются

отдельные её элементы.

Развитая учебная деятельность дошкольника характеризуется тем, что

он понимает поставленную перед ним задачу, способен выбрать необходимые

пути и средства для ее осуществления, а также обеспечить самоконтроль за

ходом

выполнения

поставленной

задачи

и

самопроверку

итогов

своей

работы.

В

советской

психологии

дана

детальная

проработка

значения

формирования основ учебной деятельности в подготовке детей к школе (Л.С.

Выготского, Л.И. Божович (1968); Д.Б. Эльконина (1981, 1989); Н.Г. Салминой

(1988); Е.Е.Кравцовой (1991).

Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое

место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К

наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на

систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого,

умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают

из

особенностей

психического

развития

детей

в

переходный

период

от

дошкольного

к

младшему

школьному

возрасту,

а

именно:

п от е р я

непосредственности

в социальных отношениях, обобщение переживаний,

связанных с оценкой, особенности самоконтроля.

Н.Г. Салмина в качестве показателей психологической готовности

к школе выделяет:

1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;

2) .уровень сформированности семиотической функции;

3)

личностные

характеристики,

включающие

особенности

общения

(умение

совместно

действовать

для

решения

поставленных

задач),

развитие эмоциональной сферы и др.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается

факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если

первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа

обучения качествами,

которые

затем

в

учебном

процессе

развиваются

и

совершенствуются.

Раскрывая

механизм,

лежащий

в

основе

такого

обучения, Д.С.

Выготский

выдвигает

положение

о

«зоне

ближайшего развития», которая

определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослым.

Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса

до прямого показа решения задачи.

В

теоретических

работах

Л.И.

Божович

основной

упор

делался на

значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же

позиций рассматривалась психологическая

готовность

к

школе,

то

есть

наиболее

важным признавался мотивационный план. Были выделены две

группы мотивов учения:

1) мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими

людьми,

в

их

оценке

и

одобрении,

с

желаниями

ученика

за нять

определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

Такие мотивы называются внешними.

2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью или

«познавательные

интересы

детей,

потребность

в интеллектуальной

активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями», они

называются внутренними.

Результаты

учебной

деятельности

значительно

выше,

если

она

побуждается внутренними мотивами.



В раздел образования