Напоминание

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»


Автор: Дроздик Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 64 Приморского района
Населённый пункт: г.Санкт - Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Речевое развитие детей

дошкольного возраста

в соответствии

с ФГОС ДО»

Воспитатель: Дроздик Н.С.

Основная цель:

Формирование устной речи и

навыков речевого общения с

окружающими на основе

овладения литературным языком

своего народа

Задачи речевого развития:

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования

Овладение речью как

средством общения и

культуры

Обогащение активного

словаря

Развитие связной,

грамматически

правильной

диалогической и

монологической речи

Знакомство с книжной

культурой, понимание на

слух текстов различных

жанров детской

литературы

Формирование звуковой

аналитическо-

синтетической

активности как

предпосылки обучения

грамоте

Развитие речевого

творчества

Развитие звуковой и

интонационной культуры

речи, фонематического

слуха

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Речевое развитие» ВКЛЮЧАЕТ:

-Развитие словаря

-Воспитание звуковой культуры речи

-Формирование грамматического строя речи

-Развитие связной речи

-Формирование элементарного осознания явлений языка

и речи

-Развитие фонематического слуха, развитие мелкой

моторики руки

Основные компоненты развития

речевой активности детей:

Методы развития речи

Наглядные:

- непосредственное наблюдение и его разновидности

(наблюдение в природе, экскурсии);

-

опосредованное наблюдение (изобразительная

наглядность: рассматривание игрушек и картин,

рассказывание по игрушкам и картинам)

Словесные:

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть;

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал

Практические:

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- инсценировки;

- дидактические упражнения;

- пластические этюды;

- хороводные игры

Виды занятий по развитию речи

а) в зависимости от ведущей задачи:

- занятия по формированию словаря (осмотр помещения,

ознакомление со свойствами и качествами предметов)

- по формированию грамматического строя речи (образование

сущ. мн. числа род. падежа)

- занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение

правильному звукопроизношению)

- занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание)

- занятия по ознакомлению с художественной литературой

б) в зависимости от применения наглядности:

-

занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения

явлений действительности (рассматривание предметов,

экскурсии и т.д.)

-занятия с применением изобразительной наглядности: с

игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам),

картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры)

-занятия словесного характера, без опоры на наглядность

(обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание,

пересказ, словесные игры)

в)в зависимости от этапа обучения:

- речевой навык формируется впервые (совместное

рассказывание, образец рассказа)

- речевой навык автоматизируется (план рассказа, его

обсуждение).

г)в зависимости от количества

участников:

-фронтальные (со всей группой)

-индивидуальные.

д)в зависимости от дидактических

целей:

-

занятия по сообщению нового материала

-по закреплению знаний, умений, навыков

-по обобщению и систематизации знаний

-итоговые или проверочные

-комбинированные (смешанные)

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ТЩАТЕЛЬНАЯ

ПРЕДВАРИТЕЛЬ-

НАЯ ПОДГОТОВКА

К ЗАНЯТИЮ

СООТВЕТСТВИЕ

МАТЕРИАЛА

ЗАНЯТИЯ

ВОЗРАСТНЫМ

ВОЗМОЖНОСТЯМ

УМСТВЕННОГО

И РЕЧЕВОГО

РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ

ВОСПИТАТЕЛЬ-

НЫЙ ХАРАКТЕР

ЗАНЯТИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

ХАРАКТЕР

ЗАНЯТИЯ

ЧЕТКАЯ

СТРУКТУРА

ЗАНЯТИЯ

ПРАВИЛЬНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ

ЗАНЯТИЯ

УЧЕТ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ЗАНЯТИЯ

ОПТИМАЛЬНОЕ

СОЧЕТАНИЕ

КОЛЛЕКТИВНЫХ

И ИНДИВИДУАЛЬ-

НЫХ ФОРМ

РАБОТЫ

СВЯЗЬ ЗАНЯТИЯ С

ПОСЛЕДУЮЩЕЙ

РАБОТОЙ ПО

РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Методы развития речи

НАГЛЯДНЫЕ:

1.

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ

(метод наблюдения

и его

разновидности:

экскурсии, осмотры

помещения,

рассматривание

натуральных

предметов)

2. ОПОСРЕДОВАННЫЕ

(с использованием

изобразительной

наглядности:

рассматривание

игрушек, картин,

фотографий, описание

картин и игрушек,

рассказывание

по игрушкам и

картинам)

СЛОВЕСНЫЕ:

чтение и

рассказывание

художественных

произведений,

заучивание

наизусть,

пересказ,

обобщающая

беседа,

рассказывание

без опоры

на наглядный

материал

ПРАКТИЧЕСКИЕ:

дидактические

игры,

игры-

драматизации,

инсценировки,

пластические

этюды,

дидактические

упражнения,

хороводные

игры

Методы развития речи

РЕПРОДУКТИВНЫЕ:

воспроизведение

готового

речевого материала

(метод наблюдения

и его разновидности,

рассматривание картин,

чтение художественной

литературы, пересказ,

заучивание наизусть,

игры-драматизации

по содержанию литературных

произведений,

дидактические игры)

ПРОДУКТИВНЫЕ:

создание собственных

связных высказываний

(обобщающая беседа,

рассказывание, пересказ

с перестройкой текста,

дидактические игры

на развитие связной речи,

метод моделирования,

творческие задания)

Приёмы развития речи

НАГЛЯДНЫЕ:

показ

иллюстраций,

показ положения

органов

артикуляции

при обучении

правильному

произношению

СЛОВЕСНЫЕ:

речевой образец,

повторное

проговаривание,

объяснение,

указание,

оценка детской

речи, вопрос

ИГРОВЫЕ:

игровой

персонаж,

сюрпризный

момент, разные

виды игр

ПРЯМЫЕ (объяснение, речевой образец, указание)

КОСВЕННЫЕ (напоминание, реплика, подсказ)

В педагогической практике все приемы используются комплексно

в зависимости от задач, содержания занятия, уровня подготовленности

детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Словесные приёмы

развития речи

Речевой образец - правильная, предварительно продуманная речевая

деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми (должен

быть доступным, четким, громким, произноситься неторопливо).

Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение

одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его

запоминания.

Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов

действия ( н-р, для объяснения правил и действий в дидактических играх).

Указания - разъяснение детям способа действия для достижения

определенного результата (обучающие, организационные и

дисциплинирующие.

Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании

ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности.

Культурная языковая среда

Подражая речи окружающих, дети перенимают не

только все тонкости произношения,

словоупотребления, построения фраз, но и ошибки,

которые встречаются в их речи.

Требования к речи педагога:

содержательность,

точность,

логичность,

правильность,

выразительность,

эмоциональная насыщенность,

знание и соблюдение правил речевого этикета,

уместное использование невербальных средств

общения (мимики, жестов, пантомимики).

Формы работы по развитию речи

ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ

С ДОШКОЛЬНИКАМИ - ИГРА

“Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий. Игра-

это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.”

( В.А. Сухомлинский)

Ещё одна из ведущая форма работы

по развитию речи детей

- образовательная ситуация.

Образовательная ситуация в отличие

от занятия позволяет осуществлять

дифференцированный подход к

детям и в большей степени

индивидуализировать процесс

обучения

Примеры форм работы для речевого развития

дошкольников:

- литературно-музыкальные праздники и гостиные,

-

фольклорные ярмарки,

-

игры-драматизации,

-

разные виды театров,

-

речевые газеты, книги самоделки,

-

проблемные ситуации, посиделки,

-

логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.

-

досуги по произведениям детских писателей

-

конкурсы чтецов (при подготовке к конкурсу дети учатся не

только правильно проговаривать каждое слово, но и эмоционально

передавать смысл произведения. Педагог при этом стремится развивать

детскую речевую активность, тактично исправляя ошибки )

2. Сценарии активизации общения –

обучение игровому общению.

*Дидактические игры:

*Подвижные игры, которые сопровождаются

словами

*Народные игры:

*Инсценировки

*Обследование предметов

:

*Проектная деятельность:

-

«Семейный театр»

-«Семейное чтение»

Посещение школьной

библиотеки

Артикуляционная гимнастика

на занятиях музыки

Спасибо за внимание!



В раздел образования