Автор: Дроздик Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 64 Приморского района
Населённый пункт: г.Санкт - Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
«Речевое развитие детей
дошкольного возраста
в соответствии
с ФГОС ДО»
Воспитатель: Дроздик Н.С.
Основная цель:
•
Формирование устной речи и
навыков речевого общения с
окружающими на основе
овладения литературным языком
своего народа
Задачи речевого развития:
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования
Овладение речью как
средством общения и
культуры
Обогащение активного
словаря
Развитие связной,
грамматически
правильной
диалогической и
монологической речи
Знакомство с книжной
культурой, понимание на
слух текстов различных
жанров детской
литературы
Формирование звуковой
аналитическо-
синтетической
активности как
предпосылки обучения
грамоте
Развитие речевого
творчества
Развитие звуковой и
интонационной культуры
речи, фонематического
слуха
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Речевое развитие» ВКЛЮЧАЕТ:
-Развитие словаря
-Воспитание звуковой культуры речи
-Формирование грамматического строя речи
-Развитие связной речи
-Формирование элементарного осознания явлений языка
и речи
-Развитие фонематического слуха, развитие мелкой
моторики руки
Основные компоненты развития
речевой активности детей:
Методы развития речи
Наглядные:
- непосредственное наблюдение и его разновидности
(наблюдение в природе, экскурсии);
-
опосредованное наблюдение (изобразительная
наглядность: рассматривание игрушек и картин,
рассказывание по игрушкам и картинам)
Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть;
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал
Практические:
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- инсценировки;
- дидактические упражнения;
- пластические этюды;
- хороводные игры
Виды занятий по развитию речи
а) в зависимости от ведущей задачи:
- занятия по формированию словаря (осмотр помещения,
ознакомление со свойствами и качествами предметов)
- по формированию грамматического строя речи (образование
сущ. мн. числа род. падежа)
- занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение
правильному звукопроизношению)
- занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание)
- занятия по ознакомлению с художественной литературой
б) в зависимости от применения наглядности:
-
занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения
явлений действительности (рассматривание предметов,
экскурсии и т.д.)
-занятия с применением изобразительной наглядности: с
игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам),
картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры)
-занятия словесного характера, без опоры на наглядность
(обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание,
пересказ, словесные игры)
в)в зависимости от этапа обучения:
- речевой навык формируется впервые (совместное
рассказывание, образец рассказа)
- речевой навык автоматизируется (план рассказа, его
обсуждение).
г)в зависимости от количества
участников:
-фронтальные (со всей группой)
-индивидуальные.
д)в зависимости от дидактических
целей:
-
занятия по сообщению нового материала
-по закреплению знаний, умений, навыков
-по обобщению и систематизации знаний
-итоговые или проверочные
-комбинированные (смешанные)
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ТЩАТЕЛЬНАЯ
ПРЕДВАРИТЕЛЬ-
НАЯ ПОДГОТОВКА
К ЗАНЯТИЮ
СООТВЕТСТВИЕ
МАТЕРИАЛА
ЗАНЯТИЯ
ВОЗРАСТНЫМ
ВОЗМОЖНОСТЯМ
УМСТВЕННОГО
И РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ
ВОСПИТАТЕЛЬ-
НЫЙ ХАРАКТЕР
ЗАНЯТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР
ЗАНЯТИЯ
ЧЕТКАЯ
СТРУКТУРА
ЗАНЯТИЯ
ПРАВИЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ЗАНЯТИЯ
УЧЕТ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАНЯТИЯ
ОПТИМАЛЬНОЕ
СОЧЕТАНИЕ
КОЛЛЕКТИВНЫХ
И ИНДИВИДУАЛЬ-
НЫХ ФОРМ
РАБОТЫ
СВЯЗЬ ЗАНЯТИЯ С
ПОСЛЕДУЮЩЕЙ
РАБОТОЙ ПО
РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Методы развития речи
НАГЛЯДНЫЕ:
1.
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ
(метод наблюдения
и его
разновидности:
экскурсии, осмотры
помещения,
рассматривание
натуральных
предметов)
2. ОПОСРЕДОВАННЫЕ
(с использованием
изобразительной
наглядности:
рассматривание
игрушек, картин,
фотографий, описание
картин и игрушек,
рассказывание
по игрушкам и
картинам)
СЛОВЕСНЫЕ:
чтение и
рассказывание
художественных
произведений,
заучивание
наизусть,
пересказ,
обобщающая
беседа,
рассказывание
без опоры
на наглядный
материал
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
дидактические
игры,
игры-
драматизации,
инсценировки,
пластические
этюды,
дидактические
упражнения,
хороводные
игры
Методы развития речи
РЕПРОДУКТИВНЫЕ:
воспроизведение
готового
речевого материала
(метод наблюдения
и его разновидности,
рассматривание картин,
чтение художественной
литературы, пересказ,
заучивание наизусть,
игры-драматизации
по содержанию литературных
произведений,
дидактические игры)
ПРОДУКТИВНЫЕ:
создание собственных
связных высказываний
(обобщающая беседа,
рассказывание, пересказ
с перестройкой текста,
дидактические игры
на развитие связной речи,
метод моделирования,
творческие задания)
Приёмы развития речи
НАГЛЯДНЫЕ:
показ
иллюстраций,
показ положения
органов
артикуляции
при обучении
правильному
произношению
СЛОВЕСНЫЕ:
речевой образец,
повторное
проговаривание,
объяснение,
указание,
оценка детской
речи, вопрос
ИГРОВЫЕ:
игровой
персонаж,
сюрпризный
момент, разные
виды игр
ПРЯМЫЕ (объяснение, речевой образец, указание)
КОСВЕННЫЕ (напоминание, реплика, подсказ)
В педагогической практике все приемы используются комплексно
в зависимости от задач, содержания занятия, уровня подготовленности
детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Словесные приёмы
развития речи
Речевой образец - правильная, предварительно продуманная речевая
деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми (должен
быть доступным, четким, громким, произноситься неторопливо).
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение
одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его
запоминания.
Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов
действия ( н-р, для объяснения правил и действий в дидактических играх).
Указания - разъяснение детям способа действия для достижения
определенного результата (обучающие, организационные и
дисциплинирующие.
Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании
ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности.
Культурная языковая среда
Подражая речи окружающих, дети перенимают не
только все тонкости произношения,
словоупотребления, построения фраз, но и ошибки,
которые встречаются в их речи.
Требования к речи педагога:
содержательность,
точность,
логичность,
правильность,
выразительность,
эмоциональная насыщенность,
знание и соблюдение правил речевого этикета,
уместное использование невербальных средств
общения (мимики, жестов, пантомимики).
Формы работы по развитию речи
ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ
С ДОШКОЛЬНИКАМИ - ИГРА
“Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий. Игра-
это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.”
( В.А. Сухомлинский)
Ещё одна из ведущая форма работы
по развитию речи детей
- образовательная ситуация.
Образовательная ситуация в отличие
от занятия позволяет осуществлять
дифференцированный подход к
детям и в большей степени
индивидуализировать процесс
обучения
Примеры форм работы для речевого развития
дошкольников:
- литературно-музыкальные праздники и гостиные,
-
фольклорные ярмарки,
-
игры-драматизации,
-
разные виды театров,
-
речевые газеты, книги самоделки,
-
проблемные ситуации, посиделки,
-
логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.
-
досуги по произведениям детских писателей
-
конкурсы чтецов (при подготовке к конкурсу дети учатся не
только правильно проговаривать каждое слово, но и эмоционально
передавать смысл произведения. Педагог при этом стремится развивать
детскую речевую активность, тактично исправляя ошибки )
2. Сценарии активизации общения –
обучение игровому общению.
*Дидактические игры:
*Подвижные игры, которые сопровождаются
словами
*Народные игры:
*Инсценировки
*Обследование предметов
:
*Проектная деятельность:
-
«Семейный театр»
-«Семейное чтение»
Посещение школьной
библиотеки
Артикуляционная гимнастика
на занятиях музыки
Спасибо за внимание!