Напоминание

"Знакомство с красной книгой"


Автор: Морозова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10"
Населённый пункт: г. Дзержинск
Наименование материала: статья
Тема: "Знакомство с красной книгой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое воспитание старших дошкольников

через знакомство с Красной Книгой

«Охраняется Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются птицы и звери,

Охраняются даже цветы»

Б. Дубровин

Одним из негативных последствий экологического кризиса является

катастрофическое

сокращение

популяции

и

даже

полное

исчезновение

многих видов растений и животных.

По результатам научных исследований выявлено, что до появления на

Земле

человека

вымирание

одного

вида

животного

или

растения

происходило в среднем за 1000 лет. В 20 веке этот интервал значительно

сократился и составил всего один год. В настоящее время, как отмечают

ученые, исчезает ежедневно один вид растений или животных.

Что же будет дальше? Как это можно остановить?

Ответить

на

эти

вопросы

позволит

воспитание

экологически-

грамотного подрастающего поколения.

Наш

детский

сад

имеет

богатый

опыт

работы

по

вопросам

экологического

образования

дошкольников.

Для

старших

дошкольников

мной был разработан проект «По страницам Красной книги».

Цель данного проекта: формирование у дошкольников

экологической культуры, предполагающей интеграцию экологического

сознания, чувств и деятельности.

Задачи проекта:

-

Сформировать

у

дошкольников

представление

о

Красной

книге

как

документе об исчезающих видов животных и растений.

-

Развить

наблюдательность,

навык

самостоятельной

исследовательской

деятельности при изучении отдельных видов животных и растений.

- Воспитать любознательность, бережное отношение к природе.

Участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста,

воспитатели групп, воспитатель-эколог, родители.

В структуре проекта мы выделили три этапа.

Подготовительный этап предполагал:

- планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию

проекта;

- оснащение стендов в комнате природы МДОУ «Наш дом планета Земля»,

«Шаги человека по планете Земля», «Охраняемые животные и растения

Нижегородской

области»,

«Уголок

Красной

книги»,

«Уголок

правил

поведения человека в природе (напоминающие знаки)»;

-

совместную

деятельность

детей

с

родителями

(домашнее

задание):

«Расскажи о своем любимом животном»;

-чтение

художественной

литературы

о

природе

(рассказы

Бианки,

Чарушина).

Содержанием Основного этапа явилось использование:

- игр-занятий с детьми на следующие темы:

1. «Главная книга природы»- знакомство детей с понятием Красная книга,

её

внешними

особенностями

(цвет

обложки,

цвет

страниц),

её

видами

(Международная, России, области).

2. «Охраняемые животные и растения Нижегородской области»- знакомство

со страницами Красной книги родного края, вызвать эмоциональный отклик

на призывы в книге.

3.

«Живые

страницы

Красной

книги»-

знакомство

с

отличительными

особенностями охраняемых отдельных видов животных и растений (цикл

игр-занятий о астраханской болотной черепахе, первоцветах и т.п.).

4.

«Для

чего

нужны

заповедники»-

знакомство

детей

с

понятием

«Заповедник», «Заповедная зона»,

их предназначением, особенностью;

знакомство с Зеленой книгой, её страницами, видами спасенных животных

силами работников заповедников;

-

цикла походов – экскурсий в дендропарк с целью знакомства детей с

первоцветами, воспитания доброжелательного отношение к природе.

- проведение смотра – конкурса плакатов для детей и родителей «Страницы

Красной

книги»-

обучение

отображать

в

плакатах

свое

понимание

экологической проблемы;

-

развешивание

плакатов

в

микрорайоне

с

целью

воспитания

эмоционально-действенного

отношения

к

экологическим

проблемам,

побуждения

быть

активными

участниками

природоохранных

акций.

Заключительный этап включал:

-

проведение

экологического

праздника

«Сбережем

нашу

Планету»,

посвященный всемирному Дню Земли ( учить видеть и формулировать

проблемы, делать выводы на основе наблюдений, ранее полученных знаний;

вызвать желание оказывать посильную помощь природе);

-

организацию

трудового

десанта

по

озеленению

территории

МДОУ

(высаживание цветов в цветник и клумбы), чтобы воспитывать у детей

эмоционально-положительное

и действенное отношение к окружающей

среде; стремление быть созидателями ближайшего (природного окружения).

К а к

и т о г

в ы ш е

с к а з а н н ом у,

хоч е т с я

п р и в е с т и

с л о в а

Р.Рождественского: «Леса топорщатся, и степь клубится,

Жара изводит и снега блестят.

Богаты мы! Не считанные птицы

Над считанными рощами летят.

Над запахом таежной земляники

Полночный филин ухает из тьмы.

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы».

И встает вопрос: а будет ли вообще кому пользоваться этой Красной

книгой, если произойдет непоправимое и нашей планетой Земля? Ведь

вмешиваясь в законы природы, разрушая её человек, несомненно, наносит

ущерб и себе самому.



В раздел образования