Напоминание

Сенсорное развитие детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО


Автор: Бетехтина Оксана Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №107"
Населённый пункт: Республика Коми, г.Сыктывкар
Наименование материала: Методические рекомендации для воспитателей групп раннего возраста
Тема: Сенсорное развитие детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Методические рекомендации для педагогов

«Сенсорное развитие детей раннего возраста в соответствии с

ФГОС ДО»

Автор: Бетехтина О.В, старший воспитатель

Актуальность.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Для каждого здорового ребенка впервые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности, сенсорные потребности вызывают и высокую двигательную активность. Что же такое сенсомоторная потребность?
Сенсо
– это чувство, а
моторика
– это движение.
Сенсомоторная

потребность
– это потребность во внешних впечатлениях (зрительных, слуховых, тактильных) и в движении – проявляется уже в первые 3 месяца жизни. Удовлетворение этой потребности вызывает у ребёнка положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, а с возрастом превращается в познавательную деятельность. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный (или чувственный) опыт, тем легче и проще будет им развивать моторику, и все это позволит им легче обучаться. Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-то действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет одной рукой, ребёнок должен быть моторно готовым к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребёнка быть ловкими и умелыми, то он сможет познать много и разное. Развитие моторной функции способствует развитию познавательной функции, восприятию поступающей информации, её чувствованию. Именно
эта тесная взаимосвязь и позволила объединить два слова в одно сложносочинённое (сенсомоторное). Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность. Иначе, жизнь ребёнка в детском саду должна быть обогащена предметной средой. Такой предметной средой может и должно стать
полифункциональное
оборудование, где:
поли
(от греч.polys – многий, многочисленный, обширный)
функция
(от лат.functio – исполнение, осуществление)
функциональное


совокупность функций, то есть исполняющее несколько ролей. Полифункциональное оборудование выполнено в ярких контрастных тонах. Элементы такого оборудования привлекают внимание малыша и помогают развивать его восприятие и представления о цвете. Полифункциональное оборудование изготовлено из разных материалов – ворсистых, гладких и жёстких тканей. Для соединения деталей пособия используются крепления - „липучки”, молнии, кнопки, пуговицы очень привлекательные для детей раннего возраста. Так же присутствует – звучание. Эти качества способствуют развитию опыта ощупывания, ощущения и восприятия, что чрезвычайно важно для умственного развития малыша. Огромное достоинство и преимущество мягких развивающих пособий - их полифункциональность. Они подойдут и для коррекционного обучения. Помимо основной педагогической ценности, мягкие развивающие детали обладают успокаивающим эффектом для ребенка. Таким образом, полифункциональным называется многосвойственное, многоролевое оборудование, позволяющее охватить сразу несколько линий развития ребёнка. Данное оборудование я разработала и собственноручно изготовила
Например…


Центр «коврик развития»
Коврик можно использовать как дидактический материал, так и для самых разных элементарных совместных игр с ребёнком. Коврик — это модель окружающей нас действительности со своим солнцем, облаками, деревом, домиками, озером, паровозиком. Все элементы являются частью целостных образов, будто приглашающих детей: «Поиграйте с нами!». Ребенок по просьбе взрослого показывает определенные элементы пособия, производит с ними определенные действия. Элементы коврика малыши могут трогать, гладить, мять, тянуть, зашнуровывать, отстегивать — т.е. самыми разными способами давать волю исследовательскому движению и любопытству. Но, что еще важно, коврик — не просто механический набор цветных пятен, пуговиц и застежек. Каждый элемент коврика функционален и направлен на развитие моторики руки и пальцев, (особенно большого и указательного). Через сюжетные элементы можно изучить и закреплять сенсорные эталоны, изучить пространственное восприятие: «выше-ниже», «влево-вправо», «между», способствовать развитию и абстрактного мышления (озеро, дерево, домик), чем не образец для повторения в рисунке и в аппликативной деятельности. Коврик так же является пространством, организующим общение ребенка и взрослого, происходит обогащение словаря и развитие речи детей. Ребята могут познакомиться с основными понятиями быта. Например, в центре полотна находятся домики: большой и маленький. В маленьком живёт говорящая собачка. В большом живёт «Кузя», который разговаривает и хохочет. У Кузи в квартире есть гостиная, где Кузя спит, слушает музыку и ест за столом. Есть санузел, в котором находятся все необходимые предметы для гигиенического обслуживания: от стиральной машины, до функционируемого унитаза. В противоположной стороне находится окно, где стоит цветок, и который прослеживается с обратной стороны. На окне занавески, которые дети пальчиками могут передвигать влево и направо. Под окном находится батарея, по которой можно провести пальчиками, («почувствовать» тёплая или холодная). В целом дом застёгивается сначала на молнию, дверь
закрывается на кнопочки, на двери находится ключик. На окнах прямоугольные ставни, которые зашнуровываются. Через такой коврик можно практически решить многие задачи воспитания и обучения необходимые для детей. Причём не только с детьми раннего возраста, но и с детьми постарше.
Развивающая папка « аквариум»
Рассчитана на любознательных малышей, которым интересно узнать, кто и как живет под водой. Ребёнку предлагается пройтись по морскому дну, увидеть множество разноцветных рыб, морского конька, повстречаться с осьминогом, медузой. Открыв ракушку, он узнает, что в ней находится (А находится в ней жемчужина). Все это окружено различными водорослями и кораллами, среди которых живет еще один обитатель морского дна – зелёная мурена. Папка очень яркая и привлекательная. Можно провести игру
«поймай рыбку».
Для этого ребёнку предлагается пристегнуть, т.е. поймать рыбку предлагаемого цвета. Папку можно использовать для свободных игр с ребенком или группой детей, а также как дидактическое пособие для знакомства детей с окружающим миром. С помощью такой папки у ребёнка развивается восприятие тактильное и зрительное, память, согласованные движения глаза и руки, мелкая моторика, самостоятельность в игре; ребёнок знакомится с цветом, учится соотносить, по памяти воспроизвести образец предложенного, происходит развитие навыков ориентации в пространстве, знакомство с понятием «направление», развитие начальных навыков счёта, развитие внимания.
Развивающая папка «Дерево»
Элементы папки с деревом функционален и направлен на развитие моторики руки и пальцев. Через сюжетные элементы можно изучить и закреплять сенсорные эталоны, изучить пространственное восприятие: «выше-ниже», «влево-вправо», «между», способствовать развитию и абстрактного мышления. С помощью этой папки дети узнают какие есть фрукты и что все они растут на дереве. Ребёнку предлагаются фрукты, пень, грибы. Ребёнок должен правильно расставить элементы по местам. Так же ребёнок узнает не только, что растёт на дереве, но и находится под деревом.
На обратной стороне ребёнку предлагается подобрать к цветущему дереву соответствующего цвета яблочко. Таким образом, использование полифункционального оборудования в соответствии с ФГОС наиболее успешно прослеживается в образовательных областях: 1 .
Социально

-

коммуникативное

развитие
происходит через развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослым и сверстниками. С п ом о щ ь ю п ол и фу н к ц и о н а л ь н о го о б о руд о ва н и я д е т и у ч а т с я взаимодействовать друг с другом. У них формируются простейшие навыки совместной работы: дети ждут друг друга, замечают действия соседа. 2 .
Речевое

развитие
- через обогащение словаря, в процессе увлекательной игры с оборудованием у детей формируются навыки общения. 3 .
Познавательное

развитие
происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, звучании, количестве, части и целом. 4 .
Художественно

-

эстетическое

развитие
- развитие сенсорного восприятия. 5.
Физическое развитие
- через развитие мелкой моторики обеих рук. Повышается произвольность и координированность движений руки, формируется осознанность действий.

Библиографический список
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 1995. - №4. 2. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа. СПб., 2004. 3. Ашикова С. Учимся у тех, кого любим // Дошкольное воспитание, 2002, № 8 4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988. 5. Полякова Н.Н. Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада. //Дошкольная педагогика - 2001г - №1, с.13-15. 6. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трёх лет. М., 2003. 7. Куликовская И.Э. Пространственно-предметная среда в развитии мироведения ребёнка в ДОУ. // Детский сад от А до Я. – 2005-№4. 8. Общение детей в детском саду и семье. / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. – М.: Педагогика, 1990. 9. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006г.- 256с.


В раздел образования