Напоминание

"Последовательное и параллельное соединеие проводников" 8 класс


Автор: Лолаева Лариса Анатольевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 г. Ардон
Населённый пункт: Ардонского района РСО-Алания
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Последовательное и параллельное соединеие проводников" 8 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Класс 8 Учитель Лолаева Л.А.. Предмет физика

Дата 21.02.2019 г.

Тема урока: «Последовательное и параллельное соединение соединения проводников».

Урок изучения нового материала.

Цель урока: изучить законы последовательного и параллельного соединения проводников; закрепить знания формул, единиц измерения физических

величин; правила соединения приборов в электрических цепях; оценить значимость данной темы на практике и в быту, в целях безопасности;

Дидактические задачи: подвести учащихся к пониманию сущности изучаемых явлений; обеспечить в ходе урока усвоение основных зависимостей

величин электрических цепей; формул для расчета; формировать умения работать с приборами, формулами, единицами измерения, учебным и

дополнительным материалом; обобщать наблюдаемые опыты, сравнивать и формулировать выводы;

Развивающие: работать над формированием умений анализировать свойства и явления; развивать умения выделять существенные признаки при

рассмотрении последовательного соединения проводников; переносить полученные знания в новую ситуацию; формировать умения проводить

исследовательский эксперимент; обобщать известные данные на основе выделения главного; развивать логическое мышление; активизировать

внимание обучающихся при работе по чтению схем, электрических цепей.

Воспитывающие: содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (материальность мира, причинно – следственные

связи между явлениями); воспитывать усидчивость, умения преодолевать трудности, аккуратность при выполнении задании, толерантные отношения

при работе в командах.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок-беседа.

Необходимое техническое оборудование: Лампочки, вольтметр, амперметр, источник тока, ключ, соединительные провода, компьютер с проектором,,

презентация

Основные этапы урока

Деятельность Учителя

Деятельность Ученика

Универсальные учебные действия

Орг. момент

Дидактическая задача:

создание комфортной

образовательной среды

Создание положительного

эмоционального настроя

учащихся

Приветствие учителя

Подготовка рабочих мест (класс

поделен на 5 групп)

Личностные: мотивировать свои действия; готовность

к восприятию; проявлять внимательность; желание

больше узнать.

Актуализация знаний

и целеполагание

Дидактическая задача:

обеспечение мотивации

и принятия учащимися

цели учебно-

Активное включение в образовательный процесс и формулировка

цели урока

Методы обучения: частично-поисковый

Формы обучения: в парах, индивидуально

Приёмы обучения: _эксперимент, текст.

Использование педагогических технологий: _создание е

проблемной ситуации; технология критического мышления.

Регулятивные: целеполагание, планирование

решения учебной задачи.

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества.

Познавательные (общеучебные): самостоятельное

выделение и формулирование познавательной цели;

Универсальные логические действия.

познавательной

деятельности

в начале урока

в процессе у рока

I..Проверка домашнего задания.

Ответить на вопросы.

Приложение 1.

II. Предлагает осуществить самоанализ

результатов теста по теме «Закон Ома

для участка цепи».

Приложение 2.

III. Черный ящик.

В этом ящике находятся приборы для

измерения электрического тока. Как вы

думаете, что в ящике?

(амперметр и вольтметр) .

Задаю вопросы:

Амперметр? Вольтметр?

Почему вы так считаете?

Как подключается амперметр?

Как подключается вольтметр?

Какова же сегодня тема урока? Озвучьте

и запишите ее.

«Последовательное и параллельное

соединение проводников»

1. Проводят самоанализ

результатов контрольной

работы

2. Выдвигают гипотезы о

расположении приборов

на основе ранее

полученных знаний с

учетом

экспериментальной

проблемной ситуации.

3. Аргументируют свою

точку зрения.

4. Озвучивают и

записывают тему урока.

5. Прослушивают текст

и формулируют

предполагаемые задачи

урока.

Динамическая пауза

Способы организации переключения

внимания уч-ся

(организуется работа в парах)

Работают в командах;

Личностные: проявлять понимание и уважение к

науке; толерантные отношения.

Первичное восприятие

и усвоение нового

материала (правил,

понятий, алгоритмов)

Дидактическая задача:

открытие нового знания

– поиск решения

проблемы – выражение

решения проблемы

Методы обучения: практические; наглядные; частично-поисковые;

Формы обучения: класс.

Приёмы обучения: наглядность, маршрутный лист.

Использование педагогических технологий: _ информационно -

коммуникативная технология

Регулятивные: планируют решение учебной задачи;

Коммуникативные: составлять план эксперимента,

выбирать главное, формулировать цепочку

рассуждений; составляют небольшие монологические

высказывания;

Познавательные: воспроизводят по памяти

необходимую информацию для работы по

маршрутным листам;

Последовательное соединение- такое соединение проводников, при

котором конец первого проводника соединяют с началом второго,

конец второго-с началом третьего и т.д.

Особенности последовательного соединения

Сила тока на всех участках цепи одинакова: I=I

1

=I

2

.

Полное напряжение в цепи равно сумме напряжений

: U=U

1

+U

2

.

Полное сопротивление цепи равно сумме сопротивлений отдельных

участков цепи: R=R

1

+R

2

.

Параллельное соединение-называется такое соединение

проводников, при котором начала всех проводников

присоединяются к одной точке электрической цепи, а их концы- к

другой.

Особенности последовательного соединения.

Сила тока равна сумме сил токов :I=I

1

+I

2

.

Напряжение на участке цепи на концах проводников

соединенных

параллельно одно и то же:

U=U

1

=U

2

Физкульт минутка

Проводит занятие по устранению физических нагрузок опорно-

двигательного аппарата

Мы проделаем раз пять

Упражнения опять.

Чтоб глаза не уставали и

И за нами успевали

Мы посмотрим вверх и вниз

Вправо влево и вперед

А потом наоборот:

Головой вращаем плавно

Опускать ее нам рано.

Личностные: проявляют понимание необходимости

заботе о своем здоровье.

Применение

теоретических

положений в условиях

выполнения

упражнений и

решения задач.

Методы обучения: _словесный (объяснение), практический

(решение предложенных задач)

Формы обучения: класс

Приёмы обучения: _речь учеников, учителя, наглядность

Использование педагогических технологий: _ здоровье-

сберегающая

( интеллектуальное и психологическое здоровье)

Регулятивные: умения прогнозировать; соотносить

план и совершенные операции по ходу решения задач;

Коммуникативные: удерживать логику

повествования;

Познавательные: общеучебные – структурирование

знаний

Дидактическая задача:

установление

правильности

и осознанности

усвоения нового

учебного материала;

выявление пробелов

и неверных

представлений

и их коррекция

Личностные: восприятие речи учителя,

одноклассника непосредственно обращенную к нему;

Задача 1.Резисторы с сопротивлением 2кОм и 8кОм соединены

последовательно. На каком из них большее напряжение. Во сколько

раз?

Задача 2.

Каковы показания вольтметров, если амперметр

показывает 1,5А

Задача 3.

Определить общее сопротивление R

1

=

40

Ом R

2

=

60 Ом

Задача 4.

Каковы показания амперметров, если стрелка вольтметра

показывает 6В.

Самостоятельное,

творческое

использование

сформированных

умений и навыков

Методы обучения: _частично – поисковый, практические

Формы обучения: в парах, групповая

Приёмы обучения: _рабочая тетрадь, маршрутный лист.

Использование педагогических технологий: _здоровье-

сберегающая (интеллектуальное здоровье)

Регулятивные: контроль в форме сличения способа

решения задачи с алгоритмом;;

Коммуникативные: удерживание логически

обоснованного способа решения задачи;

(решение учебных

задач повышенной

трудности или

практических задач)

Дидактическая задача:

обеспечение усвоения

новых знаний и

способов действий на

уровне применения в

изменённой ситуации.

Познавательные: универсальные логические

действия- использование знаково - символических

средств для оформления задачи;

Личностные: применять правила делового

сотрудничества;

Творческая работа по применению законов последовательного

соединения проводников для решения расчетных задач.

Задача 1.

Общее сопротивление участка АВ цепи равно 10 Ом.

Определите сопротивление третьего проводника. Какова сила тока в

участке цепи АВ, если вольтметр показывает напряжение 5В?

Задача 2.

Участок электрической цепи состоит из трёх параллельно

соединённых сопротивлений: R1=2 Ом, R2=4 Ом, R3=5 Ом.

Амперметр А1 показывает силу тока 20А. Определите показания

вольтметра V и амперметров А2 и А3 .

Задача 3.Используя схему электрической цепи, определите общее

напряжение на всём участке, если амперметр показывает 5А, а R1=2

Ом,R2=3 Ом, R3=6 Ом,R4=5 Омэ

Обобщение усвоенного

и включение его в

систему ранее

усвоенных ЗУН и УУД.

Динамическая задача:

формирование

целостной системы

ведущих знаний

по теме, курсу и т.п.

Методы обучения: _беседа; мотивация учебно-подготовительной

деятельности

Формы обучения: _фронтальная_

Приёмы обучения: _кластеры в тетрадях, на доске.

Использование педагогических технологий: _информационно-

коммуникативеная технология

Регулятивные: коррекция и оценка ситуации;

Коммуникативные: приводить убедительные

доказательства; учитывать позицию собеседника;

Познавательные: преобразовывать модели в

соответствии с содержанием учебного материала и

поставленной учебной задачи;

Предлагает подумать и

ответить на вопросы:

Приложение 3.

- Высказывают свои точки зрения и

аргументируют их;

-предлагают методы решения

нестандартных ситуаций.

Подведение итога

совместной и

индивидуальной

деятельности

учеников (новое

содержание, изученное

на уроке и оценка

личного вклада в

совместную учебную

деятельности)

Дидактическая задача:

дать анализ и оценку

успешности

достижения цели и

наметить перспективу

последующей работы.

Задает вопрос

- что же мы сегодня узнали

нового?

-как человек использует

полученные сегодня знания

для своих нужд?

-в каких профессиях

необходимо учитывать,

полученные сегодня знания?

Домашнее задание п.48, Упр

22(1-3, для сильных 4)..

Для желающих: Посчитать

число лампочек в гирлянде и

определить, на какое

напряжение каждая

рассчитана.

- подводят теоретический итог;

- высказывают свою точку зрения;

Регулятивные: осознание себя как частицу общего

мировоззрения.

Коммуникативные: составление небольших

монологических высказывании; приведение

убедительных доказательств

Познавательные: воспроизведение по памяти

информации;

Рефлексия

Дидактическая задача:

мобилизация учащихся

на рефлексию своего

поведения (мотивации,

способов деятельности,

общения); усвоение

принципов

Создание ситуации успеха

Предлагает поставить

оценку своей деятельности и

уроку в целом. ( +, +-, - )

Рефлексивные действия:

-Я узнал..

-Я научился..

- Меня удивило..

-Вызвало затруднение..

-Хочу узнать..

ЛИЧНОСТНЫЕ: оценивать собственную

деятельность, свои достижения, идентифицировать

себя с принадлежностью класса для решения учебной

задачи.

саморегуляции и

сотрудничества.

Приложение 1.

1.Что такое электричество?

2.Какие физические величины характеризуют электрический ток.

3.Как сила тока связана с напряжением и сопротивлением ?

4.

Сформулируйте закон Ома для участка цепи.

Приложение 2.

1.Формула закона Ома для участка цепи.

A

.

I=

B.I=I

1

+I

2

Г.

I=

2. Единицы измерения сила тока?

А) А Б) В В) Ом

3.Как включается в цепь вольтметр?

А) последовательно Б) параллельно В) и последовательно, и параллельно

4.Как обозначается амперметр на схемах?

А.

Б.

В.

V

A

5.

Единицы измерения сопротивления

А. В Б. Ом В.А

Приложение 3.

Можно ли использовать две одинаковые лампы, рассчитанные на 110 В, в сети с напряжением 220 В? Как?

Сколько одинаковых резисторов было соединено последовательно, если каждый из них имеет сопротивление 50 Ом, а их общее

сопротивление 600 Ом?

Два резистора, сопротивления которых 5 Ом и 10 Ом, подключены параллельно к батарейке. Сила тока в каком из них больше?

Как изменится сопротивление электрической цепи, если подключить к любому звену цепи ещё один резистор:

а) последовательно б) параллельно?

Как нужно соединить четыре резистора, сопротивления которых 0,5 Ом, 2Ом , 3,5 Ом и 4 Ом, чтобы их общее сопротивление было 1

Ом ?

Маршрутный лист к уроку «Последовательное и параллельное соединения проводников»

1. Изучите цепь, собранную на доске и схему данной цепи.

2. Какой из приборов амперметр, а какой вольтметр? Почему вы так считаете?

3. Найди ошибку в тексте: «Приближался Новый год. Все уже к празднику было готово, только вот елки еще не было. А какой Новый год

без елки? В последний момент елку решили не покупать, а нарядить ту, что росла у двора. Развесили разноцветные шары, мишуру. Настал

черед елочной гирлянды, но почему-то лампочки не горели. Тогда находчивый внук Петр достал из кладовки лампочку, ту что приобрели

для кухни, и решил проблему. На новый год у нас будет прекрасная елка!

Сформулируй предполагаемые задачи урока.

4. Собери электрическую цепь по схеме (каждая группа получает схему своего соединения). Осуществи измерения силы тока в каждом

резисторе и напряжение на каждом из них, и общее на двух вместе. Заполни таблицу и рассчитай, использую закон Ома сопротивление

каждого резистора и двух вместе. Найди закономерности, по результатам эксперимента, в распределении силы тока, напряжения и

сопротивления при последовательном или параллельном соединении проводников и запиши их в таблицу.

I

1

,

А

I

2

,

А

I

о

, А

U

1 ,

В

U

2 ,

В

U о

,

В

R

1

= U

1

/ I

1

R

2

= U

2

/ I

2

R

о

= U

о

/ I

о

5.Решаем качественные задачи.

1.

Сила тока в первом проводнике сопротивлением 10 Ом равна 4 А. Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 30

Ом, соединённом последовательно?

2.

В сеть с напряжением 120 В включены параллельно 3 одинаковые лампы. Какое напряжение на каждой лампе?

3.

В классе 10 одинаковых ламп, соединенных последовательно, сопротивлением 400 Ом каждая. Чему равно общее сопротивление?

6. Решаем расчетные задачи. 1.Требуется изготовить елочную гирлянду из лампочек, рассчитанных на 5В и подключить их к источнику

напряжения 220В последовательно. Сколько лампочек потребуется?



В раздел образования