Напоминание

« Мандалотерапия для детей"


Автор: Земских Елена Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№144
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: Статья
Тема: « Мандалотерапия для детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Мандалотерапия - как метод гармонизации

психоэмоционального состояния ребенка»

В наше время система дошкольного образования

характеризуется широким развитием инновационных подходов к

осуществлению педагогической деятельности в образовательном

процессе. В детском саду ребенок получает первый опыт

взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место

среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и

получает первые элементарные знания. В современном

дошкольном образовании особую актуальность приобретает

проблема сохранения и укрепления здоровья детей.

Одной из приемлемых форм работы с детьми является метод

мандалотерапии - это безопасный и естественный способ

изменения эмоционального состояния, снятия напряжения.

Научить детей сосредоточиться, успокаиваться может помочь

раскрашивание мандал. На наш взгляд, это естественный и

радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия

напряжения, выражения чувств, который способствует развитию

творчества, художественному и духовному самовыражению

детей..

Что дает метод Мандалотерапии?

- возможность безопасно проявлять негативные чувства и

эмоции;

- открытие своих индивидуальных внутренних ресурсов;

- диагностику актуального состояния;

- возможность самостоятельной работы в целях

саморазвития и самораскрытия;

- формирование устойчивых положительных убеждений;

-развитие познавательной сферы;

- и кроме прочего, огромное удовольствие от самого

процесса создания мандалы, от возможности свободно

выразить свои чувства, настроение;

В современных условиях проблема организации работы по

профилактике психоэмоционального напряжения,

сопровождению позитивной социализации и преодолению

негативных форм поведения у дошкольников особенно

актуальна, так как реализация Федерального

государственного образовательного стандарта (ФГОС) это –

максимальное содействие психическому, личностному и

индивидуальному развитию дошкольника. Данное

положение обусловлено заказом общества на развитие

личности, способной к адаптации в сложной динамике

общественных преобразований и успешно реализующую

себя в социуме. Психологические исследования и

практические наблюдения показывают, что у многих

современных детей всё чаще встречаются различного рода

проблемы и трудности. Все это позволило говорить о

необходимости выстраивания специально-организованной

работы с детьми и взрослыми. Таким образом, для нас

особенно важно было объединить усилия воспитателей и

психолога детского сада, направив их на развитие

чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного

эмоционального микроклимата, что способствует развитию

позитивного, здорового ребенка.

Исследование данной проблемы позволило выделить

противоречие между традиционным пониманием

профилактики психоэмоционального напряжения,

сопровождению позитивной социализации и современными

подходами, направленных на самопознание ребенка

способам конструктивного взаимодействия.

Практические

наблюдения

педагогов

показывают,

что

у

детей всё чаще встречаются различного рода проблемы и

трудности:

проявления

агрессии,

конфликтности

не

типичные

для

спокойных

детей,

излишняя

активность,

частая смена настроения в течение дня у некоторых детей,

плаксивость, эмоциональные всплески.

Поэтому

данная

проблема

потребовала

поиска

новых

подходов и средств, что позволило выдвинуть предложение о

том, что использование мандалотерапии, вместе с другими

методами

арт-терапии,

обеспечит

решение

проблемы

профилактики

психоэмоционального

напр яже ния,

позитивной социализации и преодоления негативных форм

поведения

детей,

если:

будет

обеспечен

целостный

личностно-ориентированный

процесс;

будет

создана

образовательная среда с учётом возрастных особенностей,

индивидуально-дифференцированного

подхода,

произойдёт

активное

включение

во

взаимодействие

всех

субъектов

педагогического

процесса

для

закрепления

приемлемых

стереотипов

поведения.

Таким

образом,

проект

имеет

большую

практическую

значимость,

может

быть

использован специалистами и педагогами ДОО.

Преодоление

поведенческих

нарушений

у

детей

всех

возрастов

-

сложный

и

долговременный

процесс.

В

Федеральном

Законе

«Об

образовании

в

Российской

Федерации» подчёркивается значимая задача современного

общества – развитие личности каждого ребёнка. Поэтому,

основываясь

на

исследованиях

Г.М.Андреевой,

С.В.

Еникополова,

Н.Д.

Левитова,

С.Е.Рощина,

доказавших

возможность

использования

арттерапии

том

числе

мандалотерапии) в профилактической и психокоррекционной

работе

с

детьми,

данный

проект

становится

особо

актуальным,

отвечая

на

социально-образовательный

заказ

с о в р е м е н н о г о

о б щ е с т в а .

В процессе работы можно использовать следующие

интерактивные формы:

- игра и работа с мандалами в парах - все дети имеют

возможность проявить себя в изготовлении мандал;

- метод «дельфи» – метод, при котором принимается любой

ответ детей на заданный вопрос;

- работа с мандалой микрогрупп позволяет настроить

каждого на контакт;

- ролевая игра - разыгрывание участниками группы сценки с

ролями в интересах овладения поведенческой стороной

жизненных ситуаций;

- игровые упражнения способствуют появлению

непроизвольного интереса к поведению сверстников;

- решение ситуационных задач (ситуационные игры);

- поиск информации - командный поиск информации.

- метод экспериментирования - знакомство с качествами и

свойствами материалов, из которых изготовлены мандалы,

элементарное детское экспериментирование и создание

коллекции;

- методы на развитие коммуникации и грамоты - составление

описательных рассказов, фантазирование сказочных историй,

составление каталогов созданных сувениров, альбомов

рассказов с рисунками, игровые обучающие ситуации,

беседы, составление загадок, придумывание малых

фольклорных форм;

- развивающие игры - знакомство с играми В. Воскобовича

«Геоконт», складывание мандал из геометрических фигур,

игры на развитие количественных и временных

представлений с мандалами и т.д.

Каждое проводимое мероприятие состоит из вводной,

основной и заключительной части.

Вводная часть( игровое вступление ) включает в себя игры,

упражнения, направленные на положительное отношение к

занятию, ведущему, сверстникам; особое внимание уделяется

созданию эмоционального фона, обеспечивающего

позитивное межличностное взаимодействие.

Продолжительность - 3-5 минут.

Основная часть (игротерапевтическая)., 15-25 минут,

отвечает главной цели занятия; включает в себя работу с

мандалами, «мысленные картинки», развивающие игры, в

которых возникает новая психологическая форма мотивов;

погружение в творческий процесс. Ситуация выбора.

Активизация работы бессознательного. Фиксация

вербальных реакций ребенка для последующей

интерпретации. Актуализация чувств ребенка.

Заключительная часть (игровая релаксация: ритуал

прощания) - (5 минут). Наблюдение за ребенком.

Медитативный момент. Возвращение в ситуацию «здесь и

сейчас».

Не отрицая значимость существующих методик, средств,

технологий образования, утверждаем, что продуктивность

образовательной деятельности увеличивается, если

реализовать содержание предложенного проекта.

Психолого-педагогическая целесообразность опыта состоит

в возможности успешного использования в практике

образовательных учреждений результатов его реализации.

Социальный заказ, обусловленный реализацией ФГОС,

повлиял на необходимость отбора рациональных путей и

условий развития воспитанника. С учётом возрастных

особенностей детей широкое применение нашли игровые

приёмы, так как в основе деятельности лежит личный

интерес и мотивация каждого ребёнка.

Данные формы и средства вызывают интерес у детей и

позволяют решать одновременно развивающие,

образовательные, воспитательные и коррекционно-

развивающие задачи, при минимальной затрате времени.

Работа с мандалами не просто интересна детям, но и

стимулирует их к дальнейшему саморазвитию, что при

традиционном подходе было непросто. Одно из главных

преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый

ребенок раскрывает себя сам с помощью созерцания,

карандашей, красок, других материалов и определенного

количества свободного времени.

Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых.



В раздел образования