Автор: Земских Елена Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№144
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: Статья
Тема: « Мандалотерапия для детей"
Раздел: дошкольное образование
« Мандалотерапия - как метод гармонизации
психоэмоционального состояния ребенка»
В наше время система дошкольного образования
характеризуется широким развитием инновационных подходов к
осуществлению педагогической деятельности в образовательном
процессе. В детском саду ребенок получает первый опыт
взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место
среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и
получает первые элементарные знания. В современном
дошкольном образовании особую актуальность приобретает
проблема сохранения и укрепления здоровья детей.
Одной из приемлемых форм работы с детьми является метод
мандалотерапии - это безопасный и естественный способ
изменения эмоционального состояния, снятия напряжения.
Научить детей сосредоточиться, успокаиваться может помочь
раскрашивание мандал. На наш взгляд, это естественный и
радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия
напряжения, выражения чувств, который способствует развитию
творчества, художественному и духовному самовыражению
детей..
Что дает метод Мандалотерапии?
- возможность безопасно проявлять негативные чувства и
эмоции;
- открытие своих индивидуальных внутренних ресурсов;
- диагностику актуального состояния;
- возможность самостоятельной работы в целях
саморазвития и самораскрытия;
- формирование устойчивых положительных убеждений;
-развитие познавательной сферы;
- и кроме прочего, огромное удовольствие от самого
процесса создания мандалы, от возможности свободно
выразить свои чувства, настроение;
В современных условиях проблема организации работы по
профилактике психоэмоционального напряжения,
сопровождению позитивной социализации и преодолению
негативных форм поведения у дошкольников особенно
актуальна, так как реализация Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) это –
максимальное содействие психическому, личностному и
индивидуальному развитию дошкольника. Данное
положение обусловлено заказом общества на развитие
личности, способной к адаптации в сложной динамике
общественных преобразований и успешно реализующую
себя в социуме. Психологические исследования и
практические наблюдения показывают, что у многих
современных детей всё чаще встречаются различного рода
проблемы и трудности. Все это позволило говорить о
необходимости выстраивания специально-организованной
работы с детьми и взрослыми. Таким образом, для нас
особенно важно было объединить усилия воспитателей и
психолога детского сада, направив их на развитие
чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного
эмоционального микроклимата, что способствует развитию
позитивного, здорового ребенка.
Исследование данной проблемы позволило выделить
противоречие между традиционным пониманием
профилактики психоэмоционального напряжения,
сопровождению позитивной социализации и современными
подходами, направленных на самопознание ребенка
способам конструктивного взаимодействия.
Практические
наблюдения
педагогов
показывают,
что
у
детей всё чаще встречаются различного рода проблемы и
трудности:
проявления
агрессии,
конфликтности
не
типичные
для
спокойных
детей,
излишняя
активность,
частая смена настроения в течение дня у некоторых детей,
плаксивость, эмоциональные всплески.
Поэтому
данная
проблема
потребовала
поиска
новых
подходов и средств, что позволило выдвинуть предложение о
том, что использование мандалотерапии, вместе с другими
методами
арт-терапии,
обеспечит
решение
проблемы
профилактики
психоэмоционального
напр яже ния,
позитивной социализации и преодоления негативных форм
поведения
детей,
если:
будет
обеспечен
целостный
личностно-ориентированный
процесс;
будет
создана
образовательная среда с учётом возрастных особенностей,
индивидуально-дифференцированного
подхода,
произойдёт
активное
включение
во
взаимодействие
всех
субъектов
педагогического
процесса
для
закрепления
приемлемых
стереотипов
поведения.
Таким
образом,
проект
имеет
большую
практическую
значимость,
может
быть
использован специалистами и педагогами ДОО.
Преодоление
поведенческих
нарушений
у
детей
всех
возрастов
-
сложный
и
долговременный
процесс.
В
Федеральном
Законе
«Об
образовании
в
Российской
Федерации» подчёркивается значимая задача современного
общества – развитие личности каждого ребёнка. Поэтому,
основываясь
на
исследованиях
Г.М.Андреевой,
С.В.
Еникополова,
Н.Д.
Левитова,
С.Е.Рощина,
доказавших
возможность
использования
арттерапии
(в
том
числе
мандалотерапии) в профилактической и психокоррекционной
работе
с
детьми,
данный
проект
становится
особо
актуальным,
отвечая
на
социально-образовательный
заказ
с о в р е м е н н о г о
о б щ е с т в а .
В процессе работы можно использовать следующие
интерактивные формы:
- игра и работа с мандалами в парах - все дети имеют
возможность проявить себя в изготовлении мандал;
- метод «дельфи» – метод, при котором принимается любой
ответ детей на заданный вопрос;
- работа с мандалой микрогрупп позволяет настроить
каждого на контакт;
- ролевая игра - разыгрывание участниками группы сценки с
ролями в интересах овладения поведенческой стороной
жизненных ситуаций;
- игровые упражнения способствуют появлению
непроизвольного интереса к поведению сверстников;
- решение ситуационных задач (ситуационные игры);
- поиск информации - командный поиск информации.
- метод экспериментирования - знакомство с качествами и
свойствами материалов, из которых изготовлены мандалы,
элементарное детское экспериментирование и создание
коллекции;
- методы на развитие коммуникации и грамоты - составление
описательных рассказов, фантазирование сказочных историй,
составление каталогов созданных сувениров, альбомов
рассказов с рисунками, игровые обучающие ситуации,
беседы, составление загадок, придумывание малых
фольклорных форм;
- развивающие игры - знакомство с играми В. Воскобовича
«Геоконт», складывание мандал из геометрических фигур,
игры на развитие количественных и временных
представлений с мандалами и т.д.
Каждое проводимое мероприятие состоит из вводной,
основной и заключительной части.
Вводная часть( игровое вступление ) включает в себя игры,
упражнения, направленные на положительное отношение к
занятию, ведущему, сверстникам; особое внимание уделяется
созданию эмоционального фона, обеспечивающего
позитивное межличностное взаимодействие.
Продолжительность - 3-5 минут.
Основная часть (игротерапевтическая)., 15-25 минут,
отвечает главной цели занятия; включает в себя работу с
мандалами, «мысленные картинки», развивающие игры, в
которых возникает новая психологическая форма мотивов;
погружение в творческий процесс. Ситуация выбора.
Активизация работы бессознательного. Фиксация
вербальных реакций ребенка для последующей
интерпретации. Актуализация чувств ребенка.
Заключительная часть (игровая релаксация: ритуал
прощания) - (5 минут). Наблюдение за ребенком.
Медитативный момент. Возвращение в ситуацию «здесь и
сейчас».
Не отрицая значимость существующих методик, средств,
технологий образования, утверждаем, что продуктивность
образовательной деятельности увеличивается, если
реализовать содержание предложенного проекта.
Психолого-педагогическая целесообразность опыта состоит
в возможности успешного использования в практике
образовательных учреждений результатов его реализации.
Социальный заказ, обусловленный реализацией ФГОС,
повлиял на необходимость отбора рациональных путей и
условий развития воспитанника. С учётом возрастных
особенностей детей широкое применение нашли игровые
приёмы, так как в основе деятельности лежит личный
интерес и мотивация каждого ребёнка.
Данные формы и средства вызывают интерес у детей и
позволяют решать одновременно развивающие,
образовательные, воспитательные и коррекционно-
развивающие задачи, при минимальной затрате времени.
Работа с мандалами не просто интересна детям, но и
стимулирует их к дальнейшему саморазвитию, что при
традиционном подходе было непросто. Одно из главных
преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый
ребенок раскрывает себя сам с помощью созерцания,
карандашей, красок, других материалов и определенного
количества свободного времени.
Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых.