"Особенности организации проектной деятельности в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида"
Автор: Боровская Елена Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ АО "Черевковская СКОШИ" Населённый пункт: с. Черевково, Красноборский район, Архангельская область Наименование материала: статья Тема: "Особенности организации проектной деятельности в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида" Раздел: среднее образование
Боровская Елена Васильевна ,
Воспитатель
ГБОУ АО«Черевковская СКОШИ»
«Особенности организации проектной деятельности в специальном (коррекционном)
образовательном учреждении VIII вида»
В статье раскрываются особенности использования с учащимися метода проектов во
внеурочное время в условиях специального (коррекционного) образовательного
учреждения VIII вида.
Ключевые слова: проектная деятельность,
метод проектов, метод проектирования,
внеурочная деятельность.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является социализация
детей с ОВЗ. Коррекционная школа зачастую живёт в своём обособленном
мире, хотя сейчас мы можем приобщить детей с ограниченными
возможностями здоровья к окружающему социуму и самая благоприятная
сфера для этого это детское творчество.
Для развития творчества у детей с ограничениями в здоровье – педагог
главная движущая сила. Всё большую популярность в коррекционной школе
получает метод проектов. “То, что ребенок сегодня умеет делать в
сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С.
Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что
ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие
завтрашнего дня”. В современном мире требуется новый человек,
который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к
процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения
встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.
Следовательно, современная система образования должна быть построена на
предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные
точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать
собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов,
закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Очень актуально сегодня звучат слова А. Дистервега: «Развитие и
образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий,
кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной
деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что главная задача
современной школы, и коррекционной в том числе, состоит в подготовке
своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и творчески
решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в
школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с
другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, то
есть ключевые компетенции, определяющие современное качество
содержания образования.
Для решения этой важной задачи необходимо правильно, максимально
эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические,
возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Основной контингент учащихся нашей школы - это дети с ДЦП, у которых
наблюдается разная степень выраженности двигательных, речевых,
интеллектуальных, эмоционально-волевых расстройств.
Следовательно, успешное решение коррекционных задач в работе с каждым
ребенком, интеллектуальное и нравственное развитие их личности,
формирование критического и творческого мышления, умения работать с
информацией возможно при использовании исследовательских, проблемных
и проектных методов.
Именно с помощью проектной деятельности мы может постараться развить и
прировнять детей с особенностями в развитии к обществу.
Что такое метод проектов?
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической
практике, он возник еще в 20-е годы прошлого века в США, но вместе с тем
его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века.
Существуют различные определения, что такое метод проектов.
Например, метод проектов — это способ достижения дидактической цели
через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна
завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом,
оформленным тем или иным образом.
Метод проектов - это совокупность приёмов, действий учащихся в их
определённой последовательности для достижения поставленной задачи —
решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде
некоего конечного продукта.
Таким образом, можно выделить основные требования к использованию
метода проектов. Прежде всего, для организации метода проекта необходимо
наличие проблемы. Перед учеником стоит проблема, взятая из реальной
жизни, важная и значимая для него. Для решения этой проблемы ему
необходимо приложить имеющиеся знания и новые, которые еще предстоит
приобрести. Педагог может подсказать источники информации (это очень
важно для наших учеников). Но в результате, ученики должны
самостоятельно и совместными усилиями (под контролем педагога) решить
проблему, применив необходимые знания и получить реальный результат.
Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые
могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов.
ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:
1. Проблема.
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации.
4. Продукт работы.
5. Презентация.
6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие
материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые
материалы. Данный метод в течение последних нескольких лет стал
постепенно внедряться в практику работы педагогов нашей школы.
Перед началом использования метода проектирования мы проанализировали
уровень мыслительной деятельности учащихся по показателям:
• способность обнаружить, понять проблему;
• способность ставить задачу;
• способность планировать свои действия;
• способность оценивать ситуацию;
• способность находить решение.
Результаты показали, что значительная часть детей испытывают затруднения
в планировании своих действий, поиске информации, оценке ситуации,
прежде всего, из-за недостаточного уровня интеллектуального развития,
низкой мотивации, отсутствия жизненного опыта.
В связи с этим, мы пришли к выводу, что использование проектной
деятельности в работе с нашими детьми возможно с корректирующей
помощью педагога. Метод проектов в коррекционной школе – это совместная
деятельность педагога и учащихся, направленная на поиск решения
возникшей проблемы, проблемной ситуации. В коррекционной школе метод
проектирования можно рассматривать как средство активизации
познавательной деятельности учащегося, как средство решения
коррекционных задач в работе с каждым ребенком, повышения качества
воспитательного процесса.
Что показал опыт внедрения проектного метода в практику работы нашей
школы?
Использование проектного метода в работе с учащимися с интеллектуальной
недостаточностью, несомненно, дает положительный результат, т.к. данный
метод дает возможность более полно учитывать психофизические и
возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить
коррекционную работу с каждым ребенком : развивать мыслительные
операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать
получаемую информацию), речь (устную и письменную), память,
восприятие, эмоционально-волевую сферу и.т.д. Поэтому проектный метод
можно отнести к личностно-ориентированному методу воспитания.
Метод проектов является действенным средством активизации
познавательной деятельности учащихся. Данный метод развивает у детей
самостоятельность, инициативу и творческие способности. С применением
проектного метода и информационных компьютерных технологий вопросы
мотивации детей отпадают сами по себе.
Тем детям, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, гораздо
легче раскрыть свои возможности, повысить самооценку именно во
внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к
учебе.
Метод проектов способствует формированию навыков рефлексии,
критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные
навыки, обучает детей взаимодействию в группе, умению публично
выступать и работать в команде.
Кроме того, он воспитывает целеустремленность, ответственность,
инициативность и настойчивость, уверенность в своих силах, положительное
отношение к учебе и труду.
Если проектная работа выполняется ребёнком с удовольствием, вызывает
познавательный интерес, приносит радость, то значит она менее
энергозатратна. Поэтому проектный метод является и здоровьесберегающим.
Таким образом, хочется отметить, что метод проектирования актуален и
очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт
ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные
знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что
позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.
Литература:
1. Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
Учебное пособие. Красноярск-2006
2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников:
Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-160 с.
3. Полат Е.С.: Метод проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет
образования».
4. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в
развитии: практическое пособие / Маллер А. Р. . М. : [б.и.], 2000. – 1244.
5.
Пахомова,
Н.Ю.
Метод
учебного
проекта
в
образовательном
учреждении / Пахомова, Н.Ю. - М.: [б.и.], 2005.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. И.С.
Сергеев – М., 2006 г. – 80 с.