Напоминание

"Особенности организации проектной деятельности в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида"


Автор: Боровская Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ АО "Черевковская СКОШИ"
Населённый пункт: с. Черевково, Красноборский район, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности организации проектной деятельности в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида"
Раздел: среднее образование





Назад





Боровская Елена Васильевна
, Воспитатель ГБОУ АО«Черевковская СКОШИ»
«Особенности организации проектной деятельности в специальном (коррекционном)

образовательном учреждении VIII вида»
В статье раскрываются особенности использования с учащимися метода проектов во внеурочное время в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Ключевые слова:
проектная деятельность, метод проектов, метод проектирования, внеурочная деятельность. На сегодняшний день одной из актуальных проблем является социализация детей с ОВЗ. Коррекционная школа зачастую живёт в своём обособленном мире, хотя сейчас мы можем приобщить детей с ограниченными возможностями здоровья к окружающему социуму и самая благоприятная сфера для этого это детское творчество. Для развития творчества у детей с ограничениями в здоровье – педагог главная движущая сила. Всё большую популярность в коррекционной школе получает метод проектов. “То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”. В современном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире. Следовательно, современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Очень актуально сегодня звучат слова А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что главная задача современной школы, и коррекционной в том числе, состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в
школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Для решения этой важной задачи необходимо правильно, максимально эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Основной контингент учащихся нашей школы - это дети с ДЦП, у которых наблюдается разная степень выраженности двигательных, речевых, интеллектуальных, эмоционально-волевых расстройств. Следовательно, успешное решение коррекционных задач в работе с каждым ребенком, интеллектуальное и нравственное развитие их личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией возможно при использовании исследовательских, проблемных и проектных методов. Именно с помощью проектной деятельности мы может постараться развить и прировнять детей с особенностями в развитии к обществу. Что такое метод проектов? Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, он возник еще в 20-е годы прошлого века в США, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века. Существуют различные определения, что такое метод проектов. Например, метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Таким образом, можно выделить основные требования к использованию метода проектов. Прежде всего, для организации метода проекта необходимо наличие проблемы. Перед учеником стоит проблема, взятая из реальной жизни, важная и значимая для него. Для решения этой проблемы ему необходимо приложить имеющиеся знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации (это очень важно для наших учеников). Но в результате, ученики должны самостоятельно и совместными усилиями (под контролем педагога) решить проблему, применив необходимые знания и получить реальный результат. Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов. ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»: 1. Проблема. 2. Проектирование (планирование) 3. Поиск информации.
4. Продукт работы. 5. Презентация. 6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы. Данный метод в течение последних нескольких лет стал постепенно внедряться в практику работы педагогов нашей школы. Перед началом использования метода проектирования мы проанализировали уровень мыслительной деятельности учащихся по показателям: • способность обнаружить, понять проблему; • способность ставить задачу; • способность планировать свои действия; • способность оценивать ситуацию; • способность находить решение. Результаты показали, что значительная часть детей испытывают затруднения в планировании своих действий, поиске информации, оценке ситуации, прежде всего, из-за недостаточного уровня интеллектуального развития, низкой мотивации, отсутствия жизненного опыта. В связи с этим, мы пришли к выводу, что использование проектной деятельности в работе с нашими детьми возможно с корректирующей помощью педагога. Метод проектов в коррекционной школе – это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. В коррекционной школе метод проектирования можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности учащегося, как средство решения коррекционных задач в работе с каждым ребенком, повышения качества воспитательного процесса. Что показал опыт внедрения проектного метода в практику работы нашей школы? Использование проектного метода в работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью, несомненно, дает положительный результат, т.к. данный метод дает возможность более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком : развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), речь (устную и письменную), память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и.т.д. Поэтому проектный метод можно отнести к личностно-ориентированному методу воспитания. Метод проектов является действенным средством активизации познавательной деятельности учащихся. Данный метод развивает у детей самостоятельность, инициативу и творческие способности. С применением проектного метода и информационных компьютерных технологий вопросы мотивации детей отпадают сами по себе. Тем детям, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к
учебе. Метод проектов способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в группе, умению публично выступать и работать в команде. Кроме того, он воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость, уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и труду. Если проектная работа выполняется ребёнком с удовольствием, вызывает познавательный интерес, приносит радость, то значит она менее энергозатратна. Поэтому проектный метод является и здоровьесберегающим. Таким образом, хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме. Литература: 1. Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие. Красноярск-2006 2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-160 с. 3. Полат Е.С.: Метод проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования». 4. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / Маллер А. Р. . М. : [б.и.], 2000. – 1244. 5. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Пахомова, Н.Ю. - М.: [б.и.], 2005. 5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. И.С. Сергеев – М., 2006 г. – 80 с.


В раздел образования