Напоминание

Тренинг на сплочение коллектива «Курс молодого кадета»


Автор: Белоусова Яна Владимировна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тренинг на сплочение коллектива «Курс молодого кадета»
Раздел: среднее образование





Назад




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАВРОПОЛЬСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

Утверждаю

Заместитель начальника ФГКОУ

«Ставропольское президентское

кадетское училище»

по воспитательной работе

________________________

Корабельников Э.В.

«____» __________ 2015 г.

Методическая разработка:

Тренинг на сплочение коллектива

«Курс молодого кадета»

Работу выполнил:

педагог-организатор

Белоусова Я.В.

Рассмотрено на заседании Научно-

методического совета ФГКОУ СПКУ

«__» _____ 2015 г.

Протокол №__ от «__» _____ 2015 г.

Ставрополь, 2015

1

Пояснительная записка

Актуальность

Групповая

сплоченность

является

необходимым

условием

для

создания

комфортного

микроклимата

в

кадетском

коллективе.

Групповой

сплоченности

способствуют:

положительное

эмоциональное

состояние

воспитанников,

дружеская располагающая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и

симпатии между участниками, взаимопонимание. Таким образом, когда в группе

создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся

работать и творить. Тренинг на сплочение коллектива – один из эффективных

способов создания такой атмосферы.

Цель: повышение сплоченности коллектива, выявление лидеров.

Задачи:

- выработка группой стратегии;

- творческий подход;

- самовыражение;

- общение;

- доверие другим и вера в себя;

- честность;

- поддержка успехов других и признание своих;

- воодушевление других (поддержка);

- стимуляция уверенности в себе.

ФИЛОСОФИЯ ТРЕНИНГА

Познание через собственный опыт:

Когда мы слышим или читаем о чем-либо или слушаем лекцию о чем-нибудь,

обычно мы запоминаем примерно 10% информации, а через некоторое время у

нас остается и того меньше. Познание через собственный опыт подразумевает

самостоятельное выполнение того или иного действия, а не простое получение

информации

о

нем.

Таким

образом,

мы

хорошо

и

надолго

запоминаем

наше

поведение и реакцию.

Несколько уровней познания:

В

большинстве учебных программ

участник

познает

что-либо

сначала

на

умственном

(ментальном) уровне. З ат е м

о н

р е а г и руе т

н а

п о з н а н н о е

на эмоциональном

уровне. Участник

познает

также

и

на

физическом

уровне.

Комбинация

ментального,

эмоционального

и

физического

уровней

познания дает человеку уникальный опыт.

Разрыв ментально-эмоционального цикла:

2

Люди часто попадают в так называемый ментально-эмоциональный цикл: сначала

человек, видя или слыша что-либо, реагирует эмоционально на это. Затем человек

анализирует свою реакцию, затем реагирует на только что произведенный анализ

(мысль), затем анализирует свою новую реакцию, затем снова реагирует и т.д., и

т.д. В

результате

человек

обескуражен

и

уверен,

что

ему

никогда

не

решить

проблемы. О н

н и ко гд а

н е

п р е д п р и н и м а л

д е й с т в и я .

Ф и з и ч е с к о е

действие поможет разорвать цикл. В процессе познания на физическом уровне

ментально-эмоциональный цикл никогда не разовьется. Более того, если участник

уже находится во власти цикла относительно определенной ситуации, проблема

может

быть решена предприятием физического действия и л и

у ч а с т и е м

в

определенном веревочном курсе.

Человек действует одинаково в схожих ситуациях:

Если

человек действует определенным

образом, являясь

участником

группы,

решая проблему, проявляя лидерские качества, например, то, вероятнее всего, он

будет вести себя таким образом везде, где бы ни случилась подобная ситуация - в

школе, в

офисе,

дома

в

семье

или

во

время

Веревочного

Курса.

Если

человек испытывает трудности в работе с другими в школе, на работе, дома, то он

испытает те же трудности, участвуя в тренинге. То же касается трудностей в

самовыражении, лидерстве, доверии.

Упражнения

В.К.

были

созданы

таким

образом, чтобы участники испытали те же самые чувства и, главное, увидели

свои проблемы, чтобы сделать первые шаги на пути их решения. В.К. дает шанс

взглянуть на самого себя.

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

МЯЧ

Участники встают в круг, в руках у ведущего – мяч. Ведущий называет свое имя,

добавляет еще несколько слов о себе и кидает мяч другому участнику. Участник

называет свое имя, добавляет несколько слов о себе и кидает мяч следующему и

т.д. Дополнительные условия: мяч передается в произвольном порядке, мяч должен

побывать у каждого.

ХВОСТ ДРАКОНА

Количество участников – 7 – 50 человек

Участники игры становятся в ряд и держат друг друга за пояс стоящего спер

еди.

Цель:

Первый игрок в цепочке должен поймать последнего в цепочке. Цепочка не

должна разрываться. Для игры необходимо большое пространство.

ПРОПАСТЬ

Количество участников – 10 – 40 человек

3

На земле раскладывается веревка длинной 3 – 5 метров .

Участники делятся на две команды. Игроки одной команды становятся в ряд

друг к другу боком и берутся за руки. Каждая из команд приставным шаг

ом двигается напротив к друг другу по веревке с противоположных концов.

Самое трудное

- разойтись по веревке когда команды встречаются лицом к лицу. Команда, и

гроки которой сошли с веревки, считается проигравшей.

Для того, чтобы выиграть, разрешается сталкивать игроков противоположной к

оманды с веревки.

ОГУРЕЦ

Количество участников – 7 – 30 человек

Игроки становятся в круг, руки держат за спиной. В о д я щ и й

в центре круга. Игроки передают друг другу за спинами огурец, стараясь от

кусить кусочек пока водящий не видит.

Цель водящего засечь у кого огурец. Для этого он указывает пальцем на по

дозреваемого и говорит ему «руки». Тот должен показать руки. Если водя

щий угадал, то тот игрок у кого оказался огурец становится водящим. Если н

ет игра продолжается.

Если за время игры, участниками огурец был съеден, водящему назначается ш

трафное задание.

Для данной игры можно использовать: батон, булку, банан, колбасу, морковь.

УЗЕЛКИ.

Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека

должны

быть

сцеплены

с

руками

разных

людей.

Задача:

не

расцепляя

рук,

распутать узел и образовать круг.

Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ.

Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где

соединяют руки и ступни, образуя, таким образом, электрическую цепь, по которой

ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая

электрической

цепи.

Теперь

объединитесь

по

две

пары

друг

с

другом,

чтобы

получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается

прежней - встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно

завершен,

снова

объедините

группы,

чтобы

образовать

электрическую

цепь,

состоящую

из

8

человек.

В

конце

концов

вы

получите

электрическую

цепь,

образованную всеми участниками, которые должны подняться.

4

Два

главных

условия

этого

упражнения:

1)

электрический

ток

должен

беспрепятственно

течь

по

замкнутой

электрической

цепи,

образованной

сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться

от земли одновременно.

БИГ-МАК.

Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую

пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются

вместе (например, один партнер говорит: "Биг", - другой: "Мак"; один: "Ореховые",

- другой: "Масло" и т.д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть

глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить

только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы

партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая

свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути

тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем

участникам свое словосочетание.

Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть

большой.

СИДЯЧИЙ КРУГ.

Команда

формирует

тесный

круг

(плечи

касаются).

После

этого

попросите

участников повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть

на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.

ОТЖИМАНИЯ.

Разбейтесь на группы по 4 человека. Ваша задача - отжаться от земли, чтобы в

нее упирались только ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд.

* удобнее всего будет выполнять отжимания, если группа ляжет на землю лицом

вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого образованы телами (ноги

одного лежат на спине соседа).

ВСЕ НА БОРТ.

Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок).

Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины.

Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап:

нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.

БРЕВНО.

Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно

и т.п).

5

Команда

выстраивается

на

бревне.

Начиная

с

первого

человека,

команда

переправляется

на

противоположный

конец

бревна.

В

результате

должна

получиться та же линия, в том же порядке.

ТРОЛЛИ.

Оборудование:

тролли

-

небольшая

дощечка,

брусок

или

другой

вспомогательный предмет.

Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех

метров друг от друга. Задача команды - переправиться от одной линии до другой,

не касаясь земли, используя тролли.

ПРОГУЛКА СЛЕПЫХ.

Пусть

каждый

участник

закроет

глаза

повязкой.

Когда

все

глаза

закрыты

расскажите участникам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной

земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку

на

плечо

впередистоящего.

Медленно

начните

путешествие

по

выбранному

маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко

нависшими

деревьями

и

ветками,

протискивание

между

деревьями

и

т.д.

Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.

* выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак

для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.).

ТРАСТ-ФОЛ.

Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к

другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в

локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой, образуя "колыбель" для

падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем случае не сцеплены ни между

собой,

ни

с

руками

соседа

сбоку

или

напротив.

Колени

страхующих

слегка

согнуты. Ведущий становится в линию на то место, куда придется наибольший вес

падающего и, чтобы ни случилось, не убирать рук во время падения участника. По

мере продвижения очереди вы можете изменять порядок линии, чтобы каждый

участник испытал момент поимки, но держите сильных в середине. Если у вас

большая сильная команда, вы можете быть руководителем падения (вне линии), но

если

вы

чувствуете,

что

для

безопасности

падения

вы

необходимы

команде,

попросите участников самим выбрать руководителя (Маэстро).

Подготовьте Маэстро, чтобы он смог проверить падающего.

· Торс и ноги должны быть абсолютно прямыми, как струнка;

· Руки - скрещены на груди и сцеплены в замок;

· Голова немного откинута назад;

· Попросите снять очки и вынуть предметы из карманов.

Слова, которые обязательно должны быть сказаны перед падением:

6

1) ПАДАЮЩИЙ: "Готовы страхующие?"

2) СТРАХУЮЩИЕ: "Страхующие готовы"

3) МАЭСТРО: "Падай".

После приземления покачайте товарища на руках - проявите ласку.

Заключение:

это

упражнение

на

доверие

и

снятие

комплексов

(освобождение

внутреннего

"Я".

Попросите

каждого

поделиться

опытом

и

чувствами,

т.к.

ощущение каждого индивидуальны. Начните обсуждение, сказав, что вам хотелось

бы узнать об ощущениях каждого: - Что вы чувствовали перед самым началом

падения, во время падения и после?

- Что можно сделать, чтобы создать доверительную атмосферу в коллективе?

ЛАБИРИНТ

Нужно преодолеть препятствия с завязанными глазами, держась друг за друга.

Открыты глаза только у замыкающего цепочку. Он видит все препятствия и должен

объяснить жестами, как их преодолеть, не произнося при этом ни слова. Например,

хлопок по правому плечу означает — шаг вправо, по левому — влево.

Участники договариваются об этих условных сигналах перед началом движения.

ТРЕУГОЛЬНИКИ

Повязки на глаза для всех членов команды, широкая комната (6х6 кв. м), веревка

длиной 6 м. Сделать из нее равнобедренный треугольник. Не забудьте и то, что

когда вы попросите ведущего оценить вашу фигуру, вся команда должна держать в

руках этот треугольник. Если играющие просят Вас оценить их фигуру, сначала

спросите: "Вы уверены, что это равнобедренный треугольник?" Если они согласны,

попросите их аккуратно положить веревку на землю и затем развязать глаза и

посмотреть на фигуру.

ГУСЕНИЦА

Исходные

условия:

участники

встают

в

колонну

друг

за

другом.

Каждый

участник ставит ноги на ширине плеч и подает правую руку между ними стоящему

позади, при этом левой рукой берет правую руку стоящего впереди.

Задание: всей группе сесть на пол, а затем подняться, не расцепляя при этом рук.

Ограничения: при расцеплении рук любых участников упражнение выполняется

всей группой с начала.

ВОСКОВАЯ ПАЛОЧКА.

Группа встает в круг, плечом к плечу. Один из участников встает в круг,

закрывает глаза, обнимает себя за плечи и стараясь не отрывать пяток от земли,

ровно, словно палочка, падает в любом направлении. Участники, стоящие в кругу,

держат

руки

перед собой

и

ладонями

аккуратно

отталкивают

падающего,

7

заставляя

его качаться

внутри

круга,

словно

маятник.

Почувствуйте

свое единство, руки ваших друзей, доверьтесь им! После прохождения через круг

всех участников, проведите обсуждение ваших чувств.

Педагог-организатор Белоусова Я.В.

8



В раздел образования