Напоминание

Игры и упражнения как средство математического развития для детей старшего дошкольного возраста


Автор: Ожгихина Екатерина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ПГО №28
Населённый пункт: г.Полевской
Наименование материала: статья
Тема: Игры и упражнения как средство математического развития для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Педагогическая статья на тему

: Игры и упражнения

как

средство

математического

развития

детей

старшего

дошкольного возраста.
Одной из важнейших задач воспитания старших дошкольников является развитие интеллектуально-творческих умений и способностей ребенка, которые позволяют легко освоить новый материал. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. В этих условиях, мы считаем, что систему формирования математических навыков необходимо направлять не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с передвигаемым математическим материалом. Требования ФГОС ДО определяют содержание образовательного процесса по формированию математических представлений, которое осуществляется через интеграцию образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Интеграция состоит в использовании обследования, группировки, действий по увеличению и уменьшению по количеству, отображению как в овладении математическими умениями, так и речевыми (называние свойств, отношений, простых зависимостей), умениями конструирования, изображения форм, величин (в рисовании, лепке, аппликации). В ходе исследования были решены следующие задачи: 1) выявить уровень математического развития детей старшего дошкольного возраста; 2) подобрать систему игр и упражнений по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста, рассмотреть возможность их использования в организации совместной деятельности с детьми и в РППС; 3) провести исследование эффективности использования на практике подобранной нами методики использования игр и упражнений для математического развития детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы педагогического исследования: анализ научной и методической литературы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), проектирование, сравнение. Анализ научной и методической литературы дал возможность определить основные вопросы по проблеме математического развития у детей старшего дошкольного возраста посредством различных игр и упражнений. В ходе констатирующего эксперимент с помощью диагностики программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой был определен уровень математического развития контрольной и экспериментальной группы (по 15 человек в каждой). В ходе формирующего эксперимента была апробирована подобранная нами системы по использованию математическому развития с помощью игр и упражнений, реализованная на основе принципов ФГОС ДО и принципов дошкольного образования. В ходе контрольного эксперимента был определен уровень развития математических представлений у детей экспериментальной и контрольной групп по окончании апробации системы математического развития с помощью игр и упражнений. После проведения констатирующего этапа нашей опытно-поисковой работы нами была разработана система дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Актуальность программы: 1. Необходимость совершенствования образовательного процесса с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей; 2. Формирование общекультурной идентичности;
3. Разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного процесса; 4. Возрастание требований к коммуникационному взаимодействию, степени ответственности и свободе личностного выбора. Новизна программы: 1. Смещение акцентов в сторону социально-личностного развития ребенка; 2. формирование предпо сылок учебной д е я т е л ь н о с т и , обеспечивающих социальную успешность; Цель программы: Развитие у детей элементарных математических представлений на основе формирования субъектной позиции ребенка, поддержке его инициативы и творчества. Модель организации воспитательно-образовательного процесса: усвоение математических представлений проводится в следующих формах: 1. Совместная деятельность педагога и детей (занятие и режимные моменты); 2. Самостоятельная деятельность детей; 3. Взаимодействие с родителями. Программа построена на основе следующих принципов
:
Основные принципы дошкольного образования: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) по строение образовательной деятельно сти на о с н о в е индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 6) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); Технологии работы. Технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Одной из наиболее эффективных технологий, близких ребенку по своей сути, является проблемно-игровая технология. Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей. Наряду с этим, в программе в ходе дидактической игры реализуются: деятельностные цели: 1. развитие познавательных процессов и мыслительных операций; 2. мотивация к игровой деятельности и приобретение первичного деятельностного опыта (понимание задания и его выполнение, самоконтроль, преобразование, коммуникативное взаимодействие); 3. приобретение опыта работы с языковыми средствами; воспитательные цели:  формирование эмоциональной направленности на получение в ходе игры внутри некоторой группы совместного положительного результата.
Задачи
: 1. формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; 2. формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, аналогия;
3. развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей; 4. развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; 5. выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. Для того чтобы мотивация обучающихся была успешной, необходимо обращать внимание на соблюдение следующих условий: 1. процесс мыслительной деятельности должен иметь поло- жительную эмоциональную окраску; 2. результат мыслительной деятельности должен приносить видимую пользу в предметной деятельности. 3. Направленность осваиваемого детьми математического содержания на развитие их познавательно-творческих способностей в аспекте приобщения детей к человеческой культуре. Дети осваивают в доступной им форме мир геометрических, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего их мира во взаимосвязи; представления и способы ориентировки в окружающем, овладевают спо собами самостоятельного познания: сравнением, измерением, преобразованием, счетом и др. Это создает условия для их социализации, вхождения в мир человеческой культуры. Мы в ы д е л и л и д и д а кт и ч е с к и е ед и н и ц ы , от веч а ющи е з а предматематическую подготовку дошкольников («Форма», «Количество и счет», «Величина», «Ориентирование в пространстве», «Ориентирование во времени») и разработали примерные конспекты дидактических игр По окончании формирующего педагогического эксперимента, в ходе которого была апробирована разработанная нами система работы по развитию математических представлений старших дошкольников средствами игр и
упражнений, в апреле2015 г. был проведен контрольный эксперимент – с целью выявления эффективности применения данной системы работы на практике. Содержание контрольного эксперимента идентично содержанию констатирующего эксперимента (п. 2.3). Результаты диагностики представлены в приложение 3 и таблице 2.4. Таблица 2.4 Результаты контрольного эксперимента Группа Экспериментальная Контрольная Уровень Высокий 5 - Средний 10 11 Низкий - 4 Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 0 2 4 6 8 10 12 Констатирующий этап Контрольный этап Рисунок 1 - Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента (контрольная группа) Как мы видим в сравнительном анализе результатов констатирующего и контрольного экспериментов (рис.1), у детей контрольной группы
наблюдается незначительная динамика уровня фо рми р о ва н и я математических представлений. Рассмотрим сравнительный анализ экспериментальной группы: Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 0 2 4 6 8 10 12 Констатирующий этап Контрольный этап Рисунок 2 - Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента (экспериментальная группа). Как мы видим (рис.2), у детей экспериментальной группы наблюдается значительная динамика в формировании математических представлений. Значительно повысился уровень умения ориентировки в пространстве, а также умении различать геометрические фигуры. Дети стали намного легче различать, называть и обобщать предметы по выделенным свойствам. Выполнять действия по группировке, воссозданию фигур. Обобщают группы предметов по количеству (числу), размеру. С легкостью считают в пределах 6-10. Самостоятельно осуществляют действия, веющие к изменению количества, числа, величины. Ниже приведем показатели темпа прироста по формированию элементарных математических представлений у детей в контрольной и экспериментальной групп методом дидактической игры.
Разделы программы Экспериментальная группа Контрольная группа Количество и счет 28,2% 4% Величина 27,2% 12% Геометрические фигуры 26,9% 9% Ориентировка в пространстве 30,3% 10% С целью выяснения эффективности предложенной методики формирования познавательного интереса дошкольников к занятиям математикой, нами был проведен контрольный эксперимент. Контрольный эксперимент проводился по методике констатирующего эксперимента. Были получены следующие результаты: 20% 55% 25% Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень езультаты представили в виде диаграммы уровни сформированности познавательного интереса к математики старших детей дошкольного возраста (после проведения формирующего эксперимента):
Также нами был проведен сравнительный анализ данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного эксперимента, который нашел свое отражение в таблице: Сравнительный анализ познавательного интереса к математике Уровни Этапы экспериментальной работы Констатирующий Контрольный Высокий 5% 20% Средний 45% 55% Низкий 50% 25% Сравнивая полученные результаты с данными констатирующего эксперимента, обнаруживается повышение уровня знаний детей и познавательного интереса к занятиям математики. Полученные данные показывают, что занимательные задачи и упражне- ния повлияли на развитие интереса дошкольников к математике, следовательно подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что познавательный интерес можно развить, если соблюдать педагогические условия, включающие в себя следующие положения: - в процессе обучения использования игровых занимательных задач; - постепенное усложнение материала и условий выполнения; - проведение игровых задач в системе под руководством педагога и самостоятельной деятельности детей. Ниже мы приводим график, который отражает сравнительный анализ степени сформированности познавательного интереса детей к математике в констатирующем и контрольном эксперименте. 9
Как видно из графиков, в констатирующем эксперименте большинство детей находилось на низком уровне развития интереса к математике. В контрольном эксперименте это большинство представлено высоким и средним уровнем. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Детям экспериментальной группы стало намного легче высказываться, выполнять задания, работать в группе сверстников, проявлять инициативу, высказывать предположения, проявлять себя творчески, стали более наблюдательными. Дети стали проявлять любознательность, задавать вопросы. Таким образом, предложенная нами программа дала свои положительные результаты. 10
Таблица № 1. Уровень самостоятельности и сформированности умений (до эксперимента) № п/п Список детей Критерии уровня развития самостоятельности и сформированности умений Итого баллы Уровень Регуляция деятельности Творчество Отношение к оценке взрослого Оценка ребёнком, созданного им Эмоциональное отношение к деятельности Самостоятельност ь замысла Оригинальность Стремление к наиболее полному раскрытию замысла 1 Артем М. 1 1 1 1 1 1 6 Низкий 2 Никита Ш. 1 1 1 2 2 2 9 Низкий 3 Иван К. 1 1 1 1 1 1 6 Низкий 4 Яна М. 2 2 2 2 2 2 12 Средний 5 Таня А. 1 2 2 1 1 1 8 Низкий 6 Дарья М. 2 2 2 2 1 2 11 Средний 7 Екатерина Е. 2 1 2 1 1 2 9 Низкий 8 Полина В. 2 1 2 1 1 1 8 Низкий 9 Игнат Д. 1 1 1 1 1 2 7 Низкий 10 Салават Ш. 1 1 2 1 2 1 8 Низкий 11 Роман Т. 1 2 2 1 1 1 8 Низкий 12 Дарина Ф. 1 1 1 2 2 2 9 Низкий 13 Галина К. 2 2 2 2 1 2 11 Средний 14 Прокоп Л. 2 2 2 2 2 2 12 Средний 15 Агния П. 2 1 2 1 1 1 8 Низкий Результаты исследования показали, что средний уровень развития самостоятельности и сформированности умений составил 20 %. Низкий уровень 80 %. Таким образом, было установлено, что уровень развития самостоятельности и сформированности у детей старшего дошкольного возраста не высокий. Трудятся дети по побуждению взрослого, всего 20% детей проявили самостоятельность, 80% детей самостоятельности не проявляют. 11
Из этого следует, что необходимо провести работу по развитию самостоятельности старших дошкольников. При составлении комплекса занятий в ДОУ и самостоятельной деятельности дошкольников учитывались результаты по каждому из заданий констатирующего эксперимента. Особое внимание уделялось тому, в чем дошкольники испытывали затруднения. Далее мы рассматриваем, какую работу для этого спланировали. Таблица № 2 Уровень самостоятельности и сформированности умений (после эксперимента) № п/п Список детей Критерии уровня развития самостоятельности и сформированности умений Итого баллы Уровень Регуляция деятельности Творчество Отношение к оценке взрослого Оценка ребёнком, созданного им Эмоциональ ное отношение к деятельности Самостоятел ьность замысла Оригинально сть Стремление к наиболее полному раскрытию замысла 1 Артем М. 3 2 3 3 3 3 17 Высокий 2 Никита Ш. 2 2 3 3 3 3 16 Высокий 3 Иван К. 3 3 2 2 2 2 14 Средний 4 Яна М. 3 3 3 3 3 3 18 Высокий 5 Таня А. 3 2 2 3 2 1 13 Средний 6 Дарья М. 3 3 3 3 3 3 18 Высокий 7 Екатерина Е. 3 3 3 3 1 3 16 Высокий 8 Полина В. 3 3 3 2 2 3 16 Высокий 9 Игнат Д. 2 3 2 3 1 2 13 Средний 10 Салават Ш. 3 3 3 3 3 3 18 Высокий 11 Роман Т. 3 3 2 2 2 2 14 Средний 12 Дарина Ф. 2 3 2 3 1 2 13 Средний 13 Галина К. 3 3 3 3 1 3 16 Высокий 14 Прокоп Л. 3 2 3 3 3 3 17 Высокий 15 Агния П. 3 2 2 3 2 1 13 Средний 12
Результаты исследования показали, что высокий уровень умений и развития самостоятельности составил 70 %. Средний уровень 30 % . По результатам контрольного эксперимента видно, произошла динамика развития уровня развития самостоятельности в изобразительных видах деятельности. Низкого уровня не выявлено. Таким образом, было установлено, что дети узнали больше способов изображения предметов, выполняют задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращаются с вопросами. Итак, система работы по развитию самостоятельности в изобразительных видах деятельности эффективна, т.к. сравнительные результаты доказывают: в констатирующем эксперименте 0% детей имели высокий уровень самостоятельности, после проведенной работы в контрольном эксперименте стало 70%, что доказывает целесообразность проделанной работы. Таблица 3. Контрольный эксперимент Уровень самостоятельности Процентное соотношение Высокий 70% Средний 30% Низкий 0% Таблица 4. Результаты сводных данных 13
Уровень самостоятельности Процентное соотношение констатирующий эксперимент Процентное соотношение контрольный эксперимент Высокий 0 % 70% Средний 20 % 30% Низкий 80 % 0% Таблица 5. Сводная таблица по двум экспериментам констатирующему и контрольному № Ф. И. Ребенка Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Изменения 1. Артем М. Низкий Высокий Уровень повысился 2. Никита Ш. Низкий Высокий Уровень повысился 3. Иван К. Низкий Средний Уровень повысился 4. Яна М. Средний Высокий Уровень повысился 5. Таня А. Низкий Средний Уровень повысился 6. Дарья М. Средний Высокий Уровень повысился 7. Екатерина Е. Низкий Высокий Уровень повысился 8. Полина В. Низкий Высокий Уровень повысился 9. Игнат Д. Низкий Средний Уровень повысился 10. Салават Ш. Низкий Высокий Уровень повысился 11 Роман Т. Низкий Средний Уровень повысился 12 Дарина Ф. Низкий Средний Уровень повысился 14
13 Галина К. Средний Высокий Уровень повысился 14 Прокоп Л. Средний Высокий Уровень повысился 15 Агния П. Низкий Средний Уровень повысился Таким образом, на начало эксперимента детей с высоким уровнем умений и развития самостоятельности составил 0%, со средним 20%, с низким 80%, а после окончания эксперимента качественные показатели изменились успешно: В – 70%, С – 30%, Н – отсутствует. Данные показатели свидетельствуют об эффективности проведенной работы. Следовательно, разработанная нами система дала свои положительные результаты. Таким образом, система по формированию у детей математических представлений детей является целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной. Всё это указывает на эффективность применения игр и упражнений при математическом развитии детей старшего дошкольного возраста. 15

Приложение 5

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО

ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ

ПОДЪЕДИНИЦЫ «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА»

«СДЕЛАЙ УЗОР»

Цель:
Развивать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить выделять особые признаки фигур (наличие и отсутствие углов).
Словарная работа:
Активизировать в речи слово «прямоугольник»
Оборудование:
кукла, салфетки-образцы с изображением узора из геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета, одной величины, на каждого ребенка, наборы геометрических фигур, чистые салфетки.
Приемы руководства игрой

Создание игровой ситуации:
пришла кукла Маша, просит ребят помочь украсить салфетки, которые она хочет подарить на день рождения своей подружке.
Рассматривание образцов салфеток.

Вопросы:
Какие фигуры вы узнали?( треугольники, квадраты, круги) Какая фигура находится в центре? (большой, красный круг) Какие фигуры расположены вверху и внизу? (треугольники и маленькие круги) Как расположены квадраты? (по уголкам) Как называется фигура, расположена между т реугольниками? (прямоугольник)
Провожу словарную работу

Рассматривание модели геометрических фигур.
16
Почему эта фигура называется треугольником? (потому, что у неё три угла) Действия детей: обведение контура.
Вопросы:
Почему пальчик останавливается? (потому, что угол) Почему квадрат не может катиться? (потому, что у него есть углы)
Объяснение правил игры:
Вам нужно внимательно рассмотреть образцы салфеток и выложить такой же узор из геометрических фигур.
Вопросы:
Что нужно сделать, чтобы салфетки стали красивыми? (составить узор такой же, как на образце) В ходе игры слежу за последовательностью и правильностью выкладывания геометрических фигур на салфетки.
Вопросы:
С чего начнёшь, куда поместишь круг? (С большого круга, положу его в центр салфетки) Какую фигуру положишь в верхний правый угол? (маленький треугольник) Какие фигуры будут находиться внизу салфетки? (маленькие квадраты)
Указания:
Будьте внимательны, нужно составить точно такой же узор как на образце
Итог игры:
Поощряю детей: Молодцы, правильно разместили фигуры, красивые получились салфетки. Любование салфетками. 17

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО

ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ

ПОДЪЕДИНИЦЫ «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА»

«ДОРИСУЙ, ДОСТРОЙ»

Цель:
Продолжить различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, их свойства. Развивать воображение.Воспитывать интерес к математическим играм.
Словарная

работа:
Активизировать в речи слова «треугольная», «прямоугольник», «квадрат»
Оборудование:
Несколько картинок: на одних изображен квадрат, на других нарисован квадрат вместе с прямоугольником и ещё картинки с двумя кругами: один большой совмещен с маленьким кругом и треугольником, карандаши или фломастеры.
Приёмы руководства игрой

Создание игровой ситуации:
пришло письмо от Лунтика. В письме Лунтик просит, Ребят помочь ему. Лунтик хотел нарисовать своему другу Кузи рисунок или наклеить аппликацию, но у него ни чего не получилось.
Рассматривание
рисунки от Лунтика.
Вопросы:
Что на этой картинке нарисовано? (квадрат) Как вы думаете, что хотел нарисовать Лунтик? (домик) Что нужно дорисовать чтобы получился домик? (крышу) Какой формы крыша? (треугольная)
Провожу словарную работу
Предлагаю ребенку дорисовать треугольник, чтобы получился домик. Что изображено на этой картинке? (квадрат, прямоугольник)
Провожу словарную работу
18
Как вы думаете, что хотел нарисовать Лунтик? (машину) Что нужно дорисовать, чтобы машина поехала? (колеса) Какой формы колеса у машины? (круглые) Предлагаю ребенку дорисовать колеса, чтобы получилась машина. Что нарисовано на этой картинке? (два круга, один большой, один маленький круг и треугольник) Что хотел нарисовать Лунтик? (птичку) Что он не дорисовать птичке? (клювик) Какой формы клювик у птички? (треугольный) Предлагаю ребенку дорисовать треугольник, чтобы птичка была с клювиком.
Подведение

итога

игры:
Любование картинками. Молодцы, помогли Лунтику. Запечатываю в конверт рисунки для Лунтика. 19

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО

ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ

ПОДЪЕДИНИЦЫ «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА»

«КОНСТРУКТОР»

Цель:
Учить составлять простые композиции из геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники по предложенному образцу и давать им словесное описание. Закреплять представления об известных г е о м е т р и ч е с к и х ф и г у р а х : к р у г, к в а д р а т , т р е у г о л ь н и к , прямоугольник.Развивать воображение, память, речь.
Словарная работа:
Активизировать в речи слова «большой прямоугольник»
Оборудование:
картинки с изображением машины (составленной из большого и маленького квадрата, двух прямоугольников маленького и большого, двух маленьких колес), робота (составленного из одного большого, одного среднего и четырех маленьких прямоугольников, из четырех кругов, двух треугольников), трактора (составленного из прямоугольника, большого и маленького квадрата, одного маленького и большого круга), паровоза (составленного из двух больших, одного среднего и одного маленького прямоугольников, одного квадрата и трех маленьких кругов).
Приемы руководства игрой

Создание игровой ситуации:
сегодня мы будем конструкторами и будем строить интересные предметы.
Рассматривание картинок с изображением предметов составленных из

геометрических фигур:

Вопросы:
Что изображено на картинке? (машина, робот, трактор, пароход и др.)Из чего состоит машина, робот, трактор, паровоз? (из геометрических фигур) Из каких геометрических фигур состоит машина? (машина 20
составлена из большого квадрата, двух прямоугольников маленького и большого, двух маленьких колес) Из каких геометрических фигур состоит робот? (робот состоит из большого треугольника, двух маленьких и двух больших прямоугольников, одного большого круга и двух маленьких кругов)
Провожу словарную работу
Трактор? (трактор состоит из прямоугольника, квадрата, одного маленького круга и большого круга) Паровоз? ( из двух маленьких прямоугольников, одного квадрата и трех маленьких кругов)
Объяснение правил игры:
Нужно внимательно посмотреть на образец и выложить такой же предмет из геометрических фигур
Рассматривание цветных изображений геометрических фигур.

Вопросы:
Как называются фигуры, из которых будем выкладывать предметы? (круги, треугольники, прямоугольники, квадраты) Какого они цвета? (красного, синего, зеленого, желтого, белого) Все ли фигуры одинакового размера? (есть фигуры большого и маленького размера) С каждым ребенком уточнить, какие фигуры он выбрал для выполнения своего задания. Во время игры слежу за правильностью выполнения игровых действий.
Указания:
Чтобы у вас получилась точно такой же предмет, будьте внимательны
Пояснения:
Предметы состоят из фигур не только разного цвета, они и разного размера.
Вопросы:
Какую возьмёшь фигуру? Какого цвета? Что будешь делать дальше?
Словесное

поощрение:
Молодец, ты настоящий конструктор, у тебя получилась машина точно такая, как на образце. 21

Подвожу итог игры.

Вопросы:
Вам понравилась играть? (да) Кем мы были в игре? (конструкторами) Что нам пришлось составлять? (машину, робота, паровоз, трактор) Из чего мы составляли предметы? (из геометрических фигур) Из каких геометрических фигур составляли предметы? (из кругов, треугольников, прямоугольников, квадратов)
Поощряю детей:
Молодцы, вы были настоящими конструктами. 22

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО

ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ

ПОДЪЕДИНИЦЫ «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА»

«ПОЧИНИ ОДЕЯЛО»

Цель:
Формировать представление о многоугольниках. Учить составлять из нескольких треугольников и четырёхугольников один большой многоугольник. Упражнять в счёте. Развивать мышление, Воспитывать интерес к игре, дружелюбие.
Словарная

игра:
Активизировать в речи слова «многоугольник», «прямоугольник».
Оборудование:
геометрические фигуры, одеяло с отверстиями, письмо.
Приемы руководства игрой

Создание игровой ситуации:
Пришло письмо от Буратино. Крыса Шушера прогрызла дыры в одеяле. Он не знает, как теперь починить одеяло. Он просит детей о помощи
Рассматривание дыр в
одеяле
Вопрос
: как узнать, сколько дыр сделала крыса? (посчитать) Предлагаю сосчитать «дыры», слежу за правильностью счёта.
Вопросы:
на что похожи отверстия в одеяле? (на геометрические фигуры) На какие геометрические фигуры похожи дыры? (на треугольник, прямоугольник, круг, овал) как называется фигура у которой много углов? (многоугольник)
Провожу словарную работу
Почему мы называем так эту фигуру? (потому что у неё много углов) Сколько сторон, углов у многоугольника? ( 8 углов и 8 сторон) 23

Объяснение правил игры:
нужно закрыть дыры геометрическими фигурами, если дыра слишком большая можно закрыть её, соединив две или три фигуры. Во время игры задаю
уточняющие вопросы
: Какую фигуру нужно взять? (Прямоугольник) Почему прямоугольник? (потому что дыра прямоугольной формой) Сколько и каких фигур ты возьмёшь?( Две фигуры, треугольник и квадрат) Предлагаю детям помогать друг другу.
Подвожу итог игры

Вопросы:
Кому мы сегодня помогли? Как вам удалось починить одеяло? Кому было трудно?
Поощряю детей:
Молодцы помогли Буратино. 24

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО

ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ

ПОДЪЕДИНИЦЫ «КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СЧЕТ»

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Цель:
Учить отсчитывать предметы из большого количества по заданному числу на ощупь в пределах 10.Упражнять в счете звуков в пределах 10. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать интерес к математически играм.
Оборудование:
чудесный мешочек в нем находятся счетный материал, два- три вида мелких игрушек, музыкальный молоточек
Приемы руководства игрой

Создание

игровой

ситуации:
Привлекаю внимание детей красочным мешочком. Ребята хотите узнать, что лежит в чудесном мешочке?
Напоминание правил игры:
Прежде чем достать из мешочка предметы вам нужно послушать и посчитать, сколько раз ведущий ударит в музыкальный молоточек, а затем отсчитать и достать столько же предметов из чудесного мешочка.
Вопросы на уточнение правил игры:
Что будет делать ведущий? (ударят молоточком) Что нужно сделать, прежде чем достать из чудесного мешочка предметы? (послушать и посчитать, сколько раз ударит ведущий молоточком) В начале игры роль ведущего беру на себя. Ударяю молоточком 5 раз. Предлагаю одному ребенку подойти к чудесному мешочку
Вопросы
: Сколько раз я ударила молоточком? (5раз) Сколько ты отсчитаешь предметов? (5) почему ты отсчитаешь 5 предметов? (потому что, вы ударили пять раз молоточком) Отсчитай и достать из мешочка, столько предметов сколько я ударила в молоточек. 25
Предлагаю ребенку роль ведущего. Другому ребенку подойти к чудесному мешочку.
Указание:
внимательно послушай и посчитай, сколько раз ведущий ударит в музыкальный молоточек, а затем отсчитай и достань столько же предметов из мешочка. Выполнение задания проверяют все вместе.
Вопросы:
Сколько раз ведущий ударил молоточком? (6 раз) Сколько ты достанешь предметов? (6) Почему ты достанешь 6 предметов? (потому что, ведущий ударил молоточком 6 раз) Примечание: Ведущим становится другой ребенок, игра повторяется.
Подведение итога игры:
Понравилась ли вам играть в чудесный мешочек? Что вам пришлось делать прежде, чем достать из мешочка предметы? (послушать сколько раз ударит ведущий в молоточек). Словесное поощрение детей. 26

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО

ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ

ПОДЪЕДИНИЦЫ «КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СЧЕТ»

«КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?»

Цель:
Учить порядковому счету в пределах 10, правильно отвечать на вопрос «Который?» Развивать память, внимание, мышление. Воспитывать интерес к математическим играм.
Словарная работа
: Активизировать в речи слова «порядковый счет»
Оборудование:
несколько разнородных игрушек: машина, заяц, медведь, шар, ёжик, кубик, чайник, робот, неваляшка, мышка.
Приемы руководства игрой
Предлагаю детям поиграть в игру «Которой игрушки не стало?»
Объяснение правил игры:
Ведущий выставляет несколько игрушек. Вам нужно внимательно рассмотреть их, запомнить, где какая игрушка стоит. Затем все дети закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек.
Вопросы на закрепление правил игры:
прежде чем ведущий уберет игрушку, что дети должны сделать? (посмотреть и запомнить, где какая игрушка стоит) Когда дети закроют глаза, что должен сделать ведущий? (убрать игрушку) После того как дети откроют глаза, что они должны определить? (какой, которой игрушки не стало) В начале игры роль ведущего беру на себя. Выставляю несколько игрушек: машинка, заяц, медведь, шар, ёжик, кубик, чайник, робот, неваляшка, мышка.
Вопросы:
Чтобы ответить на вопрос «Которая по счету?» каким счетом нужно посчитать? (порядковым)
Провожу словарную работу
27
Предлагаю посчитать порядковым счетом. (Первая, вторая, третья и т.д.)
Напоминание:
Вам нужно внимательно рассмотреть их, запомнить, где какая игрушка стоит.Предлагаю детям закрыть глаза.
Указание:
Подглядывать нельзя. Убираю одну из игрушек. Предлагаю детям открыть глаза.
Вопрос
: Какой, которой игрушки не стало? (медведя, он стоял третьим) Правильно ответивший становится ведущим. Игра продолжается.
Подведение итога игры:
Как называется игра, в которую мы играли? (Которой игрушки не стало?) Понравилась вам эта игра? И мне понравилось, как вы играли. Молодцы! 28

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО

ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ

ПОДЪЕДИНИЦЫ «КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СЧЕТ»

«ПРИМЕРОВ МНОГО - ОТВЕТ ОДИН»

Цель.
Учить составу чисел из двух меньших, формирование навыков сложения и вычитания в пределах десяти. Развивать мышление, внимание, память. Воспитывать интерес к математическим играм.
Оборудование:
Набор карточек с цифрами
Приемы руководства игрой
Предлагаю детям поиграть в «Примеров много - ответ один»
Объяснение правил игры:
Ведущий кладет на красный квадрат карточку с любым однозначным числом, например с числом 8. В желтых кругах уже обозначены числа. Второй игрок должен дополнить их до числа 8 и со- ответственно в пустые круги положить карточки с числами 6, 7, 5, 4. Если игрок не допустил ошибки, то он получает очко. Затем ведущий меняет число в красном квадрате, и игра продолжается. Может случиться так, что чисел в красном квадрате окажется мало и нельзя по указанным правилам заполнить пустые круги, тогда игрок должен закрыть их перевернутыми карточками. Игроки могут меняться ролями. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Вопросы

на

закрепление

правил

игры:
Что должен сделать ведущий? (Положить карточку с числом в красный квадрат) что должен сделать второй игрок? (должен дополнить в пустые круги положить карточки с числами). Что игрок получит, если правильно не допустил ошибки? (он получает очко). Если чисел в красном квадрате окажется мало и нельзя по указанным правилам заполнить пустые круги, что должен сделать игрок? (закрыть их пе- ревернутыми карточками). 29
Во время игры задаю
уточняющие вопросы:
Почему ты положил цифру 5? (потому что, красном квадрате цифра 7, а 2 + 5 будет 7 Сколько получиться если ты положишь цифру 2 рядом с цифрой 3? (будет 5, 2+3 будет 5) и т.д.
Подвожу итог игры

Вопросы:
Как называется игра, в которую мы играли? («Примеров много - ответ один»). Что нужно было делать в игре? (Подбирать цифры, чтобы получилась число как в красном квадрате)
Поощрение детей:
Молодцы! Вы хорошо умеете решать примеры. 30

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО

ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ

ПОДЪЕДИНИЦЫ «КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СЧЕТ»

«САМОЛЁТЫ»

Цель:
Закрепить понятия «один», «много». Закрепить знания названий цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный. Развивать мышление, речь. Воспитывать интерес к игре.
Словарная работа:
Активизировать в речи слова «много», «мало».
Оборудование:
стульчики, ободки самолеты разных цветов: красные, жёлтые, синие, зелёные.
Приемы руководства игрой

Создание игровой ситуации:
На стульчиках лежат ободки самолетики.
Вопросы:
Что вы видите на стульчиках? (самолетики) Вы сейчас все будете летчиками. Лена - летчица, Коля - летчик, Ира - летчица. Сколько у нас летчиков? (много)
Провожу словарную работу

Объяснение:
Это аэродром. Там стоят самолеты.
Вопросы:
Сколько самолетов на аэродроме? (Много) Каждый из вас возьмет самолет. Сколько самолетов взял Женя? (один) Сколько самолетов взяла Ира? (один) Полетели красные самолеты. Теперь полетели желтые самолеты. Полетели все самолеты. Сколько самолетов? (Много самолетов) На посадку заходят красные самолеты. (Дети с красными самолетами садятся на стульчики.)
Вопрос:
Какого цвета самолеты ещё летают? (желтые, синие, зелёные) Сколько самолетов в руках у Коли, Иры, Жени? (по одному) Сколько самолетов летает? (мало) 31

Провожу словарную работу
Теперь совершают посадку остальные желтые самолеты.
Вопрос:
Какие самолеты стоят на аэродроме? (красные и желтые) Сколько приземлилось? (мало) Примечание: Игра может, повторяется 3-4 раза.
Подвожу итог игры:
Поощрение всех детей. Вы были хорошими летчиками, хорошо летали. 32

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО

ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПОДЪЕДИНИЦЫ «ВЕЛИЧИНА»

«НАОБОРОТ»

Цель:
Учить отражать в речи взаимообратные отношения величины предметов. Развивать мышление, память. Воспитывать интерес к игре.
Оборудование:
фишки
Приемы руководства игрой

Создание игровой ситуации:
Вы были в математической стране «Наоборот». Нет! Тогда вы точно не знаете, как там разговаривают. Хотите узнать?
Объяснение правил игры:
В математической стране «Наоборот» говорят вот, так например, я скажу длинный шарф, а жители страны «Наоборот» говорят короткий.
Игровой прием:
Предлагаю поговорить как жители страны «Наоборот»
Вопрос:
Если я скажу широкая река, то вы скажите (узкая). Сапоги длинные - ( Короткие) У футболки рукава короткие - (длинные). Гольфы длинные - (короткие) Дерево высокое –(низкое) Человек толстый – (худой) Дом высокий –( Низкий) Машина едет быстро – (медленно) Лента узкая – (широкая) и т.д. За правильный ответ ребенок получает фишку. Примечание: При повторении игры роль ведущего предлагаю ребёнку, который принимал активное участие в игре и давал правильные ответа.
Подведение итога игры:
Вам понравилась разговаривать как жители из страны «Наоборот»? Поощряю за правильные ответы. 33

ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПОДЪЕДИНИЦЫ «ВЕЛИЧИНА»

«ЧТО ДЛИННЕЕ»

Цель:
сравнение предметов по длине.
Оборудование:
мяч.
Приемы руководства игрой
Предлагаю детям поиграть в игру «Что длиннее». Для игры дети встают в круг.
Напоминание правил игры:
Ведущий стоит в центре, он бросает мяч кому- нибудь из детей и говорит: - Сапоги длинные, а ботинки… Ребенок, у которого мяч, отвечает: «Короткие» и бросает мяч обратно ведущему.
Вопросы на уточнение правил игры:
Где стоит ведущий? (в центре) Что должен сказать ребенок, который поймает мяч? (слово наоборот) После того как ребенок ответит, что он должен сделать с мячём? (бросить мяч ведущему) В начале игры роль ведущего беру на себя. - У футболки рукава короткие, а у рубашки… (длинные). - Гольфы длинные, а носки… (короткие). - Шорты короткие, а брюки… (длинные). - Платье длинное, а юбка… (короткая). - Пальто длинное, а куртка… (короткая). Предлагаю активному ребенку взять на себя роль ведущего.
Подведение

итога

игры:
Вам понравилось игра «Что длиннее?» А мне понравилась как вы в неё играли и правильно называли слова Молодцы. 34

ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В

СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПОДЪЕДИНИЦЫ

«ВЕЛИЧИНА»

«Длиннее - короче»

Цель игры:
Продолжать учить сопоставлять большое количество предметов по длине (самый длинный, покороче, еще короче, короткий самый короткий). Закреплять умение пользоваться приемами приложения и наложения во время измерения. Развивать глазомер. Воспитывать интерес к измерительной деятельности.
Оборудование:
плоскостные картинки обуви:

сапоги, ботинки, кроссовки. Шнурки разной длины.
Словарная

работа:
Активизировать в речи слова «длинный», «самый длинный», «короткий», « самый короткий»
Приемы руководства игрой

Создание

игровой

мотивации:
Мой знакомый мальчик Сережа утром чистил обувь. Вытащил шнурки, чтобы не испачкать их, да и забыл какие шнурки от какой обуви. Давайте поможем Сереже? Предлагаю детям рассмотреть, какую обувь чистил Сережа – сапоги, ботинки, кроссовки.
Вопросы:
На столе лежат шнурки, посмотрите, чем они отличаются? (шнурки разной длины). Что нужно сделать, чтобы легче было подбирать шнурки? (нужно разложить их по длине). Дети раскладывают на столе шнурки от самых коротких до самых длинных.
Вопрос:
Как вы разложили шнурки? (от самых коротких до самых длинных).
Указание:
Теперь подберите шнурки к каждой паре обуви.
Вопросы:
Лиза, какие шнурки ты подобрала к кроссовкам? Почему? (потому что остальные шнурки очень длинные). 35
Василиса, а для сапог какие шнурки подойдут? (длинные) Выйди, подбери шнурки для сапог. А почему не подойдут другие шнурки? (они короткие, их не хватит, чтобы зашнуровать весь сапог). Гриша, какие шнурки подойдут ботинкам? Подойди, подбери шнурки. Теперь расскажи о том, что ты сделал.
Словесное поощрение:
Верно, Гриша, для ботинок нужны средние по длине шнурки, они не самые длинные и не самые короткие по длине.
Подвожу итог игры:
Молодцы ребята, вы правильно подобрали шнурки, вы хорошие помощники – помогли Сереже подобрать к каждой паре обуви нужные шнурки. 36

ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В

СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПОДЪЕДИНИЦЫ

«ВЕЛИЧИНА»

«НАЙДИ ЛЕНТОЧКУ ТАКОЙ ЖЕ ДЛИНЫ»

Цель:
Учить детей сравнивать ленточки разной длины, используя прием наложения. Закрепить знания названий цветов: красный, синий, зеленый, желтый, белый. Развивать мышление, память. Воспитывать интерес к математическим играм.
Словарная работа:
Активизировать в речи «короткая», «длинная»
Оборудование:
игрушки два медвежонка, ленты разной длины, разного цвета, две корзинки разной величины большая и маленькая.
Приемы руководства игрой

Создание игровой мотивации:
Пришли два медвежонка. Они собрались на день рождение кукле, хотели подарить ленточки, но ленточки у медвежат перепутались, их нужно разобрать короткие ленточки в одну корзинку, длинные в другую.
Рассматривание игрового материала
Предлагаю достать ленточки из коробочки.
Вопросы:
Одинаковые ленточки? (нет) Чем отличаются ленточки? (цветом, длиной) Какого цвета ленточки у Кати? (Красного, синего, зеленого)
Объяснение правил игры.
Нужно определить какие ленточки короткие, а какие длинные. Короткие ленточки положить в маленькую корзину, а в большую длинные ленточки. Предлагаю двум детям взять по ленточки и наложить их одну на другую, так чтобы в верхние края ленточек совпали, а концы свисали.
Вопросы:
Оля какого цвета у тебя ленточка? (красного) А у тебя Катя, какого цвета 37
ленточка? (зеленого). Что нужно сделать, чтобы узнать какая ленточка длинная, а какая короткая? (наложить)
Действия детей.
Дети взяли по ленточки и наложили их одну на другую, так чтобы в верхние края ленточек совпали, а концы свисали.
Вопросы:
Какая ленточка длинная? (красная) Какая ленточка короткая? (зеленая) Предлагаю детям положить длинную в большую корзину, короткую в маленькую корзинку. Предлагаю другим двум детям взять по ленточки и наложить их одну на другую, так чтобы в верхние края ленточек совпали, а концы свисали.
Вопросы:
Света, какого цвета у тебя ленточка? (синего) А у тебя Саша, какого цвета ленточка? (белого). Что нужно сделать, чтобы узнать какая ленточка длинная, а какая короткая? (наложить)
Действия детей.

Вопросы:
Света, синяя ленточка какая? (длинная)
Провожу словарную работу
Саша у тебя какая ленточка? (короткая)
Провожу словарную работу
Аналогичным образом разбираем оставшиеся ленточки.
Подвожу итог игры:
поощрение детей от имени медвежат. 38

ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В

СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ

«ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ»

«МЫ ХУДОЖНИКИ»

Цель
: Учить детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому предмету. Развивать воображение, память, речь. Воспитывать интерес к математическим играм.
Словарная работа:
Активизировать в речи слова «слева», «справа»
Оборудование:
фланелеграф, плоскостные изображения березки, ёлочка, грибок, зайчик, птичка
Приемы руководства игрой

Создание игровой ситуации:
Сейчас мы с вами превратимся в художников, и все вместе создадим картину. Вместо красок у нас есть готовые картинки, а вместо альбомного листа фланелеграф.
Указание:
Чтобы получилась красивая картина, надо точно выполнить команды. Предлагаю ребенку подойти к фланелеграфу, поставь березку на центр фланелеграфа. Скажи, куда ты поставила березку? (в центр) Следующего ребенка, вызываю к фланелеграфу и прошу поставить слева от березки ёлочку.
Вопросы:
Куда ты поставила ёлочку? (слева)
Провожу словарную работу
Предлагаю следующему ребенку подойти к фланелеграфу, и поставь справа от березки зайчика, скажи куда ты поставил зайчика? (справа от березки)
Провожу словарную работу
Другому ребенку предлагаю поставить грибок под ёлочку. 39
Ребята куда, поставил он (она) грибок? (под ёлочкой) спрашиваю двух-трёх детей. Предлагаю другому ребенку поставить птичку над березкой.
Вопросы:
Куда ты поставила птичку? (над березкой) Где стоит березка? (в центре) Где находится ёлочка? (слева от березки) Где находится зайчик? (справа от березки) Где находится грибок? (под ёлочкой)
Подвожу итог игры:
Молодцы, Ребята, посмотрите, какая у нас с вами получилась замечательная картина. 40

ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В

СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ

«ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ»

«РОБОТ»

Цель:
Учить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу Закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху, вперед, назад. Развивать речь, память, мышление. Воспитывать дружелюбие, вежливость.
Приемы руководства игрой

Создание игровой ситуации:
Вы когда ни будь видели настоящего робота? Предлагаю поиграть в игру «Робот»
Объяснение правил игры:
Робот - двигается только по команде ведущего и только тогда, когда задание четко сказано. Если Робот понял команду, он должен сказать: «Задание понял, выполняю». Когда выполнил, должен не забыть сказать: «Задание выполнил». Если задание сформулировано не четко, Робот должен сказать: «Уточните задание, я задание не понял».
Вопросы закрепляющие правила игры:
Как должен двигаться Робот? (только по команде) Чьи задания должен выполнять Робот? (ведущего) Что должен сказать Робот, если задание понял? ( Задание понял, выполняю). Что должен сказать Робот, если задание не понял? (Уточните задание, я задание не понял) Что должен сказать Робот, если задание выполнил? (Задание выполнил) Предлагаю Робота и ведущего выбрать считалочкой.
Указание:
К Роботу нужно обращаться вежливо и четко, по очереди формулировать различной сложности задания. Когда Робот выбран, он отходит в сторону или выходит за дверь. Педагог вместе с детьми определяет путь Робота (направление движения и количество шагов, например, не менее 2 и не более 5), темы вопросов. Затем дети прячут 41
какой-либо предмет: игрушку, книги и т.д. Руководя Роботом, дети должны привести Робота к месту, где спрятан предмет. Входит Робот, встает у двери. Примерные задания для Робота:
1.
Дорогой Робот, улыбнись и сделай, пожалуйста, 3 шага вперед. Робот отвечает
:
Задание понял, выполняю (улыбается, делает 3 шага вперед). Задание выполнил.
2.
Уважаемый Робот, пожалуйста, прыгни на одной ножке. Робот Робот отвечает
:
Задание не понял, задание не понял...
Игровой прием:
Уточните Ваше задание. Робот может «перегореть».
3.
Извини, Робот, будь любезен, прыгни на правой ножке 4 раза вперед. Робот отвечает
:
Задание понял, выполняю. Игра заканчивается тогда, когда Робот доходит до назначенного места и находит спрятанный предмет. Выбирается другой ребенок Роботом и меняется ведущий Далее Роботу могут быть даны разнообразные задания, которые придумают дети. Например: - Сделай столько шагов вперед, сколько раз я хлопну. - Сделай на носочках 4 шага, поверни налево и отгадай загадку. - Закрой глаза, сделай 2 шага вперед
Подвожу итог игры

Вопросы:
В какую игру мы играли? Понравилась вам игра? Что вам больше всего понравилось в игре? Какой Робот не ошибался? Какой ведущий давал правильные команды и был вежливым?
Поощряю детей.
42

ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В

СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ

«ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ»

«УГАДАЙ, ЧТО ЗАГАДАЛИ»

Цель :
Учить детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету. Развивать мышление, память речь.
Оборудование
: игрушки.
Приемы руководства игрой
Предлагаю детям поиграть в игру «Угадай, что загадали»
Создание игровой остановки:
Игрушки необходимо расположить вокруг (впереди, слева, справа, сзади) вызванного ребенка.
Напоминание

правил

игры:
Ведущий загадывает одну из игрушек, а ребенку, который стоит в центре круга надо отгадать - какую. Например: игрушка, которая находиться перед тобой. Какая это игрушка? ( заяц)
Вопросы на уточнение правил игры:
Где должен стоять ребенок, который будет угадывать игрушки? (в центре круга) Что должен делать ведущий? (он должен загадывать игрушки) Ведущий выбирается считалочкой. Варианты заданий: -она перед тобой; -за тобой; -она справой стороны от тебя; -она с левой стороны от тебя; -она между зайцем и белкой; -она с левой стороны от елочки и т.д. Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении. 43
Примечание: ведущего и играющего ребенка можно поменять и игра повторяется.
Подвожу итог игры

Вопросы:
В какую игру мы сейчас играли? Что вам понравилось в этой игре?
Поощряю детей:
Молодцы, играющие дети были внимательными, а ведущие правильно называли направление. 44

ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В

СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПОДЪЕДИНИЦЫ «ЧАСТИ

СУТОК»

«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

Цель:
Учить детей ориентироваться в частях суток: утро, день, вечер, ночь. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать дружелюбие.
Словарная работа:
Активизировать в речи слова «день», «ночь»
Оборудование:
игрушка - заяц, картинки с изображением зайца в разное время суток: утро, день, вечер, ночь (его действия и явления природы).
Приемы руководства игрой

Создание игровой ситуации:
Зайчик принес свои фотографии и хочет, чтобы мы догадались, когда он сфотографирован на каждой из них: утром, днем, вечером или ночью. Но сначала послушайте его историю: «Зайчик проснулся рано утром, когда вставало солнышко, он сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал. Потом пошел гулять». Выставляю картинки на фланелеграф. «Пока заяц гулял, солнышко поднялось высоко, наступил день. Зайчик проголодался и пообедал морковкой. Выставляю картинку на фланелеграф. Далеко от дома забрел заяц, долго ему пришлось возвращаться. Солнце стало садиться, наступил вечер. Выставляю картинку на фланелеграф. Зайчик пришел домой и включил телевизор, а там передача «Спокойной ночи, малыши». Посмотрел заяц телевизор, поужинал, почитал книжку. Выставляю картинки на фланелеграф. Совсем стемнело на улице, взошла луна, засияли звезды, наступила ночь. Устал наш зайчик и лег спать». 45
Выставляю картинку на фланелеграф.
Вопрос:
что делает зайчик утром? (сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал) Когда зайчик сделал зарядку? (Утром) Когда зайчик умывался? (Утром) Что делал зайчик днем? (Гулял, пообедал морковкой) Когда зайчик обедал морковкой (днем)
Провожу словарную работу
Что делал зайчик вечером? (Посмотрел заяц телевизор, поужинал, почитал книжку.) Когда ужинал зайчик? (вечером) Когда зайчик лег спать? (ночью)
Провожу словарную работу

Подвожу итог игры:
Понравились вам фотографии зайчика? Следующий раз зайчик принесет вам другие фотографии. 46

ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В

СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПОДЪЕДИНИЦЫ «ЧАСТИ

СУТОК»

«ЧАСТИ СУТОК»

Цель:
Дать представления о последовательности частей суток. Формировать умение перечислять их в определённом порядке. Развивать память, речь, внимание.
Оборудование :
цветные карточки
Приемы руководства игрой

Создание игровой мотивации:
Пришел Буратино и просит детей помочь. Он забыл, как должны идти части суток.
Рассматривание цветных карточек и называние дней недели
Утро-голубое, день-желтый, полень – красный, вечер-синий, ночь-черный. Предлагаю выполнить следующие
игровые действия:
- Расставить карточки по порядку, от утра до ночи. - Расставить карточки в обратном порядке;
Подвожу итог игры
: Молодцы Ребята, помогли Буратино. 47

ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В

СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ

«ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ»

«ПОРОСЯТА И ВОЛК»

Цель:
Упражнять детей ориентироваться на листе бумаги. Продолжать учить составу числа из двух меньших. Развивать мышление, внимание.
Оборудование:
Игровое поле, указка
Приемы руководства игрой

Предлагаю послушать сказку
В некотором царстве в неизвестном государстве жили-были три брата- поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева. Наф-Наф был очень трудолюбивый и построил домик из кирпича. Каждый из поросят жил в лесу в своем домике. Но вот наступила осень, и пришел в этот лес злой и голодный серый волк. Он прослышал, что в лесу живут поросята, и решил их съесть.
Создание

игровой

ситуации
Давайте проследим куда пошел волк.
Объяснение правил игры:
Я сейчас буду продолжать рассказывать сказку, а вам нужно показать, куда пошел волк и посчитать, сколько палок он нашёл. Число палок у волка является числом набранных им очков (6, 3 или 1).
Пояснение:
Нужно добиваться, чтобы волк набрал как можно больше очков. Предлагаю ребенку взять указку и показать, по какой дорожке пошел серый волк.
Игровое действие:
Ребенок указкой ведет по дорожке 48
Если дорожка привела к домику Ниф-Нифа, то можно так продолжить сказку: «Итак, серый волк пришел к домику Ниф-Нифа, который испугался и побежал к своему брату Нуф-Нуфу.»
Указание:
Веди указкой ровно не сбиваясь с пути, чтобы проследить куда побежал волк. Волк разломал домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошел по дороге к Нуф-Нуфу. А в это время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежали к своему брату Наф-Нафу и спрятались в кирпичном доме. Волк подошел к домику Нуф-Нуфа, разломал его, увидел, что там ничего нет, кроме двух палок, рассердился еще больше, взял эти палки и пошел к Наф-Нафу. Когда волк увидел, что домик Наф-Нафа из кирпича и что он не может его разломать, то он заплакал от обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял ее и голодный ушел из леса.»
Вопросы:
Сколько палок унес с собой волк? (6) кому вначале пришёл волк? (к Ниф-Нифу) Сколько палок он взял возле домика у Ниф-Нифа? (3) К кому затем пошел волк? (к Нуф-Нуфу) Сколько он взял палок возле домика Нуф- Нуфа? (2) Сколько у волка было палок? (3) Сколько стало? (5) Почему стало пять палок? (потому что 3 да 2 пять) Кому пошел волк дальше? (к Наф-Нафу) Сколько он взял палок возле домика Наф-Нафа? (1) Сколько у волка было палок? (5) Сколько стало? (6) Почему стало шесть палок? (пому что 5 да 1 шесть) Примечание: Если волк попадает к Нуф-Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку у домика Наф-Нафа. Если волк попадает сразу к Наф-Нафу, то он уходит с одной палкой.
Подвожу

итог

игры.

Поощряю

детей
у которых волк шел разными дорогами, которые старались, чтобы волк набрал больше очков, выполняли правильно действие сложения. 49


В раздел образования