Автор: Магомедова Разият Магомедовна
Должность: к.п.н. доцент каф. коррекционной педагогики и специальной психологии
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: гор. Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: Трансгрессия культурологического подхода в практике высшего образования России
Раздел: высшее образование
Р.М. Магомедова
к.п.н., доцент каф. корр. пед.
и спец. псих.
ФГБОУ ВО «ДГПУ»
(Махачкала)
Трансгрессия культурологического подхода в практике высшего
образования России
Естественно,
взаимодействие
образования
с
другими
социальными
институтами государства и общества всегда двухстороннее, следовательно,
образование
реагирует
на
их
динамику,
изменяя
свою
структуру
или
содержание, но с опозданием. На данное обстоятельство обратил внимание D.
E. Durkheim, который отмечал, что существует множество примеров того, что
эволюция образования весьма существенно отстает от эволюции общества в
целом [1] Такое отставание - лишь одно из проявлений, так называемого,
общего отставания культуры ("cultural lag theory"), понятие которого было
введено У.Ф. Огборном [2] и применимо к эволюции образования. Хотя, в
тоже время, может быть и так, что новые идеи могут распространяться в
обществе, нисколько не задевая направления и методы системы образования
[3].
Например,
Дж.
С.
Коулман
отмечает,
что
состояние
образования
в
наиболее развитых странах не решает целого ряда задач: обеспечения его
достаточного
соответствия
рынку
труда;
гармонии
культур
этнического
большинства
и
меньшинств;
полного
развития
индивидуальных
способностей;
преодоления
стратифицирующего
влияния
на
обучаемых;
развития
массового
экологического
сознания.
Даже
у
"богатых"
стран
системы
образования
отстают
от
потребностей
развития,
определенным
образом тормозят его [4].
В основе механизма запаздывания не столько экономические факторы,
сколько противоречие между динамикой культуры и системой управления
образованием. Корень этого противоречия - в отсталости и стереотипности
управленческой
культуры,
которая
является
органической
частью
общей
культуры
человечества
[5]. Combs
Ph.
назвал
это
явление
кризисом
образования [6].
Пытаясь
нивелировать
названное
противоречие,
система
высшего
образования
России
претерпевает
непрекращающиеся
"реформы",
"модернизации",
"инновации",
"диверсификации",
которые
не
меняют
ситуацию
к
лучшему,
но
вызывают
деформацию
культурологической
направленности образования. Мы определили происходящие процессы как
трансгрессивные, и о них пойдет речь в предложенной читателям статье.
Методика.
Результаты
проведенного
исследования,
составившие
содержание
статьи,
получены
на
основе
использования
теоретических
методов исследования социально-педагогических явлений и процессов, таких
к а к анализ
(условное
расчленение
социально-педагогических
явлений
и
процессов, происходящих в высшем образовании, на составляющие элементы
с
целью
их
рассмотрения
в "крупном плане"
и определения их свойств.
Анализировались
доступные
(имеющиеся
в
научной
литературе,
нормативных актах, статистических обзорах, Интернет) сведения о состоянии
системы высшего образования в России Анализу подвергался и многолетний
субъективный
научно-педагогический
опыта
а вто р о в ) ; сравнение
(установление
сходства
или
различия
между
явлениями
и
процессами,
происходящими
в
различных
организациях
высшего
образования
или
их
отдельными
признаками,
нахождение
различий
в
наиболее
сходных
предметах и сходства в разных); синтез (теоретический метод исследования,
позволил комбинировать полученные сведения так, чтобы получить выводное
цельное
знание,
обладающее
новизной
в
форме
т рансгре ссии
культурологического
подхода)
; обобщение
(метод
использовался
на
завершающем
этапе
исследования
с
целью
обобщения
полученных
результатов и формулировки заключения и выводов).
Основная
часть.
Осмысление
представлений
о
вузе
и
высшем
образовании с позиций классических взглядов [7; 8; 9; 10] показало, что им
отводились
функции
воспроизведения
образования,
науки,
культуры,
что
вместе
взятое
являло
собой
культурологический
подход.
Процессы,
происходящие
в
высшем
образовании
России
на
современном
витке
развития, изменяют названные функции, т.е.
на наших глазах происходит
"трансгрессия
культурологического
подхода".
Попытаемся
обосновать
авторскую позицию по данному вопросу и раскроем смысловое наполнение
этого понятия.
В философской литературе, трансгрессия представлена как одно из
ключевых понятий постмодернизма, которое "фиксирует феномен перехода
непроходимой
границы,
и,
прежде
всего
границы
между
возможным
и
невозможным "трансгрессия" – это жест, который обращен на предел" [11].
Трансгрессия (от лат. trans – сквозь, через, за и gressus – приближаться,
переходить)
понимается
как
"ситуация
достижения
субъектом
внешней
позиции по отношению к чему-либо в процессе пересечения границ и выхода
за пределы" [11]. В других источниках, трансгрессия представляет собой
"выход за пределы, прорыв", "стратегию выхода за пределы познанного".
Для
нашего
исследования
представляется
интересным
то,
что
концепция трансгрессии, по мнению исследователей "имплицитно несет в
своем содержании идеи, фиксирующие – пусть и дескриптивно – те же
механизмы
нелинейной
эволюции,
которые
в
эксплицитной
форме
зафиксированы синергетикой" [12]. Прежде всего, речь идет о возможности
формирования принципиально новых (т.е. не детерминированных наличным
состоянием
системы)
эволюционных
перспектив.
Сущностным
моментом
трансгрессивного акта выступает именно то, что он нарушает линейность
процесса:
трансгрессия,
собственно,
и
"означает
то,
что
радикальным
образом вне направленности". В этом отношении концепция трансгрессии
радикально порывает с презумпцией линейно понятой преемственности" [11].
Открываемый
трансгрессивным
прорывом
новый
(развивающийся)
горизонт
эволюции
вузовских
систем
является
подлинно
новым
в
том
смысле,
что
по
отношению
к
предшествующему
(функционирующему)
состоянию
не
является
линейно
"вытекающим"
из
него
очевидным
и
единственным следствием, - напротив, новизна в данном случае обладает по
отношению ко всему предшествующему статусом и энергией отрицания:
открываемый в акте трансгрессии горизонт, по мнению М. Бланшо [13] как
"возможность,
предстающая
после
осуществления
всех
возможных
возможностей …, которая низвергает все предыдущие или тихо их устраняет.
Кроме того, постмодернизм
связывает акт трансгрессивного перехода с
фигурой "скрещения" различных версий эволюции, что может быть оценено
как аналог бифуркационного ветвления" [12].
В
этой
системе
отсчета
Ж.
Батай
называет
феномен
трансгрессии
"краем возможного", "медитацией", "жгучим опытом", который "не придает
значения установленным извне границам" [цит. по 14].
Интересно
толкование
термина
«трансгрессия»
с
позиции
тектонических
процессов
в
земной
коре.
В
данном
случае
трансгрессия
понимается как "наступание вод моря на сушу в результате опускания земной
коры
под
влиянием
нисходящих
тектонических
движений
или,
реже,
поднятий уровня Мирового океана" [15].
Исходя
из
изложенных
в
различных
источниках
точек
зрения,
мы
сформулировали авторское определение понятия трансгрессии в контексте
проводимого исследования.
Трансгрессия
культурологического
подхода
в
практике
высшего
образования
представляет
собой
процесс,
происходящий
в
современных
вузах, как открытых системах, под влиянием разноуровневых (глобальных,
региональных,
внутривузовских,
личностных)
и
разнонаправленных
(затрагивающих
содержание,
формы,
методы
обучения,
материально-
техническое
и
финансовое
обеспечение)
социально-экономических,
идеологических,
политических
флуктуаций,
характеризующийся
выходом
мировоззренческих установок за пределы традиционных представлений о
вузе и результатах обучения в нем, и ведущий к появлению новых (пока, не
вполне определенных) перспектив в подготовке высококвалифицированных
специалистов.
Иронизируя,
трансгрессию
культурологического
подхода
можно
определить
как
"прогибание"
российского
высшего
образования
под
стереотипы и стандарты зарубежных образовательных систем, которые, и мы
на это обращаем внимание, также находятся в динамичном (следовательно,
неопределенном)
состоянии,
обусловленном
выше
названной
общей
тенденцией
-
отставанием
образовательных
систем
от
цивилизационных
процессов.
Трансгрессия (прогибание) культурологического подхода в практике
высшего
образования
происходит
довольно
динамично,
поскольку
на
современном этапе развития российского образования, как никогда сильно
проявляется
феномен
"этатизации",
который
определяется
как:
1)
направление
общественной
мысли,
рассматривающее
государство
как
высший результат и цель общественного развития; 2) концепция и идеология,
исходящая
из
признания
примата
государства
над
обществом
и
нацией,
оправдывающая
необходимо сть
активного
вмешательства;
3 )
социологическая
теория,
обосновывающая
необходимость
активного
вмешательства
государств
в
экономическую
и
политическую
жизнь
общества; 4) политика активного участия государства в экономической жизни
общества [16].
Согласно законам синергетики гибридное общество, которым является
российское
общество,
могло
существовать
только
при
сильной
централизованной
власти.
Поэтому
в
отечественной
системе
управления
образованием
всегда
была
выше
степень
централизации
государственной
власти, и государство исполняло больше социальных функций, нежели в
других странах.
Примером
влияния
государства
на
систему
высшего
образования
в
России является осуществление национального проекта "Образование", в
рамках
которого
поддерживаются
инновационные
программы
вузов,
что
демонстрирует прямое влияние (прежде всего, финансовое) государства на
систему высшего образования, что ориентирует на выделение (на основе
небесспорных критериев и субъективной оценки инновационных программ)
нескольких десятков ведущих вузов, которым к 2020 году предстоит войти в
число лучших университетов мира (что также небесспорно). Предполагается,
что именно на базе деятельности этих вузов постепенно будет формироваться
и
развиваться
новая
национальная
модель
вуза,
адекватная
требованиям
второго десятилетия ХХI века.
Проведение тоталитарной акции "Эффективный вуз" – это еще одно из
проявлений этатизма. Возможно, таким образом, государство осуществляет
попытки, правда, не очень эффективные, вернуть российскому образованию,
в
том
числе
высшему,
былую
славу.
Но,
попытки
вернуть
высшее
образование в лоно культурологического подхода лишь административными
мерами без глубоких системных изменений (затрагивающих функции высшей
школы
в
обществе,
ее
связи
и
взаимодействия
с
другими
институтами,
сверхзадачи
ее
деятельности,
реальные
позиции
и
установки
студентов,
преподавателей, исследователей, управленцев), приводят лишь к появлению
дополнительного, надстроенного "слоя" фальсификации и имитации [17]. Это
имитация реформ, имитация управления развитием: "администраторы делают
вид,
что
руководят
модернизацией,
преподаватели
делают
вид,
что
модернизируют
исследовательский,
образовательный
процесс
и
т.д.".
Появляются
новые
типы
вузов
(исследовательские,
инновационные,
федеральные),
предпринимаются
различные
"модные"
нововведения,
например, внедряются балльно-рейтинговые системы, менеджмент качества
и
т.п.,
которые
очень
часто
сводятся
к
появлению
дополнительных
регламентов,
записей
и
т.д.,
не
оказывая
влияния
на
реальное
качество
результатов образования.
Необходимо отметить, что настоящая практика высшего образования, в
большей
степени
ориентирована
на
ценности
цивилизации,
на
удовлетворение требований социального, научного, технического прогресса,
что
также
приводит
к
трансгрессии
культурологического
подхода.
Все
больше
проявляется
тенденция
подмены
культурологических
ценностей
вузовского
образования
цивилизационными,
придание
су г уб о
прагматической,
утилитарной
направленности
этой
форме
культуры,
выхолащивание ее подлинно культурологических смыслов и ценностей. То
есть основная энергия и ресурсы в сфере образования брошены на решение
тактических,
прагматически-утилитарных
задач
в
ущерб
задачам
стратегическим,
собственно
культурным,
способствующим
не
только
"выживанию", но развитию социума и личности.
Поэтому,
как
яркое
проявление
трансгрессии
культурологического
подхода в практике высшего образования можно рассматривать замещение
гуманистической
дидактической
модели
на
функционалистскую
(или
компетентностную), которая нацеливает институт высшего образования на
подготовку
специалиста,
оператора
определенных
производственных
или
административных систем. В компетентностной модели образования человек
готовится
под
определенное
место
в
функциональной
структуре
производственной
или
социальной
системы
и
с оот ве т с т ве нно
рассматривается как один из ее элементов наряду с другими.
Литература.
1.
Durkheim D. E. Foundations of the Classic Sociological Theory, in Classical
and contemporary sociological theory: text and readings. − Pine Forge Press.
− P. 101–102.
2.
Ogburn U.F. «Social change...». – N.Y., 1950. – P. 200-201.
3.
Российская
социологическая
энциклопедия
/
Под
общей
редакцией
академика РАН Г.В. Осипова, 1998. – С. 204-252.
4.
Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные
науки и современность. – 2001. - № 3.
5.
Giddens A. Sociology. Cambridge: Polity Press, 2001.
6.
Combs Ph. The World Crisis in Education: The View from the Eigties. 1987.
7.
Ortega y Gasset J. '?Que es filosofia?'/Revista de Occidente. – Madrid, 1972.
– pp. 97-121.
8.
Jaspers K. T. Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958.
9.
Habermas J. Technik und Wissenschaft als «Ideologic», 5 Aufl. – Fr./M.,
1971.
10.Readings B. The university in ruins. – Cambridge: Harvard University Press,
1996.
11.Можейко М.А. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. –
Мн.: Книжный Дом. 2003.
12.Prigogine I, Stengers I. Order out of chaos. Man's new dialogue with nature.
Heinemann. London, 1984. – 432 p.
13.Бланшо М. Пространство литературы / Пер. с фр. В. П. Большакова и
др. – М.: Логос, 2002.
14.Тимофеева О. Введение в эротическую философию Жоржа Батая. – М.:
Новое литературное обозрение, 2009. – 200 с.
15.EdwART. Словарь экологических терминов и определений, 2010.
16.Тарабановская
Е.А.
Этатические
основы
системы
управления /
Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе:
материалы XV Международной научно-методической конференции, 29
октября 2010 года. – СПб.: СПбГУП, 2010.
17.Будущее
высшей
школы
в
России:
экспертный
взгляд.
Форсайт-
исследование - 2030: аналитический доклад, под ред. В.С. Ефимова. –
Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 182 с.
18.Times Higher Education – Most cited authors of books in the humanities,
2007.
19.Эрибон Д. Мишель Фуко / Пер. с франц. Е.Э. Бабаевой. – М.: Молодая
гвардия, 2008. – 382 с.