Напоминание

Трансгрессия культурологического подхода в практике высшего образования России


Автор: Магомедова Разият Магомедовна
Должность: к.п.н. доцент каф. коррекционной педагогики и специальной психологии
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: гор. Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: Трансгрессия культурологического подхода в практике высшего образования России
Раздел: высшее образование





Назад




Р.М. Магомедова

к.п.н., доцент каф. корр. пед.

и спец. псих.

ФГБОУ ВО «ДГПУ»

(Махачкала)

Трансгрессия культурологического подхода в практике высшего

образования России

Естественно,

взаимодействие

образования

с

другими

социальными

институтами государства и общества всегда двухстороннее, следовательно,

образование

реагирует

на

их

динамику,

изменяя

свою

структуру

или

содержание, но с опозданием. На данное обстоятельство обратил внимание D.

E. Durkheim, который отмечал, что существует множество примеров того, что

эволюция образования весьма существенно отстает от эволюции общества в

целом [1] Такое отставание - лишь одно из проявлений, так называемого,

общего отставания культуры ("cultural lag theory"), понятие которого было

введено У.Ф. Огборном [2] и применимо к эволюции образования. Хотя, в

тоже время, может быть и так, что новые идеи могут распространяться в

обществе, нисколько не задевая направления и методы системы образования

[3].

Например,

Дж.

С.

Коулман

отмечает,

что

состояние

образования

в

наиболее развитых странах не решает целого ряда задач: обеспечения его

достаточного

соответствия

рынку

труда;

гармонии

культур

этнического

большинства

и

меньшинств;

полного

развития

индивидуальных

способностей;

преодоления

стратифицирующего

влияния

на

обучаемых;

развития

массового

экологического

сознания.

Даже

у

"богатых"

стран

системы

образования

отстают

от

потребностей

развития,

определенным

образом тормозят его [4].

В основе механизма запаздывания не столько экономические факторы,

сколько противоречие между динамикой культуры и системой управления

образованием. Корень этого противоречия - в отсталости и стереотипности

управленческой

культуры,

которая

является

органической

частью

общей

культуры

человечества

[5]. Combs

Ph.

назвал

это

явление

кризисом

образования [6].

Пытаясь

нивелировать

названное

противоречие,

система

высшего

образования

России

претерпевает

непрекращающиеся

"реформы",

"модернизации",

"инновации",

"диверсификации",

которые

не

меняют

ситуацию

к

лучшему,

но

вызывают

деформацию

культурологической

направленности образования. Мы определили происходящие процессы как

трансгрессивные, и о них пойдет речь в предложенной читателям статье.

Методика.

Результаты

проведенного

исследования,

составившие

содержание

статьи,

получены

на

основе

использования

теоретических

методов исследования социально-педагогических явлений и процессов, таких

к а к анализ

(условное

расчленение

социально-педагогических

явлений

и

процессов, происходящих в высшем образовании, на составляющие элементы

с

целью

их

рассмотрения

в "крупном плане"

и определения их свойств.

Анализировались

доступные

(имеющиеся

в

научной

литературе,

нормативных актах, статистических обзорах, Интернет) сведения о состоянии

системы высшего образования в России Анализу подвергался и многолетний

субъективный

научно-педагогический

опыта

а вто р о в ) ; сравнение

(установление

сходства

или

различия

между

явлениями

и

процессами,

происходящими

в

различных

организациях

высшего

образования

или

их

отдельными

признаками,

нахождение

различий

в

наиболее

сходных

предметах и сходства в разных); синтез (теоретический метод исследования,

позволил комбинировать полученные сведения так, чтобы получить выводное

цельное

знание,

обладающее

новизной

в

форме

т рансгре ссии

культурологического

подхода)

; обобщение

(метод

использовался

на

завершающем

этапе

исследования

с

целью

обобщения

полученных

результатов и формулировки заключения и выводов).

Основная

часть.

Осмысление

представлений

о

вузе

и

высшем

образовании с позиций классических взглядов [7; 8; 9; 10] показало, что им

отводились

функции

воспроизведения

образования,

науки,

культуры,

что

вместе

взятое

являло

собой

культурологический

подход.

Процессы,

происходящие

в

высшем

образовании

России

на

современном

витке

развития, изменяют названные функции, т.е.

на наших глазах происходит

"трансгрессия

культурологического

подхода".

Попытаемся

обосновать

авторскую позицию по данному вопросу и раскроем смысловое наполнение

этого понятия.

В философской литературе, трансгрессия представлена как одно из

ключевых понятий постмодернизма, которое "фиксирует феномен перехода

непроходимой

границы,

и,

прежде

всего

границы

между

возможным

и

невозможным "трансгрессия" – это жест, который обращен на предел" [11].

Трансгрессия (от лат. trans – сквозь, через, за и gressus – приближаться,

переходить)

понимается

как

"ситуация

достижения

субъектом

внешней

позиции по отношению к чему-либо в процессе пересечения границ и выхода

за пределы" [11]. В других источниках, трансгрессия представляет собой

"выход за пределы, прорыв", "стратегию выхода за пределы познанного".

Для

нашего

исследования

представляется

интересным

то,

что

концепция трансгрессии, по мнению исследователей "имплицитно несет в

своем содержании идеи, фиксирующие – пусть и дескриптивно – те же

механизмы

нелинейной

эволюции,

которые

в

эксплицитной

форме

зафиксированы синергетикой" [12]. Прежде всего, речь идет о возможности

формирования принципиально новых (т.е. не детерминированных наличным

состоянием

системы)

эволюционных

перспектив.

Сущностным

моментом

трансгрессивного акта выступает именно то, что он нарушает линейность

процесса:

трансгрессия,

собственно,

и

"означает

то,

что

радикальным

образом вне направленности". В этом отношении концепция трансгрессии

радикально порывает с презумпцией линейно понятой преемственности" [11].

Открываемый

трансгрессивным

прорывом

новый

(развивающийся)

горизонт

эволюции

вузовских

систем

является

подлинно

новым

в

том

смысле,

что

по

отношению

к

предшествующему

(функционирующему)

состоянию

не

является

линейно

"вытекающим"

из

него

очевидным

и

единственным следствием, - напротив, новизна в данном случае обладает по

отношению ко всему предшествующему статусом и энергией отрицания:

открываемый в акте трансгрессии горизонт, по мнению М. Бланшо [13] как

"возможность,

предстающая

после

осуществления

всех

возможных

возможностей …, которая низвергает все предыдущие или тихо их устраняет.

Кроме того, постмодернизм

связывает акт трансгрессивного перехода с

фигурой "скрещения" различных версий эволюции, что может быть оценено

как аналог бифуркационного ветвления" [12].

В

этой

системе

отсчета

Ж.

Батай

называет

феномен

трансгрессии

"краем возможного", "медитацией", "жгучим опытом", который "не придает

значения установленным извне границам" [цит. по 14].

Интересно

толкование

термина

«трансгрессия»

с

позиции

тектонических

процессов

в

земной

коре.

В

данном

случае

трансгрессия

понимается как "наступание вод моря на сушу в результате опускания земной

коры

под

влиянием

нисходящих

тектонических

движений

или,

реже,

поднятий уровня Мирового океана" [15].

Исходя

из

изложенных

в

различных

источниках

точек

зрения,

мы

сформулировали авторское определение понятия трансгрессии в контексте

проводимого исследования.

Трансгрессия

культурологического

подхода

в

практике

высшего

образования

представляет

собой

процесс,

происходящий

в

современных

вузах, как открытых системах, под влиянием разноуровневых (глобальных,

региональных,

внутривузовских,

личностных)

и

разнонаправленных

(затрагивающих

содержание,

формы,

методы

обучения,

материально-

техническое

и

финансовое

обеспечение)

социально-экономических,

идеологических,

политических

флуктуаций,

характеризующийся

выходом

мировоззренческих установок за пределы традиционных представлений о

вузе и результатах обучения в нем, и ведущий к появлению новых (пока, не

вполне определенных) перспектив в подготовке высококвалифицированных

специалистов.

Иронизируя,

трансгрессию

культурологического

подхода

можно

определить

как

"прогибание"

российского

высшего

образования

под

стереотипы и стандарты зарубежных образовательных систем, которые, и мы

на это обращаем внимание, также находятся в динамичном (следовательно,

неопределенном)

состоянии,

обусловленном

выше

названной

общей

тенденцией

-

отставанием

образовательных

систем

от

цивилизационных

процессов.

Трансгрессия (прогибание) культурологического подхода в практике

высшего

образования

происходит

довольно

динамично,

поскольку

на

современном этапе развития российского образования, как никогда сильно

проявляется

феномен

"этатизации",

который

определяется

как:

1)

направление

общественной

мысли,

рассматривающее

государство

как

высший результат и цель общественного развития; 2) концепция и идеология,

исходящая

из

признания

примата

государства

над

обществом

и

нацией,

оправдывающая

необходимо сть

активного

вмешательства;

3 )

социологическая

теория,

обосновывающая

необходимость

активного

вмешательства

государств

в

экономическую

и

политическую

жизнь

общества; 4) политика активного участия государства в экономической жизни

общества [16].

Согласно законам синергетики гибридное общество, которым является

российское

общество,

могло

существовать

только

при

сильной

централизованной

власти.

Поэтому

в

отечественной

системе

управления

образованием

всегда

была

выше

степень

централизации

государственной

власти, и государство исполняло больше социальных функций, нежели в

других странах.

Примером

влияния

государства

на

систему

высшего

образования

в

России является осуществление национального проекта "Образование", в

рамках

которого

поддерживаются

инновационные

программы

вузов,

что

демонстрирует прямое влияние (прежде всего, финансовое) государства на

систему высшего образования, что ориентирует на выделение (на основе

небесспорных критериев и субъективной оценки инновационных программ)

нескольких десятков ведущих вузов, которым к 2020 году предстоит войти в

число лучших университетов мира (что также небесспорно). Предполагается,

что именно на базе деятельности этих вузов постепенно будет формироваться

и

развиваться

новая

национальная

модель

вуза,

адекватная

требованиям

второго десятилетия ХХI века.

Проведение тоталитарной акции "Эффективный вуз" – это еще одно из

проявлений этатизма. Возможно, таким образом, государство осуществляет

попытки, правда, не очень эффективные, вернуть российскому образованию,

в

том

числе

высшему,

былую

славу.

Но,

попытки

вернуть

высшее

образование в лоно культурологического подхода лишь административными

мерами без глубоких системных изменений (затрагивающих функции высшей

школы

в

обществе,

ее

связи

и

взаимодействия

с

другими

институтами,

сверхзадачи

ее

деятельности,

реальные

позиции

и

установки

студентов,

преподавателей, исследователей, управленцев), приводят лишь к появлению

дополнительного, надстроенного "слоя" фальсификации и имитации [17]. Это

имитация реформ, имитация управления развитием: "администраторы делают

вид,

что

руководят

модернизацией,

преподаватели

делают

вид,

что

модернизируют

исследовательский,

образовательный

процесс

и

т.д.".

Появляются

новые

типы

вузов

(исследовательские,

инновационные,

федеральные),

предпринимаются

различные

"модные"

нововведения,

например, внедряются балльно-рейтинговые системы, менеджмент качества

и

т.п.,

которые

очень

часто

сводятся

к

появлению

дополнительных

регламентов,

записей

и

т.д.,

не

оказывая

влияния

на

реальное

качество

результатов образования.

Необходимо отметить, что настоящая практика высшего образования, в

большей

степени

ориентирована

на

ценности

цивилизации,

на

удовлетворение требований социального, научного, технического прогресса,

что

также

приводит

к

трансгрессии

культурологического

подхода.

Все

больше

проявляется

тенденция

подмены

культурологических

ценностей

вузовского

образования

цивилизационными,

придание

су г уб о

прагматической,

утилитарной

направленности

этой

форме

культуры,

выхолащивание ее подлинно культурологических смыслов и ценностей. То

есть основная энергия и ресурсы в сфере образования брошены на решение

тактических,

прагматически-утилитарных

задач

в

ущерб

задачам

стратегическим,

собственно

культурным,

способствующим

не

только

"выживанию", но развитию социума и личности.

Поэтому,

как

яркое

проявление

трансгрессии

культурологического

подхода в практике высшего образования можно рассматривать замещение

гуманистической

дидактической

модели

на

функционалистскую

(или

компетентностную), которая нацеливает институт высшего образования на

подготовку

специалиста,

оператора

определенных

производственных

или

административных систем. В компетентностной модели образования человек

готовится

под

определенное

место

в

функциональной

структуре

производственной

или

социальной

системы

и

с оот ве т с т ве нно

рассматривается как один из ее элементов наряду с другими.

Литература.

1.

Durkheim D. E. Foundations of the Classic Sociological Theory, in Classical

and contemporary sociological theory: text and readings. − Pine Forge Press.

− P. 101–102.

2.

Ogburn U.F. «Social change...». – N.Y., 1950. – P. 200-201.

3.

Российская

социологическая

энциклопедия

/

Под

общей

редакцией

академика РАН Г.В. Осипова, 1998. – С. 204-252.

4.

Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные

науки и современность. – 2001. - № 3.

5.

Giddens A. Sociology. Cambridge: Polity Press, 2001.

6.

Combs Ph. The World Crisis in Education: The View from the Eigties. 1987.

7.

Ortega y Gasset J. '?Que es filosofia?'/Revista de Occidente. – Madrid, 1972.

– pp. 97-121.

8.

Jaspers K. T. Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958.

9.

Habermas J. Technik und Wissenschaft als «Ideologic», 5 Aufl. – Fr./M.,

1971.

10.Readings B. The university in ruins. – Cambridge: Harvard University Press,

1996.

11.Можейко М.А. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. –

Мн.: Книжный Дом. 2003.

12.Prigogine I, Stengers I. Order out of chaos. Man's new dialogue with nature.

Heinemann. London, 1984. – 432 p.

13.Бланшо М. Пространство литературы / Пер. с фр. В. П. Большакова и

др. – М.: Логос, 2002.

14.Тимофеева О. Введение в эротическую философию Жоржа Батая. – М.:

Новое литературное обозрение, 2009. – 200 с.

15.EdwART. Словарь экологических терминов и определений, 2010.

16.Тарабановская

Е.А.

Этатические

основы

системы

управления /

Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе:

материалы XV Международной научно-методической конференции, 29

октября 2010 года. – СПб.: СПбГУП, 2010.

17.Будущее

высшей

школы

в

России:

экспертный

взгляд.

Форсайт-

исследование - 2030: аналитический доклад, под ред. В.С. Ефимова. –

Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 182 с.

18.Times Higher Education – Most cited authors of books in the humanities,

2007.

19.Эрибон Д. Мишель Фуко / Пер. с франц. Е.Э. Бабаевой. – М.: Молодая

гвардия, 2008. – 382 с.



В раздел образования