Автор: Магомедова Разият Магомедовна
Должность: к.п.н. доцент каф. коррекционной педагогики и специальной психологии
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: гор. Махачкала
Наименование материала: Научная статья
Тема: Российские синдромы, препятствующие развитию инновационных процессов в образовании
Раздел: высшее образование
Р.М. Магомедова
к.п.н., доцент каф. корр. пед.
и спец. псих.
ФГБОУ ВО «ДГПУ»
(Махачкала)
Российские синдромы, препятствующие развитию инновационных
процессов в образовании
Роль инноваций в современном социально-экономическом развитии
хорошо отражена в правиле, о котором Дж. Христиансен пишет так: “Великая
волна инноваций, которая прокатилась из таких отраслей как электроника,
разработка
программного
обеспечения,
телекоммуникации,
химия
и
биология,
затронула
все
отрасли
во
всех
местах
планеты.
Раньше
существовало
правило: “Не осуществляй инновации до тех пор, пока не
будешь вынужден это сделать”. Правило сегодняшнего дня - «Инновации или
гибель!” [1]. Аналогичные мысли высказывают H.
Chesbrough
[2]
и E. H.
Schein [3].
Анализ показал, что в развитых странах 70-85% прироста валового
внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощаемых в
инновационных технологиях производства и управления. В настоящее время
инвесторы
уделяют
инновациям
больше
внимания,
чем
слияниям
и
приобретениям,
чем
изменениям
стиля
лидерства,
чем
поиску
новых
возможностей сокращения затрат. Так, опрос ведущих бизнес аналитиков,
проведенный
компанией
Arthur
D.
Little,
показал,
что
90%
опрошенных
экспертов считают, что важность инноваций существенно возросла. При этом
70% бизнес-аналитиков отмечают инновации как ключевую детерминанту
оценки компании рынком [4].
В тоже время, Дж. Христиансен пишет и о том, что инновационные
процессы
во
многих
компаниях
протекают
слишком
тяжело,
поскольку
управленческие системы многих компаний не только не способствуют, но
замедляют
инновационные
процессы
или
даже
блокируют
их,
а
иногда
полностью
убивают
инновации.
Подтверждение
сказанному
находим
в
результатах опроса, проведенного компанией Arthur D.Little, так 85% из 700
компаний,
включенных
в
исследование,
были
неудовлетворены
своим
подходом
к
управлению
инновациями
[1].
Совсем
немногие
участники
опроса считают, что они умеют эффективно управлять инновациями.
Исследователи инновационных процессов, происходящих в России
(Кузык Б.Н., Ю.В. Яковец [5]) и российском образовании (Б.Д. Паштаев, Л.Н.
Харченко
[6]),
а
также
ряд
действующих
в
российском
правовом
поле
нормативно-правовых
документов
(Стратегия
социально-экономического
развития
России
до
2020
года, Стратегия развития науки и инноваций в
Российской Федерации на период до 2015 года, Концепция долгосрочного
прогноза
научно-технологического
развития
Российской
Федерации
на
период до 2025 года и др.), напрямую указывают на комплекс проблем,
сложившихся в сфере управления инновационными процессами.
Как нам представляется, проблемы носят российский оттенок и имеют
системный
характер.
Цель
данной
публикации
–
раскрыть
глубинные
причины, существующих и постоянно возникающих проблем в управлении
инновационными процессами. Мы назвали их «синдромами», поскольку они
не поддаются прямому наблюдению.
Содержание вопросов, обсуждаемых в рамках данной статьи, получено
авторами из многообразных источников и обработаны
с использованием
контент-анализа.
Контен-анализ
осуществлялся
в
следующей
логике:
1)
изучение различных источников (научная и публицистическая литература,
СМИ,
нормативно-правовые
акты,
выступления
руководителей,
мнение
экспертов, субъективный научно-педагогический опыт авторов), содержащих
сведения о состоянии системы высшего образования в России, инвариантных
по
структуре
и
существу
содержания,
но
внешне
бытующих,
как
несистематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал;
2) количественный и качественный анализ текстов и текстовых массивов,
материалов интервью, с целью последующей содержательной интерпретации
выявленных закономерностей; 3) восхождение от многообразия текстового
материала
к
абстрактной
модели
содержания
текста
(формулировка
понятийно-категориального аппарата в форме российских синдромов).
Обращение к проблеме критического анализа ”российских синдромов“
(греч. syndrome – стечение; закономерное сочетание симптомов, характерных
для
какой-либо
болезни,
или
её
стадии),
определяющих
развитие
инновационных процессов в образовании – это попытка ответить на вопросы:
почему последние два с половиной десятилетия ушедшего двадцатого века и
начала
текущего
столетия,
Россия
и
российская
система
образования,
достигшие вершины своей истории в 50-70-е годы XX века, утратили свои
преимущества? Какие были допущены стратегические ошибки? Почему был
неправильно
выбран
курс
и
ст рана
двигалась
не
вперед,
к
постиндустриальному
обществу
и
обществу
знаний,
а
назад,
в
эпоху
первоначального накопления капитала и стихийной игры рыночных сил, а
систему
образования
захлестнула
волна
бесчисленных,
незавершенных
и
неэффективных преобразований?
Обсуждаемые синдромы, которые были впервые предложены авторами
в недавних публикациях [6], не бросаются в глаза, как говорится, при первом
приближении, и только глубокий анализ позволяет увидеть их и установить
их
роль
в
жизнедеятельности
государства
и
системы
образования.
Все
исследуемые синдромы в процессе их изучения получили афористические
наименования,
что
делает
их
более
точными,
понятными
и
запоминающимися даже для обывателя.
Прежде, чем приступить к рассмотрению непосредственно синдромов,
необходимо
обратить
внимание
на
этимологию
понятий
инновация
и
инновационный процесс.
Исследования
показали,
что
проблеме
инноваций
посвящено
ряд
изданий,
в
том
числе
и
фундаментальных
монографий.
Однако
при
ближайшем рассмотрении оказывается, что смыслы, которые вкладываются в
это понятие в России и на Западе, не совпадают. Из анализа работ западных
исследователей [7; 8; 9] следует, что инновация является, прежде всего,
категорией
экономической,
социальной
и
даже
личностной,
а
не
только
инструментально-технологической. Инновационный процесс в виде технико-
организационно-социальной
задачи
понимается
ими
как
целостная
и
комплексная проблема.
В российской же практике [10] инновация в подавляющем большинстве
случаев представляется не как социально-экономическая категория, а, скорее
всего
как
направление
научно-технического
прогресса
(прежде
всего
высокотехнологичной
его
составляющей),
связанное
с
внедрением
результатов научных исследований и разработок в практику. Иными словами,
любая
научно-техническая
деятельность
и
все,
что
её
обеспечивает,
объявляется инновационной, по той лишь причине, что её (деятельности)
целью провозглашено получение результатов, которые предстоит внедрять в
производство, продукты, процессы.
Нам
близка
точка
зрения J.
Cantwell
[11],
который
определяет
инновацию
как
результат
деятельности,
воплощенный
в
новые
или
усовершенствованные
продукты,
востребуемые
рынком,
новые
или
усовершенствованные
технологические
процессы,
используемые
в
практической деятельности, новые услуги и новые подходы к удовлетворению
социальных потребностей.
Мы, также, поддерживаем мнение С.А. Анина о том, что инновация как
экономическая
категория
выражает
отношения
по
поводу
обеспечения
интенсивного развития науки и своевременного внедрения ее достижений в
практику. Ее величина определяется количеством произведенной наукоемкой
продукции в расчете на единицу общественно необходимого труда [12].
Понятие ”инновационный
процесс“
в
нашей
интерпретации
-
это
сложный комплекс работ от разработки идеи или новой технологии до ее
широкого
использования,
получения
нового
продукт а
и
е г о
коммерциализации. Полный цикл инновационного процесса включает в себя
следующие последовательно выполняемые работы (стадии): генерирование
идеи → проведение исследований → выработка инновационного предложения
→
разработка
инновационного
проекта
→
реализация
инновационного
проекта. Эффективность инновационного процесса зависит от того, в какой
мере его стадии интегрированы в единое целое и обеспечены достаточным
финансированием [6].
Теперь
перейдем
непосредственно
к
рассмотрению
российских
синдромов,
важнейшим
из
которых
является
синдром
”интегральной
близорукости“
–
это
пренебрежение,
недооценка
или,
может
быть,
непонимание
в
управленческой
среде
механизмов
взаимовлияния
науки,
образования, производства, бизнеса и их суммарного интегрального эффекта
на
происходящие
в
стране
социально-экономические
процессы.
Поэтому
изменения (модернизации, перестройки, реформы), проводимые в экономике,
социальной
и
правовой
сферах,
науке,
образовании
не
имеют
целевого
единства и, чаще всего, нивелируют благие намерения. Примером может
служить
система
образовательных
стандартов,
существующая
в
стране,
которая
не
имеет
финансово-экономического
обоснования,
не
отвечает
запросам (поскольку не согласована с ними) потребителей образовательных
услуг
(самих
обучающихся,
работодателей,
профессиональных
групп)
и
целевым ориентирам развития экономики и страны в целом.
Следующий синдром – ”синдром бегемота в посудной лавке“ –
характеризует российскую экономику, которая формировалась в советское
время
в
виде
крупных
или
очень
крупных
предприятий
(иногда
в
единственном
числе)
и
поворот
ее
к
рыночным
отношениям
затруднен,
поскольку
крупные
предприятия
модернизируются
гораздо
медленнее
и
требуют больших материальных затрат. Остановка таких гигантов приводит к
остановке
целых
производственных
цепочек,
разрушению
налаженных
экономических связей, т.е. можно представить себе, сколько перебил бы
посуды
в
посудной
лавке
бегемот,
если
бы
начал
разворачиваться.
К
сожалению, этот синдром, выражаясь иносказательно, в настоящее время
«мутирует»,
изменяется
в
”синдром
слона“,
которым
можно
обозначить
процесс быстрого роста транснациональных монополий.
Выводы.
1)
”Излечивание“
страны
от
названных
социально-
экономических
синдромов
возможно,
если
будет
принята
стратегия
инновационного прорыва, которая потребует концентрации усилий народа,
государства,
бизнеса,
ученых
на
освоении
принципиально
новых,
конкурентоспособных технологий и продуктов; инновационного обновления
критически
устаревшего
управленческого
и
производственного
аппарата;
повышения роли и ответственности государства за реализацию стратегии, за
содействие
повышению
инновационной
активности
предпринимателей,
ученых, конструкторов, молодого поколения.
2)
Если
Россия
выберет
инерционно-рыночный
вариант
развития,
который основан на всемогуществе рынка при пассивной роли государства,
отказавшегося от выполнения своей стратегически-инновационной функции,
то
будет
происходить
да льнейшее
открытие
экономики
д л я
транснациональных
корпораций,
использующих
страну
как
источник
энергосырьевых ресурсов и рынок сбыта своей продукции, при растущей
угрозе потери самостоятельности страны. При этом система образования
будет
обслуживать
энергосырьевую
экономику
и
все
больше
будет
коммерцилизироваться.
Литература.
1.
Christiansen
J.A.
Building
the
innovative
organization:
Management
systems that encourage innovation. – New York: St. Martin’s Press, 2000. –
357 p.
2. Chesbrough H. Open Innovation, Harvard Business School Press, 2003.
3. Schein E. H. Organizational Culture and Leadership, 2nd edition, Jossey-
Bass, 1992.
4.
Jonash
R.S.,
Sommerlatte
T.
The
innovation
Premium:
How
next
generation companies are achieving peak performance and profitability. –
Cambridge, Massachusetts, 2000. – 151 p.
5. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия – 2050: стратегия инновационного
прорыва. – М.: ЗАО Издательство “Экономика”, 2005. – 624 с.
6.
Харченко
Л.Н.,
Паштаев
Б.Д.
Инновационно-коммерческая
деятельность преподавателя современного вуза: монография / Под общ.
ред. проф. Л.Н. Харченко. – Ставрополь: Сервисшкола, 2011. – 228 с.
7. Drucker P. F. Innovation and entreprenership: Practice and principles. L.:
Pan Books, 1986, p. 55.
8.
Etzkowitz,
H.,
Leydesdorff
L.
The
Dynamics
of
Innovation:
from
National System and Mode 2 to a Triple Helix of University-Industry-
Government Relations / H. Etzkowitz, L. Leydesdorff// Research Policy. –
2000. Vol. 29, Issue 2. – P. 109–123.
9. Twiss B.C. Managing technological innovation / B.C.Twiss. — Pitman,
1992.
10.
Овчинников
В.В.,
Овчинников
Р.В.
Наука
о
практике
и
малое
предпринимательство. – Белгород, 2010. – 112 с.
11. Cantwell, J. Innovation and competitiveness / J. Cantwell // The Oxford
handbook of innovation / ed.: J. Fagerberg, D.C. Mowery, R.R. Nelson. —
Oxford: Oxford Univ. Press. – 2006, pp. 543-567.
12.
Анин
С.А.
Инновационные
отношения
и
закономерности
их
развития. Дис. … канд. эконом. Наук. – Чебоксары, 2009. – 148 с.