Напоминание

Для чего нужны заповедники


Автор: Морозова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10"
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Конспект
Тема: Для чего нужны заповедники
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия

«Для чего нужны заповедники»

(старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

1.

Познакомить детей с понятием «Заповедник», «Заповедная зона», их предназначением.

2.

Рассказать о работе сотрудников Керженского заповедника, заповедных зонах окрестностей г.

Дзержинска.

3.

Познакомить детей с Зеленой книгой, ее страницами, видами спасенных животных силами

работников заповедников.

Предварительная работа

Обобщающая беседа об охраняемых растениях и животных Нижегородской области,

чтение

художественной литературы о природе (рассказы Бианки, Чарушина), цикл экскурсий в денропарк.

Материал: Иллюстрации с

изображением

исчезнувших

животных

(мамонт,

дронт,

моа,

морская

корова,

тур,

гавайская

цветочница),

ДВД-диск

с

фильмом

«Возвращение

утраченного»,

фланелеграф,

нарисованные

сказочные герои.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель:

-Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в волшебный лес.

(На фланелеграфе- иллюстация леса, на сосне сидит белка, под сосной заяц).

- В одном лесу жила-была одна очень мудрая белка. Однажды утром белка выбралась из дупла,

уселась на пушистой верхушке ели, чтобы позавтракать. Вдруг дерево задрожало.

Увидела белка внизу под сосной зайца, который прижался к стволу и дрожал как осиновый лист.

-Заяц, от чего ты такой испуганный? –спрашивает белка.

-Как же тут не напугаться: пришли люди в наш лес, намусорили, своей громкой музыкой распугали

всех зверей, разожгли костер, потушить позабыли -разгорелся пожар, хорошо дождик потушил. А

сегодня объявился охотник с ружьем, еле от него ноги унес. Совсем житья не стало в нашем лесу.

-Да, если так и дальше дело пойдет, то о нас ребята будут узнавать только по картинкам.

-А что, разве уже есть такие животные?- спрашивает заяц.

-Да есть, хочешь расскажу? А вы ребята, хотите?

У меня есть телевизор, поэтому я вам их еще и покажу.

(На мониторе компьютера появляются поочередно рисунки уже вымерших животных).

1.Еще в каменном веке в Европе первобытные охотники способствовали исчезновению лесных

слонов и мамонтов.

2. На островах Индийского океана жила птица дронт, высотой 80 см., весом 20 кг., с недоразвитыми

крыльями. Этот родственник голубя спокойно ходил по лесам, питаясь плодами и семенами. Через 200

лет после освоения островов все дронты были истреблены людьми, свиньями и собаками.

3.На островах Австралии жила гигантская птица моа, напоминающая страусов. Их истребили из-за их

вкусного мяса. Одного яйца моа хватало на обед всей семье.

4. Во время экспедиции Беренга к берегам Аляски шторм выбросил корабль на подводные рифы.

Экипаж перенес нелегкую зимовку благодаря крупному морскому зверю, неизвестному до сих пор

науке. Его назвали морской коровой. Из-за вкусного мяса и жира ее полностью уничтожили.

5. Гавайские цветочницы, жившие в Америке, стали жертвами красоты. Их яркими перьями украшали

свои головные уборы воины и вожди.

6. В Европе жил большой бык –тур. Охотники его полностью истребили.

7. Зебра квагга, жившая в Африке, тоже была уничтожена охотниками.

Выслушал заяц рассказ белки и говорит:

- Да, печальная история. Неужели нам никто не поможет?

Белка отвечает:

- Слышала я от моей бабки, что есть на свете леса, в которых животных никто не трогает.

Почти 100 лет назад

был издан закон, который позволил создать у нас в стране заповедники,

ботанические сады и национальные парки. Заповедник- это место, которое

охраняется государством. На их территории людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить

рыбу, охотиться на птиц и животных. Туда приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и

богатством заповедных мест. Это наше богатство, которым мы можем гордиться. Заповедников сейчас

насчитывается больше 100 в нашей стране (Баргузинский, Астраханский, Кавказский, «Семь островов»

(острова Белого моря).

У нас в Дзержинском районе охраняется озеро Пырское, где гнездится чомга, поганка, находится

колония чаек.

Физкультминутка.

Воспитатель:

-Чем же занимаются сотрудники заповедников?

Демонстрация ДВД-фильма «Возвращение утраченного».

Обсуждение увиденного.

1.

Охраняют существующие виды растений и животных.

2.

Отлавливают зверьков в одних областях и выпускают в другие.

Когда-то наши прадеды и деды охотились на речного зверька с ценным мехом. Это выхухоль.

Животное это жило по берегам рек, питалось моллюсками. У основания хвоста у него есть пахучая

железа, секрет которой пахнет фиалками. Поэтому во всех домах в сундуках с одеждой лежал хвост

выхухоля.

В

результате

бездумной

охоты

в

нашей

области

выхухоль

был

истреблен.

Работники

Керженского заповедника снарядили экспедицию по другим областям: определили места обитания этих

зверьков, установили ловушки, пойманных животных привезли и выпустили их на наши водоемы.

Благодаря этим мерам выхухоль снова прижился и численность его постепенно возрастает.

3. Разведение и восстановление уже исчезнувших в нашей области видов.

На территории Керженского заповедника были построены вольеры, куда поселили несколько пар

белой куропатки, которые через некоторое время дали потомство. Выращенных

в неволе птиц

выпустили в естественную среду. Остается надеяться, что птицы приживутся и дадут потомство уже в

природе.

- Ребята, мы уже с вами знакомились с главной книгой природы.

Международный союз охраны природы выпускает Красную книгу. Растения и животные включаются

в нее не навечно, а с надеждой на то, что вследствие принятых охранных мер они перестанут

нуждаться в защите. Например, в Австралии живет интересный зверек- сумчатый медведь- коала.

(Демонстрация иллюстраций).Он обитает в эвкалиптовых лесах. К 1937 году осталось не более 1000

животных, и численность их продолжала падать. В результате принятых мер по охране животных уже

через 20 лет насчитывалось 50 тыс. сумчатых медведей, и сейчас их уже не относят к исчезающим.

Спасенное животное или растение переводят в Зеленую книгу спасенных. Но, к сожалению не всегда

так бывает.

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, только в заповедниках надо беречь природу?

Охранять и беречь природу надо в любом месте.

Проводится с детьми игра « Это я, это я, это все мои друзья…»

Воспитателем задаются определенные вопросы как о позитивном, так и негативном поведении в

природе. Если подразумевается положительный ответ, то ребята говорят хором: «Это я, это я, это все

мои друзья». Если же вопрос содержит в себе информацию о недопустимом поведении в природе, то

дети должны промолчать. Если же кто-то забывается, то необходимо объяснить, что так друзья

природы не поступают. Зачастую это объясняют сами дети.

1.

Кто цветы и травы знает и зверей не обижает?

2.

Кто, стирая пот с лица, строит домик для скворца?

3.

Кто в собаку камень бросил и щенка ногой отбросил?

4.

Кто сломал у дуба ветку и на птиц накинул сетку?

5.

Кто кормить не забывает кроликов и попугаев?

6.

Кто собак так крепко любит, приласкать их не забудет?

7.

Кто топтал цветы на клумбе, привязал котенка к тумбе?

8.

Гладит кто щенков и кошек, птицам сыплет вкусных крошек?

9.

Кто и в лютые морозы в комнате разводит розы?

10.

Кто сегодня в сад пошел и все грядки прополол?

11.

Кто растит в саду цветы небывалой красоты?

12.

Кто, жалея птичку в клетке, ей дает одни конфетки?

13.

Кто березку посадил и цветы в саду полил?

14.

Кто, забыв свои игрушки, делает для птиц кормушки?

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.



В раздел образования