Автор: Кунгурова Наталья Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п. Сывдарма (Пуровский р-н)
Наименование материала: Статья
Тема: "Сюжетно - ролевая игра в жизни дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
«Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника»
Автор. Кунгурова Наталья Сергеевна, воспитатель МБОУ «СОШ№2» п.Сывдарма
В век новых технологий дети стали играть все меньше и меньше. Они много времени
проводят у телевизора, компьютера, с планшетом в руках.
Игра занимает ведущее место в жизни дошкольников. Существует огромное количество игр:
дидактические, словесные, настольные, подвижные, театрализованные. Сегодня мы поговорим
о сюжетно – ролевой игре. Игра – самое главное занятие в жизни ребенка. А игры, которые
создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место. Называются они сюжетно-
ролевыми. В них детьми воспроизводиться все, что они видят вокруг: разные проявления жизни,
деятельность взрослых. Так ребенок начинает социализироваться, то есть вливаться в детский
коллектив, моделируя свое поведение, развивая коммуникативные и лидерские качества, оценивая
свои поступки и поступки сверстников. Сюжетно – ролевая игра носит коллективный характер.
Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Игра – отражение жизни. Сюжетная
игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все понарошку, как
будто. В такой игре есть сюжет и роли. Сюжет игры – это ряд событий, которые
объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры –
характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является
основным стержнем сюжетно – ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль
взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем
или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом
использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в
разнообразные отношения с другими играющими; хвалит или ругает «дочку», осматривает
больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Значение сюжетно – ролевой игры на развитие детей очень велико.
• В игре придумывается сюжет – значит развивается фантазия
• В игре ведутся диалоги между играющими – значит развивается речь. В создании образа
особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять
переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Между речью и игрой существует
двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой,
сама игра развивается под влиянием развития речи
• Используются заместители предметов – развивается воображение. Для осуществления
замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые
помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных
игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками.
Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем
больше сходства ищут с действительностью.
• Придумываются костюмы – дети проявляют творчество.
• В игре познается окружающий мир.
• В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения
взрослых.
• Развивается самооценка (оценка своих возможностей, качеств и места среди других детей. От
самооценки зависит отношение к успехам и неудачам).
Необходимо помочь детям овладеть ролевыми играми. Для начала предложить
несложные сюжеты игр, поощрять в ребенке все проявления инициативы и фантазии, проводить
театрализованные представления, читать сказки. Детям младшего дошкольного возраста близки и
понятны сказки о взаимодействиях животных с людьми, дети этого возраста охотно берут на себя
роль животных.
Наблюдая за детской игрой можно сделать определенные выводы об особенностях развития и
психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры
дети показывают свое отношение к окружающему миру – ведь в игре ребенок наделен силой,
которой лишен в реальном мире. Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль,
обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую
не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова,
пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша,
бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Управляя игрой детей, можно влиять на их
отношения и мировоззрение.
Характеристика сюжетно-ролевой игры
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания.
Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его
воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра
представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее
внутреннее содержание. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью
воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей
действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и
вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв роль,
ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее,
вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность
(С. Л. Рубинштейн).
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают
значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что
ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и
творческий характер.
Как пишет Д. Б. Эльконин, на основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности
и к совместной жизни со взрослым зарождается новый тип деятельности – ролевая игра, в которой
ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношение к другим
людям, тем самым живет с ним общей жизнью. Через содержание игры ребенок приобщается к жизни
взрослых.
Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер
деятельности детей. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему,
время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый
ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок
реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой
деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-
ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует
за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы
перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую
жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой
деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни,
огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры,
образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий
характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с
активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об
окружающем мире.
Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет
каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя
следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.
Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.
Д.Б.Эльконин дал следующее определение сюжета: «Под сюжетом следует понимать ту сферу
действительности, которую дети отражают в своих играх». Сюжеты игр отражают конкретные условия
жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением
кругозора ребенка и знакомством с окружающим. При этом его игровые действия – одно из основных
средств реализации сюжета.
Сюжеты детских игр достаточно многообразны. Некоторые сюжеты встречаются на протяжении всего
дошкольного детства, но Д. Б. Эльконин, описывает закономерность в их развитии. Здесь можно
говорить, по крайне мере, о трех линиях развития игр в рамках одного сюжета. Развитие сюжетов идет
от бытовых игр к играм с производственным сюжетом и, наконец, к играм с сюжетами общественно-
политическими. Такую последовательность ученый связывает с расширением кругозора ребенка и его
жизненного опыта, с вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых.
Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в
человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение
ребенка в отношениях и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения
человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или
смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети
создают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих
ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание.
Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжет, но прежде всего
содержание детских игр.
Содержание игры, отмечает Д. Б. Эльконин, – это то, что воспроизводится ребенком в качестве
центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослым в их бытовой,
трудовой, общественной деятельности.
Так вот опыт ребенка, по мнению Р. И. Жуковской и Д. В. Менджерицкой, важный источник, но часто
поверхностный, потому взрослый должен корректировать, направлять ребенка.
Опыт, организуемый взрослым, Р. И. Жуковская представляет в нескольких направлениях:
Игрушка. «Не изобилие игрушек решает вопрос о возможности развития полноценной содержательной
игры, а в первую очередь то, в какой связи с детским опытом, с впечатлениями от окружающей жизни
игрушка дана ребенку». Очень важно рассматривать игрушку как стимул к организации детской
самодеятельности. Целесообразно давать ребенку игрушку и как напоминание о ярких детских
впечатлениях. Игрушки можно вносить в группу планово, в связи с планируемой взрослым игрой.
Важно сочетать внесение игрушек с обогащением детей знаниями о предметах;
Прогулки, экскурсии, ответы на детские вопросы. Они углубляют познание ребенком окружающего
мира. Творческая игра в таком случае дает естественные основания для воспитания у детей
любознательности, желания больше узнавать, применять полученные знания в деятельности;
Художественная литература. Р. И. Жуковская считала, что художественная литература – один из
существенных факторов, влияющих на направленность детских игр, на правильное развитие
воображения. Она предлагала отбирать для детей книги, разные по жанру, по содержанию – о жизни,
играх, труде детского коллектива, о смелых поступках детей, о труде взрослых[6;75].
Названные источники, способствуют развитию содержания игр и влияют на умственное развитие
ребенка.
Другие авторы в своих исследованиях придерживаются несколько иной точки зрения об источниках
содержания сюжетно-ролевой игры.
В сюжетно-ролевой игре ребенок, свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил
деятельности, но в тоже время не свободен от того социального мира, в котором он существует и
который определяет содержание его игры, от сложившихся в обществе вообще и в группе детей в
частности игровых традиций (в которых отбирается и определенным образом организуется его
содержание). Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об
окружающем, владением способами деятельности, которые позволяют воплотить эти знания в игру,
утверждают Н. Я Короткова и Н. А. Михайленко. По их мнению, содержание игры – это не иллюзия, не
копия реального мира, а активное, творческое воспроизведение его. Воспроизводимые в игре события,
персонажи и их действия – все это, безусловно, продукты отражения в сознании ребенка его реального
опыта: непосредственного знакомства с окружающим, восприятия содержания прочитанных ему книг,
просмотренных кинофильмов и телепередач. Однако в соединении, комбинировании имеющихся у него
знаний ребенок достаточно свободен. И чем старше он становится, чем больше знаний и
разнообразного опыта приобретает, тем большее содержание его игры выходит за пределы
непосредственно воспринятого.
Таким образом, разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех
сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам,
чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка
выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет, роль –
средство реализации сюжетно-ролевой игры.
Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д. Б. Эльконин называет единицей игры, ее
центром. Роль объединяет все стороны игры.
Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким либо персонажем сюжета и
действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила
поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.
Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок
оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Психологи выделяют и такие структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, как: правило, игровое
действие, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера
по игре.
Итак, можно сделать следующие выводы:
· сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;
· основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в
том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой
обстановке;
· одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре: ребенок
воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает;
· в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от
того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.