Автор: Миронова Марина Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г.Краснодар
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений и рассказов по лексическим темам".
Раздел: дошкольное образование
Использование метода мнемотехники при
заучивании стихотворений и запоминании
небольших рассказов по лексическим темам.
Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих
процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём
образования ассоциаций.
Мнемотехника строится от простого к сложному.
Начинается работа с
простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например,
даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно
понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать
цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные
образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем
дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Дети
постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно
переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию
сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным
символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от
сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
Мнемотаблицы
–
это
схемы,
в
которые
заложена
определенная
информация.
Овладение
приемами
работы
с
мнемотаблицами
значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи,
направленные на:
- развитие памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации;
- развитие мелкой моторики рук;
- активизация словаря по определённой лексической теме.
Использование наглядного моделирования помогает детям добывать
информацию,
проводить
исследование,
делать
сравнения,
составлять
четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
формулировать
и
высказывать
суждения,
делать
умозаключения;
оказывает
положительное
влияние
на
развитие
внимания,
памяти,
мышления.
Опорные рисунки являются увлекательным занятием для обучения,
превращая занятие в игру.
Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста.
Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память
и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ,
сохранившийся
у
ребёнка
после
прослушивания,
сопровождающегося
просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на
каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При
чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После
прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.
Особенность
методики
заключается
в
том,
что
применяются
не
изображения
предметов,
а
символы,
что
значительно
облегчает
детям
поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к
речевому материалу.
Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала
и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на
том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек
в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту
взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все
ранее соединённые образы. Другими словами, если ребёнку сложно
запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными
картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.
На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу,
на более поздних — дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают
ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого
высказывания.
Описание методики
1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут
учить его наизусть;
2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли,
словарная работа;
3. Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное
слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку)
и зарисовывает её (либо рисует педагог).
4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы
5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.
Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.
То же касается и работы с небольшими текстами. Но уже идет добавление
других символов, обозначающих действие предмета, его признаки.
В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только
заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и
основные психические процессы - память, внимание, образное мышление.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений и
небольших рассказов более простым, интересным, творческим.