Напоминание

"Использование мнемотехники при заучивании стихотворений и рассказов по лексическим темам".


Автор: Миронова Марина Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г.Краснодар
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений и рассказов по лексическим темам".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование метода мнемотехники при

заучивании стихотворений и запоминании

небольших рассказов по лексическим темам.

Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих

процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём

образования ассоциаций.

Мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинается работа с

простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например,

даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно

понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать

цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные

образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем

дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Дети

постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно

переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию

сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным

символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от

сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Мнемотаблицы

это

схемы,

в

которые

заложена

определенная

информация.

Овладение

приемами

работы

с

мнемотаблицами

значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи,

направленные на:

- развитие памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации;

- развитие мелкой моторики рук;

- активизация словаря по определённой лексической теме.

Использование наглядного моделирования помогает детям добывать

информацию,

проводить

исследование,

делать

сравнения,

составлять

четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

формулировать

и

высказывать

суждения,

делать

умозаключения;

оказывает

положительное

влияние

на

развитие

внимания,

памяти,

мышления.

Опорные рисунки являются увлекательным занятием для обучения,

превращая занятие в игру.

Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста.

Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память

и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ,

сохранившийся

у

ребёнка

после

прослушивания,

сопровождающегося

просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на

каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При

чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После

прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

Особенность

методики

заключается

в

том,

что

применяются

не

изображения

предметов,

а

символы,

что

значительно

облегчает

детям

поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к

речевому материалу.

Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала

и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на

том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек

в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту

взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все

ранее соединённые образы. Другими словами, если ребёнку сложно

запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными

картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу,

на более поздних — дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают

ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого

высказывания.

Описание методики

1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут

учить его наизусть;

2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли,

словарная работа;

3. Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное

слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку)

и зарисовывает её (либо рисует педагог).

4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы

5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы;

- собственно сам процесс запоминания;

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации в мозге.

То же касается и работы с небольшими текстами. Но уже идет добавление

других символов, обозначающих действие предмета, его признаки.

В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только

заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и

основные психические процессы - память, внимание, образное мышление.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений и

небольших рассказов более простым, интересным, творческим.



В раздел образования